Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
УДК 371.693.4:[654.16+623.82] Дата подачи статьи: 12.01.15
DOI: 10.15827/0236-235X. 109.092-099
ОБЛИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ СВЯЗИСТОВ
В.В. Сергеев, к.т.н., профессор, [email protected];
А.В. Родионов, к.т.н., доцент, [email protected];
Е.В. Пучко, начальник кафедры, [email protected] (Военный институт дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»,
Малоохтинский просп., 80/2, г. Санкт-Петербург, 195112, Россия)
Одной из важнейших задач повышения качества подготовки корабельных связистов является разработка современных учебно-тренировочных средств. Наряду с использованием малогабаритных специализированных тренажеров в военно-морских учебных заведениях в различное время для подготовки специалистов связи использовались имитационные тренажеры «Глобус», «Посейдон», «Молния-МТ2», TGS-4000 и «Marsim-C», а также комплексный тренажер корабельных связистов «Племя-С». В данной статье рассматриваются возможности и недостатки, выявленные в процессе жизненного цикла тренажера «Племя-С», свойственные и другим связным тренажерам. Показано отсутствие в связных тренажерах на тактико-специальном уровне возможности автоматического контроля и адаптивных реакций на действия обучающихся. В связи с этим существенная нагрузка возлагается на руководителя обучения, имитирующего работу операторов береговых командных пунктов и узлов связи, которая возрастает пропорционально увеличению количества обучающихся в учебных группах. Результаты анализа использования тренажера «Племя-С» позволили предложить пути совершенствования тренажеров корабельных связистов на специальном, тактико-специальном и тактическом уровнях, а также допустимые ограничения. Ключевая роль в перспективном тренажере должна быть отведена разработке комплексной модели радиообмена подвижных объектов ВМФ с береговыми командными пунктами и узлами связи, которая позволит решать системные задачи: дидактическую, исследовательскую и практическую.
Ключевые слова: корабельный связист, требования к тренажерам, специализированный тренажер, комплексный тренажер, пути совершенствования.
Современные системы вооружения относятся к сложным человеко-машинным системам и являются сегодня не только возможным, но и периодически появляющимся источником техногенных аварий и катастроф. Причины дестабилизации человеко-машинных систем разные, но однозначно можно утверждать, что одной из основных является противоречие между усложняющейся техникой и неизменными возможностями человека, что приводит к значительному увеличению влияния «человеческого фактора» на общую надежность таких систем [1].
Сегодня среди задач повышения качества образовательного процесса одними из важнейших являются разработка и обеспечение военных учебных заведений и флотов современными учебно-тренировочными средствами (УТС). Актуальность этого подтверждена рядом научных работ, выполненных в интересах Военно-морского флота (ВМФ). В связи с этим обоснование и разработка облика перспективных УТС и путей развития существующей учебно-материальной базы, используемой для подготовки специалистов связи ВМФ, своевременны и актуальны.
Тренажерная техника для подготовки корабельных связистов в военно-морских учебных заведениях достаточно эффективно используется с 70-х гг. ХХ века. В Высших специальных офицерских классах ВМФ (г. Санкт-Петербург) были разработаны аппаратные тренажеры «Ручеек»,
«Радиотелеграфист», «Связист», «Сигнальщик», которые длительное время использовались для подготовки операторов слуховой радиотелеграфной и сигнальной связи. Комплексный тренажер «Глобус» позволял отрабатывать действия личного состава боевых частей связи подводных лодок (ПЛ) и узлов связи флотов с использованием учебных образцов техники. Данный тренажер широко применялся в учебных заведениях ВМФ до середины 80-х гг. прошлого столетия.
Известно, что аппаратные тренажеры обладают высокой надежностью, но имеют узкую функциональную направленность и низкий модерни-зационный потенциал. C 90-х годов развитие тренажерной техники тесно связано с внедрением электронно-вычислительной техники (ЭВТ) в моделирующие устройства тренажеров с последующим формированием автоматизированных рабочих мест обучающихся (АРМО) и руководителя обучения на базе ЭВМ [2].
