Научная статья на тему '«Облака». Краткий курс'

«Облака». Краткий курс Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михаил Федоров

Чем быстрее заказчики и поставщики cloud computing договорятся о терминах, тем лучше для всех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Облака». Краткий курс»

«Облака».

Краткий курс

Чем быстрее заказчики и поставщики cloud computing договорятся о терминах, тем лучше для всех.

Модная «облачная» терминология уже в ходу. Но увы, далеко не всегда заказчики и поставщики понимают под «cloud computing» одно и то же. Попробуем, согласно законам математики, «сделать из неизвестного известное».

Прежде всего представим себе «пирамиду» ИТ. Внизу — аппаратное обеспечение, «железо». Следующий уровень — операционные системы. За ними — прикладные программы. Чаще всего «облака» воспринимаются как вершина этой пирамиды, причем все уже в курсе, что речь идет о предоставлении всего перечисленного в качестве удаленных ресурсов.

Что в этом нового? А то, что в идеальном случае о классической пирамиде (и соответствующих издержках, связанных с использованием собственных ресурсов — «железа», ПО и т. п.) можно забыть.

Именно тут, как говорится, и «собака зарыта». Весь смысл в том, что при использовании «облаков» собственных ИТ-ресурсов клиента не требуется. А все, что нужно для работы, можно получить в виде сервисов. И не надо больше тратить ресурсы на собственные системы: все это обеспечат удаленные ресурсы, предоставляя готовый результат. При этом информация, находящаяся на удаленном ресурсе, всегда

будет доступна клиенту. И он будет волен обращаться с ней так, как делал бы это, работая с собственной информационной системой.

Достигнув такого осознания, легко понять, откуда берутся ключевые преимущества «облачных» сервисов:

> отпадает необходимость закупки и использования дорогой и сложной техники для работы с ресурсоемкими задачами;

> при выходе из строя собственного терминала пользователя все данные и приложения остаются «неиспорченными» и готовыми к работе с того места, где произошел отказ пользовательской машины;

> при выполнении любых задач не требуется постоянная физическая «привязка» к месту размещения оборудования или людей;

> нет нужды в выделенных машинах и настройке прикладных программ: для работы достаточно интернет-соединения и компьютера любой конфигурации (вплоть до мобильных устройств и «нулевых» рабочих станций);

> организации больше не нужно приобретать дорогостоящие компоненты ИТ, так что исчезают многочисленные проблемы, связанные с владением ИТ-активами, включая риск неверного выбора оборудования, его утилизацию и т. п. Вся инфраструктура предоставляется на удаленной основе, а оплачиваются только сами услуги;

> появляется возможность на основе «облачного» сервиса строить собственные приложения, используя такую архитектуру как источ-

ник практически неограниченных ресурсов.

Но как определить, что решение, которое нам предлагают, действительно является «облачным»? Здесь я рекомендую использовать пять ключевых характеристик, предложенных Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST).

1. «On-demand self service» — принцип самообслуживания по требованию пользователя, которому доступен любой объем услуг, причем для их «дозакупки» не нужно прилагать усилий: все происходит «на лету».

2. «Broad network access», или принцип сетевой доступности. «Облачное» решение должно быть доступно с любого компьютера, имеющего выход в Интернет.

3. «Metered use» — принцип оплаты по факту. «Сколько потребил услуг — столько и заплатил».

4. «Elasticity» — принцип гибкости закупки, возможность потребления мощности небольшими порциями в произвольное время.

5. «Resource pooling» — принцип независимости от «железа». Пользователю не известно и не важно, на каком аппаратном узле «облака» и даже на каком континенте сейчас работают его виртуальные машины.

Если рассматриваемое решение соответствует этим пунктам, вас можно поздравить: предлагаемый сервис является «облачным». Соответствия не обнаруживается? Значит, это не «облако».

Конечно же, нет правил без исключений. Как, например, трак-

52

бизнес-журнал октябрь #10 2012

г

товать «падение» каналов связи провайдера или выход из строя дата-центра, скажем, из-за пожара? Поставить все на свои места помогает шестая характеристика (необязательная, но желательная): идеальный «облачный» сервис должен размещать свои ресурсы в нескольких дата-центрах, что позволит в случае форс-мажора без потери для пользователя обеспечить предоставление услуг на резервных мощностях.

Может ли заказчик сам определить, что ему нужно «удаленно» (причем ровно в необходимых объемах), а что — оставить у себя? Да. «Облачный» сервис — легко настраиваемое решение, способное адаптироваться к любым запросам.

Теперь о типологии «облачных» услуг.

