Научная статья на тему 'Обеспечение высокого качества и эффективности работ при возведении тоннелей из монолитного бетона'

Обеспечение высокого качества и эффективности работ при возведении тоннелей из монолитного бетона Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
673
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТОННЕЛИ / TUNNELS / МЕТРО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / TECHNOLOGICAL REGULATIONS / КАЧЕСТВО БЕТОНА / QUALITY OF CONCRETE / БЕТОН / CONCRETE / ОПАЛУБКА / FORMWORK / БЕТОНИРОВАНИЕ / САМОУПЛОТНЯЮЩИЕСЯ БЕТОНЫ / SELF-COMPACTING CONCRETE / ВЫДЕРЖИВАНИЕ БЕТОНА / CONCRETE CURING / UNDERGROUND / CONCRETE POURING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гинзбург Александр Владимирович

Изложена значимость разработки технологических регламентов при возведении тоннелей и метрополитенов, показан порядок их разработки, предложены новые эффективные материалы и технологии, показаны параметры технологических процессов и установлена последовательность выполнения различных видов работ, отражены особенности производственных процессов в условиях круглогодичного строительства, показана значимость теплофизических расчетов твердеющего бетона, эффективность применения самоуплотняющихся бетонов и способы обеспечения высокого качества работ с учетом предупреждения трещинообразования в бетоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гинзбург Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring high quality and efficiency of the worksin the process of constructing the tunnels of in-situ concrete

In the article the author describes the importance of the technological regulations development in the process of constructing various transport constructions: tunnels, subways, bridges and other important objects. In the article the peculiarities of the technological regulations development are fully taken into account; the dependence of the depth of their development and the quality of the concrete constructions, as well as the speed of the objects of transport infrastructure construction, including the examples of building the road tunnels in Moscow. The course of their development is shown with account for the main provisions, which should be included in technological regulations in order to ensure the most complete coverage of the issues arising in engineering, laboratory and Supervisory structure in the process of performing the works. The author proposes new effective materials and technologies of works. In particular, sufficient attention is paid to self-compacting concrete — a new type of concrete, which is able to flow and compact under its own weight, completely filling the formwork even in case of dense reinforcement, while maintaining the homogeneity and having no seals. The application experience of concrete self-sealing in the construction of the metro showed that labor costs for the concrete mixture sealing were 5-6 times reduced, and the speed of laying the concrete increased 2-3 times. When laying self-compacting concrete high-quality surfaces are formed, which do not require additional costs to bring them to the design parameters. In addition, the work shows the parameters of the technological processes and sets various types of works sequence: the article describes the features of formwork, placement and curing of the concrete in terms of year-round construction, shows the importance of thermo physical calculations of concrete hardening and the efficiency of using self-sealing concrete. Sufficient attention is also paid to the methods of quality assurance and to the methods of preventing cracking of various structural elements of a construction, as well as to the safety requirements and ensuring proper protection of the environment.

Текст научной работы на тему «Обеспечение высокого качества и эффективности работ при возведении тоннелей из монолитного бетона»

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. МЕХАНИЗМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

УДК 693+624.19

А.В. Гинзбург

ООО «НПО «Космос»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ТОННЕЛЕЙ ИЗ МОНОЛИТНОГО БЕТОНА

Изложена значимость разработки технологических регламентов при возведении тоннелей и метрополитенов, показан порядок их разработки, предложены новые эффективные материалы и технологии, показаны параметры технологических процессов и установлена последовательность выполнения различных видов работ, отражены особенности производственных процессов в условиях круглогодичного строительства, показана значимость теплофизических расчетов твердеющего бетона, эффективность применения самоуплотняющихся бетонов и способы обеспечения высокого качества работ с учетом предупреждения трещинообразования в бетоне.

Ключевые слова: тоннели, метро, технологический регламент, качество бетона, бетон, опалубка, бетонирование, самоуплотняющиеся бетоны, выдерживание бетона.

ООО «НПО «Космос» уже более 20 лет реализует самые современные идеи по реконструкции и строительству объектов транспортной инфраструктуры в г. Москве. При его непосредственном участии возводились Лефортовский, Ходынский, Сущевский тоннели, а также многоуровневая транспортная развязка, состоящая из трех тоннелей: Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского в районе станции метро «Сокол» и другие значимые объекты.

