Научная статья на тему 'Облик города Омска в конце ХIX века'

Облик города Омска в конце ХIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / OMSK / ИСТОРИЯ / HISTORY / XIX ВЕК / XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева Виктория Викторовна

В статье рассмотрен облик города Омска в конце XIX века на основе информации, опубликованной в журнале «Дорожник по Сибири и Азиатской России» в 1899 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облик города Омска в конце ХIX века»

13. Я, Рихард Вагнер... автобиография, записанная Джордже Бэланом. Бухарест. Изд-во молодежи,1968. 283 с.

14. Daiga Z. Old Riga. Riga. Madris, 2002. 127 с.

15. PlakansA. A Concise History of the Baltic States. Cambridge. Cambridge University Press, 2012. 492 p.

16. The Heritage of Religious Architecture and Art in Riga. Riga; Neputns, 2010. 448 p.

The guise of the city Omsk in the late XIX century Germizeeva V. Облик города Омска в конце XIX века Гермизеева В. В.

Гермизеева Виктория Викторовна / Germizeeva Victoria — кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории, факультет гуманитарного образования, Омский государственный технический университет, г. Омск

Аннотация: в статье рассмотрен облик города Омска в конце XIX века на основе информации, опубликованной в журнале «Дорожник по Сибири и Азиатской России» в 1899 году. Abstract: in the article the appearance of the city of Omsk in the late XIX century on the basis of information published in the journal «Dorojnik in Siberia and Asiatic Russia» in 1899.

Ключевые слова: Омск, история, XIX век. Keywords: Omsk, history, XIX century.

С целью более подробного описания городов, селений и различных местностей в Томске с 1899 г. стал издаваться «Дорожник по Сибири и Азиатской России». В первом номере журнала была помещена статья об Омске, рассмотрены особенности планировки и благоустройства. Интерес представляют выводы, связанные с обликом города и возможными перспективами его развития.

Омск был основан в 1716 г. «в целях стратегических», для предупреждения вторжения киргиз в российские пределы. За время своего существования статус города неоднократно менялся - он был уездным городом Тобольской области, в 1822 г. назначен местом областного правления, с 1839 г. Омск - центр Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а с 1882 г. стал главным городом Степного края. Кроме того, в Омске, как в областном городе Акмолинской области, находился военный губернатор.

В статье указывалось, что отдельные части Омска назывались форштадтами, - Казачий, Мокринский, Катышевский, Бутырский и другие (всего их было 7). Кроме того, к городу относилось несколько поселков, а также отдельные территории, не имевшие собственного названия и обозначенные как кирпичные сараи, постройки на набережной реки Оми и другие [1].

В «Дорожнике по Сибири и Азиатской России» мы встречаем следующее описание: «Благоустройством Омск далеко не может похвалиться. Улицы не мощены, тротуаров мало, и те в большинстве случаев представляют опасность, вследствие уступов, неустойчивости, дырявости. Впрочем, на протяжении (сажень 100) Любинского проспекта [...] тянется каменный тротуар» [6, с. 56]. Существующие проблемы подтверждаются публикацией о заседании городской Думы 17 марта 1898 г., на котором было издано обязательное постановление о необходимости устройства тротуаров и наведении порядка на улицах Атаманской, Дворцовой, Полицейской и других [3]. В местной периодической печати того времени довольно часто встречается подобная информация, что свидетельствует о серьезности проблемы.

В статье дается описание лучших улиц города - Атаманской и Дворцовой, а также Любинского проспекта, расположенных там магазинов, зданий и др. При этом отмечено, что Любинский проспект соединяется с Дворцовой улицей Ильинским мостом, находящимся в плачевном состоянии: «старый, деревянный, на сваях, не раз ремонтированный и внушающий опасения» [7, с. 56].

Еще одно описание также отражает, имевшие место проблемы: «Базарная площадь загрязнена и в ненастье вполне гармонирует с разными проспектами и улицами Омска, так как в дождливое время по всему городу грязь непролазная [.] лошади вязнут и ломают оси экипажей, в сухое время город полон удушливой пыли; улицы, даже главные, не поливаются ни домовладельцами, ни городом» [7, с. 58].

В статье отмечалось, что зимой Омск занесен сугробами, которые весной «обильно снабжают город целыми потоками воды во всю ширину улиц, и пешеходы бывают в затруднении в выборе обхода. Отводных канав не устроено - все предоставлено своему естественному началу и концу» [7, с. 58]. Аналогичную информацию мы можем встретить в местной печати. Так, в газете «Акмолинские областные ведомости» в рубрике «Местные известия» в январе 1898 г. сообщалось, что в связи с обильными снегопадами езда по улицам Омска крайне затруднительна [2]. В апреле этого же года по городу были

расклеены объявления, предупреждающие жителей о возможном наводнении. А в печати отмечалось, что в случае последнего городскому мосту грозит опасность быть снесенным [4].

