Научная статья на тему 'Обеспечивающие подсистемы имитационной модели стимулирования труда преподавателей вуза'

Обеспечивающие подсистемы имитационной модели стимулирования труда преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
236
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / AN IMITATIVE MODEL / A STIMULATION OF LECTURERS LABOUR

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лёшина Мария Александровна, Ефимкина Евгения Петровна, Михайлова Любовь Ивановна

Цель: проектирование и реализация технологических подсистем имитационной модели выработки эффективных управленческих решений по вопросам стимулирования труда преподавателей Метод или методология проведения работы: метод моделирования социально-экономических объектов и систем; метод нормальных форм для проектирования реляционных баз данных; метод проектирования и анализа информационных потоков DFD. Результаты: разработана имитационная модель формирования и корректировки управленческих решений по вопросам стимулирования преподавателей вузов, не имеющая аналогов среди известных программных продуктов в области управления персоналом. Область применения результатов: практическая деятельность вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лёшина Мария Александровна, Ефимкина Евгения Петровна, Михайлова Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPLYING SUBSYSTEMS OF THE IMITATIVE MODEL OF LABOUR STIMULATION OF UNIVERSITY LECTURERS

The projection and realization of the technological subsystems of imitative models of making effective management decisions concerning matters of university lecturers labour stimulation. Method and methodology of carrying out of work: the method of the social economic objects and system modelling; the method of normal forms for projecting of the relational data base; the method of the projection and analysis of the information flow DFD. Results: the imitative model of formation and correction of management decisions concerning stimulation of universities lecturers labour was developed, such model does not have an analogue among famous software products in the field of the stuff management. Sphere of the applicability of the results: practical activity of universities.

Текст научной работы на тему «Обеспечивающие подсистемы имитационной модели стимулирования труда преподавателей вуза»

УДК 331.2

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Лёшина М.А., Ефимкина Е.П., Михайлова Л.И.

Цель: проектирование и реализация технологических подсистем

имитационной модели выработки эффективных управленческих решений по вопросам стимулирования труда преподавателей

Метод или методология проведения работы: метод моделирования социально-экономических объектов и систем; метод нормальных форм для проектирования реляционных баз данных; метод проектирования и анализа информационных потоков DFD.

Результаты: разработана имитационная модель формирования и

корректировки управленческих решений по вопросам стимулирования преподавателей вузов, не имеющая аналогов среди известных программных продуктов в области управления персоналом.

Область применения результатов: практическая деятельность вузов.

Ключевые слова: имитационная модель; стимулирование труда

преподавателей.

THE SUPPLYING SUBSYSTEMS OF THE IMITATIVE MODEL OF LABOUR STIMULATION OF UNIVERSITY LECTURERS

Lioshina M.A., Efimkina E.P., Mikhailova L.I.

The projection and realization of the technological subsystems of imitative models of making effective management decisions concerning matters of university lecturers labour stimulation.

Method and methodology of carrying out of work: the method of the social

- economic objects and system modelling; the method of normal forms for projecting of the relational data base; the method of the projection and analysis of the information flow DFD.

Results: the imitative model of formation and correction of management decisions concerning stimulation of universities lecturers labour was developed, such model does not have an analogue among famous software products in the field of the stuff management.

Sphere of the applicability of the results: practical activity of universities.

Keywords: an imitative model, a stimulation of lecturers labour.

Существующие на сегодняшний день программные продукты и комплексы программ для поддержки процессов управления персоналом организации («Отдел кадров 6.0»; «Система Alfa/ Управление персоналом» (Alfa - HRMS); «АиТ :\ Управление персоналом»; «1С: Предприятие» конфигурации «Зарплата и управление персоналом») не позволяют учесть особенности трудовой деятельности преподавателей вузов и методы их стимулирования, поэтому без предварительной доработки их нецелесообразно использовать для поддержки вузовской системы стимулирования деятельности преподавателей [3, с.33-38].

