Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивости институциональных позиций субъектов предпринимательского бизнеса'

Обеспечение устойчивости институциональных позиций субъектов предпринимательского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА БИЗНЕСА / ИНТЕНСИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПОЗИЦИИ УЧАСТНИКОВ РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Г. В.

Изложены методологические основы обеспечения устойчивости институциональных позиций субъектов предпринимательского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивости институциональных позиций субъектов предпринимательского бизнеса»

Библиографический список

1. Официальная статистика банковского сектора Центрального Банка Российской Федерации, 2008 год.

2. Обзор финансовой стабильности за 2009 год Центрального Банка Российской Федерации, 2010 год.

3. Федорова Т.А., Зайцев O.A. Расчет компенсации за упущенную выгоду при венчурном кредитовании // Финансы и кредит. 2008.

4. Федорова Е.А. Стратегическое управление машиностроительным предприятием в условиях нестабильной экономики: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2000.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Ломовцев Д.А., Федорова Т.А. Приоритеты инновационного развития реального сектора экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М., 2010.

7. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году. МЭР РФ, 2010.

8. В стиле «техно» // Российская газета. Вып. № 5005 (181) от 28.09.2009 г.

O.A.Hare

CREDITING OF THE ENTERPRISES FOR REALIZATION OF INNOVATIVE PROJECTS

Influence of financial crisis on possibility of financing by banks of innovative projects of the industrial enterprises is analyzed.

Key words: innovations, crisis, realization, financing, algorithm

УДК 338.518

Г.В. Коршунова, канд. экон. наук, доцент, (4872) 36-71-19, korshunova gv @mail.ru, (Россия, Тула, ВЗФЭИ)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА

Изложены методологические основы обеспечения устойчивости институциональных позиции субъектов предпринимательского бизнеса.

Ключевые слова: устойчивость, институциональная среда,

конкурентоспособность субъекта бизнеса, интенсивность конкурентных действий, позицииучастниковрыночных взаимодействий.

Ориентация на усиление конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса не может быть плодотворной, если не учитывать

обоснованность действий участников рынка. Результативность участия в рыночных взаимодействиях обусловлена величиной конкурентных преимуществ, благодаря которым хозяйствующие субъекты занимают и удерживают конкурентные позиции в рыночной среде.

Под устойчивостью позиций субъектов бизнеса в конкурентной среде представляется целесообразным рассматривать сохраняемость и воспроизводимость параметров определенности этих позиций в институциональной среде в течение определенного промежутка времени. С другой стороны, устойчивость позиций субъектов предпринимательского бизнеса является одним из конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов.

Принятая в стратегическом менеджменте методика определения конкурентных позиций субъектов (на основе учета параметров различных вариантов матриц) не дает характеристики устойчивости этих позиций. Поэтому использование стратегических матриц для определения конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса следует дополнить методологией выявления степени устойчивости позиций субъектов предпринимательского бизнеса в институциональной среде.

Степень устойчивости (неустойчивости) позиций субъекта бизнеса в институциональной среде предлагается определять с учетом следующих факторов:

где степень устойчивости позиций субъекта бизнеса в институциональной среде; конкурентоспособность субъекта бизнеса; ^степень интенсивности конкурентных действий субъекта бизнеса; со-

стояние институционального окружения субъекта бизнеса; изменение позиций участников рыночных взаимодействий.

Конкурентоспособность субъекта бизнеса может быть определена, прежде всего, на основе оценки конкурентоспособности его потенциала.

Для выявления интенсивности конкурентных действий целесообразно учесть:

- принятую стратегию и тактику конкурентного поведения;

- необходимость соответствующих реакций на действия конкурентов (соответствия конкурентам, опережения конкурентов, сохранения позиций);

- обязательность исполнения стратегии конкурентных преимуществ и всех элементов деятельности;

- адекватность действий субъектов бизнеса по отношению к состоянию и динамике институциональной среды.

Последнее условие, определяющее интенсивность конкурентных действий, диктуется тем, что состояние институционального окружения

субъекта бизнеса [1] в значительной степени, с одной стороны, формирует изменение позиций всех участников рыночных взаимодействий, с другой

— определяет необходимость усиления (ослабления) интенсивности конкурентных действий.

Степень обоснованности конкурентных действий можно оценить на основе выявления: 1) меры соответствия целевых установок организации уровню потенциальной конкурентоспособности; 2) объективности сопоставления конкурентного потенциала организации и конкурентных потенциалов других участников товарного рынка.

Обоснованность конкурентных действий целесообразно оценить на основе выявления их последовательности, интенсивности и рациональности (табл. 1).

Таблица 1

Анализ обоснованности конкурентных действий

Параметры оценки конкурентных действий Характер конкурентных действий

Степень последовательности Последовательные действия

Непоследовательные действия

Неустойчиво последовательные действия

Степень интенсивности Высоко интенсивные действия

Умеренно интенсивные действия

Недостаточно интенсивные действия

Степень рациональности Адекватные действия

Неадекватные действия

Степень согласования последовательности, интенсивности и рациональности конкурентных действий участников товарных рынков позволит оценить обоснованность конкурентных действий участников рыночных взаимодействий. Отсутствие единства в значениях оцениваемых параметров конкурентных действий может свидетельствовать о необоснованности целевых установок фирм, непоследовательности и недостаточно высокой степени интенсивности их действий, а следовательно, и об их недостаточной рациональности. Такой подход позволяет обосновать управленческие решения по обеспечению устойчивости конкурентных действий и конкурентных позиций субъектов бизнеса.