Первым комплексным тренажером на базе ЭВТ, позволяющим имитировать процессы радиообмена ПЛ с узлами связи, стал имитационный тренажер «Посейдон» (рис. 1), в состав которого были интегрированы лицевые панели пультов управления техникой и оконечная аппаратура связи.
Длительное время для подготовки связистов использовался тренажер с аналогичными возможностями «Молния-МТ2», в котором имитировался
92
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
Рис. 1. Рабочее место оператора связи тренажера «Посейдон»
Fig. 1. A workplace of the “Poseidon ” simulator communications service provider
процесс обмена сообщениями между пультом руководителя обучения (береговой командный пункт (КП) и узел связи) и пультом дистанционного управления автоматизированного комплекса связи (АКС) ПЛ «Молния-МСМ». Тренажеры «Глобус», «Посейдон» и «Молния-МТ2» наряду с одиночной подготовкой специалистов позволяли тренировать расчеты боевых частей связи совместно с командирами ПЛ. Сегодня невозможно обеспечить использование данных тренажеров из-за устаревания ЭВТ в их составе.
Развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило техническую возможность создания тренажерно-обучающих систем, функционирующих на базе локальных вычислительных сетей и характеризующихся высокой степенью адекватности моделируемой обстановки и среды деятельности корабельных специалистов с широкой вариативностью тактических ситуаций.
К тренажерно-обучающим системам этого поколения относятся имитационные тренажеры TGS-4000 и «Marsim-C», предназначенные для подготовки специалистов связи по использованию радиооборудования ГМССБ (рис. 2).
С 2007 г. в учебных центрах ВМФ для подготовки расчетов связистов ПЛ успешно функционирует локальная автоматизированная система обучения (ЛАСО) «Пакет-Пассат», базовой моделью которой является имитатор системы дистанционного управления современного комплекса связи «Смерч».
В 2005 г. был разработан комплексный тренажер корабельных связистов (КТ КС) «Племя-С» (патент РФ на ПМ № 38246, авторы: Катано-вич А.А., Лобов С.А., Васильев В.И. и др.). Этот тренажер используется в Военном институте дополнительного профессионального образования (г. Санкт-Петербург) для индивидуального, группового и комплексного обучения специалистов
Рис. 2. Рабочее место оператора ГМССБ тренажера «Marsim-C»
Fig. 2. A workplace of the GMDSS operator of “Marsim-C” radio communication simulator
различного уровня: флагманских связистов (ФС) соединений, командиров боевых частей связи ПЛ и надводных кораблей (НК), в том числе и совместно с командирами кораблей [3]. Следует отметить, что в отличие от тренажеров для подготовки подводников это первый тренажер в России, который позволил осуществлять комплексную подготовку связистов НК по использованию АКС.
КТ КС «Племя-С» (в составе тактико-специального тренажерного комплекса «Командор» [4]) наряду с обеспечением теоретической подготовки позволяет проводить практические занятия [5, 6]:
- групповые занятия по планированию связи в соединениях ПЛ и НК с определением параметров радиотрасс, построением схем связи, выполнением расчета сил и средств, разработкой распоряжений по связи (уровень ФС соединения кораблей);
- занятия по применению каналов радиосвязи кораблей с имитацией работы основных трактов связи АКС ПЛ типа «Молния» и НК типа «Буран» и «Рубероид-2» (уровень командира боевой части связи корабля);
- групповые занятия по изучению характеристик и устройства комплексов и средств связи с применением компьютерных имитационных моделей, воспроизводящих их внешний вид, интерфейс и алгоритмы функционирования (рис. 3) (уровень командира группы и инженера боевой части связи корабля);
- занятия и тренировки по применению средств сигнальной и слуховой радиотелеграфной связи (уровень оператора средств связи).