Для преодоления указанных недостатков готовых программных средств и

учета особенностей трудовой деятельности преподавателей вузов при их стимулировании авторами статьи разработана имитационная модель системы стимулирования труда, которая формирует имитационную систему для выработки управленческих решений по вопросам стимулирования труда профессорско - преподавательских составов вузов. Основными элементами данной системы являются лица, принимающие решение (ЛПР), и обеспечивающие (технологические) подсистемы: техническое, программное, математическое, информационное, эргономическое, лингвистическое обеспечение.

Разработанная имитационная модель позволяет реализовать следующие функции:

- формирование, систематизация электронных личных дел преподавателей вуза и документации по планированию и оформлению отчетности по результатам деятельности преподавателей;

- расчет, сравнение с эталонными значениями и анализ показателей деятельности высшего учебного заведения;

- выявление видов деятельности преподавателей для приоритетного стимулирования;

- определение объектов стимулирования из числа преподавателей высшего учебного заведения;

- назначение каждому объекту стимулирования временного периода осуществления стимулирующих выплат;

- формирование всех вариантов распределения выделенных для стимулирования денежных средств объектам стимулирования в рамках определенных для них периодов стимулирования;

- выбор оптимального варианта распределения средств объектам стимулирования и выработка (при участии ЛПР) управленческого решения по вопросу стимулирования труда преподавателей;

- ведение справочных таблиц базы данных, обеспечивающих

повышение оперативности ввода основных документов в базу данных имитационной модели, и формирование управленческого решения.

Все перечисленные функции имитационной модели реализованы в ее программном и математическом обеспечении [3, с.66].

Важнейшую роль в функционировании имитационной модели системы стимулирования труда преподавателей вуза играет техническое обеспечение. Для работы имитационной модели в монопольном режиме необходим минимальный набор технических средств: ПЭВМ - IBM PC или РС совместимая с процессором класса Intel Pentium с тактовой частотой не менее 750 МГц или совместимым с ним; оперативной памятью не менее 64 Мб; свободным пространством на жестком диске объемом не менее 40 Мб. Чтобы, при необходимости, вывести результаты работы программы на бумажные носители в составе аппаратного обеспечения должно быть печатающее устройство, подключенное к ПЭВМ. Для работы с имитационной моделью в режиме коллективного доступа по технологии «Файл-сервер» необходимо несколько ПЭВМ с указанными выше техническими характеристиками, объединенными в локальную вычислительную сеть.

Для успешного функционирования имитационной модели и решения ею поставленных задач необходимо системное программное обеспечение, основой которого является операционная система. Программный продукт может работать на ПЭВМ под управлением любой операционной системы семейства Windows версии от 2000 Professional и выше. Программное обеспечение имитационной модели представляет собой исполняемый файл «System_stumul.exe», для работы которого не требуется установки СУБД Clarion 6.3 и каких - либо других средств, кроме операционной системы [4].

Программное обеспечение имитационной модели включает следующие функциональные модули (рис. 1):

AUTHOR: Лёшина M A.

PROJECT: ИМ системы стимулирования труда

NOTES: 123456789 10

DATE: 08.07.2008 REV: 06.01.2009

■ WORKING READER DATE

DRAFT

RECOMMENDED

PUBLICATION

1аименования позиций и разделов ндивидуапьных планов-отчётов

0р. 1 Модуль формирования и ведения справочных таблиц базы данных

Информация

справочников базы данных

Информация для поддержания в Адекватном •Ёостоянии справочников базы данных

4 ....

Отдел

кадров

Информация,

подтверждающая

позиции

индивидуальных

отчётов

преподавателей

База данных имитационной модели

Модуль ввода

оперативной

информации

ідуальньїе Т отчёты -С

Индивидуальные

планы-отчёты

Преподаватели

Информация для настройки работы имитационн модели: приоритеность показателей, значения функции полезности и т.д______________________

Данные о

деятельности ППС, ' необходимые для расчета и анализа показателей

Оперативная информация, необходимая для работы программы

Заведующие

кафедрами

Бухгалтерия

пьтаты распределения стимулирующих надбавок и выплат

распределения стимулирующих надбавок и выплат

'Op. 3 Перечень показателей

Модуль расчёта и мониторинга показателей щ аттестации и аккредитации Щ. вузов, их эталонные значения 6 щ Росаккредитагентства |

