УДК 621.331.3.024
12 1 Ю. В. Кондратьев , В. А. Кващук , Е. К. Хусаинов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация;
2Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению, г. Омск, Российская Федерация
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ПРИ ВЫНУЖДЕННЫХ РЕЖИМАХ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос обеспечения защиты контактной сети при выводе в ремонт оборудования распределительных устройств напряжением 3,3 кВ тяговых подстанций постоянного тока Называевского направления Омской дистанции электроснабжения Западно-Сибирской железной дороги. При выводе в ремонт оборудования распределительных устройств напряжением 3,3 кВ происходит увеличение зоны защиты для присоединений контактной сети смежных объектов системы тягового электроснабжения (тяговые подстанции, посты секционирования, пункты параллельного соединения). Для обеспечения защиты контактной сети постоянного тока вводятся в работу пониженные уставки срабатывания быстродействующих автоматических выключателей, которые неизбежно ограничивают пропускную способность участка для пропуска грузовых поездов. Рассмотрен существующий порядок вывода оборудования в ремонт с включением у тяговой подстанции поста секционирования. Оценены ограничения пропуска грузовых поездов при реализации существующей схемы. Просчитаны токи короткого замыкания и выбраны уставки защит быстродействующих выключателей при отключении поста секционирования и включении секционных разъединителей станции. Выявлено невыполнение условия выбора уставок защит при отстройке от минимального значения тока короткого замыкания. Для снижения ограничений разработан опытный образец короткозамыкателя контактной сети постоянного тока напряжением 3,3 кВ. Применение короткозамыкателя позволило осуществлять защиту контактной сети на время вывода в ремонт оборудования распределительного устройства без перевода на пониженные уставки срабатывания автоматических выключателей. Приведены технические характеристики и особенности предлагаемой конструкции устройства. Представлены результаты проведенного испытания короткозамыкателя контактной сети постоянного тока напряжением 3,3 кВ на участке Драгунская - Новокиевская - Любинская. Определены основные направления для дальнейших работы авторов.
Ключевые слова: контактная сеть, защита, короткозамыкатель, пропускная способность, модуль контроля напряжения.
Yuri V. Kondratiev, Valentin A. Kvaschuk, Yermek K. Khusainov
*Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation, 2West Siberian Directorate for Energy Supply, Omsk, the Russian Federation, 3Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
THE PROTECTION OF THE CONTACT NETWORK OF A DIRECT CURRENT
AT FORCED MODES
Abstract. The article considers the issue of providing protection for the contact network when removing 3.3 kV traction substations from the Nazivoye direction of the Omsk power supply distance of the West Siberian Railway. When the 3.3 kV switchgear is brought out to repair, the protection zone for connection of the contact network of adjacent traction power supply system objects (traction substations, sectionalizing stations, parallel connection points) increases. To ensure the protection of the DC contact network, lowered settings for the operation of high-speed circuit breakers are introduced, which inevitably limit the capacity of the section for the passage of freight trains. Considered the existing order of withdrawal of equipment for repair with the inclusion of a traction substation post section. The limitations of skipping freight trains during the implementation of the existing scheme are estimated. Short circuit currents are also calculated and the settings for the protection of high-speed circuit breakers are selected when the sectioning station is switched off and the sectional disconnectors of the station are switched on. It was found that the condition for selecting the protection settings is not fulfilled when detaching from the minimum value of the short-circuit current. To reduce the limitations, a prototype of a short-circuit contactor of a direct current 3.3 kV grid has been developed. The use of a short-circuit-breaker allowed the protection of the contact network, for the time of the withdrawal of the switchgear equipment for repair, without transferring to lower settings for the operation of circuit breakers. Also in the article are given the technical characteristics and features of the proposed device design. The results of a test of a short-circuit of a 3.3 kV direct current contact network in the Dragunskaya-Novokievskaya-Lubinskaya section are presented. The main directions for further work are determined.
Key words: contact network, protection, short-circuit, throughput, voltage control module.
