Научная статья на тему 'Обеспечение защищенности объектов образования'

Обеспечение защищенности объектов образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Росгвардия / антитеррористическая защищенность / вневедомственная охрана / Rosgvardiya / anti-terrorist security / private security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денис Ахсарбекович Алборов, Сергей Иванович Корыц

В настоящее время в нашей стране в условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов и рисков вовлечения учащихся в различные экстремистские, террористические, религиозные секты самое пристальное внимание уделяется вопросам безопасности и антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций. Сохраняются риски повторения террористических актов со смертельными исходами в образовательных учреждениях, ставшими возможными из-за проноса на охраняемую территорию оружия. Статья посвящена рассмотрению основополагающих организационных моментов деятельности Росгвардии по охране объектов образования, предложены пути по усовершенствованию охранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денис Ахсарбекович Алборов, Сергей Иванович Корыц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the security of educational facilities

Currently, in our country, in the conditions of the continuing threat of terrorist acts and the risks of involving students in various extremist, terrorist, religious sects, the closest attention is paid to the issues of security and anti-terrorist protection of educational institutions. There are still risks of repetition of terrorist acts with fatal outcomes in educational institutions, which became possible due to the introduction of weapons into the protected area. The article is devoted to the consideration of the fundamental organizational aspects of the activities of the Rosgvardiya for the protection of educational facilities, the ways to improve security activities are proposed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение защищенности объектов образования»

Закон и право. 2024. № 1. С. 37-41. Law and legislation. 2024;(1):37-41.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-37-41 NIION: 1997-0063-12/24-006

EDN: https://elibrary.ru/XMPZUQ MOSURED: 77/27-001-2024-12-206

Обеспечение защищенности объектов образования

Денис Ахсарбекович Алборов1, Сергей Иванович Корыц2

1 Академия управления МВД России, Москва, Россия

2 Омская академия МВД России, Омск, Россия

1 denis.alborov@mail.ru

2 kail1@list.ru

Аннотация. В настоящее время в нашей стране в условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов и рисков вовлечения учащихся в различные экстремистские, террористические, религиозные секты самое пристальное внимание уделяется вопросам безопасности и антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций. Сохраняются риски повторения террористических актов со смертельными исходами в образовательных учреждениях, ставшими возможными из-за проноса на охраняемую территорию оружия. Статья посвящена рассмотрению основополагающих организационных моментов деятельности Росгвардии по охране объектов образования, предложены пути по усовершенствованию охранной деятельности.

Ключевые слова: Росгвардия, антитеррористическая защищенность, вневедомственная охрана.

Для цитирования: Алборов ДА., Корыц С.И. Обеспечение защищенности объектов образования // Закон и право. 2024. № 1. С. 37—41. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-37-41 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ ХМР2иО

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

Ensuring the security of educational facilities

Denis A. Alborov1, Sergey I. Koryts2

1 Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia

2 Omsk Academy of the Ministry of internal affairs of the Russia, Omsk, Russia

1 denis.alborov@mail.ru

2 kail1@list.ru

Abstract. Currently, in our country, in the conditions of the continuing threat of terrorist acts and the risks of involving students in various extremist, terrorist, religious sects, the closest attention is paid to the issues of security and anti-terrorist protection of educational institutions. There are still risks of repetition of terrorist acts with fatal outcomes in educational institutions, which became possible due to the introduction of weapons into the protected area. The article is devoted to the consideration of the fundamental organizational aspects of the activities of the Rosgvardiya for the protection of educational facilities, the ways to improve security activities are proposed.

Keywords: Rosgvardiya, anti-terrorist security, private security.

For citation: Alborov D.A., Koryts S.I. Ensuring the security of educational facilities // Law and legislation. 2024;( 1):37—41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-37-41 EDN: https://elibrary.ru/ XMPZUQ

© Алборов Д.А., Корыц С.И. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 01-2024

В настоящее время в нашей стране в условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов и рисков вовлечения учащихся в различные экстремистские, террористические, религиозные секты самое пристальное внимание уделяется вопросам безопасности и антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций. Сохраняются риски повторения террористических актов со смертельными исходами в образовательных учреждениях, ставшими возможными из-за проноса на охраняемую территорию оружия.