1J

деятельности вуза І Наименования и методики расчёта показателей т ,

Администрация

филиала (вуза)

Информация для настройки работы имитационной модели: приоритеность показателей, значения функции полезности и т д

Ур. 4

Модуль подготовки расчётов по распределению стимулирующих выплат

Результаты расчёта аккредитационных показателей деятельности в/за и их эталонные значения

0р. £

Модуль распределения денежных средств объектам стимулирования

Информация необходимая для запуска модуля распределения или выполнения перерасчётов

1?чмйнпяяния позиции и разделов индивидуальных планов-отчетов наименования и методики расчёта показателей

Учебно-методический центр

АО

Имитационная модель системы стимулирования труда ППС

Рис. 1. Функционально-модульная структура программного обеспечения

имитационной модели

- модуль формирования и ведения справочных таблиц базы данных -содержит программные компоненты СУБД Clarion 6.3: формы редактирования (прототипы «form») и формы просмотра (прототипы «browse»), позволяющие создавать, редактировать информацию справочных таблиц базы данных таких как «Справочник ученых степеней», «Справочник ученых званий», «Справочник должностей», «Справочник специальностей» и т.д.;

- модуль ввода оперативной информации - содержит программные компоненты, позволяющие вводить сведения о преподавателях (в виде личной карточки по форме Т-2), записи индивидуальных планов-отчетов преподавателей;

- модуль расчета и мониторинга показателей деятельности вуза -содержит программные компоненты, позволяющие вводить в таблицы базы данных перечень показателей оценки деятельности вуза, их эталонные

значения, задавать пользователю методику расчета показателей при работе имитационной модели;

- модуль подготовки расчетов по распределению стимулирующих выплат

- содержит программные компоненты, позволяющие лицу, принимающему решение, осуществлять закрепление видов деятельности преподавателей, отраженных в индивидуальных планах-отчетах, за показателями деятельности вуза, выставлять приоритеты разным направлениям деятельности преподавателей, определять периоды стимулирования для объектов стимулирования, вводить значения функции полезности в соответствии с видами деятельности преподавателей;

- модуль распределения денежных средств объектам стимулирования-содержит программные компоненты, позволяющие выполнять распределение и перераспределение (корректировку) стимулирующих надбавок и выплат между объектами стимулирования с учетом бюджетного ограничения, формировать управленческое решение ЛПР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма потоков данных (DFD) второго уровня иерархии имитационной модели позволяет рассмотреть функционально-модульную структуру программного обеспечения имитационной модели. Но процессы обработки информации и алгоритмы, реализованные в программных модулях, можно отобразить только на DFD третьего и последующих уровней.

Информационное обеспечение имитационной модели системы стимулирования труда преподавателей вуза представляет совокупность унифицированных форм документов, сопровождающих процессы управления персоналом, схемы информационных потоков, их перемещения во время обработки и базу данных, содержащую всю необходимую информацию для решения задачи формирования управленческих решений по вопросам стимулирования труда преподавателей вуза. Информационные потоки и процессы обработки информации, протекающие во время функционирования имитационной модели, представлены в виде диаграмм потоков данных (DFD)

трех уровней, построенных с помощью CASE-средства BPWin v 4.1 Computer Associates (на рис. 1 изображена DFD второго уровня).

Диаграмма потоков данных первого уровня (рис. 2) отражает внешние информационные потоки, протекающие во время эксплуатации имитационной модели ЛПР.

Учебно-методический

центр

Наименования позиций и разделов индивидуальных планов-отчётов, наименования и методики расчёта показателей

База данных 1 имитационной модели

7—™-------------

Результаты расчёта / показателей Электронные версии первич^1ХдеяТ0Пьности вуза, документов, условно-постоянная информация, оперативная информация ________

Преподаватели

$ Стимулирующие Щ выплаты

I-----------------

Бухгалтерия

результаты работы

системы

стимулирования

Заведующие

кафедрами

Информация, подтверждающая ; позиции индивидуалных г отчётов преподавателей

i__________/

ШЖЖЖЖ'ЖШШІ ри ка 3ы о сти мул ирую щих надбавках ППС для ознакомления

Ор.