Известно, что основным ограничивающим фактором в реализации максимальной пропускной способности поездов на отдельных участках является расстояние между тяговыми подстанциями (ТПС). Так, на участке Омск - Называевская Западно-Сибирской железной дороги протяженность межподстанционных зон составляет от 21 до 27,4 км. В вынужденных режимах на этом участке при узловых схемах питания тяговой сети и отключении подстанции протяженность зон, заключенных между постами секционирования (ПС), удваивается, соответственно увеличиваются токи тяговой нагрузки фидеров ПС, питающих эту зону при одновременном снижении минимальных токов короткого замыкания. В этих режимах токи нагрузки соизмеримы и даже превышают токи короткого замыкания, поэтому при выводе в ремонт распределительных устройств РУ-3,3 кВ тяговых подстанций на контактной сети неизбежно появление так называемых «мертвых зон», в которых не обеспечивается защита контактной сети от коротких замыканий.
Создание раздела питания у отключенной тяговой подстанции или переход на пониженные уставки токовых защит фидеров контактной сети приводят к избыточным отключениям быстродействующих выключателей (БВ) от токов нагрузки и, как следствие, к необходимости ограничения пропускной способности поездов. Кроме того, для перехода на пониженные уставки необходима установка дополнительных датчиков тока (РДШ, герконов) или цифровых терминалов защит ИнТер-3,3 кВ (ранее - ЦЗАФ-3,3 кВ). В соответствии с рекомендациями [1] терминал позволяет реализовать второй набор уставок.
Телеблокировка УТБ-3,3 кВ, предназначенная для выдачи команды аварийного отключения смежного фидерного выключателя фидерной зоны, принципы которой описаны в работах [2 - 4], не применяется из-за низкой надежности линий связи.
Для обеспечения пропускной способности и защиты контактной сети в 80-х гг. на территории ряда подстанций (Любинская, Новокиевская и др.) устанавливались посты секционирования, которые вводились в работу только на период отключения РУ-3,3 кВ подстанций. Очевидно, что такое решение сопряжено со значительными капитальными затратами и с необходимостью эксплуатации оборудования, которое находится в работе не более двух -трех суток в течение года (рисунок 1).
ТПС Новокиевская
ТПС Любинская
ПСК 2647 км
И"
ПСК 2658 км ПСК 2673 км
п
ТПС Петрушенко
Рисунок 1 - Нормальная схема питания участка Новокиевская - Петрушенко
Дорожной электротехнической лабораторией Западно-Сибирской железной дороги (ДЭЛ ЗСЖД) выполнена оценка эффективности применения ПС под фидерами ТПС Любинская для снижения ограничений пропускной способности и обеспечения защиты контактной сети при выводе в ремонт РУ-3,3 кВ этой подстанции. Расчет пропускной способности выполнялся в программном комплексе «КОРТЭС» с учетом стандартов [5 - 7] для двух вариантов схем питания тяговой сети с включенным и отключенным ПСК 2 658 км по пакетному графику движения с заданными межпоездными интервалами [8, 9] по методике, описанной в источнике [10]:
в нечетном направлении - пакеты из четырех поездов, из них один поезд весом 8 000 т, один соединенный поезд весом 12 000 т, остальные - унифицированной весовой нормы 6 300 т;
в четном направлении - пакеты из четырех поездов, из них один поезд весом 7 000 т, остальные - унифицированной весовой нормы 5 000 т.
06301360
Для обеспечения уровня напряжения в контактной сети не ниже 2 700 В для обоих вариантов необходимо ограничить вес нечетных поездов, увеличить минимальные межпоездные интервалы попутного следования, ограничить максимальные ходовые позиции контроллеров локомотивов нечетных и четных поездов и поддерживать напряжение на шинах ТПС Новокиевский и Петрушенко не ниже 3 800 В. Результаты расчетов показали, что применение ПСК не снимает ограничения на пропуск грузовых поездов, а уровни напряжений в контактной сети изменяются незначительно.