В целом использование тренажера «Племя-С» для подготовки обучающихся позволяет повысить качество усвоения ими учебного материала и уменьшить необходимые для этого временные затраты, а также моделировать различные учебные ситуации, адекватные деятельности специалистов
93
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
Рис. 3. Рабочее место оператора боевой части связи ПЛ тренажера «Племя-С»
Fig. 3. A workplace of a submarine communication military unit operator on "Plemya-S ” simulator
связи на флоте. Научно-педагогическим составом кафедры боевого применения средств связи накоплен богатый опыт использования данного тренажера в учебном процессе.
Вместе с этим отдельные возможности тренажера «Племя-С» не использовались в течение всего жизненного цикла изделия в связи с недостатками, существенно ограничивающими его полноценное применение. Выявлены следующие недостатки.
1. Отдельные тренажерные модели средств, комплексов и каналов связи содержат ряд ограничений и неточностей в алгоритмах функционирования, что повлекло за собой отказ от их использования в учебном процессе.
2. В режиме тренировок по обмену сообщениями не предусмотрено использование моделей современных средств связи. Это существенно ограничивает возможность тренажерной подготовки связистов для работы на новых проектах ПЛ и НК.
3. Учебная информационная тренажерная модель организации связи подвижных объектов (ПЛ и НК) с береговым КП (узлом связи) отличается от фактической и имеет ряд существенных ограничений при моделировании учебных ситуаций, что не позволяет говорить о высокой степени адекватности моделирования предметной области.
4. Автоматический контроль и оценка действий обучающихся, а также выработка тренажером адаптивных реакций на эти действия в соответствии с замыслом руководителя обучения не предусмотрены. В связи с этим при моделировании радиообмена основная нагрузка в процессе тренировок возлагается на руководителя обучения, имитирующего работу операторов берегового КП, узла связи и системы радиоэлектронного подавления противника.
Известно, что разработчики компьютерных тренажеров часто возлагают на них множество функций отображения обучающей информации,
не уделяя при этом должного внимания необходимой степени автоматизации функций управления обучением [7].
КТ КС «Племя-С» обладает широкими возможностями по моделированию предметной области [6], что достигнуто за счет информационнокоммуникационных технологий. В то же время это существенно усиливает загруженность руководителя обучения в процессе группового обучения (в том числе операторскими функциями) и не способствует индивидуализации обучения специалистов связи.
Указанные недостатки объясняются и тем, что компьютерные тренажеры являются сложными открытыми развивающимися системами с активными элементами. Особенностью разработки таких систем является то, что их легче изготовить и ввести в действие, начиная с некоторого уровня сложности, а далее преобразовывать и изменять, чем отобразить формальной моделью на этапе проектирования [8].
Одним из путей совершенствования современных тренажеров является автоматизация операторских функций руководителя обучения, которая позволит сосредоточить его усилия на решении главной педагогической задачи - определение вида обучающих воздействий в зависимости от достигнутого обучающимися уровня умений и навыков. Это подтверждается анализом литературы, содержащей вопросы методологии проектирования и использования тренажеров [7, 9].
По мнению авторов, перспективные тренажеры следует классифицровать в зависимости от целей подготовки конкретных специалистов на нескольких уровнях. Рассмотрим пути совершенствования тренажеров корабельных связистов на примере возможностей многопрофильного тренажера «Племя-С».
Специальный уровень - уровень применения комплексов, средств связи и документов по связи (в соответствии с классификацией это комплект специализированных тренажеров).
Реализация техники связи в виде программных тренажерных моделей дает преимущество для подготовки специалистов по ряду причин. В настоящее время в ВМФ достаточно остро стоит проблема комплектования учебных заведений образцами современных средств и комплексов связи. Также известно, что для полноценной подготовки специалистов поставка этой техники в единичных экземплярах не позволит обеспечить качественное групповое обучение, при котором необходимо одновременно осуществлять практическую подготовку нескольких специалистов.