Имитационная модель системь{| стимулирования труда ППС

Индивидуальные

планы-отчёты

Перечень показателей аттестации и аккредитации вузов, их эталонные значения

Росаккредитагентство

Сведения о ППС из личных карточек, приказов и др.документов, условно-постоянная информация для заполнения справочных таблиц базы данных

Информация для настройки работы имитационной модели: приоритеность показателей, значения функции полезности и т.д.

Информация для создания приказов о стимулирующих набавках

Администрация филиала (вуза)

Проекты приказов о стимулирующих надбавках ППС

Приказы о стимулирующих надбавках ППС

NODE: TITLE: Имитационная модель системы NUMBER:

А-0 стимулирования труда ППС 1

Рис. 2. Внешние информационные потоки имитационной модели

В рамках внешних информационных потоков ЛПР, работающее с имитационной моделью, взаимодействует с заведующими кафедрами (получает от них сведения о деятельности преподавателей в период стимулирования), с Росаккредагентством (откуда поступают нормативные значения показателей аттестации и аккредитации высших учебных заведений), с главным бухгалтером или другими сотрудниками бухгалтерии (они совместно с администрацией вуза определяют объем денежных средств, выделяемые для стимулирования работников), с преподавателями (которые являются исполнителями собственных индивидуальных планов работы и объектами стимулирования), с отделом кадров, специалисты которого являются основными действующими лицами при вводе справочников базы данных

имитационной модели на этапе ее настройки на конкретную предметную область (вуз).

Основным элементом информационного обеспечения имитационной модели, позволяющим долговременно хранить информацию, необходимую для выработки управленческих решений по вопросам стимулирования труда преподавателей, является база данных. База данных и программное обеспечение имитационной модели разработано с применением СУБД Clarion 6.3. Выбор данного инструментального средства обусловлен тем, что для доступа к базе данных имитационной модели будет применена технология доступа к данным «Файл-сервер», так как основными пользователями имитационной модели будут представители администрации вуза, поэтому число пользователей не превышает пяти, что вполне допускает использовать указанную технологию.

Кроме того, СУБД Clarion 6.3 обладает рядом преимуществ по отношению к другим СУБД данного класса: имеет мощный генератор кода, автоматизирующий программисту создание типовых программных модулей интерфейса: окон, форм для ввода и просмотра данных, запросов, отчетов, программного меню; программа на языке Clarion 6.3 является исполняемым файлом с расширением «.exe», для работы которого не требуется библиотек СУБД Clarion 6.3 или другого прикладного программного обеспечения; база данных имитационной модели организована в виде множества файлов формата «.tps». Указанный формат хранения данных обладает повышенной устойчивостью к нарушению целостности данных в результате несанкционированного доступа.

СУБД Clarion 6.3 помимо поддержки прототипной технологии разработки приложений баз данных имеет средства, реализующие индивидуальную технологию проектирования программного обеспечения экономических информационных систем. С помощью языка программирования Clarion можно разрабатывать модули типа SOURCE, включающие

оригинальные тексты программ, и модули типа PROCESS, содержащие нестандартные операции обработки данных. Наличие указанных выше возможностей СУБД Clarion 6.3, а также возможность использования математических, графических и других библиотек позволяет создавать сложные и многофункциональные автоматизированные системы обработки данных и системы поддержки принятия решений, включающие обширные библиотеки математических методов и моделей.

База данных имитационной модели объединяет шестнадцать таблиц, которые приводятся в соответствии с типами и форматами полей, определенными в СУБД Clarion 6.3. Взаимосвязи между таблицами базы данных представлены на датологической модели (рис. 3).