Обобщение практического опыта производства работ показывает, что высокое качество и эффективность бетонных работ могут быть обеспечены только при комплексном подходе к решению этого вопроса. Данный подход закладывается уже на стадии проектирования объектов. Правильный выбор конструктивных решений объектов, материалов и методов организации строительства в значительной мере предопределяет решение вопросов эффективности производства работ. Вместе с этим требуется создать предпосылки для обеспечения качества и эффективности работ непосредственно в ходе строительства. Этому в значительной мере содействуют разрабатываемые для каждого объекта технологические регламенты на производство основных видов работ при строительстве сооружения. Наличие технологических регламентов на ответственных объектах является обязательным условием производства работ.

Вместе с тем, к сожалению, в настоящее время торги на производство строительно-монтажных работ при строительстве ответственных сооружений может выиграть организация, не имеющая должного опыта строительства и тем более опыта производства работ, к качеству выполнения которых предъяв-

ляются особые требования. При этом Ростехнадзор требует, чтобы при строительстве упомянутых объектов разрабатывались технологические регламенты, в которых должны излагаться требования к материалам и технологии производства работ. Формальный подход некоторых организаций к этому вопросу приводит к снижению качества, а иногда и к браку, появлению различных дефектов, в т.ч. трещин, снижению несущей способности конструкций и пр. Следует еще раз отметить необходимые составляющие технологических регламентов.

В технологическом регламенте указываются параметры технологического процесса для каждого объекта отдельно. Безусловно, эти параметры должны находиться в зоне требований нормативных документов, они уточняют требования применительно к технологии и параметрам конструктивных элементов, непосредственно связанных с конкретными условиями строительства. Нельзя без критического подхода переносить требования технологического регламента с одного объекта на другой, где могут быть иные условия строительства, другая последовательность работ и т.п. Такой непродуманный перенос зачастую приводит к непоправимым последствиям с позиции обеспечения качества работ.

В общем случае технологические регламенты должны содержать следующие разделы: введение; общие положения; конструктивные особенности объекта; описание технологии предполагаемых бетонных работ, их последовательности; требования к бетону и бетонной смеси, технологической оснастке и оборудованию; требования к технологическим укрытиям, подготовительным, опалубочным и арматурным (и при необходимости, сварочным) работам; методы предупреждения трещинообразования в бетоне; разбивка конструктивных элементов на захватки и блоки бетонирования; порядок бетонирования конструктивных элементов сооружения. При особых конструктивных решениях, например при строительстве тоннелей, могут быть добавлены разделы по бетонированию фундаментов подпорных стен рамп, бетонированию распорных балок, конструктивных элементов порталов, лестничных маршей, пешеходных переходов и т.п. В отдельные разделы следует выделять порядок укладки и подачи бетона, порядок бетонирования конструктивных элементов тоннеля при его прохождении под другим тоннелем, особенности бетонирования наклонных конструктивных элементов. Существенное внимание должно быть уделено параметрам выдерживания бетона и уходу за ним, особенно при производстве бетонных работ в холодный период года [1] и в жаркие летние дни [2]. Должное внимание следует уделять методам контроля качества работ, охране труда и технике безопасности при производстве работ, а также охране окружающей среды. Для обеспечения высокого качества работ и эффективного ухода за бетоном в регламенте необходимо иметь графики изменения температур и прочности твердеющего бетона конструктивных элементов при различных условиях его выдерживания и начальных температурах уложенной бетонной смеси, позволяющие прогнозировать протекание технологического процесса.

К примеру, при строительстве тоннелей в районе метро «Сокол» технологические регламенты разрабатывались, в основном, ОАО ЦНИИС, имеющим большой опыт работы по данному вопросу, а также опыт по предупреждению

трещинообразования в бетоне от температурных воздействий, проведению те-плофизических расчетов и работ по доведению забетонированных конструкций до требуемых параметров. В последние годы здесь же проведены серьезные исследования по ремонту бетонных и железобетонных конструкций с использованием самых современных технологий, в т.ч. с учетом обеспечения совместимости материалов. Ниже приводится более подробное описание состава и особенностей разработки разделов технологических регламентов.

