5. Стельмашонок, И. М. Из истории землеустроительного образования в Горках. Пособие / И. М. Стельмашонок. -Минск: Государственный комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии Республики Беларусь, 1999. - 125 с.
6. Шулякова, Т. В. Один из старейших факультетов академии / Т. В. Шулякова // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - Юбилейный выпуск к 170-летию БГСХА - 2010. - Август. - С. 66-71.
УДК [378.1](083.74)
В. И. ЖЕЛЯЗКО, Т. Д. ЛАГУН, А. П. ЛИХАЦЕВИЧ, А. С. КУКРЕШ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА (МЕЛИОРАТИВНО-СТРОИТЕЛЬНОМУ ФАКУЛЬТЕТУ 95 ЛЕТ)
Земля и вода являются основными природными ресурсами и национальным богатством Республики Беларусь, от эффективности использования и охраны которых зависит экономическая, социальная и экологическая ситуация в стране, благополучие каждого человека.
Беларусь относится к наиболее увлажненным странам Европы, в ней большая распаханность территории сочетается со сложными природными условиями и культуртехнической неустроенностью. Сельскохозяйственные угодья характеризуются большим разнообразием, обусловленным гранулометрическим составом почв, степенью их увлажнения, проявлением эрозионных процессов, степенью закустаренности. Только общая площадь переувлажненных и заболоченных потенциально плодородных земель на ее территории в начале XIX в. превышала 8 млн. гектаров. Сформировавшиеся в таких условиях существенные ограничения в развитии производительных сил и в то же время выгодное расположение на пересечении торговых путей не могли не привлекать внимание правительства и населения к осушительным мелиорациям в этом регионе.
Первые работы по мелиорации земель носили прикладной характер, с решением конкретных задач для отдельных изолированных земельных участков. По мере увеличения площади мелиорированных земель их мелиорация стала рассматриваться как комплексная проблема улучшения и восстановления сельскохозяйственных угодий, соответствующих требованиям данного региона, как часть комплексной проблемы охраны и воссоздания природных ресурсов.
Накопление научных данных и попытки практической реализации мелиорации земель в западном регионе России постоянно наталкивались на нехватку специалистов, способных решать сложные задачи управления водным режимом почв. Поэтому не случайно в Горы-Горецком земледельческом институте 15 декабря 1919 года был открыт инженерно-мелиоративный факультет. Здесь еще в 1853-1860 гг. выпускником института, в будущем профессором А. Н. Козловским проводились классические исследования по дренированию земель для различных целей, построены дренажный и кирпичный заводы, печи для обжига и навес для сушки дренажных труб и кирпича, дренаж в Горецком районе был заложен на площади 94 десятины (свыше 103 га).
История создания факультета, который стал первым на территории Беларуси учреждением по подготовке высококвалифицированных специалистов мелиоративного профиля с высшим образованием, тесно связана с именами многих известных ученых аграрного профиля - профессоров: Р. П. Спарро, Б. А. Можаровского, А. И. Кайгородова, А. Д. Дубаха и других.
Первый выпуск инженеров-гидротехников состоялся в 1924 г. Некоторые из первых выпускников в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие мелиоративной науки и подготовку кадров. Например, выпускник мелиоративного факультета 1924 г. А. Ф. Печкуров в будущем стал доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки, подготовил 12 кандидатов наук, а выпускник факультета 1925 г. А. И. Ивицкий - доктором технических наук, профессором, член-корреспондентом АН БССР, заслуженным деятелем науки БССР.
Выпускниками факультета были: И. И. Агроскин - автор широко известного учебника по гидравлике, работавший впоследствии профессором Московского гидромелиоративного института; Х. А. Писарьков - профессором Ленинградской лесотехнической академии; профессора: В. М. Зубец, Г. И. Лащкевич, В. Ф. Карловский - видные руководители производства; А. В. Алексанкин - в прошлом министр мелиорации и водного хозяйства БССР, первый заместитель министра мелиорации и водного хозяйства СССР, первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР, начальник «Главнечерноземводстроя» и многие другие.