Пояснение к рисунку 3:

- таблица базы данных «Преподаватели» («Prepodavateli») содержит сведения о преподавателях вуза, являющихся потенциальными объектами стимулирования;

- таблица базы данных «Должности и ставки преподавателей» («Dolg_and_stavki») содержит сведения о должностях и ставках, занимаемых преподавателями при работе на кафедрах вуза;

- таблица базы данных «Справочник должностей» («Spr_dolg») содержит перечень должностей, утвержденных на кафедрах вузов;

Рис. 3. Датологическая модель базы данных имитационной модели

- таблица базы данных «Справочник ученых степеней» («Uch_stepen») содержит перечень ученых степеней, утвержденных ВАК РФ;

- таблица базы данных «Справочник ученых званий» («Uch_zvan») содержит перечень ученых званий, утвержденных ВАК РФ;

- таблица базы данных «Справочник названий кафедр» («Kafedri») содержит перечень кафедр, организованных в вузе;

- таблица базы данных «Справочник названий разделов индивидуальных планов-отчетов преподавателей» («Razdeli_po») содержит наименования разделов индивидуальных планов-отчетов преподавателей;

- таблица базы данных «Справочник названий позиций индивидуальных планов-отчетов преподавателей» («Pozicii_po») содержит наименования позиций, помещаемых преподавателями в индивидуальные планы-отчеты;

- таблица базы данных «Индивидуальный план-отчет преподавателя (заголовок)» («Po_zagolovok») позволяет систематизировать и хранить заголовки электронных индивидуальных планов-отчетов преподавателей;

- таблица базы данных «Индивидуальный план-отчет преподавателя (записи)» («Zap_plan») позволяет систематизировать и хранить записи электронных индивидуальных планов-отчетов преподавателей;

- таблица базы данных «Показатели оценки деятельности вуза» («Pokazateli») содержит наименования и эталонные значения показателей

деятельности вуза;

- таблица базы данных «Связь показателей оценки деятельности вуза с позициями индивидуальных планов-отчетов преподавателей» («Svyaz») содержит результаты установления экспертами связей между позициями индивидуальных планов - отчетов преподавателей и показателями деятельности

высшего учебного заведения;

- таблица базы данных «Средства, выделяемые для стимулирования работников в текущем учебном году (бюджетное ограничение)» («Budget») содержит значения сумм денежных средств, выделяемых для стимулирования преподавателей в определенном учебном году;

- таблица базы данных «Справочник периодов стимулирования» («SpravPerstim») содержит наименования и обозначения периодов стимулирования;

- таблица базы данных «Периоды стимулирования и денежные средства им соответствующие» («Perstim») содержит варианты распределения денежных средств объектам стимулирования в соответствии с заданными для них периодами стимулирования и алгоритмом распределения стимулирующих выплат;

- таблица базы данных «Фактические показатели» («Fact_p») содержит рассчитанные или введенные в систему фактические на дату расчета значения показателей деятельности вуза из справочника показателей «Pokazateli»;

- таблица базы данных «Стимулирующие надбавки» («St_nadb») содержит денежное выражение стимулирующих надбавок за виды деятельностей преподавателей, определенных в справочнике позиций индивидуальных планов-отчетов.

Диаграмма потоков данных второго иерархического уровня (рис. 1) отображает функциональные модули, реализованные в программном

обеспечении имитационной модели формирования решений по вопросам стимулирования труда преподавателей, их информационные взаимосвязи между собой и с внешними сущностями - источниками и приемниками информации.

Модуль формирования и ведения справочных таблиц базы данных включает процессы ввода, изменения, удаления условно-постоянной

информации, содержащейся в справочных таблицах базы данных

имитационной модели «Справочнике должностей», «Справочнике ученых степеней», «Справочнике ученых званий», «Справочнике кафедр», «Справочнике наименований разделов индивидуальных планов-отчетов

преподавателей», «Справочнике наименований позиций индивидуальных планов-отчетов преподавателей».

Рассмотренные справочные таблицы базы данных вводятся (а впоследствии ведутся) пользователями-администраторами имитационной модели на этапе настройки программного продукта на конкретную предметную область (вуз). Информация этих таблиц используется для повышения оперативности ввода электронных документов в имитационную систему: индивидуальных планов-отчетов, личных карточек преподавателей.