Во введении отражаются вопросы, которым уделяется особое внимание, и указываются разработчики регламента. В общих положениях приводится характеристика объекта в целом и описание отдельных конструктивных элементов. Здесь же излагается последовательность выполнения работ, отражаются ответственные за качество выполняемых работ лица, указываются основные требования к работе строительной лаборатории, обеспечивающей контроль качества работ. При строительстве инженерных объектов повышенной сложности технология производства работ может быть выделена в отдельную главу, в которой могут быть достаточно подробно изложены особенности технологического процесса.

Важное место в технологическом регламенте следует уделить требованиям к применяемым материалам. При использовании существующих технологий возведения тоннелей из монолитного бетона в качестве материалов обычно используют вибрационные бетоны класса В25, В30 и В40, имеющие морозостойкость (в основном) F200, F300 и F300 (в солях) и бетонные смеси с подвижностью П3 и П4.

Применение вибрационных бетонных смесей требует затрат на уплотнение бетона и значительного времени на их укладку, поэтому существенно повысить эффективность бетонных работ можно при применении самоуплотняющихся бетонов. Опыт их применения в транспортном строительстве изложен в [3]. Под самоуплотняющимися бетонами (СУБ) понимают бетоны, способные течь и уплотняться под действием собственного веса, полностью заполняя опалубку, даже при наличии густого армирования, сохраняя при этом гомогенность и не требуя какого-либо уплотнения.

В настоящее время применяются два вида СУБ: бетоны, приготовленные с использованием тонко измельченных дисперсных материалов природного или техногенного происхождения (микрокремнезем, зола уноса, измельченный гранулированный шлак и т.п.), добавляемых в бетонную смесь для придания специальных свойств, и смарт-динамические бетоны — СУБ, которые не содержат в своем составе минеральные добавки (наполнители), а вместо них в состав бетонной смеси вводится дополнительная химическая добавка — модификатор вязкости. При изготовлении СУБ используют химические добавки. Наибольшее распространение получили добавки на основе эфиров по-ликарбоксилатов. Достоинством этих добавок является то, что они могут использоваться как при изготовлении вибрационных, так и самоуплотняющихся бетонов.

Первые добавки на основе эфиров поликарбоксилатов были применены в Японии в начале 1980-х гг., а в середине 1990-х гг. они начали применяться в Европе. В России применение СУБ началось практически после 2000 г. В част-

ности, в тоннелестроении применение СУБ началось только с 2009 г. [3] после проведения исследований, выполненных в ОАО ЦНИИС, при строительстве станции метро в Нижнем Новгороде, где СУБ использовали для бетонирования стен, колонн и перекрытий платформы. Выполненные на этом этапе исследования показали, что при строительстве тоннелей СУБ целесообразно использовать при возведении конструктивных элементов, имеющих малые уклоны. В противном случае требуется проводить мероприятия, препятствующие вытеканию бетона из конструкции. Опыт применения СУБ при строительстве метро в Нижнем Новгороде показал, что затраты труда на уплотнение бетонной смеси уменьшаются в 5-6 раз, а скорость укладки бетона увеличивается в 2-3 раза. При укладке СУБ образуются высококачественные поверхности бетона, не требующие дополнительных затрат на доведение их до проектных параметров.

В ООО «НПО «Космос» применение СУБ осуществлено при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля, прокладываемого под ранее возведенными автодорожными тоннелями и тоннелем метрополитена [3]. На начальном этапе строительства предполагалось осуществить напорное бетонирование конструктивных элементов тоннеля, так как вибрационные работы выполнять не представлялось возможным из-за малых расстояний между перекрытием возводимых тоннелей и нижней поверхностью лотков ранее возведенных тоннелей. По предложению ОАО ЦНИИС и разработанному там же технологическому регламенту для выполнения этой работы был использован СУБ по рецептуре, разработанной ОАО НИИЖБ. Применение СУБ на этом объекте показало целесообразность их более широкого использования как ввиду снижения трудоемкости работ, сокращения сроков строительства, так и ввиду получения высокого качества. Следует отметить, что легко обеспечить получение высокопрочного бетона из СУБ, что расширяет границы их применения.