Начнем с самого простого. Все мы решаем сегодня в Интернете массу задач. Проверяем почту, посещаем сайты, ведем блоги, регистрируемся на рейсы, делаем покупки в магазинах... Волновало ли вас хоть иногда, где именно находятся все те вещи, которые позволяют вам делать столь привычные дела? Правильно, почти никогда (кроме вопросов из разряда «Почему все так виснет?» или «Почему кон-нект такой медленный?»). Большая часть наших собственных данных (фотографии, личные аккаунты, сетевые настройки и адреса) уже хранится в «облаках». Ровно тот же подход могут использовать и организации.

Вот тут-то оказывается полезным разделить все «облачные» услуги по типам.

> IaaS (Infrastructure as a Service) — предоставление инфраструктуры как сервиса. Если совсем просто: где-то размещено оборудование, которое соединено какими-то умными людьми в работающую инфраструктуру, каковую нам, собственно говоря, в аренду и отдают — не привозя ее к нам, а предоставляя к ней доступ. Причем эти вычислительные мощности масштабируемы в зависимости от роста наших потребностей, что называется, «на лету».

В чем плюсы IaaS? Нет необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования, вы

платите только за то, что вам необходимо сейчас, вычислительные ресурсы и персонал не простаивают и не работают вхолостую, одно и то же «железо» может обслуживать разных пользователей для решения различных задач. А все затраты на обслуживание и поддержку берет на себя поставщик.

> PaaS (Platform as a Service) — предоставление платформы как сервиса. Если поставщик IaaS управляет жизненным циклом инфраструктуры, почему бы ему не взять на себя и управление операционными системами, а возможно, еще и частью прикладных решений — в тех случаях, когда клиенту желательно наличие готовой программной среды? Это и есть PaaS: поставщик решения предоставляет вам не только аппаратную инфраструктуру, но и операционную среду.

Преимущества PaaS очевидны: единая интеграционная среда для всех возможных операций по разработке, тестированию, развертыванию и предоставлению веб-доступа для прикладного ПО клиента; нет нужды в дополнительных затратах при подготовке операционной среды для определенных задач. И вы платите только за то, что вам необходимо в данный конкретный момент времени. Решение масштабируемо в соответствии с текущей потребностью и динамически изменяемо в зависимости от текущих задач. А оплата производится по факту использования «облачного» ПО (например, на основе абонентской платы). Все заботы по обслуживанию и поддержке также берет на себя поставщик.

> SaaS (Software as a Service) — предоставление программного обеспечения как сервиса. В таком случае управление уже всеми тремя уровнями (инфраструктурой, операционной средой и программными приложениями) лежит на поставщике решения, а вы получаете в свое распоряжение доступ к полностью отлаженному и «заточенному» под текущие задачи программному решению.

Выгоды SaaS: все затраты на обслуживание и поддержку берет на себя поставщик, заказчик же оплачивает только ис-

пользование «облачного» ПО. Исчезают дополнительные расходы, оплачивается снова лишь актуально необходимое. Кроме того, обеспечивается защита от несанкционированного доступа, а решение — масштабируемо.

Большинство «облачных» услуг подпадает под вышеописанные варианты, но отнюдь не ограничивается ими. Есть и другие виды «облачных» услуг. Например, WaaS — Workplace as a Service, предоставление рабочих мест как услуги. Это модель реализации рабочих мест, сдаваемых в аренду на определенный временной период с периодической оплатой, сходная по структуре с SaaS. Только в качестве веб-приложения, применяемого заказчиком, выступает рабочее место пользователя, реализованное программным способом. Еще один вариант — DaaS, Desktop as a Service. Если в случае WaaS речь идет о рабочем месте, настроенном по шаблонам, то при DaaS пользователь может дополнительно настраивать его под свои задачи. Предвижу вопрос: не проще ли купить решение «в коробке», выполненное по принципу «все включено»? Такая возможность есть, и именуется она EaaS, или Everything as service, «всё как услуга».

Какой бы вариант вы ни выбрали, применение «облаков» существенно меняет принцип управления ИТ. Из «завхозов» с множеством проблем, вызванных владением такими активами, как инфраструктура, платформы или ПО, вы становитесь (наконец-то!) пользователями, применяющими информационные технологии как услугу для решения своих собственных бизнес-задач. Попутно вы получаете возможность влиять на качество, доступность и другие параметры сервисов благодаря соглашению о качестве услуг (SLA) с «облачным» провайдером. Наконец, перед вами открывается перспектива построения куда более эффективных, динамических моделей корпоративного управления.

Все это не далекое будущее, а наш завтрашний день. Успехов в«облаках»! ■

бизнес-журнал октябрь #10 2012

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.