Проведены также расчет токов короткого замыкания и выбор уставок защит для варианта при отсутствии ПСК 2658 км и включенных секционных разъединителей «А» и «Б» на станции Любинская при выводе в ремонт оборудования РУ-3,3 кВ. Допустимые уставки защит представлены в таблице 1. Пределы регулировки токов уставки взяты из источников [11, 12].
Таблица! - Токи и уставки защит фидеров контактной сети
Объект Номер присоединения Вид защиты Существующая уставка, А Макс. рабочий ток, А Мин. ток к.з., А Уставки защит для ремонтной схемы питания Примечание
ПСК 2647 км С1 МИЗ, А 2300 1224 2463 1400 <1у < 2400 -
С2 МИЗ, А 2300 1228 2542 1400 < /у < 2500 -
С3 МИЗ, А 2200 2184 1589 2500 < /у < 1500 Условие не выполняется
С4 МИЗ, А 2200 1122 1640 1200 < /у < 1600 -
ПСК 2673 км С1 МИЗ, А 3000 1795 1676 2000 < /у < 1600 Условие не выполняется
С2 МИЗ, А 3000 1182 1733 1300 < /у < 1700 -
С3 МИЗ, А 3000 1344 3626 1500 < /у < 3600 -
С4 МИЗ, А 3000 1036 3626 1100 < /у < 3600 -
Принятый практический вариант вывода в ремонт РУ-3,3 ТПС Любинская предполагает применение ПСК 2658 км. Допустимые уставки защит представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Токи и уставки защит фидеров контактной сети
Объект Номер присо-единения Вид защиты Существующая уставка, А Макс. рабочий ток, А Мин. ток к.з., А Уставки защит для ремонтной схемы ния /у, А Примечание
ПСК 2647 км С1 МИЗ, А 2300 1035 2466 1100 < /у < 2400 -
С2 МИЗ, А 2300 1041 2549 1100 < /у < 2500 -
С3 МИЗ, А 2200 1322 2856 1500 < /у < 2800 -
С4 МИЗ, А 2200 1211 2856 1200 < /у < 2800 -
ПСК 2658 км С1 МИЗ, А 2100 2055 2172 2300 < /у < 2100 Условие не выполняется
С2 МИЗ, А 2100 820 2172 900 < /у < 2100 -
С3 МИЗ, А 1900 1436 1920 1500 < /у < 1900 -
С4 МИЗ, А 1900 734 1994 800 < /у < 1900 -
ПСК 2673 км С1 МИЗ, А 3000 1828 2487 2100 < /у < 2400 -
С2 МИЗ, А 3000 1498 2613 1700 < /у < 2600 -
С3 МИЗ, А 3000 1319 3639 1500 < /у < 3600 -
С4 МИЗ, А 3000 1139 3646 1300 < /у < 3600 -
При существующей схеме вывода в ремонт РУ-3,3 кВ ТПС Любинская защита контактной сети от токов короткого замыкания не обеспечивается. Защита не отстроена от максимальных токов нагрузки, и поэтому при выборе уставки из условия отстройки от токов нагрузки неизбежно появление «мертвых» зон чувствительности защит.
Для решения этих задач ДЭЛ ЗСЖД был разработан и собран опытный образец коротко-замыкателя контактной сети КЗКС-3,3 кВ. Принцип действия короткозамыкателя заключается в следующем: при коротком замыкании в защищаемой зоне контактной сети срабатывает реле напряжения, реагирующее на снижение напряжения ниже уставки. Далее реле напряжения собирает цепь на включение короткозамыкателя. Короткозамыкатель перемещает место короткого замыкания в зону, которая надежно защищается выключателем, ликвидируя таким образом «мертвые» зоны.
Схема предлагаемого ремонтного режима с устройством представлена на рисунке 2.