Конечно же, использовать СУБ без проведения дополнительных исследований нельзя. Требуется определить физико-механические характеристики бетона и бетонной смеси, влияющие на качество возводимой конструкции [4], провести обучение инженерно-технического персонала применению бетона, ознакомиться с техническими условиями1 и со стандартами предприятий по применению СУБ2, а также руководством по применению СУБ3. При применении СУБ повышаются требования к опалубке, к транспортировке и в некоторых случаях к укладке бетона. Однако некоторые повышенные требования к производству работ и повышение стоимости СУБ не мешают повысить в целом технико-экономическую целесообразность применения СУБ при возведении транспортных сооружений, например, пролетных строений мостов и мостовых балок. Для этих целей можно использовать как традиционные суперпласти-

1 ТУ 5745-001-01386148—2010. Самоуплотняющиеся бетонные смеси для бетонов мостовых и тоннельных конструкций классов В30, В35, В40, В45 и В50, приготовленные с использованием добавок на основе поликарбоксилатов. М., 2010. 50 с.

2 СТО-70386662-306—2012. Применение добавок на основе поликарбоксилатов производства концерна BASF при изготовлении вибрационных и самоуплотняющихся бетонов. М., 2012. 56 с.

3 Руководство по применению самоуплотняющихся смесей в мостостроении (изготовление, транспортирование, укладка и выдерживание). М., 2010. 50 с.

фикаторы, воздухововлекающие добавки, так и добавки на основе эфиров по-ликарбоксилатов. При выборе материалов важно обратить особое внимание на применение химических добавок для бетонных смесей, обеспечивающих как удобство применения бетонных смесей, так и высокую водонепроницаемость и морозостойкость бетона.

Правильная разбивка конструктивных элементов тоннелей на захватки и блоки бетонирования является одним из важнейших требований по обеспечению высокого качества работ и, в первую очередь, по предупреждению тре-щинообразования от температурных воздействий при твердении бетона. В зависимости от проектных решений тоннели могут быть одноярусными, двухъярусными и многоярусными. Кроме того, тоннели имеют рамповые участки и порталы. Рамповые участки тоннелей обычно возводятся по высоте за две или три захватки. Первая захватка — это лоток тоннеля. Вторая захватка — это стены рампы высотой в основном до 5 м. Третья захватка — это стены рампы выше 5 м или специальные сооружения на стенах тоннеля. В закрытых тоннелях третьей захваткой может быть перекрытие тоннеля, четвертой захваткой — стены второго яруса тоннеля, пятой захваткой — перекрытия второго яруса тоннеля и т.д. Аналогично на захватки разбиваются внутренние конструктивные элементы тоннеля, например, лестничные марши, перегородки и др. Пример разбивки тоннеля на рис. 1.

Рис. 1. Разбивка тоннеля, возводимого на ул. Народного ополчения в г. Москве, на захватки по высоте

Особое внимание следует уделять разбивке конструктивных элементов тоннеля по длине [5]. Нормативными документами установлено, что расстояние между постоянными температурно-деформационными швами в тоннеле не должно превышать 40 м. Размер блока бетонирования назначается с учетом его защемления в окружающее пространство и грунт, величины разогрева от экзотермии цемента, конструктивных особенностей поверхности и т.д.

На основании проведенных исследований и опыта строительства установлено, что для защемленного с четырех или трех сторон блока размер его бетонирования не должен превышать 15 м, а при укладке на основание с температурой 5...10 °С при температуре укладываемой бетонной смеси не более 10 °С — 17 м. При более высоких температурах бетонной смеси размер блока бетонирования должен уменьшиться. При температуре основания, превышающей температуру укладываемой бетонной смеси на 8.10 °С, размер блока бетонирования может быть увеличен. Размер блока бетонирования в таких случаях определяется на основании теплофизических расчетов. ОАО ЦНИИС, например, определил условия бетонирования блоков повышенной длины при строительстве Лефортовского тоннеля в районе Танкового проезда в г. Москве, что позволило забетонировать блоки стен длиной по 38 м и резко сократить сроки строительства. Блоки повышенной длины также возводились при реконструкции Ленинградского тоннеля в г. Москве. Опыт этого строительства может быть использован и на других объектах. Однако неграмотное использование этого опыта при отсутствии должного контроля на стройке может привести к массовому появлению трещин. В регламенте следует указать последовательность бетонирования блоков. Блоки стен тоннеля и перекрытий можно бетонировать последовательно или через один, когда каждый последующий блок бетонируют после разогрева бетона ранее забетонированных блоков от экзотермии цемента и их остывания до температуры 20.25 °С. Для уменьшения опасности появления трещин в блоках перекрытия их рекомендуется бетонировать при остывании блоков стен до температуры 25.30 °С. При таком бетонировании остывающие блоки стен будут обжимать блоки перекрытий и уменьшится опасность трещинообразо-вания. Пример разбивки на блоки бетонирования конструктивных элементов тоннеля показан на рис. 2.