Для решения такой задачи целесообразна разработка программного комплекса имитаторов КП и боевых постов боевых частей связи в соответствии с вооружением базовых проектов кораблей. Следует предусмотреть и создание гибкой системы назначения (закрепления) программных ими-
94
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
таторов средств связи на различные рабочие места обучающихся, что на сегодняшний день в тренажере «Племя-С» реализовано только при конфигурировании боевых постов связи НК. Это даст возможность адаптировать тренажерную подготовку к конкретной группе обучающихся: при одиночной подготовке группы специалистов или в составе расчетов для различных проектов кораблей (рис. 4).
При подготовке группы связистов каждый обучающийся будет выступать в роли командира боевой части на имитируемом КП связи ПЛ или НК. При подготовке расчетов станет возможной организация совместной подготовки специалистов, например, в следующем составе: ФС соединения ПЛ, командир ПЛ, командир боевой части и командир группы на моделируемых КП связи и на автономном резервном посту связи (АРПС) соответственно. В обоих вариантах имитация работы лиц дежурной службы управляющего КП и приданного ему узла связи будет осуществляться с АРМ руководителя обучения.
Тактико-специальный уровень - уровень применения каналов связи.
Тренажер этого уровня должен предусматривать моделирование процессов формирования сеансов связи и обмена сообщениями в имитируемых каналах связи, а также моделирование учебных ситуаций и вводных в части передачи сообщений с учетом реальных условий внешней среды и противодействия противника. Вместе с этим такой тренажер может иметь в своем составе тренажерные имитаторы комплексов и средств связи, то есть включать в свой состав комплекс специализированных тренажеров нижестоящего уровня, функционально связанных между собой.
Функционирование тренажеров тактико-специального уровня основано на имитации тактической обстановки, процессов функционирования стационарных и подвижных объектов связи, информационных потоков, циркулирующих между ними, каналов связи, среды деятельности обучающегося и руководителя обучения (рис. 5).
Методология проектирования тренажеров определяет необходимость использования системотехнического подхода при исследовании тренажеров с позиции надсистемы - системы тренажерной подготовки [7]. Предъявляемые требо-
Организация подготовки групп связистов
Управляющий КП
НК 1 НК 2 НК 3 НК 4 НК 5
^АРМОб^ ^АРМО7^ ГАРМО 8Л АРМО 9Л АРМО 10
КПС НК 1 КПС НК 2 КПС НК 3 КПС НК 4 КПС НК 5
Организация совместной подготовки командиров кораблей и связистов
Рис. 4. Варианты использования комплексных тренажеров корабельных связистов Fig. 4. Options of using part task simulators of naval signalmen
95
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
Комплекс
управления
тренировкой
(АРМР)
Вычислительно- /1 к Комплекс моделей
моделирующий С > средств связи
комплекс N1 К (АРМО)
Сценарий занятия (исходные данные, вводные)
_______Фактор времени________
Требования по организации и боевому использованию связи
Действия в процессе тренажа: активное слежение; анализ событий (сведений); принятие решений; выполнение вводных; контроль и оценка действий
Командная информация
Условия среды Воздействие противника
Главный КП корабля
Боевая часть связи корабля
Рис. 5. Схема взаимодействия руководителя обучения и обучающегося в процессе тренажерной подготовки по использованию радиоканалов подвижных объектов с береговыми узлами связи
Fig. 5. The scheme of interaction between the head of training and a trainee in the course of training preparation for using radio channels of mobile objects with coastal communication centers
вания к системным свойствам тренажеров отражены в ГОСТе РВ 29.05.005-95. Анализ соответствия возможностей тренажера «Племя-С» этим требованиям показал следующее:
- возможность изменения параметров учебной информационной модели системы связи, позволяющей имитировать радиообмен подвижных объектов (ПЛ и НК) с береговыми КП и узлами связи, обеспечена на 75 %;
- степень адаптивности моделей тренажера к действиям обучающихся составляет 40 %;
- автоматизация контроля и документирования действий обучающихся реализована на 28 %.