Научно-образовательная и производственная работа по осушению земель в Беларуси прервалась только на период Великой Отечественной войны и возобновилась сразу же после освобождения от
немецко-фашистских захватчиков. За 20 послевоенных лет в сельскохозяйственное использование мелиораторами было передано около одного миллиона гектаров осушенных земель.
В послевоенные годы рос и развивался мелиоративный факультет. В 1962 г. на нем была начата подготовка специалистов мелиоративного профиля для стран Азии, Африки и Латинской Америки. Период 1970-1980 гг. характеризовался особым расцветом факультета, когда прием на первый курс ежегодно составлял 250 человек.
Отсутствие заказов на широкое мелиоративное строительство в начале 90-х годов объективно показало, что этап коренных мелиоративных преобразований в республике в целом завершен. На повестку дня встала необходимость пересмотра основных направлений развития мелиорации земель и их использования в Республике Беларусь. Прежний подход кардинального улучшения неблагоприятных условий естественной природной среды стал неприемлем из-за чрезвычайно больших затрат на его осуществление и значительного экологического давления на окружающую среду.
В настоящее время необходимость в расширении сельскохозяйственных угодий отсутствует и можно констатировать, что этап строительной мелиорации в Беларуси завершен. Основной задачей в ближайшей и среднесрочной перспективе следует считать реконструкцию мелиоративных систем и получение максимальных доходов от сельскохозяйственного использования мелиорированных земель при минимальных издержках и удовлетворении экологических требований. При этом вместо прежней стратегии мелиорации - кардинального изменения естественных условий, упор сделан на адаптивную стратегию на основе применения комплексных мелиораций в системе адаптивно-ладшафтного земледелия, которые обеспечивают минимальное антропогенное воздействие на природную среду.
Произошедшие за последние годы стихийные бедствия антропогенного и климатического характера выявили проблемы в реализации мероприятий по предотвращению губительного воздействия этих явлений на безопасность жизнедеятельности человека, снижению поступлений нитратов и радионуклидов в водные ресурсы и урожай, защите сельских населенных мест от стихийных бедствий.
Интенсивное развитие современной науки привело к бурному развитию научно-технического прогресса и создало предпосылки для переосмысливания содержания отдельных разделов известных отраслей знаний, касающихся взаимоотношения человека и окружающей среды. Стратегия ресурсно-потребительской деятельности исчерпала себя и во взаимоотношениях человека и природы требуются новые подходы, основанные на природосберегающих, созидательных принципах.
Принципы антропогонизма в той мере, в которой они до сих пор направляли деятельность людей, должны быть заменены пониманием того факта, что род людской - всего лишь один из биологических видов и вне биосферы он существовать просто не может.
Углубление экономических реформ и обострение экологических проблем в сельском хозяйстве требуют качественно нового научного обоснования эффективности создания устойчивых агроландшафтов, ориентированных на производство высококачественной продукции в объемах, соответствующих природному потенциалу региона и обеспечивающих сохранение и воспроизводство почвенного плодородия.
В Беларуси в настоящее время планируется переход от создания технически совершенных к экономически и экологически эффективным мелиоративным системам и отраслям агропромышленного комплекса, что немыслимо без соответствующего функционирования и использования мелиорируемых земель, внедрения передовых инновационных технологий, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение, рациональное природопользование. При этом от агропромышленного комплекса потребуется получение максимальной прибыли и рентабельности производства при минимуме их затрат без нанесения экологического ущерба окружающей среде. Все это может обеспечить специалист, обладающий новым инженерным мировоззрением, вооруженный знаниями современных технологий и способный организовать работу по повышению и восстановлению плодородия мелиорированных почв, обустройству сельских поселений и природных комплексов. В связи с этим повышение качества образования в республике является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Экономика страны все в большей степени опирается на образование, науку и инновационные технологии.
С учетом этого и веления времени в 1994 г. на факультете начата подготовка кадров высшей квалификации по новой специальности «Обустройство сельских территорий», преобразованной впоследствии в специальность «Сельское строительство и обустройство территорий».