В технологическом регламенте обязательно необходимо иметь главу, где излагаются требования к подготовительным, опалубочным и арматурным работам. Должны быть оговорены и требования к выполнению геодезических работ, по правилам закрепления осей сооружения. Здесь же должны быть изложены требования к изготовлению и установке арматурных каркасов, требования по защите арматуры от коррозии и т.д. Кроме того должны быть изложены мероприятия по обеспечению заданной толщины защитного слоя путем постановки бетонных или пластмассовых фиксаторов. В главе, где излагаются требования к подготовительным работам, следует указать места замера температур в конструкции при выдерживании бетона, продолжительность интервалов между отдельными замерами. При производстве работ в южных районах страны должны быть предусмотрены мероприятия по предупреждению перегрева бетона от солнечной радиации путем постановки защитных экранов, укладки отражающей пленки и т.п. Кроме того, следует указать мероприятия по предупреждению перегрева крупного и мелкого заполнителей или его переохлаждения в холодный период года. Их разрабатывают на основе проведения теплофизических расчетов по специальным методикам. В регламенте также следует обстоятельно изложить требования к теплякам, к их устройству и оборудованию тепловыми генераторами.

МГСУ-

1/2014

М 1?

! ь

Г

и

■ 14

Блок Г' не

в Блок I ]

Блок 213« _IШ_

Блок 1 ид Блок 214>

2-Й ярус

1-Й ярус

Рис. 2. Разбивка на блоки бетонирования конструктивных элементов тоннеля на ул. Народного ополчения

В разделе технологического регламента, где изложены требования к подаче и укладке бетона, должен быть указан порядок укладки полос бетона, особенности выравнивания и уплотнения бетона, требования к разности температур укладываемой бетонной смеси и основания, порядок укладки бетоно-водных труб и бетононасосов, их защиты от промерзания зимой, особенности бетонирования в холодный период года, особенности устройства технологических швов. При послойной укладке бетона следует обеспечить надежное сцепление бетона каждого из слоев. В связи с этим при уплотнении бетона необходимо обеспечить заход рабочего органа вибратора в нижележащий слой. Для исключения вероятности возникновения горизонтального технологического шва нельзя допускать, чтобы бетон ранее уложенного слоя схватился. Если по каким-то причинам это произойдет, то укладку последующего слоя бетона следует производить только после того, как бетон в нижнем слое наберет прочность не менее 1,5 МПа. При строительстве ответственных сооружений, например тоннелей, где имеются повышенные требования к водонепроницае-

мости бетона, перед бетонированием вышележащего слоя поверхность бетона нижележащего слоя следует покрыть не позднее чем за 20.30 мин до укладки бетона слоем ремонтного состава «ЭМАКО 90».

На качество бетонных работ также влияет порядок выдерживания и ухода за бетоном. Для правильного назначения мощности тепловой изоляции, обеспечивающей требуемую температуру при выдерживании бетона, сроков ее снятия, величин перепада температур бетона и окружающей среды необходимо обязательно провести теплофизические расчеты твердеющего бетона, позволяющие составить грамотные графики производства работ, обеспечить уход за бетоном с гарантией высокого качества работ и требуемых темпов строительства. Естественно, что при этом необходимо контролировать фактическую температуру твердеющего бетона и окружающей среды. Расчет температурного режима и прочности твердеющего бетона осуществляется с помощью специальной программы, в которой учитываются фактические параметры укладываемой бетонной смеси, начальные и граничные условия, фактические те-плофизические характеристики бетона, условия теплообмена на поверхности, наличие тепловой изоляции и т.п. Для проведения теплофизических расчетов составляются расчетные модели, например, расчетная модель днища тоннеля (рис. 3). При проведении расчетов строятся графики изменения температур и прочности бетона в соответствующих точках. Для днища тоннеля такие графики приведены на рис. 4.