В модуле расчета и мониторинга показателей деятельности вуза реализуются информационные процессы ведения справочника показателей; ввода или расчета фактических показателей деятельности вуза на момент обследования; сравнения и анализа фактических и эталонных значений показателей деятельности вуза с последующей передачей результатов лицу,

принимающему решение.

Кроме вышесказанного в состав модуля расчета и мониторинга показателей деятельности вуза включен процесс «Определение связей показателей оценки деятельности вуза с позициями индивидуальных планов-отчетов преподавателей». В рамках этого процесса формируется таблица базы данных «Svyaz», обобщающая мнение экспертов по вопросам взаимосвязей отдельных видов деятельности преподавателей (например, написание монографий и учебных пособий, защита кандидатских и докторских диссертаций т.д.) с конкретными показателями деятельности вуза, таких как процент кандидатов наук от числа профессорско-преподавательского состава вуза, количество изданных за отчетный период монографий и т.д.

Модуль ввода оперативной информации включает информационные процессы, связанные с вводом, редактированием и выводом на печать электронных версий документов: личных карточек преподавателей,

индивидуальных планов или отчетов преподавателей (эти документы имеют аналогичную форму).

Индивидуальные планы и отчеты преподавателей формируются преподавателями на текущий учебный год. В связи с этим перед непосредственным использованием имитационной модели до начала периода стимулирования необходимо ввести в базу данных сведения о всех преподавателях, которые будут рассматриваться в качестве объектов стимулирования, и запланированную ими учебную, методическую, научную и другую работу, указанную ими в индивидуальных планах-отчетах. Для выполнения расчета отдельных показателей оценки деятельности вуза в базу данных имитационной модели системы стимулирования труда преподавателей вуза необходимо поместить информацию о ставках, занимаемых преподавателями на кафедрах вуза в период назначения стимулирующих выплат.

Информационные процессы модуля подготовки расчетов по

распределению стимулирующих выплат преподавателям можно условно разделить на две группы.

Первая группа - процессы ввода информации, необходимой для выполнения распределения, вторая группа - процессы анализа информации уже содержащейся в базе данных имитационной модели.

К первой группе процессов относятся информационные процессы, основным содержанием которых является ввод в имитационную систему и размещение в базе данных сведений о размере денежных средств, выделяемых на стимулирование преподавателей; о величинах стимулирующих выплат по различных видам деятельности преподавателей, определенных ЛПР; периодов стимулирования.

Ко второй группе процессов относится процесс, который заключается в определении ЛПР тех показателей оценки деятельности вуза (из всего перечня актуальных показателей, хранящихся в базе данных имитационной модели), на которые следует ориентироваться при назначении стимулирующих надбавок преподавателям. Выбор базовых показателей ЛПР для формирования системы стимулирования может опираться на объективные результатов анализа их несоответствия эталонным значениям или экспертное мнение ЛПР.

По определенным ЛПР показателям оценки деятельности вуза происходит выявление объектов стимулирования - преподавателей, деятельность которых направлена на улучшение этих показателей. Отбор объектов стимулирования осуществляется по результатам анализа позиций индивидуальных планов преподавателей в соответствии с информацией таблицы «Svyaz», в которой отражены связи показателей оценки деятельности вуза с видами деятельности преподавателей.

Важные функции имитационной модели, связанные с формированием управленческих решений по вопросам стимулирования преподавателей реализуются модулем распределения денежных средств объектам стимулирования.

Все информационные процессы модуля распределения денежных средств объектам стимулирования соответствуют основным положениям авторской методики, подробно рассмотренной во второй главе настоящей диссертационной работы. Процесс распределения стимулирующих выплат преподавателям вуза является итерационным, т.к. он соответствует поиску решения задачи динамического программирования методом целенаправленного перебора различных вариантов распределения денежных средств.