ТПС Норокиекская
чн чь
ПСК 2647 км
ш
---!Ц--
ТПС Любинская ТПС Петрушенко
, ПСК 265 8 км ПСК 2673 км
ш
В
%
Рисунок 2 - Ремонтная схема с короткозамыкателем: 1 - включенные секционные выключатели А и Б на ст. Любинская; 2 - короткозамыкатели КЗКС-3,3 кВ
Уставки защит при использовании короткозамыкателя КЗКС-3,3 кВ приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Расчетные токи и уставки фидеров контактной сети
Объект Присоединение Вид защиты Макс. рабочий ток, А Мин. ток к.з., А Уставки защит для ремонтной схемы питания
С1 МИЗ, А 1224 2463 1400 < /у < 2400
ПСК 2647 км С2 МИЗ, А 1228 2542 1400 < /„ < 2500
С3 МИЗ, А 2184 3278 2500 < /у < 3200
С4 МИЗ, А 1122 3278 1200 < /у < 3200
ПСК 2673 км С1 С2 С3 С4 МИЗ, А МИЗ, А МИЗ, А МИЗ, А 1795 1182 1344 1036 2504 2629 3626 3626 2000 < /у < 2500 1300 < /у < 2600 1500 < /у < 3600 1100 < /у < 3600
В результате допустимый диапазон уставок защит отстроен как от максимальных токов нагрузки, так и от минимальных токов короткого замыкания.
Таким образом, авторы статьи считают, что применение ПСК при выводе в ремонт оборудования РУ-3,3 кВ ТПС сопряжено с повышенными эксплуатационными расходами на техническое обслуживание и повышенными рисками повреждений контактной сети из-за наличия «мертвых зон». Применение короткозамыкателей позволит исключить перечисленные выше недостатки применения ПСК. Пост секционирования 2568 км рекомендуется демонтировать, а высвободившееся оборудование ПСК использовать в случае необходимости для решения других задач.
Короткозамыкатель, конструктивное исполнение которого представлено на рисунке 3, а, а схема управления - на рисунке 4, состоит из коммутационной части (1) на базе однофазного вакуумного выключателя ВВ /ТЕL-24-12,5/1000-У2, модуля контроля напряжения (2), блока питания и блока управления выключателем, которые находятся в отдель-
06301360
ном отсеке - шкафу управления (3). Источниками оперативного питания короткозамыка-теля могут служить аккумуляторная батарея напряжением 12 В или сеть переменного (постоянного) тока напряжением 220 В. Основными преимуществами короткозамыкателя являются его высокая термическая стойкость (предельный ток короткого замыкания -12,5 кА при времени его протекания не более 3,0 с), большой коммутационный ресурс и отсутствие электрической дуги при срабатывании. Гальваническая развязка цепей измерения и управления выполнена посредством оптоволоконного кабеля. В схеме управления предусмотрены цепи контроля срабатываний короткозамыкателя. Относительно небольшой вес - 42 кг - позволит применять короткозамыкатель в качестве мобильного средства защиты контактной сети на тех участках, где возникает в этом необходимость. Разработка осуществлялась с выполнением требований Правил ... [13, 14].
Интеллектуальное управление вакуумным выключателем осуществляется модулем контроля напряжения типа МКН-1 (МКН), представляющим собой специализированное микропроцессорное устройство. МКН формирует команду «ВКЛ» на включение коммутатора ВВ/ТЕL при условии, если напряжение в контактной сети понизится и будет находиться в пределах диапазона, заданного уставками итт < иКС < итах, в течение не менее 120 мс.
Если после включения в течение времени более 500 мс напряжение в контактной сети (КС) отвечает условию иКС < ит1П, микроконтроллер формирует управляющий сигнал «ОТКЛ». Этого времени достаточно для отключения БВ от действия токовых защит.