Перед государством встала неотложная задача — обеспечить защиту подрастающего поколения от этой страшной опасности. К сожалению, в последнее время можно нередко услышать новость о том, что в том или ином учебном заведении России произошел террористический акт с большим количеством погибших людей.

На сегодняшний день известно более чем о 20 случаях применения оружия в образовательных организациях страны (так называемый «шу-тинг»). Напомним о некоторых из них: массовое убийство в Керченском колледже в 2018 г., когда погиб 21 человек, ранено 67; стрельба в гимназии г. Казань в 2021 г., тогда погибло 9 человек, ранено 32; стрельба в университете г. Пермь в 2021 г., погибло 6 человек, ранено 47; стрельба в школе г. Ижевск в 2022 г., погибло 6 человек, ранено 20.

Учитывая рост происшествий и террористических угроз, важной задачей становится обеспечение безопасности учащихся и работников системы образования, формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.

Такое явление, как терроризм, прочно обосновалось в социальной жизни мирового сообщества, и в России в том числе. Террористическая деятельность становится важным фактором, влияющим на социальную ситуацию в стране, и выступает как опаснейшая угроза, способная дестабилизировать общественно-политическую и экономическую жизнь. Эта крайне серьезная проблема уже неоднократно находила отражение в научных исследованиях. Выделим таких авторов, как Ю.А. Бондаренко и А. В. Шипу-лин [1], В.А. Кожуховский [2], С.С. Котов [3], В.Г. Нырков [4].

В свою очередь, антитеррористическая деятельность является одним из приоритетных направлений в системе образования России. Целью этой деятельности является совершенство-

вание мер безопасности личности, общества и государства, а антитеррористическая защищенность является неотъемлемым требованием к объектам и территориям образовательных организаций. Под термином «антитеррористическая защищенность объекта (территории)» понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта1.

Основными нормативно-правовыми документами в области антитеррористической защищенности образовательных учреждений являются: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 10062 и Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 14213, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и правовые мероприятия.

Перечень мероприятий по инженерно-технической укрепленности объектов образовательных организаций определяется по результатам их обследования и присвоения межведомственной комиссией соответствующей категории.

В комплекс охранных мероприятий входят инженерно-технические средства защиты (ограда, двери, окна, решетки и др.) и технические средства охраны (видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации, связь и др.), пропускной режим, исключающий несанкционированное проникновение на объект граждан и техники, а также мероприятия по защите персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории. Кроме того, в

1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 // http://www.consultant.ru/

2 Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // http:// www.consultant.ru/

3 Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // http:// www.consultant.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

комплекс мероприятий входит контроль исправности и эффективного использования указанных выше инженерно-технических средств.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — ФСВНГ РФ, Росгвардия) обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и свобод личности, а также сохранение безопасности об-щества4. Входящие же в состав ФСВНГ РФ подразделения Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны» (далее — ФГКУ УВО) непосредственно и на постоянной основе проводят комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Должностные лица ФГКУ УВО ФСВНГ России участвуют в категорировании и паспортизации образовательных учреждений, а также в плановых проверках их антитеррористической и антикриминальной защищенности. Подразделе -ния вневедомственной охраны Росгвардии (далее — ВО) организуют службу по охране объектов в соответствии с «Наставлением по организации службы строевых подразделений ВО ВНГ РФ»5. Группы задержания, в свою очередь, реагируют на сигналы «тревога», поступающие по каналам связи из объектов образования.

Несмотря на большой объем выполняемых мероприятий, состояние антитеррористической защищенности большинства объектов образования, к сожалению, не соответствует в полной мере требованиям безопасности.

Такой вывод сделан на основании результатов фактических проверок наличия и соответствия ресурсного обеспечения, отвечающего предъявляемым требованиям к безопасности данных объектов.