Обеспечение качества подготовки специалистов, конкурентноспособных на рынке труда, - одна из важнейших задач высшей школы. Резкое увеличение объема и существенное усложнение структуры научной информации приводят высшую школу к необходимости совершенствовать старые и разрабатывать новые формы и методы обучения.
Инновационные технологии в области природообустройства и строительства предусматривают переход от существующего, как правило, информационно-объяснительного (поддерживающего) образования к применению инновационного и практико-ориентированного образования, способствующего привитию у будущих специалистов навыков добывать знания самостоятельно, стимулирующего выработку стремления у них вносить изменения в существующую сферу производства с учетом экономических показателей и перманентно меняющихся «правил игры» на основе развития отрасли как в настоящее время, так и на перспективу, делать результат своего труда конкурентоспособным на рынке товаров и услуг.
Функционирование и развитие системы высшего образования в Республике Беларусь осуществляется на основе реализации принципов государственной политики в области образования, которые отражены в соответствующих нормативно-правовых документах. Так, в 2007 г. принят Закон о высшем образовании, установивший 2-ступенчатую систему высшего образования, в 2011 г. - Кодекс об образовании Республики Беларусь, с 2008 г. начали реализовываться образовательные стандарты на компетентностной основе, с 2011 г. - стандарты по специальностям второй ступени высшего образования (магистратуры).
Приоритетными задачами развития высшего образования в республике являются усиление прак-тико-ориентированной подготовки студентов при сохранении уровня теоретических знаний, более широкое использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных и дистанционных технологий и др.
В соответствии с этими нормативно-правовыми документами компетентностный подход на мели-оративно-строительном факультете УО БГСХА реализован при подготовке под нашим руководством и при непосредственном участии прошедших экспертизу и утвержденных Министерством образования Республики Беларусь образовательных стандартов Республики Беларусь высшего образования первой ступени по специальностям «Мелиорация и водное хозяйство» и «Сельское строительство и обустройство территорий» и второй ступени (магистратуры) по специальности «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» 3-го поколения.
Основные цели и задачи, определенные вышеупомянутыми новыми образовательными стандартами, - учет глобальных тенденций развития высшего образования на современном этапе, сокращение сроков получения высшего образования, перенос изучения специализаций на вторую ступень (магистратуру), перераспределение учебных часов в пользу самостоятельной работы студента, обеспечение свободы выбора студентом учебных дисциплин, введение зачетных единиц и др.
В данных стандартах приведено содержание, структура и продолжительность подготовки специалистов по специальностям природообустройства и строительства в соответствии с современными требованиями экономики отрасли с учетом накопленного отечественного и международного опыта развития высшей школы и с целью повышения ее эффективности и конкурентноспособности на мировом рынке образовательных услуг. По сравнению с предыдущими стандартами в них усилена роль специального, общепрофессионального и фундаментального образования, снижена доля цикла социально-гуманитарных дисциплин и продолжительность образования, повышена роль самостоятельной работы студентов.
В учебных планах обеих специальностей, разработанных на основе образовательных стандартов, проведена конкретизация структуры образования, внесены коррективы в объем и специфику учебного времени, введены новые современные и актуальные для отрасли дисциплины «Основы ландшаф-товедения, землеустройства и мелиоративного кадастра», «Рекультивация и охрана земель», «Реконструкция мелиоративных систем» и др.
С целью улучшения научно-методического обеспечения учебного процесса по всем учебным дисциплинам создаются учебно-методические комплексы нового поколения для студентов, в состав которых включаются: содержание дисциплины, ее цели и задачи; опорный конспект лекций, разбитый по блокам и модулям; разработки и рекомендации (указания) к выполнению практических заданий и лабораторных работ; методические пособия для самостоятельной работы студентов; вопросы и тестовые задания для самопроверки и текущего контроля знаний, включая возможность применения компьютерных технологий и средств; списки обязательной и дополнительной литературы и др.
