ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
С.А. Керимова, студент Н.Б. Дроковский, доцент
Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калининград)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-1-160-164
Аннотация. В данной статье исследована роль занятости в обеспечении экономической безопасности личности. Рассмотрены понятие экономической безопасности личности, нормативно-правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации. Определена взаимосвязь состояния защищенности жизненно важных интересов личности и социально-экономической стабильности региона. Сделан акцент на состояние демографических процессов в Калининградской области, с использованием индикативного метода. По результатам оценки сделаны выводы.
Ключевые слова: занятость, экономическая безопасность личности, анализ, демографическая безопасность, Калининградская область.
В настоящее время актуальным остается вопрос обеспечения занятости населения. Обеспечение занятости является одним из важнейших элементов государственной политики, который определяет экономическую безопасность личности. Так, государство создает условия для повышения уровня и качества жизни общества.
Прежде чем исследовать влияние занятости на экономическую безопасность личности, необходимо понимать, что эти два понятия представляют собой. Понятие занятости можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле под занятостью понимают трудовую деятельность населения в целях производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Занятость в широком смысле - это социально-экономическая категория, которая выражается в экономических и общественных отношениях по поводу участи населения в трудовой деятельности.
Экономическая безопасность личности - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от угроз. Это такой уровень экономической безопасности, в котором в качестве объекта и субъекта выступает личность [11]. Личность следует понимать, как человека, обладаю-
щего специфическими особенностями и включенной в систему социальных отношений. Личность как элемент безопасности влияет на субъекты безопасности других ее уровней, то есть на хозяйствующие субъекты, общество и государство. В то же время, экономическая безопасность личности определяется состоянием защищенности этих субъектов.
Обеспечение занятости населения как составляющей экономической безопасности личности можно рассмотреть с позиции правового подхода. Правовое регулирование в сфере занятости представлено Конституцией Российской Федерации, Указом Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Трудовым Кодексом и Федеральным Законом N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно Конституции, Российская Федерация как социальное государство создает условия для достойной жизни человека и его свободного развития. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на вознаграждение за труд и на защиту от безработицы [1]. В Стратегии национальной безопасности закреплены основные задачи в соответствии с национальными приоритетами. Так, сбережение народа и
развитие человеческого потенциала в сфере занятости обеспечивается за счет сокращения числа малообеспеченных граждан, снижения дифференциации доходов населения и т.д. [2]. Трудовой Кодекс применяется в целях установления и обеспечения гарантий защиты прав и свобод работников и работодателей, контроля за выполнением требований, обеспечивающих благоприятные условия труда, соблюдением требований по трудоустройству, а также за разрешением трудовых споров. В Кодексе определены порядок установления трудовых отношений в форме трудового договора, основания его заключения, изменения и расторжения, трудовой распорядок, требования в области охраны труда и ответственность сторон трудового договора [3]. В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» закреплены направления государственной политики, организация государственной службы занятости, порядок предоставления мер государственной поддержки в сфере занятости [4].
Роль государства в обеспечении занятости населения заключается в осуществлении социальной политики, то есть в создании условий для трудоустройства и реализации мер социальной защиты. К условиям занятости населения относят мероприятия, которые содействуют поиску подходящей
работы для несовершеннолетних детей от 14 до 18 лет, незанятых инвалидов и других категорий граждан, а также профессиональная ориентация молодежи, поощрение работодателей, создающих рабочие места [4].
Как уже было упомянуто ранее, состояние защищенности личности определяется безопасностью общества и государства. В связи с этим есть необходимость в оценке уровня экономической безопасности личности. Так, предлагается рассмотреть состояние демографической безопасности на примере Калининградской области. Необходимость оценки этой составляющей экономической безопасности состоит в том, что развитие государства определяется способностью общества стабильно функционировать в процессе воспроизводства населения [8, с. 22]. В этом смысле, главной задачей государства для поддержания своей целостности необходима обеспеченность человеческими ресурсами.
Демографическая безопасность и ее оценка основывается на группах показателей, индикаторах и их пороговых значениях. В данной статье оценка демографической безопасности региона проводится по методике Сильченковой С.В. [8, с. 28]. В таблице 1 представлены данные, определяющие демографическую безопасность региона.
Таблица 1. Оценка демографической безопасности Калининградской области [9, 10]
Группа Индикаторы Единица измерения Пороговое значение Факт. 2021г. Факт. 2022г.