Лингвистическое обеспечение имитационной модели включает, прежде всего, язык программирования, управления и манипуляции данными Оэпоп 6.3, а также словарь базы данных, содержащий все наименования файлов базы данных, их полей, префиксов и ключей (рис. 4), обозначенных набором букв латинского алфавита. Дополнительно к сказанному - набор понятий и специальных терминов из предметной области «Системы стимулирования труда преподавателей высших

учебных заведений».

Д Clarion 6.3 (System_stuimul.app) ■ [Dictionary - system_st*nul.dct 1.0]

Ф File Data Modeller Accessories Edt Version Project Setup Window Help

a sea si► ♦

□ la i ft й ! □ 1а а

Tables Со1иГПП8

D Prepodavaleli ■ Список преподавателей (объектов стимулирования] IN гар-ИдетиФикатор записи

□ Uohjtepen ■ Справочник ученык степеней □ Dolgjndjtayki ■ Должности и ставки преподавателей D po_zagolovok ■ Индивидуальный план-отчёт преподавателя (заголовок) D zap_plan ■ Индивидуальный план-отчёт преподавателя (записи) D Sprjolg- Справочник должностей D Poziciijo - Список названий позиций ищиввдуальнык планов-отчетов D Uchjvan ■ Справочник учёны* званий D Kafedil-Список кафедр □ Razdelijo ■ Названия разделов планов-отчётов D pokazateli - Показатели оценки деятельности вуза D Syp ■ Связь показателей оценки деятельности вуза с позициями индивидуальны:'; планов-отчётов преподавателей D Budget ■ Средства, выделяемые для стимулирования работников в текущем учебном году D SpravPerslim ■ Справочник периодов стимулирования IN_ре|Ы ■ Код записи из справочника периодов стимулирования I Кой_!о1[_р1 ■ № записи позиции из индивидуального плана-отчёта преподавателя [из табл. 10) I Згейз^'а ■ Размер стимулирующей выплаты или надбавки по данной позиции плана-отчёта IУ 5_(ип ■ Значение Функции полезности для данной позиции плана-отчета преподавателя

Ь Perstim ■ Периоды стимулирования и денежные средства им соответствующие

Рис. 4. Словарь базы данных имитационной модели

Эргономическое обеспечение имитационной модели системы стимулирования труда преподавателей вуза включает совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования

программного продукта, предназначенных для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей программы. Оно включает интерфейс имитационной модели, обеспечивающий быстрый доступ пользователей к необходимым функциональным элементам программного средства, разработанный в соответствии с эргономическими требованиями, предъявляемыми к программным продуктам данного класса. Для ускорения ввода оперативной информации при работе программы используются справочные таблицы базы данных (см. на рис. 5 опцию главного системного меню «Справочники»), из которых осуществляется подстановка условно-постоянной информации, содержащейся в них. Средства СУБД Оэлоп 6.3 и программного продукта осуществляют контроль правильности вводимой пользователем информации, что также способствует повышению эффективности сбора и обработки данных с применением разработанного программного средства.

Рис. 5. Г лавное меню программного обеспечения имитационной модели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эргономическое обеспечение имитационной модели формирования управленческих решений по вопросам стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов включает интерфейс программного обеспечения, который разработан средствами СУБД Оэлоп 6.3 и удовлетворяет эргономическим требованиям, предъявляемым к программным продуктам данного класса.

Математическое обеспечение имитационной модели системы стимулирования труда преподавателей вуза представляет совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, которые использованы для реализации функций системы. Основным элементом математического обеспечения имитационной модели является экономико-математическая модель, в соответствии с которой происходит распределение стимулирующих выплат и надбавок объектам стимулирования.

Математическое обеспечение имитационной модели системы стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вуза включает алгоритмы, соответствующие положениям авторской методики функционирования системы стимулирования труда преподавателей вуза, положенным в основу работы имитационной модели. Перечислим эти алгоритмы:

- алгоритм расчета аккредитационных показателей деятельности вуза;

- алгоритм мониторинга значений полученных показателей с эталонными;

- алгоритм выбора стимулирующим центром направлений деятельности преподавателей, которые будут являться приоритетными в процессе выработки стимулирующих воздействий;

- алгоритм определения объектов стимулирования - заключается в отборе преподавателей, в индивидуальных планах-отчетах которых содержатся виды работ, соответствующие приоритетным направлениям стимулирования;

- алгоритм определения периодов стимулирования для каждого объекта стимулирования;

- алгоритм формирования значений функции полезности для заданных объектов стимулирования и их видов деятельности;

- алгоритм формирования и решения задачи стимулирования, соответствующей математической модели;

- типовые алгоритмы дополнения, удаления и редактирования записей

таблиц базы данных.

