Научная статья на тему 'ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В HR-МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В HR-МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / МОДЕЛЬ LAAS / CLOUD TECHNOLOGIES / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / CENTRAL CLOUD PLATFORMS / THEIAAS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобец К. В.

Рассматриваются современные информационные технологии управления персоналом, вошедшие на рынок под названием «облачные технологии». Примером успешного применения облачных технологий являются многочисленные сайты по поиску работы, порталы электронного правительства, а также многих ведомств и служб, где граждане имеют свои профили, личные кабинеты. Преимущества применения облачных технологий в HR не теряют своей актуальности. С помощью облачных технологий организация может оптимизировать ряд функций по привлечению, удержанию и развитию персонала, улучшить вертикальные и горизонтальные коммуникации между сотрудниками и структурными подразделениями, что в целом позволит повысить производительность и более эффективно реализовывать политику управления персоналом. Кроме того, HR-службы оперируют большим количеством персональных данных о сотрудниках и организации в целом. Применение облачных технологий в HR-менеджменте призвано обеспечить кадровую безопасность и сохранность данных организации.The article deals with modern information technologies of human resource management, which entered the market under the name «cloud technologies». Examples of successful use of cloud technologies are numerous job search sites, e-government portals, as well as many departments and services where citizens have their own profiles and personal accounts.The advantages of using cloud technologies in HR do not lose their relevance. With the help of cloud technologies, an organization can optimize a number of functions for attracting, retaining and developing staff, improve vertical and horizontal communications between employees and subdivisions. In general,this will increase productivity and more effectively implement HR management policies. In addition, HR services operate with a large amount of personal data about employees and the organization as a whole. The use of cloud technologies in HR management is designed to ensure personnel security and data security of the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В HR-МЕНЕДЖМЕНТЕ»

УДК 331.1

Для цитирования: Горобец К. В. Облачные технологии в HR-менеджменте // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 4. С. 42-47.

For citations: Gorobets K. V. Cloud techologies in HR management // Social and economic systems management. 2019, No. 4, Рр. 42-47. (In Russ., abstr. in Engl.)

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В HR-МЕНЕДЖМЕНТЕ

К. В. Горобец

Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: kristina-gorobets@bk.ru

Рассматриваются современные информационные технологии управления персоналом, вошедшие на рынок под названием «облачные технологии». Примером успешного применения облачных технологий являются многочисленные сайты по поиску работы, порталы электронного правительства, а также многих ведомств и служб, где граждане имеют свои профили, личные кабинеты. Преимущества применения облачных технологий в HR не теряют своей актуальности. С помощью облачных технологий организация может оптимизировать ряд функций по привлечению, удержанию и развитию персонала, улучшить вертикальные и горизонтальные коммуникации между сотрудниками и структурными подразделениями, что в целом позволит повысить производительность и более эффективно реализовывать политику управления персоналом. Кроме того, HR-службы оперируют большим количеством персональных данных о сотрудниках и организации в целом. Применение облачных технологий в HR-менеджменте призвано обеспечить кадровую безопасность и сохранность данных организации.

Ключевые слова: облачные технологии, управление персоналом, центральные облачные платформы, модель laas.

CLOUD TECHOLOGIES IN HR MANAGEMENT

K. V. Gorobets

Irkutsk State Transport University 15, Chernyshevsky Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: kristina-gorobets@bk.ru

The article deals with modern information technologies of human resource management, which entered the market under the name «cloud technologies». Examples of successful use of cloud technologies are numerous job search sites, e-government portals, as well as many departments and services where citizens have their own profiles and personal accounts.The advantages of using cloud technologies in HR do not lose their relevance. With the help of cloud technologies, an organization can optimize a number of functions for attracting, retaining and developing staff, improve vertical and horizontal communications between employees and subdivisions. In general,this will increase productivity and more effectively implement HR management policies. In addition, HR services operate with a large amount of personal data about employees and the organization as a whole. The use of cloud technologies in HR management is designed to ensure personnel security and data security of the organization.

Keywords: cloud technologies, human resource management, central cloud platforms, theIaaS model.