Индикаторы естественного и механического движения Коэффициент естественного прироста населения % Не менее 0 -6,8 -4,8
Коэффициент миграционного прироста населения % Не менее 0 15,7 6,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Лет Не менее 75 70,99 73,07
Индикаторы трудовых ресурсов региона Уровень безработицы % Не более 5 5,0 3,1
Отношение численности трудовых ресурсов к численности населения % Не менее 60 52 53
Отношение численности занятых к численности населения % Не менее 50 50 51
Средний возраст трудовых ресурсов Лет Не более 41 41,1 42,2
Индикаторы доходов населения Средняя номинальная заработная плата Руб. Не менее среднего значения по России 41563 47349
Среднее значение номинальной заработной платы по Рос- Руб. - 57244 65338
сии
Отношение среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума Раз Не менее 3,5 2,6 2,4
Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму Раз Не менее 3 3,0 3,1
Отношение средней пенсии к прожиточному минимуму % Не менее 1,4 1,4 1,3
Коэффициент бедности % Не более 7 13,4 12,0
Коэффициент фондов Раз Не более 8 10,2 8,3
Индикаторы расходов населения Соотношение доходов и расходов населения % Не менее 110 75,71 94,61
Доля потребительских расходов в общей сумме расходов населения % Не более 70 84,51 85,02
Доля расходов на продукты питания в общей сумме расходов % Не более 20 35,4 37,5
На основании данных таблицы 1, можно утверждать следующее: пороговые значения за рассматриваемый период соответствуют только по четырем индикаторам отношение численности трудовых ресурсов к численности населения, отношение численности занятых к численности населения, средний возраст трудовых ресурсов и уровень бедности. Значения первых трех соответствуют норме. А уровень бедности снизился на 1,9%. При этом, фактические значения индикаторов ожидаемой продолжительности жизни при рождении, средний возраст трудовых ресурсов, отношение средней пенсии к прожиточному минимуму и коэффициент фондов незначительно отклоняются от пороговых значений. Значения первого индикатора снижаются на 5,3-2,5%, у второго увеличивается на 2,9%, у третьего снижается на 7,1% и четвертый индикатор характеризуется увеличением значения с 27,5% в 2021 г. и до 3,75% в 2022 г. Следует обратить внимание на индикаторы, значения которых сильно отличаются от порогового значения. Коэффициент естественного прироста в рассматриваемом периоде ниже нуля. Это свидетельствует о снижении рождаемости и увеличении смертности населения в регионе. В отношении средней номинальной заработной платы стоит отметить, что значения индикатора ниже общероссийского на 27%. Однако в 2022 г. значение показателя в 2022 г. выросло на 12%
по равнению с предыдущим годом. Превышение значения коэффициента бедности на 5% свидетельствует о распространении бедности в регионе. Говоря о показателях, значительно отклоняющиеся от допустимых значений, а именно - о соотношении доходов и расходов населения, доли потребительских расходов в общей сумме расходов и доли расходов на продукты питания в общей сумме расходов. Можно отметить, что отклонение от нормы первого показателя обусловлено тем, что расходы населения превысили доходы. А второй и третий показатель характеризуется отклонением от установленного значения на 15% и 17% соответственно.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в Калининградской области низкий уровень демографической безопасности. Следовательно, есть проблема снижения качества и уровня жизни населения. Вместе с тем, наблюдается положительная динамика показателей, характеризующих занятость населения.
Решением проблем демографической безопасности занимаются как на федеральном, так и региональном уровнях. В целях улучшения демографической ситуации Министерством Труда Российской Федерации был разработан национальный проект «Демография» [6]. Важнейшими задачами проекта являются увеличение рождаемости и продолжительности жизни трудоспособного населения, а также сни-
жение смертности. Другим примером, симой оценки. Еще одним национальным обеспечивающим благоприятные условия проектом, разработанным в целях улучше-жизни населения, является национальный ния качества и уровня жизни населения, проект «Содействие занятости» [7]. Про- является национальный проект «Цифровое ект направлен на увеличение уровня заня- государственное управление» [5]. Главная тости населения и создание условий куль- задача проекта - обеспечить всему населе-туры безопасного труда. В рамках проекта нию доступ к получению всех необходи-реализуются следующие мероприятия: мых государственных услуг посредством профессиональное обучению и дополни- цифровизации таких услуг. Несмотря на тельное профессиональное образование специфику национальных проектов, все граждан, ищущих работу; содействие ра- они взаимосвязаны, поскольку имеют об-ботодателям в привлечении трудовых ре- щее направление - улучшение качества и сурсов; развитие системы профессиональ- уровня жизни граждан. ных квалификаций и механизма их незави-
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.]. - Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
4. Федеральный Закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
5. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) - Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
6. Паспорт национального проекта «Демография». (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) - Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
7. Паспорт федерального проекта «Содействие занятости» (утв. Минтрудом России) (вместе с «Планом реализации федерального проекта», «Результатами федерального проекта по субъектам Российской Федерации») - Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.05.2024).
8. Сильченкова С.В. Демографическая безопасность региона в контексте экономической безопасности // Экономический журнал. - 2018. - №4 (52). - С. 22-36.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининградская область в цифрах. 2023: Краткий статистический сборник // Калининградстат. - Калининград, 2023. - 138 с.
10. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. - М., 2022. - 1122 с.
11. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л.П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л.П. Гончаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 340 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06090-4.
ENSURING THE EMPLOYMENT OF THE POPULATION AS THE MAIN COMPONENT OF INDIVIDUAL'S ECONOMIC SECURITY
S.A. Kerimova, Student
N.B. Drokovsky, Associate Professor
Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Kaliningrad)
Abstract. This article examines the role of employment in ensuring the economic security of an individual. The concept of economic security of the individual, the legal regulation of employment in the Russian Federation are considered. The interrelation of the state of protection of vital interests of the individual and the socio-economic stability of the region is determined. The emphasis is placed on the state of demographic processes in the Kaliningrad region, using the indicative method. Based on the results of the assessment, conclusions were drawn.
Keywords: employment, economic security of the individual, analysis, demographic security, Kaliningrad region.