Все указанные алгоритмы реализованы на языке программирования Clarion с применением модульной и объектно-ориентированной технологии программирования, поддерживаемой СУБД Clarion 6.3 SoftVelocity Inc. При разработке программного обеспечения имитационной модели использован RAD-подход к разработке приложений, обеспеченный мощным генератором кода СУБД Clarion 6.3.

Список литературы

1. Лёшина М.А. Имитационная модель системы стимулирования труда профессорско-преподавательского состава вуза // Программные продукты и системы. 2008. № 4.

2. Лёшина М.А. Компьютерная поддержка систем стимулирования труда

профессорско-преподавательского состава вуза // Сборник трудов второй ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии». Смоленск: ФГОУ СПО СПЭК, 2009. URL:

http://window.edu.ru/library/pdf2txt/432/62432/32507/page16

3. Лёшина М.А. Автоматизированная методика принятия решений по стимулированию труда преподавателей вузов: Монография. Вязьма: ОАО «Вяземская типография», 2010.

4. Лёшина, М.А. Формирование управленческих решений по вопросам стимулирования труда преподавателей вузов // Кадровик. 2009. №1.

References

1. Lioshina M.A. Imitatsionnaya model sistemy stimulirovaniya truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuza [Immitative model of labour stimulation of university lecturers]. Programmnye produkty i sistemy [Software products and systems], no. 4 (2008).

2. Lioshina M.A. Komp'yuternaya podderzhka sistem stimulirovaniya truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava vuza [Computing support of the system of labour stimulation of university lecturers]. Sbornik trudov vtoroy ezhegodnoy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Infokommunikatsionnye tekhnologii v regional'nom razvitii» [Collected works of the second annual regional scientific - practical conference «Infocommunicative technologies in the regional development»]. Smolensk: Federal State budget institution of higher education, 2009 http://window.edu.ru/ library/pdf2txt/432/62432/32507/page16

3. Lioshina M.A. Avtomatizirovannaya metodika prinyatiya resheniy po stimulirovaniyu truda prepodavateley vuzov [Automative method of making decisions in the stimulation of university lecturers labour]. Vyazma: «Vyazma printshop», 2010.

4. Lioshina M.A. Formirovanie upravlencheskikh resheniy po voprosam stimulirovaniya truda prepodavateley vuzov [Formation of managerial decisions on the issues of stimulation of work of University teachers]. Kadrovik [Personnel manager specialist], no. 1 (2009).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Лёшина Мария Александровна, заведующая учебно-методическим центром, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики, анализа и учета Ефимкина Евгения Петровна, доцент кафедры Экономики, анализа и учета Михайлова Любовь Ивановна, доцент кафедры Экономики, анализа и учета

Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского» в г. Вязьме ул. Ленина, 54, г. Вязьма, Смоленская область, 215100, Россия Lioshina_ma@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Lioshina Mariya Aleksandrovna, head of educational - methodical centre,

candidate of economic science, associative professor of the Board of Economics, analysis and accounting

Efimkina Evgeniya Petrovna, associative professor of the Board of Economics, analysis and accounting

Mikhailova Lubov Ivanovna, associative professor of the Board of Economics, analysis and accounting

Branch of the Moscow State University of Technology and Management named K.G. Razumovsky in Vyazma

54, Lenina str., Vyazma, Smolensk Region, 215100, Russia e-mail: Lioshina_ma@mail.ru

Рецензент:

Рыжик Н.А., доцент, к.э.н., Российская международная академия туризма, Вяземский филиал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.