По графикам легко определяются имеющиеся перепады температур в бетоне, его прочность, требуемое время выдерживания и т.д. На основании этих графиков составляют графики производства работ в конкретный сезон года.

Важно при выдерживании бетона учитывать особенности формирования остаточных температурных напряжений в бетоне, описанные в [6—9]. Знание этих процессов позволяет осознанно увеличить или уменьшить величину допустимых температурных перепадов и тем самым сократить или удлинить время ухода за бетоном, снизить опасность трещинообразования в бетоне. Наличие графиков температур и прочности твердеющего бетона позволяет оценить характер остаточных температурных напряжений и их опасность с позиций тре-щинообразования.

В технологическом регламенте особое внимание должно быть уделено контролю качества работ. Здесь должны быть указаны допуски в размерах бетонируемых конструкций, изложены требования к опалубке, раскладке арматуры и порядок контроля выполнения работ. Отдельно должны быть оговорены виды контроля материалов, правила и сроки измерения температуры и прочности твердеющего бетона, правила приемки бетонной смеси и ее технологических параметров. В регламенте также следует указать методы устранения допущенных дефектов и особенности контроля качества работ инспектирующими организациями. Такие методы разрабатываются на основе Руководства4. В технологических регламентах следует обязательно иметь разделы, касающиеся техники безопасности при производстве бетонных работ и требования по охране окружающей среды.

4 Руководство по ремонту бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений с учетом совместимости материалов. М., 2010. 182 с.

МГСУ-

1/2014

е н

н

£

а)

к т о (л

а ща

и

н

д

ь

л

е део

н т е ч

час

Р

с и Р

Рис. 4. Графики изменения температур (а) и прочности (б) бетона днища тоннеля

Как видно, в настоящей статье максимально полно учтены особенности содержания технологических регламентов, показана зависимость глубины проработки регламента и качества создания бетонных конструкций, скорости строительства объектов транспортной инфраструктуры, в т.ч. на примерах возведения автодорожных тоннелей в г. Москве [10].

Библиографический список

1. Соловьянчик А.Р., Пуляев И.С. Особенности возведения в зимних условиях железобетонных конструктивных элементов здания академии дзюдо в г. Звенигород Московской области // Бетон и железобетон. Оборудование, материалы, технологии.

2011. Вып. 2 (5). С. 76—80.

2. Шифрин С.А., Ткачёв А.В. Тепловое взаимодействие твердеющего бетона и бетонного основания в условиях солнечной радиации // Сб. тр. ВНИИПИТеплопроект. М. : ВНИИПИТеплопроект, 1985. С. 19—27.

3. Опыт применения самоуплотняющихся бетонных смесей при сооружении мостов и тоннелей / А.Р. Соловьянчик, В.Н. Коротин, И.С. Пуляев, Н.С. Третьякова // Alitinform. Международное аналитическое обозрение. Цемент. Бетон. Сухие смеси.

2012. Вып. 3 (25). С. 8—18.

4. Смирнов Н.В., Антонов Е.А. Роль ползучести бетона в формировании термонапряженного состояния монолитных железобетонных конструкций в процессе ее возведения // Сб. тр. ЦНИИС. М. : ЦНИИС, 2005. Вып. 233. С. 89—117.

5. СоловьянчикА.Р., СычёвА.П., Шифрин С.А. О влиянии расстояния между постоянными температурно-деформационными швами на трещинообразование в конструктивных элементах Гагаринского тоннеля // Долговечность строительных конструкций. Теория и практика защиты от коррозии : материалы Междунар. конф. 7—9 октября 2002 года. М. : ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2002. С. 11—17.

6. Schoeppel K., Plannerer M., Springenschmid R. Determination of restraint streses and of material properties during hydration of concrete with the temperature-stress testing machine. International RILEM Symposium. Munich, 1994, p. 153.

7. Solovyanchik A.R., Krylov B.A., Malinsky E.N. Inherent thermal stress distributions in concrete structures and method for their control. Thermal Cracking in Concrete at Early Ages. Proceedings of the International RILEM Symposium. Munich, 1994, no. 25, pp. 369—376.

8. Соловьянчик А.Р., Шифрин С.А. Управление термонапряженным состоянием монолитных железобетонных конструкций при скоростном круглогодичном строительстве транспортных сооружений // Сб. тр. ЦНИИС. М. : ЦНИИС, 2000. Вып. 203. С. 158—164.