Рисунок 3 - Конструкция короткозамыкателя Рисунок 4 - Схема управления короткозамыкателем
Испытания короткозамыкателя проведены в апреле 2015 г. на участке ПСК 2623 км -ТПС Новокиевская - ПСК 2647 км Омской дистанции электроснабжения. Место установки короткозамыкателя - ТПС Новокиевская. Для регистрации напряжения в контактной сети и тока в процессе короткого замыкания на фидер № 2 ТПС Новокиевская установлен блок цифровой защиты и автоматики ЦЗАФ-3,3 с действием на «сигнал». Уставка максимальной токовой защиты блока принята /МтЗ = 1500 А. Короткозамыкатель установлен на опору отсасывающего фидера. В качестве разъединителя короткозамыкателя временно использовался заземляющий нож «отсоса» - ЗРО. Испытания проводились в «окно» по обоим путям от ТПС Драгунская до ПСК 2647 км. Для проведения испытаний подготовлена схема таким образом, что при коротком замыкании в «мертвой» зоне у ПСК 2647 км ток протекал от ТПС Драгунская к точке КЗ только по тяговой сети второго пути через шины подстанции Новокиевская.
Схема испытания представлена на рисунке 5.
ТПС Драгунская
ш
ТПС Новой] ев скал
1 ! ' 1 ! "лт)
V - - пек
Т5Г
тьг
Рисунок 5 - Схема питания и секционирования контактной сети на участке Драгунская - Любинская
В результате испытания получена осциллограмма процесса срабатывания короткозамы-кателя, представленная на рисунке 6. Как и предполагалось, осциллограмма имеет четыре характерных временных интервала:
1) нормальный предаварийный режим работы - и ~ 3800 В, I ~ 0 А;
2) включение контактной сети на короткое замыкание (КЗ) в «мертвой» зоне - и ~ 1600 В, I ~ 2300 А;
3) срабатывание КЗКС через 130 мс после КЗ - и ~ 0 В, I ~ 3000 А;
4) коммутационные процессы и установившийся режим - и ~ 3800 В, I ~ 0 А.
Результаты измерений, полученные при проведении испытания, свидетельствуют о правильности работы КЗКС-3,3.
и
А
Рисунок 6 - Осциллограмма процесса срабатывания КЗКС-3,3 кВ
По результатам проведенного испытания можно сделать следующие выводы о работе короткозамыкателя и дальнейших направлениях работы с учетом основных тезисов [15]:
о
о
-1000
I
г
1) получены положительные результаты испытаний короткозамыкателя на базе однофазного коммутационного модуля ВВ/ТЕL-24-12,5-1000 в составе потенциальной защиты контактной сети в вынужденном режиме при выводе в ремонт РУ-3,3 тяговой подстанции;
2) требуется завершение разработки схемы управления короткозамыкателем с использованием в качестве источника питания энергии контактной сети;
3) необходимо провести работы по адаптации короткозамыкателя для работы в составе защиты при опорах, не соединенных с рельсами.
Список литературы
1. Руководство по эксплуатации. Устройство цифровых защит и автоматики фидеров ЦЗАФ-3,3 [Текст]. СПб: НИИЭФА-ЭНЕРГО, 2005. - 65 с.
2. Сердинов, С. М. Повышение надежности устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог [Текст] / С. М. Сердинов. - М.: Транспорт, 1985. - 301 с.
3. Векслер, М. И. Защита тяговой сети постоянного тока от токов короткого замыкания [Текст] / М. И. Векслер. - М.: Транспорт, 1976. - 120 с.
4. Автоматика и телемеханика электроснабжающих устройств [Текст] / Г. В. Дмитриевский, В. Я. Овласюк и др. - М.: Транспорт, 1982. - 230 с.
5. СТО РЖД 07.021.1-2015. Защита систем электроснабжения железной дороги от коротких замыканий и перегрузки. Ч. 1. Общие принципы и правила построения защит, блокировок и автоматики в системах тягового электроснабжения [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2015. - 33 с.
6. СТО РЖД 07.021.2-2015. Защита систем электроснабжения железной дороги от коротких замыканий и перегрузки. Ч. 2. Методика выбора алгоритмов действия, уставок блокировок и выдержек времени автоматики в системе тягового электроснабжения [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2015. - 13 с.
7. СТО РЖД 07.021.5-2018. Защита систем электроснабжения железной дороги от коротких замыканий и перегрузки. Ч. 5. Методика выбора уставок защит в системе тягового электроснабжения постоянного тока [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2018. - 107 с.