В тренажере не предусматриваются автоматический контроль и оценка действий обучающихся, а также выработка тренажером адаптивных реакций на эти действия в соответствии с замыслом руководителя обучения. Функции берегового КП (узла связи) выполняются руководителем обучения в процессе тренажа вручную, и, как следствие, по ряду учебных элементов отсутствует возможность использования тренажера обучающимися во время самостоятельной подготовки.
При имитации потоков сообщений основную нагрузку в процессе тренировок несет руководитель обучения, и она возрастает пропорционально увеличению количества обучающихся в учебных группах. Это является следствием отсутствия в составе тренажера адаптивных к действиям обучающихся учебных моделей документов радиоданных (учебных документов по связи).
Указанный недостаток свойственен и другим современным тренажерам связи (ГМССБ, ЛАСО «Пакет-Пассат»). Следовательно, уже на тактикоспециальном уровне (уровень применения каналов связи) тренажеры корабельных связистов не обеспечивают в полной мере выполнение ряда требований, возлагаемых на УТС. Можно говорить лишь о реализации в них имитационных моделей некоторых радиоканалов, позволяющих демонстрировать процессы приема и передачи сообщений с использованием имитаторов техники связи.
Для расширения возможностей перспективных тренажеров необходима разработка моделей радиоданных (документов по связи), а также адаптивной модели организации связи (обмена сооб-
96
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
щениями) подвижных объектов ВМФ с береговыми узлами связи (КП), представляющей собой формальное отражение потоков сообщений в различных радиоканалах. Реализация в тренажерах таких компонентов позволит обеспечить моделирование работы береговой системы связи в автоматическом режиме без выполнения руководителем обучения операторских функций.
В существующих тренажерах поведенческая модель деятельности руководителя обучения, имитирующая работу лиц дежурной службы КП и узлов связи, представляет собой одноканальную систему массового обслуживания с очередью обслуживания заявок, поступающих в виде сообщений (выполненных вводных) от обучающихся. Продуктами деятельности руководителя обучения являются результаты контроля непротиворечивости и достаточности донесений, составленные им ответные сообщения-реакции и результат их доведения до обучающихся по моделируемым в тренажере каналам связи. Доказано, что такая деятельность руководителя обучения является алгоритмической, а, следовательно, может быть математически описана в виде сетей (сетевые графики, алгоритмы, сети Петри и др.) и возложена на ЭВМ [10].
Тренажерная модель организации связи подвижных объектов ВМФ с береговыми узлами связи (КП) может быть реализована системно; она представляет собой комплекс структурных, логических и расчетных элементов. В современных тренажерах тактико-специального уровня важная роль должна быть отведена разработке логических элементов, определяющих следующие алгоритмы: работа элементов в «образованиях» системы связи в соответствии с документами по организации связи; организация радиообмена береговых КП (автоматизированных объектов связи) с ПЛ и НК; формирование сеансов связи.
Тактический уровень - уровень планирования связи (тренажер управления в ГОСТе РВ 29.05.005-95). Данный уровень предполагает создание тренажерных средств формирования интеллектуальных умений и навыков по связи при решении основных тактических и функциональных задач с использованием средств интеллектуальной поддержки деятельности офицера-управленца.
Этот уровень реализован на тренажере «Пле-мя-С» в виде специализированного программного комплекса «Тренажер флагманского связиста», который позволяет рассчитывать вероятность радиосвязи в некоторых диапазонах радиоволн с нанесением результатов на рабочую карту и разработкой ряда планирующих и директивных документов. Тренажер ФС позволяет специалистам приобретать навыки планирования связи с отдельными элементами автоматизации, что существенно экономит учебное время. В то же время следует отметить, что данный комплекс в настоящее вре-
мя не может использоваться на флотах в силу ряда программных недоработок и ограничений. В частности, в реализованных методиках и алгоритмах комплекса планирования связи не учитываются ряд условий воздействия внешней среды и противника, а также особенности организации связи флотов. Процесс формирования схемы связи соединения автоматизирован не в полном объеме.