Кроме того, основными недостатками в обеспечении антитеррористической защищенности являются:

■ отсутствие системы контроля и управления доступом;

■ система видеонаблюдения отсутствует или не соответствует предъявляемым требованиям;

4 Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 № 226-ФЗ // http:// www.consultant.ru/

5 Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 21.09.2018 № 420 «Об утверждении Наставле-

ния по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/

■ отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией;

■ отсутствие стационарных или ручных ме-таллоискателей;

■ не оборудованы контрольно-пропускные пункты на основных входах в здания, на входах (въездах) на прилегающую территорию;

■ отсутствие постов охраны из числа работников лицензированных частных охранных организаций, либо военизированных, сторожевых подразделений и организаций, подведомственных ВНГ РФ.

Наряду с указанными недостатками, нерешенным в полном объеме остается вопрос, связанный с охраной объектов образования посредством подключения их к пультам централизованного наблюдения.

Так, в настоящее время к пультам централизованного наблюдения ВО Росгвардии подключены объекты образовательной сферы, оборудованные стационарными кнопками тревожной сигнализации, в том числе кнопками тревожной сигнализации с использованием мобильного телефона.

Вид охраны с использованием мобильного телефона предполагает программирование на одну из клавиш мобильного телефона абонента базового охранного модуля, расположенного в одном из подразделений ФГКУ УВО, так называемая функция «быстрого набора».

Такой вид организации охраны не отвечает предъявляемым Росгвардией требованиям и не включен в Список технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым требованиям к системам передачи извещений, объектовым техническим средствам охраны и охранным сиг-нально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях ВО ВНГ РФ»6 (далее — «Список ТСБ, удовлетворяющих ЕТ»).

Невзирая на несоответствие указанным требованиям, большинство охраняемых образовательных учреждений для передачи сигнала «тревога» продолжают использовать не специальные и не сертифицированные для этих целей устройства, а обыкновенные кнопочные мобильные

6 Единые требования к системам передачи извещений, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (утв. решением Росгвардии, протокол от 16 — 19.05.2023 № 1) // http:// www.consultant.ru/

LAW & LEGISLATION • 01-2024

телефоны. В данных случаях сигнал «тревога» может не поступить на пульт централизованного наблюдения ФГКУ УВО в силу того, что в нужный момент телефон окажется разряженным или его пользователь в спешке нажмет не на ту кнопку, или же на счету телефона не окажется денежных средств. Риск «не передачи» сигнала «тревога» при данном способе охраны очень велик.

Согласимся с Ю.А. Бондаренко и А.В. Ши-пулиным, что указанные недостатки становятся возможными из-за недостаточно ответственного «отношения к антитеррористической защите объектов самими собственниками и представителями органов власти» [1, с. 200], вызванного отсутствием «обязательного прохождения обучения собственников способам противодействия терроризму» [1, с. 201].

Указанные выше недостатки, конечно же, негативно сказываются на безопасности образовательных организаций.

В свою очередь, принятое Положение о ФСВНГ РФ7 дает Росгвардии право самостоятельно разрабатывать требования к инженерно-техническим средствам охраны, научно-технические и методические документы, определяющие порядок оборудования всех своих охраняемых объектов.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем свой перечень фактической потребности ресурсов и его расчет на примере одного конкретного образовательного учреждения, позволяющий судить о его защищенности.

Итак, для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования необходимо оснастить его следующими видами инженерно-технических средств:

1) оборудование поста охраны стационарной кнопкой тревожной сигнализации (КТС), входящий в Список ТСБ, удовлетворяющих ЕТ;

2) противотаранное устройство «Блокиратор модели ПЗП 4000Эмн»;

3) автоматические ворота с дистанционным открытием;

4) видеокамеры по периметру учреждения с функцией распознавания лица (по типу: «свой / чужой»), а также с функцией распознавания наличия оружия;

7 Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // http://www.consultant.ru/

5) арочный металлодетектор «РС И-6» с измерением температуры тела «БЛОКПОСТ»;

6) турникет SLIDING GATE SG90T с раздвижными створками, двухпроходный, с шириной прохода 2 х 900 мм CAME;

7) IP-терминал TFR80-210T1 Beward с функцией распознавания лиц;

8) ручной металлодетектор РД-300 «БЛОКПОСТ».