8. Приказ «Об установлении норм масс и длин пассажирских и грузовых поездов на участках, обслуживаемых Западно-Сибирской дирекцией тяги» № ЦТ-24, [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2016. - 58 с.
9. Приказ «О допустимых межпоездных интервалах по устройствам тягового электроснабжения» № 58-Н [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2011. - 60 с.
10. Марквардт, К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст] / К. Г. Марквардт. - М.: Транспорт, 1982. - 528 с.
11. Силовое оборудование тяговых подстанций железных дорог (сборник справочных материалов) [Текст] / ОАО «РЖД», филиал «Проектно-конструкторское бюро по электрификации железных дорог». - М.: Трансиздат, 2004. - 384 с.
12. Прохорский, А. А. Тяговые и трансформаторные подстанции [Текст] / А. А. Прохор-ский. - М.: Транспорт, 1983 г. - 496 с.
13. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей [Текст] / Гос-энергонадзор Минэнерго России, ЗАО «Энергосервис». - М., 2003. - 392 с.
14. Правила устройства электроустановок [Текст] / ЗАО «Энергосервис», - М., 2003. -608 с.
15. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г. [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2011. - 96 с.
References
1. Rukovodstvo po ekspluatatsii. Ustroystvo tsifrovykh zashchit i avtomatiki fiderov TSZAF-3,3. (Instruction manual. The device of digital protection and automation of feeders ZSAF-3,3) OOO NIIEFA-ENERGO, St. Petersburg, 2005, 65 р.
2. Serdinov S.M. Povysheniye nadezhnosti elektrosnabzheniya elektrifitsirovannykh zheleznykh dorog (Increase of reliability of power supply devices of electrified railways). Moscow: Transport, 1985, 301 p.
3. Wexler M.I. Zashchita tyagovoy seti postoyannogo toka ot tokov korotkogo zamykaniya (Protection of traction DC network against short-circuit currents). Moscow: Transport, 1976, 120 p.
4. Dmitrievsky GV, Ovlasyuk V.Ya., Suhoprudsky N.D. Avtomatika i telemekhanika elektros-nabzhayushchikh ustroystv (Automation and telemechanics of power supply devices). Moscow: Transport, 1982, 230 p.
5. STO RZHD 07.021.1-2015 «Zashchita system elektrosnabzheniya zheleznoy dorogi ot korot-kikh zamykaniyi peregruzki. Chas1 Obshchiye printsipy i pravila postroyeniya zashchitnykh bloki-rovok i avtomatiki v sistemakh tyagovogo elektrosnabzheniya » (SRT RZD 07.021.1-2015 «Protection of power supply systems of the railway from short circuits and overload. Part 1. General principles and rules for constructing protections, locks and automatics in traction power supply systems»). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2015, 33 p.
6. STO RZHD 07.021.2-2015 «Zashchita system elektrosnabzheniya zheleznoy dorogi ot korot-kikh zamykaniyi peregruzki. Chast' 2. Metodika vybora algoritmov deystviya ustavok blokirovok I vyderzhek vremeni avtomatiki v sisteme tyagovogo elektrosnabzheniya» (STR RZD 07.021.2-2015 «Protection of power supply systems of the railway from short circuits and overload. Part 2. The method of choosing action algorithms, blocking settings and time delays of automation in the traction power supply system»). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2015, 13 p.
7. STO RZHD 07.021.5-2018 «Zashchita system elektrosnabzheniy azheleznoy dorogi ot korotkikh zamykaniy i peregruzki. Chast'5. Metodika vybora ustavok zashchit v sisteme tyagovogo elektrosnabzheniya postoyannogo toka» (STR RZD 07.021.5-2018 «Protection of power supply systems of the railway from short circuits and overload. Part 5. Method of selection of protection settings in the DC traction system»). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2018, 107 p.