Автоматический контроль и оценка действий обучающихся по планированию связи, а также выработка тренажером адаптивных реакций на действия обучающихся не предусмотрены. Таким образом, требования ГОСТ в данном тренажере не соблюдены. Поэтому так называемый тренажер ФС по своим функциям таковым не является, а представляет собой комплекс интеллектуальной поддержки принятия решений, в котором автоматизированы отдельные элементы деятельности должностных лиц по планированию связи соединения кораблей.
В соответствии с содержанием деятельности ФС на данном уровне наибольшую ценность в перспективном тренажере будут представлять структурные и расчетные элементы тренажерной модели радиообмена в системах связи различных уровней. К структурным элементам относятся различные структуры «образований» системы связи, к расчетным - методики расчета параметров тракта распространения радиоволн каналов связи с подвижными объектами ВМФ в различных диапазонах; методики расчета характеристик каналов связи различных родов связи; методики оценки качества связи с учетом воздействия вероятного противника. Разработка таких методик должна быть выполнена с ориентацией на их использование в дальнейшем и должностными лицами командного профиля. Это позволит им принимать личное участие на всех этапах количественного обоснования решений (в части организации и боевого использования связи).
Таким образом, совершенствование тренажера ФС целесообразно выполнить, как минимум, по следующим основным направлениям: разработка (внедрение в тренажер) методик оценки выполнения требований к связи в различных радиоканалах; автоматизация процесса формирования распоряжений по связи и схемы связи; автоматизация контроля и оценки действий обучающихся на основе типовых вариантов организации связи.
На наш взгляд, перспективные тренажеры корабельных связистов в соответствии с ГОСТом РВ 0169-001-2010 должны быть:
- компьютерными, то есть без реализации в них аппаратной части и реальных лицевых панелей аппаратуры (по экономическим соображениям), за исключением отдельных специализированных тренажеров изделий военной техники;
97
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
- интеллектуальными, то есть обеспечивать автоматическое функционирование по сценариям, предварительно разработанным руководителем обучения;
- адаптивными, то есть реакции, вырабатываемые учебными информационными моделями тренажеров в автоматическом режиме, должны зависеть от конкретных действий обучающихся и соответствовать требованиям руководящих документов, регламентирующих организацию связи.
Следует также отметить, что современный ГОСТ, стандартизирующий термины и определения тренажеров военного назначения, регламентирует различные виды тренажеров, в частности, «автоматизированный», «адаптивный», «интеллектуальный» и другие тренажеры. На наш взгляд, указанные определения вносят в систему классификации тренажеров военного назначения некоторую неопределенность. Это связано с тем, что отсутствие в тренажере хотя бы одного из этих качеств не позволит называть его таковым в соответствии с требованиями, содержащимися в ГОСТ РВ 29.05.005-95.
Таким образом, на этапе создания перспективного тренажера корабельных связистов ключевая роль на тактико-специальном и тактическом уровнях должна быть отведена разработке комплексной модели радиообмена подвижных объектов ВМФ с береговыми узлами связи (КП), а также с кораблями группировки разнородных сил (тактической группы). Такая модель позволит решать ряд системных задач:
- дидактическую - создание учебного фона (в части вариантов построения элементов («образований») системы связи и организации связи в них и между ними) при отработке тактических элементов применения сил;
- исследовательскую - анализ и синтез вариантов построения элементов («образований») системы связи и организации связи в них и между ними при обосновании направлений развития систем связи различного уровня, проектировании их элементов и разработке документов по организации связи;
- практическую - формирование предложений по применению элементов («образований») системы связи и организации связи в них и между ними в процессе управления связью должностными лицами системы связи.