Введение. Инвестиции в облачные решения в сфере управления персоналом растут в геометрической прогрессии: одни компании уже пересматривают свое решение в пользу облачных технологий, другие находятся пока на стадии изучения существующих вариантов, но, вполне вероятно, что в итоге выберут «облако». И это будет однозначно правильное решение, учитывая глобальные изменения, происходящие на рынках, в бизнес-моделях, с ра-

бочими местами и требованиями к квалификации, причем такими галопирующими темпами, за которыми традиционные системы управления персоналом и существующие операционные модели не успевают. Если надлежащим образом внедрять и поддерживать облачные технологии, то благодаря им организации могут выйти на новый уровень экономии затрат, эффективности и качества принятия решений, обладая при этом достаточной гибко-

стью для реагирования на новые требования времени. Облачные вычисления открывают огромные возможности для кардинальной трансформации традиционной кадровой службы путем дальнейшей автоматизации операций, совершенствования процессов принятия решений с помощью данных и аналитики, сопровождения деятельности по управлению талантами. Таким образом, ЫЯ становится важной функцией, влияющей на стратегию бизнеса, производительность и финансовый результат, а в конечном итоге, на конкурентоспособность и устойчивое развитие организации [1].

Многие организации выбирают наиболее быстрые и относительно дешевые трансформационные программы, использование которых обречено на неудачу. Им не хватает четкой концепции дальнейшего развития управления персоналом, включая инновационный процесс управления изменениями, который позволит претворить эту концепцию в жизнь за счет интеграции персонала, процессов и технологий. Без этих ключевых элементов успеха многие компании в итоге ввязываются в затяжной, требующий дополнительных затрат и в конечном счете не оправдывающий ожиданий процесс. Традиционные инструменты, используемые в кадровом менеджменте, на сегодняшний день трудоемки, не оперативны, финансово затратны и не могут обеспечить кадровую безопасность, в том числе информационную. Переход на облачные технологии существенно разгрузит ЫЯ-службы, повысит вовлеченность сотрудников в цели бизнес-процессов, что в конечном итоге повысит производительность организации [2].

В свою очередь для бизнесменов широкое признание облачных технологий означает появление новых бизнес-задач. Теперь организациям придется думать не о том, как внедрить ту или иную облачную инфраструктуру, а о том, как научиться эффективно управлять ею. Им придется определить, где «облако начинается» и где оно заканчивается [3].

Это технология представляет рабочее место на удаленном интернет-сервисе.

Необходимость использования ресурсоемких программ или даже целых серверных станций приводит к огромному количеству плюсов использования облачных технологий.

Несомненными положительными моментами любого «облака» являются:

- доступ к информации с любого устройства, имеющего доступ к интернету, то есть телефона, персонального компьютера, планшета и так далее;

- веб-сервисы работают в браузере любых операционных систем;

- одну и ту же информацию можно просматривать и редактировать одновременно с разных устройств;

- многие программы являются бесплатными веб-приложениями;

- если что-то случится с устройством, то пользователь застрахован от потери важно информации, так как она не хранится в памяти устройства;

- пользование всегда последней версией программы, не требуется слежение за выходом обновлений;

- возможность объединять информацию с другими пользователями [4].

Однако конфиденциальность данных, содержащихся в публичных «облаках» в настоящее время вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные для компаний документы в «облаке», так как в настоящее время нет технологии, предполагающей 100 % гарантию конфиденциальности данных. Злоумышленники при проникновении получают огромный объем информации.

Для реализации облачных вычислений существуют различные модели их развертывания - облака частные, коммунальные, гибридные или публичные представленные на рис. 1.

Публичное «облако» является инфраструктурой для единовременной работы множества пользователей, которые не могут управлять данным «облаком». То есть пользователи являются абонентами, будь то индивидуальный пользователь или компания. Примером такого сервиса служит GoogleApps. Общественное «облако» - обладают инфраструктурой доступа для конкретной группы потребителей, имеющих общие задачи и ресурсы. Частное «облако» -защищенная инфраструктура, созданная управляемая одной организацией. Гибридное же «облако», соответствуя своему названию, является слиянием лучших качеств публичного и приватного облака [5].

В контексте текущей кадровой работы инновации являются существенной необходимостью. Основная задача инноваций в управлении персоналом, в которой инновации постоянно работают во всех сферах деятельности, их рациональное использование с целью создания условий для инноваций, профессионального и социального развития персонала, как для самих сотрудников, так и для компаний и общества в целом.

Использование облачных технологий сэкономит немало времени и средств, сделает работу удобнее и интереснее, научит правильно использовать ресурс Интернета, расширит возможности организаций по использованию дорогих программ и, следовательно, способствуют эффективности принятия решений.

