Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСТНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРНЫХ МЕСТАХ РЕСПУБЛИКИ'

ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСТНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРНЫХ МЕСТАХ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оползень / селевой поток / опасный груз / обвал / рыхлий грунт.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шавкат Хакимович Абдазимов

В данной статье рассматривается вопрос о методах обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера в железнодорожном транспорте, населенных пунктах и инфраструктуре горных районов Республики, об оползнях, возникающих в горных и пригонных районах Республики, приводящие к разрушениям железных дорог. В статье рассмотрен вопрос о природных чрезвычайных ситуациях, встречающийся в весенние и осенние времена года, приводящие собой сели, оползни и обвали, где проходят железные дороги, расположены населенные пункты и другие инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шавкат Хакимович Абдазимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСТНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРНЫХ МЕСТАХ РЕСПУБЛИКИ»

ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСТНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРНЫХ МЕСТАХ РЕСПУБЛИКИ

Шавкат Хакимович Абдазимов

Доцент Ташкентского государственного транспортного университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос о методах обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера в железнодорожном транспорте, населенных пунктах и инфраструктуре горных районов Республики, об оползнях, возникающих в горных и пригонных районах Республики, приводящие к разрушениям железных дорог. В статье рассмотрен вопрос о природных чрезвычайных ситуациях, встречающийся в весенние и осенние времена года, приводящие собой сели, оползни и обвали, где проходят железные дороги, расположены населенные пункты и другие инфраструктуры.

Ключевие слова: Оползень, селевой поток, опасный груз, обвал, рыхлий

грунт.

Узбекистан предрасположен к рискам возникновения опасных природных явлений из-за обилия самых разнообразных форм рельефа, ландшафтов, почв и растительного покрова, находящихся в сложном взаимодействии с атмосферными процессами. К таким явлениям можно отнести наводнения, оползни, снежные лавины, засухи, сильные ветры, тепловые волны. Однако наиболее повторяющимися являются сели и селевые паводки. Они становятся причиной значительного ущерба, нанесенного природным ресурсам и различным объектам народного хозяйства [1].

Интенсивное сельскохозяйственное освоение гор и предгорий, широкое развитие энергетики, горно-рудной промышленности, строительство ирригационных сооружений, транспортных магистралей и спортивно-оздоровительных комплексов привлекает в горы большое количество людей и материально-технических средств. Так, в зону селевой опасности попадают различные хозяйственные и жилые объекты: части поселков, отдельные дома, базы отдыха, автодороги, мосты, животноводческие фермы, ирригационные каналы,

April 21-22

109

сельскохозяйственные поля и приусадебные участки, промышленные предприятия, пруды, накопители и т.д. Разрушение некоторых из этих объектов вызывает материальный ущерб, других - гибель людей, третьих - нарушение экологической обстановки [2].

В целом по Республике в 61% случаев сели приносят материальный и социальный ущерб. При этом в 17% случаев они сопровождаются человеческими жертвами.

Селевая опасность в горах существует в основном в определенные месяцы и обусловлена периодами ливневой активности. В последние годы стало более заметно влияние климатической изменчивости на распределение прохождения селей в весенние месяцы. Так прохождение селе-паводковых потоков растягивается по времени и пик выпадает на май месяц, когда раньше он приходился на апрель. Это объясняется увеличением количества осадков в мае, как в адырных зонах, так и среднегорье и высокогорье. К сожалению, есть вероятность, что это может привести к очень опасному сочетанию высоких температур воздуха что повлечет за собой быстрое таяние снега и льдов в период интенсивных осадков и как следствие будет способствовать образованию селей особо разрушительной силы. Принимая во внимание уровень угрозы со стороны селевых паводков и их высокую повторяемость, Правительством в первую очередь предпринимаются меры по защите населения и территорий от селей и селевых паводков. Так, Узгидрометом совместно с МЧС ежегодно проводится мониторинг объектов, находящихся в селеопасных зонах. По результатам мониторинга составляются перечни объектов, нуждающихся в защите от селей и селевых паводков и разрабатываются меры по защите этих объектов. Большое количество жилых хозяйств располагается непосредственно в поймах рек и временных водотоков, т.е там, где воздействие селей и селевых паводков является наиболее разрушительным. Зачастую постройки в таких зонах являются несанкционированными, например в Андижанской области четыре жилых дома располагались непосредственно в чаше селехранилища и только после того как сотрудниками Узгидромета были выполнены расчеты сценариев заполнения селехранилища и продемонстрирована реальная угроза затопления этих домов, жители были эвакуированы в безопасные места [4].

Порой приходится принимать предупреждающие меры по переселению большого количества населения (временно отселять жителей на период селе-паводкоопасного периода)

April 21-22

110

т.к. дать точный прогноз времени и места прохождения селевых и селе-паводковых потоков практически невозможно. Именно поэтому правительством Узбекистана все больше уделяется внимание развитию средств мониторинга. Так в настоящее время разворачивается крупномасштабная программа по расширению и развитию системы погодных локаторов. В Узгидромете установлена станция «TERRA/MODIS» по приему космических снимков с платформы. Эти мощные технические средства позволят значительно повысить качество прогнозов погоды и, в частности осадков, и получать данные о состоянии водных объектов и объектов социально-экономической инфраструктуры с огромных территорий.

