Научная статья на тему 'Областная программа «Региональный университетский округ»'

Областная программа «Региональный университетский округ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Областная программа «Региональный университетский округ»»

Юбилей

97

Областная программа «Региональный университетский округ»

И. ДРОБЫШЕВА, профессор Министерство образования, культуры и спорта Калужской области

Анализ деятельности системы профессионального образования Калужской области в 2000-2004 гг. позволил выявить рядпроблем, препятствующих как социально-экономическому развитию области, так и модернизации системы профессионального образования. В качестве основных были обозначены следующие:

■ несоответствие структуры, объемов и качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования области потребностям регионального рынка труда;

■ низкий уровень взаимодействия между учреждениями образования и науки, что тормозит процессы совместной генерации знаний;

■ отсутствие организационной преемственности между уровнями и ступенями профессионального образования, позволяющей достичь непрерывности профессионального образования и сокращения сроков его получения;

■ отсутствие системной работы с одаренными детьми, обеспечивающей воспроизводство и развитие научного потенциала Калужской области.

Для решения данных проблем министерством образования, культуры и спорта области совместно с КГПУ им. К.Э. Циолковского была разработана областная целевая программа «Региональный университетский округ». Ее реализация началась с 2006 г. Основная цель программы - повышение эффективности и качества профессионального образования, максимальное использование интеллектуальных и материальных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и соци-

альной сферы Калужской области. Выполнение программы предполагает разработку и внедрение механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей области в профессиональных кадрах необходимой квалификации; создание механизма, позволяющего оптимизировать взаимодействие учреждений науки и образования; развитие допрофессиональной подготовки учащихся и системной работы с одаренными детьми за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Два года работы в этих направлениях дали существенные позитивные изменения в деятельности учреждений профессионального образования, расположенных на территории области. К наиболее значимым результатам можно отнести создание и апробацию модели функционирования системы профессионального образования Калужской области (далее - модель), учитывающей особенности регионального рынка

98

Высшее образование в России • № 4, 2008

труда. Базовым элементом модели является ежегодный текущий и прогнозный мониторинг потребности предприятий области в специалистах. На его основе строится работа по составлению перечня регионально востребованных направлений подготовки, открытию новых направлений подготовки, определению направлений подготовки для организации целевого приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования, формированию контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Калужской области, трудоустройству выпускников. Об эффективности разработанной модели свидетельствует, в частности, значительное уменьшение доли безработных выпускников учебных заведений профобразования в общем числе выпускников.

Вторым важным результатом работы программы является создание и обеспечение функционирования на базе университетов, научных организаций 14 совместных кафедр и учебно-научно-исследовательских лабораторий, осуществляющих проведение исследований с участием аспирантов и студентов по актуальным для области направлениям научного поиска. Девять совместных лабораторий работают при Обнинском государственном техническом университете атомной энергетики (ИАТЭ) и Государственном научном центре РФ «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского», четыре - на базе Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, институтов РАН, РАМН и ведущих промышленных предприятий Калужской области. Результатом деятельности совместных лабораторий является внедрение в учебный процесс практико-ориентированных циклов лабораторных задач, выполнение курсовых и выпускных работ по тематике, максимально приближенной к производственной, формирование у выпускников вузов практических умений по эксплуатации со-

временного высокотехнологичного оборудования.

Еще одним позитивным результатом работы программы в контексте оптимизации взаимодействия учреждений образования и науки является включение в учебный процесс двух ведущих вузов области - КГПУ и ИАТЭ - авторских лекционных курсов и практикумов, разработанных сотрудниками научных организаций и промышленных предприятий. Материалы курсов предоставлены всем вузам области для возможного применения в учебном процессе.

Программа «Региональный университетский округ» позволила обеспечить деятельность пяти межвузовских научных студенческих секций, членами которых являются 134 студента из 22 вузов, расположенных на территории области. Прямое следствие этого - оживление работы областного студенческого научного общества. В 2007 г. общее число студентов, занимающихся научно-исследовательской работой, составило 1337 человек, что на 31% больше по сравнению с 2006 г.

В реализации мероприятий областной целевой программы существен вклад КГПУ им. К.Э. Циолковского как ведущего вуза области не только в сфере педагогического, гуманитарного, но и естественно-научного образования.