9. Thielen G., Hintzen W. Investigation of concrete behavior under restraint with a temperature-stress test machine // International RILEM Symposium. Munich, 1994, no. 25, pp. 142—152.

10. Шифрин С.А. Учет неритмичности технологических процессов при выборе и обосновании режимов бетонирования разномассивных конструкций транспортных сооружений // Сб. тр. ЦНИИС. М. : ЦНИИС, 2003. Вып. 217. С. 206—216.

Поступила в редакцию в ноябре 2013 г.

Об авторе: Гинзбург Александр Владимирович — кандидат технических наук, вице-президент по региональному развитию, ООО «Научно-производственное объединение «Космос» (ООО «НПО «КОСМОС»), 111123, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 38, стр. 25, (8495)662-13-42, pom.kosmos@mail.ru.

Для цитирования: ГинзбургА.В. Обеспечение высокого качества и эффективности работ при возведении тоннелей из монолитного бетона // Вестник МГСУ 2014. № 1. С. 98—110.

A.V. Ginzburg

ENSURING HIGH QUALITY AND EFFICIENCY OF THE WORKS IN THE PROCESS OF CONSTRUCTING THE TUNNELS OF IN-SITU CONCRETE

In the article the author describes the importance of the technological regulations development in the process of constructing various transport constructions: tunnels, subways, bridges and other important objects. In the article the peculiarities of the technological regulations development are fully taken into account; the dependence of the depth of their development and the quality of the concrete constructions, as well as the speed of the objects of transport infrastructure construction, including the examples of building the road tunnels in Moscow. The course of their development is shown with account for the main provisions, which should be included in technological regulations in order to ensure the most complete coverage of the issues arising in engineering, laboratory and Supervisory structure in the process of performing the works. The author proposes new effective materials and technologies of works. In particular, sufficient attention is paid to self-compacting concrete — a new type of concrete, which is able to flow and compact under its own weight, completely filling the formwork even in case of dense reinforcement, while maintaining the homogeneity and having no seals. The application experience of concrete self-sealing in the construction of the metro showed that labor costs for the concrete mixture sealing were 5-6 times reduced, and the speed of laying

the concrete increased 2-3 times. When laying self-compacting concrete high-quality surfaces are formed, which do not require additional costs to bring them to the design parameters. In addition, the work shows the parameters of the technological processes and sets various types of works sequence: the article describes the features of form-work, placement and curing of the concrete in terms of year-round construction, shows the importance of thermo physical calculations of concrete hardening and the efficiency of using self-sealing concrete. Sufficient attention is also paid to the methods of quality assurance and to the methods of preventing cracking of various structural elements of a construction, as well as to the safety requirements and ensuring proper protection of the environment.

Key words: tunnels, underground, technological regulations, quality of concrete, concrete, formwork, concrete pouring, self-compacting concrete, concrete curing.

References

1. Solov'yanchik A.R., Pulyaev I.S. Osobennosti vozvedeniya v zimnikh usloviyakh zhe-lezo-betonnykh konstruktivnykh elementov zdaniya akademii dzyudo v g. Zvenigorod Mos-kovskoy oblasti [Features of Constructing the Reinforced Concrete Elements of the Building of Judo Academy in Zvenigorod City of Moscow Region in Winter Conditions]. Beton i zhelezo-beton. Oborudovanie, materialy, tekhnologii [Concrete and Reinforced Concrete. Equipment, Materials, Technologies]. 2011, no. 2(5), pp. 76—80.

2. Shifrin S.A., Tkachev A.V. Teplovoe vzaimodeystvie tverdeyushchego betona i beton-nogo osnovaniya v usloviyakh solnechnoy radiatsii [Thermal Interaction of Hardening Concrete and Concrete Base in the Conditions of Sun Radiation]. Sbornik trudov VNIIPITeplopro-ekt [Collection of Works of Teploproekt]. Moscow, VNIIPITeploproekt Publ., 1985, pp. 19—27.