В настоящее время реализация компетентностного подхода на факультете находится на стадии совершенствования учебных программ и методического обеспечения, развития базы практического обучения студентов. С этой целью все программы учебных дисциплин проходят экспертизу РУП «Институт мелиорации» Научно-практического центра по земледелию НАН Республики Беларусь и ведущих специалистов производственных организаций Государственного объединения по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бела-
русь, на передовых предприятиях созданы филиалы кафедр на производстве, обеспечивая тем самым последовательное профессиональное становление. Производственную практику студенты факультета проходят также на уникальных системах реконструкции Августовского канала, объектах рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами в Республике Коми Российской Федерации.
В настоящее время факультет готовит специалистов высшей квалификации для агропромышленного комплекса Республики Беларусь по двум специальностям «Мелиорация и водное хозяйство» и «Сельское строительство и обустройство территорий.
Специалисты этих квалификаций востребованы проектными и научно-исследовательскими институтами, строительными и эксплуатационными организациями Государственного объединения по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Они успешно трудятся в организациях государственного надзора и охраны окружающей среды, выполняют работы, связанные с реконструкцией и эксплуатацией гидромелиоративных систем, планировкой, застройкой и благоустройством сельских поселений, проектированием, строительством и эксплуатацией гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений, внутрихозяйственных инженерных коммуникаций.
В настоящее время на 5 кафедрах факультета - мелиорации и водного хозяйства, гидротехнических сооружений и водоснабжения, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем, сельского строительства и обустройства территорий, высшей математики - работают 3 доктора, профессора, 25 кандидатов наук и доцентов.
Гордостью факультета является экспериментальный учебно-оросительный комплекс «Тушково-1», оснащенный новой современной мелиоративной техникой, аналогов которой нет в Беларуси и странах СНГ.
На факультете функционируют научно-педагогические школы, магистратура и аспирантура по специальности «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», что дает возможность наиболее одаренным молодым людям заниматься научно-исследовательской работой, защищать диссертации и сделать карьеру в научно-педагогической деятельности.
Созданный при факультете Республиканский научно-методический совет по специальностям приро-дообустройства и строительства успешно координирует всю деятельность высших и средних специальных учреждений образования в области сельского хозяйства в сфере управления качеством образования, инновационных технологий обучения иорганизационно-методического обеспечения учебного процесса.
Высокий уровень социально-гуманитарного образования и инженерно-технической компетентности дают возможность специалистам мелиоративно-строительного профиля свободно ориентироваться в общественно-политической и хозяйственно-экономической сферах деятельности государства, умело определять конкретные цели, задачи и приоритеты инновационного развития мелиоративной отрасли.
На протяжении 95-летнего периода своего существования неоднократно происходили изменения названий факультета. Эти изменения были связаны с усовершенствованием учебных планов, корректировкой профиля подготовки специалистов, открытием новых специальностей, но несмотря на смену названий, структурных преобразований на кафедрах всех выпускников, преподавателей и сегодняшних студентов объединяют дух верности профессии, родному факультету, академии, любовь к родной Беларуси.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., №243-3 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь. -2011. - №13. - 2/1795.
2. Закон Республики Беларусь «О мелиорации»: принят Палатой представителей 24 июня 2008 г. - Минск, 2008. -№423-3.
3. Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (1840-2010 гг.). - Горки: УО БГСХА, 2010. -193 с.
4. К р а с н о щ е к о в, В. Н. Методология обоснования эффективности развития комплексных мелиораций в системах адаптивно-ландшафтного земледелия / В. Н. Краснощеков, В. В. Кундиус // Вестник БГСХА. - 2009. - № 1. - С. 120-123.
5. Оценка и прогноз воздействия природопользования и природообустройства на окружающую среду : учеб. пособие / А. А. Волчек [и др.]. - Рязань: ФГБОУ ВПО РГАТУ им. П. А. Костычева, 2015. - 118 с.
6. Ж е л я з к о В. И. Научно-методическое обеспечение при подготовке специалистов высшего образования в области природообустройства и строительства / В. И. Желязо, Т. Д. Лагун // Вопросы профессиональной подготовки личности и совершенствования уровней системы образования бакалавриат-магистратура. - Новочеркасск: Лик, 2013.- С. 92-94.
7. Цитович, С. Г. Горы-Горецкий земледельческий институт - первая высшая сельскохозяйственная школа / С. Г. Цитович. - Горки, 1960. - 275 с.