Учебные заведения испытывают острый недостаток в современных образцах вооружения и военной техники, поэтому наиболее востребованными в перспективных тренажерах корабельных связистов являются имитационные модели современных комплексов и средств связи (специальный уровень).
Реализация адаптивной учебной информационной модели системы связи, функционирующей в радиоканалах со свободно конструируемой син-
таксической информацией, возможна, но труднореализуема. Это потребует существенных временных и интеллектуальных затрат разработчиков и в целом окажется экономически невыгодным. Системные требования к тренажерам в части адаптивности моделей тренажера к действиям обучающихся, на взгляд авторов, целесообразно выполнять только в отношении радиоканалов с формализованной структурой сообщений (тактико-специальный уровень).
Нецелесообразна и разработка различных частных расчетных методик по планированию связи для перспективного тренажера (тактический уровень), если данные методики, автоматизирующие деятельность ФС, в дальнейшем не будут востребованы и не найдут своего применения на флоте.
По мнению авторов, недостатков и ограничений, присущих тренажерам корабельных связистов, в будущем удастся избежать при соблюдении требований соответствующей нормативной документации. Общие и специальные требования к тренажерам определены в действующих государственных стандартах и не требуют уточнений. В настоящее время назрела объективная потребность в разработке руководящего документа, регламентирующего специфические требования по предметной области к тренажерам специалистов связи ВМФ различного уровня.
Литература
1. Магид С.И., Загретдинов И.Ш., Львов М.Ю. [и др.]. Нормативно-технические требования и современная реализация тренажеров для обеспечения надежности оперативного персонала электроэнергетических объектов. URL: http: www.testener-go.ru (дата обращения: 16.11.2014).
2. Захаров В.Г., Захаров В.Л. Учебно-тренировочные средства ВМФ: страницы истории и перспективы развития // Вестн. фонда «Кораблестроение». 2006. № 2. С. 63-70.
3. Кузеванов В.И. Комплексный тренажер для подготовки командного состава и специалистов связи. URL: http://infomirspb.ru/artides/14.html (дата обращения: 16.11.2014).
4. Римашевский А.А., Ильин В.А. «Командор»: информационные технологии в военно-морском образовании // Оборонный заказ. 2006. № 10. С. 3-8.
5. Катанович А.А., Нероба Г.С. Комплексы и системы связи надводных кораблей. СПб: Судостроение, 2006. 312 с.
6. Сергеев В.В., Пучко Е.В., Родионов А.В. Возможности комплексного тренажера корабельных связистов «Племя-С» // Автоматизированные системы управления техническим обеспечением. Обучающие системы и тренажеры: сб. матер. 2-й науч.-практ. конф. Тверь: Изд-во НИИ ЦПС, 2007. С. 54-56.
7. Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Ч. 1. Концепция и применение компьютерных технологий обучения. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. Кн. 1. 195 с.
8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем. М.: Высш. шк., 2006. 511 с.
9. Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов ВМФ. Тверь: Изд-во НИИ ЦПС,
2004. 205 с.
10. Информационные технологии в системе управления силами ВМФ; [под общ. ред. В.В. Авдошина]. СПб: Элмор,
2005. 832 с.
98
Программные продукты и системы / Software & Systems
№ 1 (109), 2015
DOI: 10.15827/0236-235X.109.092-099 Received 12.01.15
THE LAYOUT OF ADVANCED SHIP RADIOCOMMUNICATOINS SIMULATORS Sergeev V.V., Ph.D. (Engineering), Associate Professor, Professor, [email protected];
Rodionov A.V., Ph.D. (Engineering), Associate Professor, [email protected];
Puchko E. V., Head of Chair, [email protected] (Military Institute of Continuing Professional Edication of the VUNTS Navy “Naval Academy”, Malookhtinsky Av. 80/2, St. Petersburg, 195112, Russian Federation)
Abstract. One of the most important problems of training quality improvement of ship operators is development of modern educational and training means.