В целях решения основной задачи программы - обеспечения регионального рынка труда квалифицированными специалистами - работа в университете ведется по трем направлениям. В рамках первого разработан и реализуется механизм формирования регионально обоснованного заказа на подготовку педагогических кадров. Его основными звеньями являются: ежегодный текущий и прогнозный мониторинг потребностей учебных заведений области в педагогических кадрах, проводимый на основе учета демографической ситуации, тенденций развития районов области, возрастного состава инженерно-педагогического коллектива; прогнозная схема подготовки специалистов совместно с педагогическими

Юбилей

99

колледжами; формирование предложений к контрольным цифрам приема в университет в разрезе направлений подготовки и к объемам целевого приема в разрезе муниципальных районов и специальностей.

Второе направление деятельности университета по обеспечению регионального рынка труда квалифицированными кадрами реализуется в работе по открытию новых направлений подготовки. Министерством образования, культуры и спорта области на основе результатов мониторинга прогнозных потребностей регионального рынка труда, обусловленных строительством технопарка «Обнинск», индустриального парка «Ворсино», заводов «Фольксваген », «Вольво» и других объектов, были определены группы направлений подготовки специалистов, остро востребованных на уровне среднесрочной и долгосрочной перспективы. Это специалисты в области автомобилестроения, биоинженерии, микробиологии, генетики, защиты в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время в КГПУ им. К.Э. Циолковского открыт набор студен-

тов по специальностям «Микробиология», «Генетика», «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Третье направление работы связано с трудоустройством выпускников, повышением квалификации педагогических кадров, в том числе работников учреждений профобразования области. В 2007 г. впервые условия целевого приема в университет были распространены на заочную форму обучения в целях повышения уровня профессионального образования мастеров производственного обучения, работающихв учреждениях НПО области. Продолжение образования людьми, давно закончившими школу и получившими среднее профессиональное образование, является ресурсом усиления инженерно-педагогического состава учреждений НПО.

Педагогический университет является флагманом в работе с одаренными детьми. На его базе не только традиционно проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, но и действует физико-математическая школа «Омега», в

100

Высшее образование в России • № 4, 2008

рамках которой учащиеся получают усиленную подготовку по математике, физике, информатике. Кружок по математике для школьников начальных классов, работа с учащимися, познавательные интересы которых находятся в области психологии, педагогики, филологии, истории, - вот далеко не полный перечень направлений работы университета с одаренными детьми. В 2007 г. в рамках областной целевой программы «Региональный университетский округ» силами преподавателей КГПУ им. К.Э. Циолковского была организована I областная летняя школа для одаренных детей по биологии - экологии, математике - физике, математике - информатике.

Университет координирует работу по обеспечению содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями профессионального образования. Более 14% студентов, обучающихся в КГПУ, получают высшее образование в сокращенные сроки на основе среднего профессионального образования. Это пример реального вклада учреждения в стратегию оптимизации расходования бюджетных средств в системе образования.

Особо значимой в плане решения задачи оптимизации взаимодействия учреждений образования и науки является деятельность, осуществляемая университетом совместно с МРНЦ РАН, Зоологическим институтом РАН, ЗАО «Турбокон». В ее рамках функционируют научно-исследовательские лаборатории, на базе которых приобретают первый учебно-исследовательский опыт не только студенты вуза, но и школьники. Результатом такого сотрудничества университета с научными и промышленными организациями является внедрение в содержание обучения авторс-

ких курсов ведущих специалистов в области энергетики, экологии, успешные защиты диссертационных исследований по проблемам энергосбережения, экологии, генетики.

Еще одно важное направление, реализуемое целевой программой «Региональный университетский округ», связано с созданием региональной системы контроля качества профессиональной подготовки. Необходимым условием функционирования этой системы является наличие контрольно-измерительных материалов, позволяющих оперативно оценить сформирован-ность у обучающихся профессиональных знаний и умений. В рамках программы предусмотрено создание таких материалов для проведения мониторинга качества подготовки обучающихся по различным направлениям подготовки в учреждениях среднего и начального профессионального образования. Силами ведущих преподавателей университета уже разработаны КИМ для проведения мониторинга качества подготовки обучающихся в педагогических колледжах.

Подводя итог рассмотрению первых результатов областной целевой программы «Региональный университетский округ», необходимо констатировать, что она явилась авангардной во многих отношениях.

В 2008 г. на территории Калужской области реализация программы будет продолжена, а это значит, что продолжится совместный труд министерства образования, культуры и спорта области с КГПУ им. К.Э. Циолковского и другими учреждениями профессионального образования и науки по поиску путей совершенствования подготовки специалистов в интересах социально-экономического развития области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.