Общие затраты на инженерно-технические средства, обеспечивающие антитеррористическую защищенность одного объекта образования с учетом их монтажа и установки, составляют 4 346 510 руб.

К предоставленному расчету прибавим и сопутствующие затраты на оплату услуг и обслуживание всех систем охраны, а также затраты на оказание услуг по охране объекта (исходя из числа лицензированных сотрудников охраны из расчета за один год).

Сумма расходов по данной статье в год составит 4 000 800 руб.

Кроме того, предлагаем внести дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы места и формы хранения паспортов безопасности объектов образования (далее — Паспорт), в виде приведения Паспорта в цифровой вид и передаче в специальные отряды быстрого реагирования Росгвардии.

В ходе реализации указанного предложения спецподразделение Росгвардии, в случае совершения преступления террористической или криминальной направленности на объектах образования, незамедлительно, т.е. уже в процессе выдвижения и прибытия на объект, приступит к изучению, выработке и принятию решения, необходимого для проведения действий по нейтрализации преступников. Таким образом, исключается избыточное, на наш взгляд, звено цепочки по предоставлению Паспорта безопасности правообладателем объекта, что, безусловно, ускорит и сделает более эффективным выполнение мероприятий по минимизации последствий террористического акта (особенно при террористических актах, в которых пострадали люди).

Проанализировав общие принципы и подходы к организации антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций, рассмотрев вопрос инженерно-технической обеспеченности данных объектов и актуальность их использования в настоящее время, можно сделать вывод, что сложившееся состояние дел

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

не в полной мере соответствует требованиям безопасности. Предлагаемый расчет потребности ресурсов на обеспечение антитеррористической защищенности указывает на необходимость значительных финансовых затрат для полной и оптимальной защиты.

Жизнь и здоровье людей (и тем более детей) превыше всего, и при предложенной организации безопасности и расчету по ресурсному обеспечению ситуации с тяжелыми, трагическими последствиями на объектах образования будут сведены к нулю.

Список источников

1. Бондаренко Ю.А., Шипулин A.B. Участие сотрудников вневедомственной охраны Росгвар-дии в обеспечении антитеррористической защищенности объектов различных категорий и возникающие при этом проблемные вопросы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул, 2020. С. 199-201.

2. Кожуховский B.A. Антитеррористическая деятельность вневедомственной охраны Росг-вардии // Аспирант. 2022. № 2 (70). С. 86-89.

3. Котов С.С. Роль подразделений вневедомственной охраны Росгвардии в обеспечении антитеррористической защищенности объектов на

современном этапе и перспективы ее развития в форму надзорной деятельности / / Академичес -кая мысль. 2021. № 4. С. 68-72.

4. Нырков В.Г. Правовые аспекты обеспечения антитеррористической защищенности объектов и вопросы их совершенствования // Евразийский юрид. журнал. 2016. № 4 (95).

References

1. Bondarenko Yu.A., Shipulin A.V. Participation of employees of the non-departmental security of the Rosgvardiya in ensuring anti-terrorist protection of objects of various categories and problematic issues arising at the same time // Actual problems of combating crimes and other offenses. Barnaul, 2020. Pp. 199-201.

2. Kozhukhovsky V.A. Antiterrorist activity of private security of the Russian Guard / / Postgraduate student. 2022. № 2 (70). Pp. 86-89.

3. Kotov S.S. The role of private security units of the Russian Guard in ensuring antiterrorist protection of objects at the present stage and prospects for its development in the form of supervisory activities // Academic thought. 2021. № 4. Pp. 68—72.

4. Nyrkov V. G. Legal aspects of ensuring antiterrorist protection of facilities and issues of their improvement // The Eurasian jurid. journal. 2016. № 4 (95).

Информация об авторах

Алборов Д. А. — заместитель командира отряда (по службе) специального отряда быстрого реагирования «Каскад» Управления Росгвардии по Омской области

Корыц С.И. — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 31.10.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the authors

Alborov D.A. — deputy commander of the detachment (on duty) of the special rapid response unit «Cascade» of the Department of the Russian Guard for the Omsk region

Koryts S.I. — senior lecturer of the department of administrative law and administrative activity of internal affairs bodies

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 31.10.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.