To train specialists along with using small-sized single task simulators, the Military Institute of Continuing Professional Edication of the VUNTS Navy “Naval Academy” also used radio communication simulators “Globus”, “Poseidon”, “Molniya”, TGS-4000 and “Marsim-C” and a complex simulator of ship operators “Plemya-S”. The article considers the opportunities and shortcomings revealed in the “Plemya-S” simulator life cycle. They are peculiar to other coherent simulators. The paper shows the absence of possibility of automatic control and adaptive reactions to actions of trainees in radio communication simulators at the tactical and special level.
In this regard essential loading is assigned to the head of training who imitates work of the operators of a coastal commands and communication centers. The work increases in proportion to increasing of trainees in educational groups. The analysis of the “Plemya-S” simulator allowed us to offer ways to improve simulators of ship operators at the special, tactical and special and tactical levels and also admissible restrictions. The key part in the perspective exercise machine has to be assigned to development of complex radio exchange model of the Navy mobile objects with coastal commands and communication centers. It will allow solving system problems: didactic, research and practical.
Keywords: naval signalman, requirements for simulators, part task simulator, full-scale trainer, ways to improve.
References
1. Magid S.I., Zagretdinov I.Sh., Lvov M.Yu. Normative and technical requirements and modern realization of exercise machines for ensuring reliability of operation personnel of electrical power objects. Available at: http://www.testenergo.ru (accessed November 16, 2014).
2. Zakharov V.G., Zakharov V.L. Educational and Training Means of the Navy: History Pages and Development Prospect. Vestnik fonda “Korablestroenie” [The Bulletin of “Korablestroenie” fund]. 2006, no. 2, pp. 63-70 (in Russ.).
3. Kuzevanov V.I. The complex exercise machine for preparation of command structure and experts of communication. Available at: http://infomirspb.ru/articles/14.html (accessed November 16, 2014).
4. Rimashevsky A.A., Ilin V.A. «Comandor»: information technologies in naval education. Oboronny zakaz [Defence Order]. 2006, no. 10, pp. 3-8 (in Russ.).
5. Katanovich A.A., Neroba G.S. Kompleksy i sistemy svyazi nadvodnykh korabley [Complexes and Communication Systems of Surface Ships]. St. Petersburg, Korablestroenie Publ., 2006.
6. Sergeev V.V., Puchko E.V., Rodionov A.V. Opportunities of “Plemya-S” full-scale simulator of ship operators. Sbornik materialov 2 konf. “Avtomatizirovannye sistemy upravleniya technicheskim obespecheniem. Obuchayushie sistemy i trenagery” [Proc. of the 2th Conf. “Automated control systems for technical support. Training systems and simulators”]. Tver, Centerprogramsystem Publ., 2004, pp. 54-56 (in Russ.).
7. Pechnikov A.N., Vetrov Yu.A. Proektirovanie i primenenie kompyuternykh tekhnologiy obucheniya [Design and application of computer training technologies. Part 1. Concept and application of computer training technologies]. St. Petersburg, BGTU Publ., 2003.
8. Volkova V.N., Denisov A.A. Teoriya system [Theory of Systems]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 2006.
9. Altunin V.K., Struchkov A.M. Proektirovanie komputernykh sistem obucheniya i intellektyalnoy trenazhernoy podgotovki spetsialistov VMF [Design of Computer Training Systems and Intelligent Training of the Navy Specialists]. Tver, Centerprogramsystem Publ., 2004.
10. Informatsionnye tekhnologii v sisteme upravleniya silami VMF [Information Technologies in the Navy Management System]. Avdoshin V.V. (Ed.), St. Petersburg, Elmor Publ., 2005.
99