Примером использования «облачных» технологий в России является TELECOM. Особое внимание будет уделено их использованию в среднем и профессиональном образовании. Крупнейшими поставщиками являются: Microsoft, IBM, NEC, а также Google, Intel, HP и других мировых ИТ-лидеров [6].

При работе с облачными технологиями при управлении персоналом деятельность можно организовать в двух направлениях, представленных на рис. 2.

Таким образом, каждый раз компьютеры будут в новом состоянии и их нужно приводить в исходный вид. Облачные технологии разрешают эту

проблему и упрощают перенос виртуальных машин с одного компьютера на другой или дублирование виртуальных машин [7].

Объединение возможностей облачных технологий и человеческих ресурсов организации является

одним из ее основных конкурентных преимуществ. Как развивающий фактор, он присущ определению важности для деятельности любой компании [8]. Но это не может обойтись без присутствия факторов, оказывающих сдерживающий эффект.

Инфраструктура. предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько потребителей (например, подразделений одной организации), или клиентами и подрядчиками данной организации. Облако может принадлежать любому человеку (организации), а использовать это облако может любой в зависимости от того, кому это будет разрешено владельцем

Частное облако.

Инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации). Облако физически существует^ в юрисдикции владельца — поставщика услуг

Общественное облако

Вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи (например, миссии, требования безопасности, политики, и соответствие различным требованиям). Может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой либо их комбинации), и физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца

Публичное облако

Это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных или общественных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для_ балансировки нагрузки между облаками)

Гибридное облако

Рис. 1. Модели облачных вычислений

Рис. 2. Направления работы с облачными технологиями

Несмотря на ожидания, связанные с тем, что облачные кадровые системы должны внести серьезный вклад в рост чистой прибыли компании, большинство получаемых в итоге выгод носят скорее тактический характер. В частности, выгоды включают увеличение числа услуг, получаемых руководителями и сотрудниками самостоятельно (57 %), совершенствование процессов и управления ими (53 %). Немного более стратегический характер носит такая отмеченная выгода, как повышение доступности управленческой информации (53 %). Важно отметить, что по всем этим трем выгодам процент среди компаний, использующих облачные системы, был от 14 до 21 % выше, чем среди компаний, использующих локальные системы. Менее

трети респондентов, использующих облачные и локальные системы, отметили среди полученных выгод более легкую интеграцию с другими приложениями или простоту в техническом обслуживании систем.

В современных компаниях наиболее популярны в настоящее время облачные решения, в частности три основных формата, классифицируемые по модели обслуживания, которые представляется наиболее интересным рассмотреть в рамках настоящей работы. Данные поставщики поставляют весь спектр облачных услуг, однако центральными являются облачные платформы, представленные на рис. 3.

Одним из самых популярных сервисов является ТааБ, примеры которого представлены на рис. 4.

Amazon Web Services (AWS)

Google Cloud Platform

Рис. 3. Центральные облачные платформы

Ые/пег; выделенные серверы от 45€/месяц (3,4 тыс. руб./месяц); виртуальные серверы от 19€/месяц (1,4 тыс. руб./месяц, с производительностью, достаточной для небольшой компании)

FirstVDS; виртуальные серверы от 3 тыс. руб./месяц

Рис. 4. Примеры 1аа8

Облако предлагает компаниям возможность гибко и экономично использовать новейшие и наиболее подходящие приложения, которые могут:

- автоматизировать процессы;

- предоставлять подробную аналитику;

- сокращение времени принятия решений на всех уровнях управления организацией;

- ведение полной индивидуальной трудовой истории персонала предприятия;

- мотивировать персонал;

- максимально полезно использовать Интернет вещей (1оТ) [9].

Умные программы помогают выполнять скучные и повторяющиеся задачи, чтобы сотрудники могли выполнять более творческие и высокоценные, повышая свою удовлетворенность работой, получая признание и развитие карьеры [10].

На сегодняшний день не вызывает сомнений, что использование организацией инновационных технологий - это путь к конкурентоспособности и устойчивому развитию в долгосрочной перспективе [11]. Описанная выше облачная модель «Инфраструктура как услуга» (1ааБ) заслуживает особого внимания. Применение облачных технологий в управлении персоналом способствует получению отказоустойчивой мобильной платформы с возможностью независимого от местоположения и оборудования пользователя подключения. С помощью облачных технологий обработка данных может производиться в безграничных средах, в то время как работники могут находиться, где угодно. Облачные вычисления предоставляют потребителям полностью функциональные решения. Достаточно иметь любое устройство, которое может подключаться к Интернету, и вы можете получить доступ к удаленной базе данных, расположенной на удаленном сервере [12]. Этим можно воспользоваться, выведя систему управления персоналом на аутсорсинг. Особо острую актуальность вопрос дистанционного и удаленного управления приобрел в настоящее время, когда, звучит призыв соблюдать карантин в связи с пандемией коронавиру-са, но бизнес-процессы, в том числе по кадровому обеспечению, требуют включенности в режиме реального времени. И с помощью облачных технологий такое управление вполне реализуемо. На основании вышеизложенного можно говорить о возможностях легкого масштабирования бизнеса на основе облачной модели управления персоналом.