8. Prikaz «Ob ustanovlenii norm mass i dlinn passazhirskikh i gruzovykh poyezdov na uchast-kakh, obsluzhivayemykh Zapadno-Sibirskoy direktsiyey tyagi» (The order «On the establishment of the norms of masses and lengths of passenger and freight trains on the sections serviced by the West Siberian Thrust Directorate»). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2016, 58 p.
9. Prikaz «O dopustimykh mezhpoyezdnykh intervalakh po ustroystvam tyagovogo elektrosnab-zheniya» (The order «About admissible inter-train intervals for devices of traction power supply»). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2011, 60 p.
10. Marquardt C. G. Elektrosnabzheniye elektrifitsirovannykh zheleznykh dorog (Electrosupply of electrified railways). Moscow: Transport, 1982, 528 p.
11. A collection of reference materials «Silovoye oborudovaniye tyagovykh podstantsiy zheleznykh dorog» (Power equipment of traction substations of railways), JSC Russian Railways, a branch of the Design Bureau for the Electrification of Railways. Moscow: Transsident, 2004, 384 p.
12. Prokhorsky A. A. Tyagovyye i transformatornyye podstantsii (Traction and transformer substations). Moscow: Transport, 1983, 496 p.
13. Pravila tekhnicheskoy ekspluatatsii elektroustanovokpotrebiteley. (Rules of technical operation of electrical installations of consumers). Gosenergonadzor of the Ministry of Energy of Russia. Moscow, ZAO Energoservice, 2003, 392 p.
14. Pravila ustroystva elektroustanovok. (Rules for the installation of electrical installations/ Edition Moscow, ZAO Energoservis, 2003, 608 p.
15. Energeticheskaya strategiya kholdinga «Rossiyskiye zheleznyye dorogi» na period do 2015 goda i na perspektivu do 2030 goda. (Energy strategy of the holding «Russian Railways» for the period until 2015 and for the future until 2030). Moscow, JSCo «Russian Railways», 2011, 96 p.
06301360
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кондратьев Юрий Владимирович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Тел.: (3812) 31-34-46.
E-mail: Juvk.omgups.egt@mail.ru
Кващук Валентин Андреевич
Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению, Трансэнерго - филиал ОАО «РЖД».
Леконта ул.,д. 20, г. Омск, 644044, Российская Федерация.
Электромеханик Дорожной электротехнической лаборатории.
Тел.: (3812) 44-27-67.
Хусаинов Ермек Кенжебулатович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Тел.: (3812) 44-27-61.
E-mail: husainov0908@rambler.ru
Kondratiev Yuri Vladimirovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department «Electricity supply of railway transport», OmGUPS.
Phone .: (3812) 31-34-46. E-mail: Juvk.omgups.egt@mail.ru
Kvaschuk Valentin Andreevich
West-Siberian Directorate for Energy Supply, Tran-senergo - branch of JSCo «Russian Railways».
20, Leconta st., Omsk, 644044, Russian Federation. Electromechanics of the Road Electrotechnical Laboratory.
Phone: (3812) 44-27-67.
Khusainov Yermek Kenzhebulatovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Postgraduate student of the department «Electricity supply of railway transport», OSTU. Phone: (3812) 44-27-61. E-mail: husainov0908@rambler.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кондратьев, Ю. В. Обеспечение защиты контактной сети постоянного тока при вынужденных режимах [Текст] / Ю. В. Кондратьев, В. А. Кващук, Е. К. Хусаинов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2018. - № 4 (36). -С. 87 - 95.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kondratiev Yu. V., Kvaschuk V. A., Khusainov E. K. The protection of the contact network of a direct current at forced modes. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 4, no 36, pp. 87 - 95 (In Russian).
УДК 621.316
Е. А. Третьяков, Г. Е. Головнев
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЯХ
Аннотация. Актуальность работы связана с совершенствованием компонентов распределенной системы автоматизации и управления напряжением в рамках развития активно-адаптивных электрических сетей. Представлен подход к определению управляющих воздействий в рамках координированного управления напряжением в распределительных электрических сетях с помощью активных элементов на основе мультиагентного управления. Управление напряжением в электрической сети осуществляется всеми ло-