3. Solov'yanchik A.R., Korotin V.N., Pulyaev I.S., Tret'yakova N.S. Opyt primeneniya sa-mouplotnyayushchikhsya betonnykh smesey pri sooruzhenii mostov i tonneley [The Experience of Applying Self-compacting Concrete Mixtures in the Process of Constructing Bridges and Tonnels]. Alitinform. Mezhdunarodnoe analiticheskoe obozrenie. Tsement. Beton. Sukhie smesi [Alitinform. International Analytical Review. Cement. Concrete. Dry Mixtures]. 2012, no. 3 (25), pp. 8—18.

4. Smirnov N.V., Antonov E.A. Rol' polzuchesti betona v formirovanii termonapryazhen-nogo sostoyaniya monolitnykh zhelezobetonnykh konstruktsiy v protsesse ee vozvedeniya [The Role of Concrete Creep in the Process of Forming the Thermal Strain State of Monolithic Reinforced Concrete Structures during the Building Process]. Sbornik trudov TsNIIS [Collection of Works of Scientific and Research Institute of Transport Construction]. Moscow, TsNIIS Publ., 2005, no. 233, pp. 89—117.

5. Solov'yanchik A.R., Sychev A.P., Shifrin S.A. O vliyanii rasstoyaniya mezhdu postoy-annymi temperaturno-deformatsionnymi shvami na treshchinoobrazovanie v konstruktivnykh elementakh Gagarinskogo tonnelya [On the Influence of the Distance Between Constant Expansion Joints on Crack Formation in Constructive Elements of Gagarinskiy Tunnel]. Dolg-ovechnost' stroitel'nykh konstruktsiy. Teoriya i praktika zashchity ot korrozii: materialy Mezh-dunarodnoy konferentsii 7—9 oktyabrya 2002 goda [Durability of Building Structures. Theory and Practice of Corrosion Proofing. Materials of the International Conference, October 7—9, 2002]. Moscow, Tsentr ekonomiki i marketinga Publ., 2002, pp. 11—17.

6. Schoeppel K., Plannerer M., Springenschmid R. Determination of Restraint Stresses and of Material Properties during Hydration of Concrete with the Temperature-stress Testing Machine. International RILEM Symposium. Munich, 1994, p. 153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Solovyanchik A.R., Krylov B.A., Malinsky E.N. Inherent Thermal Stress Distributions in Concrete Structures and Method for their Control. Thermal Cracking in Concrete at Early Ages. Proceedings of the International RILEM Symposium. Munich, 1994, no. 25, pp. 369—376.

8. Solov'yanchik A.R., Shifrin S.A. Upravlenie termonapryazhennym sostoyaniem monolitnykh zhelezobetonnykh konstruktsiy pri skorostnom kruglogodichnom stroitel'stve transport-nykh sooruzheniy [Control of Thermal Strain State of Monolithic Reinforced Concrete Structures in the Process of High Speed Year-round Construction of Transport Structures]. Sbornik trudov TsNIIS [Collection of Works of the Scientific and Research Institute of Transport Construction]. Moscow, TsNIIS Publ., 2000, no. 203, pp. 158—164.

9. Thielen G., Hintzen W. Investigation of Concrete Behavior under Restraint with a Temperature-stress Test Machine. International RILEM Symposium. Munich, 1994, no. 25, pp. 142—152.

10. Shifrin S.A. Uchet neritmichnosti tekhnologicheskikh protsessov pri vybore i obos-novanii rezhimov betonirovaniya raznomassivnykh konstruktsiy transportnykh sooruzheniy [Account for Irregularity of Technological Processes in the Process of Choosing and Reasoning the Modes of Concrete Pouring of the Structures of Transport Constructions with Different Masses]. Sbornik trudov TsNIIS [Collection of Works of Scientific and Research Institute of Transport Construction]. Moscow, TsNIIS Publ, 2003, no. 217, pp. 206—216.

About the author: Ginzburg Aleksandr Vladimirovich — Candidate of Technical Sciences, Vice-President for Regional Development, Scientific Production Association «Cosmos» (LLK «NPO «KOSMOS»), 38-25, Shosse Entuziastov, Moscow, 111123, Russian Federation; pom.kosmos@mail.ru; +7 (495) 662-13-42.

For citation: Ginzburg A.V. Obespechenie vysokogo kachestva i effektivnosti rabot pri vozvedenii tonneley iz monolitnogo betona [Ensuring High Quality and Efficiency of the Works in the Process of Constructing the Tunnels of In-situ Concrete]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 1, pp. 98—110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.