Основные направления в работе, по решению проблемы селевой опасности для населения:

• Оценка масштабов селепроявления по территории;

• Определение современных зон риска (селеопасные районы);

• Определение динамики этих зон в зависимости от изменений климатической и гидрологической ситуаций в регионе, от динамики роста населения и заселения ранее необжитых селеопасных зон;

• Определение происхождения селей и динамики селепроявления в зависимости от климатических факторов (для низких гор - в зависимости от осадков, в основном жидких, для высокогорий - в зависимости от изменений температур воздуха, в основном, в теплый период года);

• Характеристика возможной динамики селей в связи с изменениями климата в регионе;

• Определение мер по адаптации населения в селеактивных районах.

Поскольку проблема селевых явлений наиболее актуальна для территорий с широким освоением горных и предгорных территорий, современное состояние вышеперечисленных направлений можно рассмотреть на примере Кашкадарьинского вилоята (Рисунок 1).

Рисунок 1. Влияние селевых явлений к железнодорожным линиям.

На Кашкадарьинский вилояте приходится 7% от общего числа случаев селевых паводков по всей Республики. За период с 1900 г. по 2012 по Кашкадарьинскому вилояту зарегистрировано 215 случаев селей, в последние 20 лет селевые паводки наблюдаются почти ежегодно. Кашкадарьинский вилоят имеет самую большую по Узбекистану территорию по площади селеопасных очагов, которая составляет 48% от площади всего вилоята. Из всего числа зарегистрированных селей - 65 случаев прошло с причиненным материальным ущербом и 5 случаев с человеческими жертвами. По оценке ущерба это 10% от ущерба вызванного селями по всей Республики [4]

(Рисунок 2).

Рисунок. 2 . Влияние селей на железнодорожную дорогу Чаше всего ту или иную территорию, оценивают на селеопасность не по административному, а по бассейновому делению. Рассматривая взаимодействие разных факторов, влияющих на возникновение селе-паводковых потоков в бассейнах рек Кашкадарьинского вилоята, можно сделать вывод, что наиболее селеопасными являются бассейны рек Гузардарьи, Кичикдарьи, Аксу, Танхиздарьи, Яккабагдарьи.

По прогнозам Узгидромета Узбекистан ожидает увеличение числа селей к 2030-2050 годам на 19-24% по сравнению с современной ситуацией. Меры для улучшения селевых ситуации [4].:

• Строить селезащитные сооружения и проводить мероприятия, обеспечивающие свободную пропускную способность русел, мостов, и т.п.

• Обучать население навыкам как вести себя при возникновении селе-паводковой угрозы для жителей селеопасных территорий.

April 21-22

112

• Развивать систему раннего оповещения о селе-паводковой угрозе.

• Развивать знания среди различных слоев населения (от правительства до сельских жителей) о природе этого явления, характере их проявления и о необходимых мерах по защите от них для того, чтобы снизить наносимый ими ущерб до минимума ( Рисунок 3).

Рисунок 3. Последствии прородных чрезвычайных явленый на железнодорожный транспорт (селей и оплозны).

Несмотря на чрезвычайную сложность природных процессов, лежащих в основе возникновения селей и селевых паводков, необходимо развивать инструменты по управлению ими. Разработка методик по управлению климатическими рисками, совершенствование системы мониторинга опасных природных явлений и развитие методов и инструментов прогнозирования (включая системы раннего предупреждения) уже в недалеком будущем помогут существенно снизить риски возникновения селей и способствовать устойчивому развитию нашей страны [3].

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан «О защите населения и территории от ЧС техногенного и природного характера» от 20.09.1999 г.

2. Маккамбаев П.А., Разиков Р.С. «Чрезвычайные ситуации и гражданская зашита в железнодорожном транспорте» Т. ТашИИТ 2018 г.

3. О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми, селевыми, снеголавинными и оползневыми

явлениями, и ликвидации их последствий: Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007

April 21-22

113

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-653-658

r.Nonn-585

[Электронный

ресурс].-Режим

доступа:http://lex.uz/pages/getpage.aspx? lact_id=1132317. - Дата доступа: 01.12.2017 й.

4. Ахмедов М.А. Салямова К.Д. "Селевие явление Узбекистана". Вестник Университета гражданской защиты Белорусии Т2, № 2.2018 г.

5. Ниязметов С.С. «Методика расчета и проектирования противооползневых сооружений для защиты дорожного земляного полотна». Автореферат диссертационной работы М.2007 г.

6.Пономарев В.М. Обеспечение безопасности труда на железнодорожном транспорте // Транспорт РФ, 2011 № 1 с.

7. Шевандин М.А., Выгнанова Т.М. Анализ производственного травматизма связанного с наездами подвижного состава работников железнодорожного транспорта. Новосибирск, 1990, с 17-18.

April 21-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.