Библиографические ссылки

1. Либенсон И. Р., Зайковская А. А., Маланина Ю. Н. Управленческая модель социального развития персонала // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 939-943.

2. Зайковская А. А., Либенсон И. Р., Маланина Ю. Н. Управление социальным развитием персонала : учеб. пособие. Иркутск : ИрГУПС, 2019. 136 с.

3. Романова Ю. Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении) : учебник и практикум для академ. бакалавриата. М. : Юрайт, 2015. 478 с.

4. Шипанов И. А., Максимов А. В. Внедрение «облачных сервисов» в целях оптимизации работы с персоналом в организации // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. 2018. С.127-128.

5. Баландин М. А., Усталов Е. В. Применение облачных технологий в управлении персоналом организации // Вуз и реальный бизнес. 2018. С. 6-13.

6. Захаров Д. К. Облачные технологии в системе управления персоналом // Вестник университета. 2016. № 5. С. 192.

7. Савченко И. П., Гранадская О. В. Инновации в системе управления персоналом компании // APRIORI. Сер. Гуманитарные науки : науч. журн. 2015. № 2. C. 35-41.

8. Максутова Р. Г., Фадеева И. Е. Облачные технологии в управлении человеческими ресурсами предприятия // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6. С. 854-859.

9. Винтова Т. А., Коваль П. Е. Обзор систем управления персоналом, использующих модель LaaS // Славянский форум. 2018. № 1. С. 114-118.

10. Аболихина Е. С., Симанов М. Д. Принципы цифрового управления в HR // Постулат. 2018. № 5. С. 140.

11. Маланина Ю. Н. Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 638-641.

12. Осипова Д. И., Николаева Н. А. Информационные технологии в управлении персоналом // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 480-484.

References

1. Libenson I. R., Zaykovskaya A. A., Malanina Y. N. Management model of social development of personnel // Economics and entrepreneurship. 2019, No. 8 (109), Pp. 939-943.

2. Zaykovskaya A. A., Libenson I. R., Malanina Yu. N. Management of social development of staff : textbook. Irkutsk : IrGUPS, 2019, 136 p.

3. Romanova Yu. D. Information technology in management (management): a textbook and workshop for academic undergraduate. Moscow, Yurayt, 2015, P. 478.

4. Shipanov I. A., Maksimov A. V. Introduction of "cloud services" in order to optimize the work with personnel in the organization // Tourism and Service Industry: Status, Problems, Efficiency, Innovations. 2018, Рр.127-128.

5. Balandin M. A., Ustalov E. V. The use of cloud technology in the personnel management of an organization // University and real business. 2018, fy. 6-13.

6. Zakharov D. K. Cloud technologies in the personnel management system // University Herald. 2016, No. 5. Р. 192.

7. Savchenko I. P., Granadskaya O. V. Innovations in the personnel management system of the company // APRIORI. Series: Humanities. 2015, No. 2, C. 35-41.

8. Maksutova R. G., Fadeeva I. E. Cloud technologies in the management of human resources of an enterprise // Economics and Entrepreneur ship. 2018, No. 6, Рр. 854-859.

9. Vintova T. A., Koval P. E. Review of personnel management systems using the LaaS model // Slavic Forum. 2018, No. 1, Рр. 114-118.

10. Abolikhina E. S., Simanov M. D. The principles of digital control in HR // Postulate. 2018, No. 5, Р. 140.

11. Malanina Yu. N. Innovative activity as the basis of the competitiveness of a high-tech enterprise // Economics and Entrepreneurship. 2019 No. 3 (104), Pp. 638-641.

12. Osipova D. I., Nikolaeva N. A. Information technology in personnel management // Problems of the formation of a single space for economic and social development of the CIS countries Materials of the annual International Scientific and Practical Conference. 2015, Pp. 480-484.

© Горобец К. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.