Научная статья на тему 'Обезвреживание почв полосы отвода железнодорожного транспорта'

Обезвреживание почв полосы отвода железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОСА ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ / RAIL LINES' RIGHT-OF-WAY / ПОЧВА / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ПОЧВ / КОМПЛЕКС "СОРБЕНТ-БИОПРЕПАРАТ" / SOIL / POLLUTANTS / SOIL DECONTAMINATION / SOBRENT BIOLOGICAL PREPARATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Крошечкина И.Ю., Зубрев Н.И.

Описывается сопутствующая эксплуатации подвижного состава проблема загрязнения почвенного покрова полосы отвода железнодорожных магистралей нефтепродуктами и патогенными микроорганизмами. В качестве возможного решения предлагается обработка почвы комплексом «сорбент-биопрепарат», позволяющим добиться значительного снижения численности патогенных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Крошечкина И.Ю., Зубрев Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soil decontamination in rail right-of-way

The article describes the problem of contamination of soils in rail lines’ right-of-way by oil products and pathogenic germs which accompanies the operation of rolling stock, and proposes treating the soil with sobrent biological preparation complex, which allows for significant reduction in the number of pathogenic forms.

Текст научной работы на тему «Обезвреживание почв полосы отвода железнодорожного транспорта»

Обезвреживание почв полосы отвода

железнодорожного транспорта

II

И. Ю. Крошечкина,

ст. преподаватель кафедры «Техносферная безопасность», зам. директора Казанского филиала Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

Н. И. Зубрев,

канд. техн. наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность», МИИТ

Эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта постоянно сопряжена с загрязнением почвенного покрова полосы отвода нефтепродуктами и веществами, содержащими патогенные микроорганизмы. Возможным решением этой экологической проблемы является обработка почвы комплексом «сорбент-биопрепарат», позволяющим добиться значительного снижения численности патогенных форм.

Проблема особо актуальна для работников службы пути, которые при текущем обслуживании земляного полотна, строительных работах могут заразиться через загрязненную почву.

Количество загрязнений, попадающих на путь, колеблется в диапазоне от 5 до 20 г на 1 кг грунта.

Взаимодействие нефти с почвой носит сложный и многофакторный характер. Реальные последствия для почв при накоплении в них различных компонентов нефти и нефтепродуктов изучены далеко не полностью. Известно, что поступление в почву компонентов нефти вызывает изменение физических, химических, биологических

свойств и характеристик почвы, приводит к угнетению полезной микрофлоры почвы, способствует росту патогенных микроорганизмов, что, в свою очередь, приводит к обеднению биологического разнообразия растительного сообщества.

Кроме того, углеводороды нефти способны образовывать в процессе трансформации токсичные соединения, обладающие канцерогенной, тератогенной и мутагенной активностью. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 кубометров сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы (бактерий группы кишечной палочки — БГКП, энтерококки, С1. Регй^еш и др.),

№ 5 (42) 2012

«Транспорт Российской Федерации» | 65

выбрасываются тонны сухого мусора. Бактериологическое загрязнение почв может вызвать у работников железнодорожного транспорта такие заболевания, как дизентерия, гангрена, сальмонеллез, пневмония, лептоспироз и др.

Самоочищение почв, как правило, — медленный процесс.

В мировой практике широкое распространение получили ремедиацион-ные технологии, целью которых является контроль превращений загрязняющих веществ, использование этих веществ для обезвреживания территорий, а также восстановление свойств почвенных систем. Методы ремедиации разделяют на небиологические (механические, физико-химические, химические), биологические и комбинированные. В настоящее время наиболее целесообразно применение биологических методов, так как они не оказывают побочного эффекта и не приводят к подавлению природных биоценозов.

На модельных опытах мы провели исследование возможности применения комплекса «сорбент-биопрепарат» для обезвреживания почв железнодорожной полосы отвода. Экспериментально были определены оптимальные виды реаген-

тов и их доза в процентном отношении к массе почвы.

В качестве сорбента выделен природный бентонит 5,8 % и флавобактерин 2,9 %. После обработки почвы реагентами (время экспозиции — 50 дней) была проанализирована степень воздействия комплекса реагентов на выявленные колонии бактерий в необработанной почве железнодорожной полосы отвода.

На первом этапе определялся видовой состава микроорганизмов не обработанных образцов почвы, для этого был произведен микробиологический посев почвенной суспензии на твердые питательные среды. Среди представителей выявленных групп микроорганизмов были обнаружены патогенные формы: возбудители ботулизма (виды Clostridium), глубоких микозов (виды Nocardia), кишечных инфекций (виды Escherichia, Salmonella), холеры (виды Vibrio), дизентерии (виды Salmonella, Shigella), виды, образующие микотокси-ны (грибы рода Aspergillus).

После обработки почвы реагентами общее количество колоний, образовавшихся после высева, снизилось на 17 %. На чашках не обнаружились микроорганизмы родов Streptomyces,

Nocardia, Shigella, Leptospira, Alternaria и Aspergillus, было отмечено значительное снижение численности колоний Escherichia (41 %) и Bacillus (39 %).

Необходимо отметить, что снижение численности патогенных форм микроорганизмов в среде даже на 1-2 % на практике является крайне значимым фактором предупреждения инфекционных процессов. Если же препарат вызывает снижение патогенных форм на десятки процентов, его использование может быть признано высокоэффективным методом профилактики заболеваний, вызванных патогенной микрофлорой. □

Литература

1. Кузнецов А. Е. [и др.] Прикладная эко-биотехнология. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Фонштейн Л. М. Методы первичного выявления генетической активности загрязнителей среды с помощью бактериальных тест-систем // Л. М. Фонштейн, С. К. Абилев, Е. В. Бобринев и др. Методическое указание. М., 1985.

3. Методические указания по санитарно-микробиологическому исследованию почв. 4 августа 1976 г. № 1446-76.

66 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 5 (42) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.