Постройки в городе в этот период, за небольшим исключением, были одноэтажные и деревянные. Даже в начале ХХ века основным материалом построек оставалось дерево, а жилые каменные дома были редкостью. В этом отношении Омск уступал не только губернскому Томску, но и Тобольску [1]. Каменным, но небольшим по размерам, было здание железнодорожного вокзала. Дорога из города на вокзал оценивалась как ровная, но вследствие ям представляла значительную опасность в темные ночи, так как фонари по пути были редки, поэтому легко можно сбиться с дороги и заехать в другую сторону.

В «Дорожнике» отмечалось, что в городе несколько каменных церквей, особое место отводилось новому Успенскому собору. Кроме православных церквей в Омске были лютеранская и римско-католическая, а также два еврейских молитвенных дома и киргизская мечеть.

Характеризуя социально-культурный облик Омска, автор статьи указывал, что в городе нет театра, поэтому приезжим артистам приходилось играть в здании военного манежа, но за ветхостью и последний оказался непригоден. В связи с этим, в начале 1898 г., по предложению губернатора Акмолинской области, в думе рассматривался вопрос о постройке театра, который был решен положительно.

В «Дорожнике» отмечалось, что в Омске в недалеком будущем должен быть построен электрический трамвай. Эти планы подтверждает и местная печать. В газете «Акмолинские областные ведомости» была опубликована информация о рассмотрении технического проекта устройства трамвая и электрического освещения в мае 1898 г. [5].

Число жителей Омска в конце XIX века, согласно данным центрального статистического комитета, составляло 37400 человек. При этом основную массу населения составляли мещане, затем чиновники и дворяне, нижние воинские чины, крестьяне, казаки, купцы и ссыльный элемент. Поселившихся и осевших в городе инородцев было немного. В статье указывалось, что жители Омска в основном занимались огородничеством, земледелием, мелкой торговлей, ремеслом.

До проведения железной дороги Омск был лишь административным центром и стоял в стороне от более оживленных и торговых местностей Сибири. Со временем значение города возросло, но в конце XIX века в промышленном и торговом отношении оно еще было невелико.

По мнению автора статьи, опубликованной в «Дорожнике по Сибири и Азиатской России», Омск имеет хорошую перспективу в будущем, но пока «он неблагоустроен, антисанитарен, грязен, постройки его неказисты». От города «веет чересчур мещанством и затхлостью», а «скудное же и убогое городское освещение города как нельзя более ревниво и добросовестно скрывает на ночь все его прорехи и неказистые стороны» [7, с. 68].

В последующие 10 - 15 лет в Омске происходят существенные изменения. При характеристике города позднее мы встречаем такое описание: «Это уже торговый, с широким будущим большой сибирский город, насчитывающий до 128 тысяч душ населения, [...] с 10 тысячами разного рода зданий, из которых каменных свыше 500. В городе имеется новое здание городского театра, около 182 фабрик и заводов и около 1000 торговых заведений». Но отдельные проблемы все же остались нерешенными, так как Омск по-прежнему не мог похвастаться благоустройством - «летом горожане страдают от пыли, а в дождливую погоду улицы становятся малопроезжими (кроме замощенного центра). Ни водопровода, ни удовлетворительного освещения, ни благоустроенных садов в городе еще не имеется» [7, с. 297].

Таким образом, облик Омска в конце XIX в. представлен в основном в неприглядном виде, много неустроенности, разваливающихся домиков на окраинах, имели место проблемы в санитарном отношении. Если сравнивать информацию, представленную в «Дорожнике по Сибири и Азиатской России» с материалами периодической печати, то видно, что они не противоречат друг другу и описываемые проблемы действительно имели место.

Литература

1. Алисов Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX - начале XX вв. Монография. Омск:

Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2001. 200 с.

2. Акмолинские областные ведомости, 1898. 14 января.

3. Акмолинские областные ведомости, 1898. 25 марта.

4. Акмолинские областные ведомости, 1898. 22 апреля.

5. Акмолинские областные ведомости, 1898. 20 мая.

6. Омск // Дорожник по Сибири и Азиатской России. Кн. 1. Томск, 1899. С. 54-69.

7. Турчанинов Н. В. Города Азиатской России // Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом. СПб.,

1914. Т. 1. C. 285-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.