Таким образом, предлагаемый подход к определению устойчивости институциональных позиций субъектов предпринимательского бизнеса основан на сочетании оценок устойчивости предприятий в сохранении и усилении конкурентных позиций.

Обоснование необходимости в изменении устойчивости конкурентных действий субъектов бизнеса в институциональной среде представляется целесообразным осуществлять на основе учета имеющейся конкурентной силы или слабости всех участников рыночных взаимодействий. Данное об-

стоятельство обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов к внешнему влиянию институциональной среды. В процессе адаптации к внешнему окружению с учетом необходимости соответствия, опережения или выживания субъекта можно обеспечить устойчивость к внешнему влиянию конкурентной среды.

Для реализации динамической конкурентной устойчивости субъектов бизнеса следует обеспечить как противодействие негативному влиянию конкурентного окружения, так и доминирование экономических интересов конкретного хозяйствующего субъекта.

Противодействие может оказано покупателями (смена покупательских предпочтений), институциональным окружением (каналы влияния органов власти и управления), контрагентами (через формирование, поддержание и обновление цепочки ценностей). Прямое и опосредованное влияние участников взаимодействий институциональной среды на изменение конкурентной позиции фирмы может выражаться через ценовую ине-ценовую конкуренцию, контрпропаганду, организацию альянсов, экономическую разведку и другие методы.

Без должной реакции на разнообразные по форме, интенсивности и продолжительности воздействия факторы внешнего воздействия невозможно обеспечить устойчивость институциональных позиций субъектов бизнеса. Поэтому целесообразно ранжировать факторы, ограничивающие институциональную устойчивость и факторы, обеспечивающие устойчивость хозяйствующих субъектов к влиянию конкурентной среды:

^□г.иу >7^3 р ■ I

К0*„ну = /(т1]т21т3,...,т1\

где — коэффициент ограничения институциональной устойчивости; — коэффициент обеспечения институциональной устойчивости;

— факторы ограничения конкурентной позиции субъекта бизнеса; тп^та,тпз, — факторы обеспечения конкурентной позиции субъекта бизнеса.

Сопоставление и позволит определить степень устойчи-

вости институциональных позиций субъектов:

> — институциональная неустойчивость;

= — статическая институциональная устойчивость;

< — динамическая институциональная устойчивость.

Значения коэффициентов ограничения и обеспечения институциональной устойчивости могут быть получены при условии полной определенности институциональной среды. Однако реальные условия хозяйст-

венной среды характеризуются неопределенностью. Поэтому при выявлении устойчивости институциональных позиций следует учитывать конкурентный риск.

Под риском в конкуренции (или конкурентным риском) понимается состояние относительной неопределенности, присущее конкурентным действиям, результативность которых не представляется очевидной и имеет вероятностный характер [2].

Действуя в состоянии неопределенности, предприятия вынуждены рисковать, поскольку заранее сложно выявить результат взаимодействия участников товарных рынков.

Риск включает в себя не только неблагоприятные, но и благоприятные исходы. Практики нередко первый вид риска именуют «риск снижения» (downside risk), а второй вид — «риск повышения» (upside risk), и при измерении риска целесообразно учитывать оба этих вида.

Суть финансовой точки зрения на риск может быть выражена китайскими иероглифами, обозначающими риск. Первый иероглиф означает «опасность», в то время как второй — «благоприятную возможность». Комбинация опасности и благоприятной возможности характеризует разброс проявления риска. Нередко в финансовой терминологии опасность именуют «риском», а благоприятную возможность — «ожидаемым доходом». Фактические доходы, полученные в течение определенного промежутка времени, могут значительно отличаться от ожидаемых, и именно это различие между ожидаемыми и фактическими доходами является источником риска. Разброс фактических доходов относительно ожидаемых измеряется при помощи дисперсии (или стандартного отклонения). Чем выше отклонение фактических доходов от ожидаемых, тем выше дисперсия.

Ожидаемые доходы и дисперсия, используемые при практических измерениях уровня риска, оцениваются на основе прошлых, а не будущих доходов. Предположение, лежащее в основе использования дисперсии прошлых периодов, заключается в том, что распределение доходов, полученных в прошлом, является достоверным показателем будущего распределения доходов. При нарушении данного предположения измерение риска не может быть достоверным.

При наличии значительного количества классификаций факторов, причин и видов коммерческого риска [3], их можно сгруппировать в две категории: 1) касающиеся конкретных фирм и 2) затрагивающие рынок в целом.

Некоторые виды риска могут касаться одной или нескольких фирм, и этот вид риска классифицируется как «риск на уровне фирмы», т. е. так называемый специфический риск фирмы (firm-specific risk), который является риском инвестирования в определенную компанию. Риски, затрагивающие рынок в целом, обусловлены неопределенностью результатов взаимо-

действия его участников представляется целесообразным рассматривать как конкурентный риск.

Факторы конкурентного риска (уровень концентрации предприятий, степень интенсивности действий конкурентов, а также степень интенсивности изменений в конкурентных позициях) влияют на динамику совокупного риска конкурентных действий предприятий.

Чем интенсивнее собственные конкурентные действия, тем они оказываются более рискованными, поскольку интенсификация действий субъектов бизнеса порождает и интенсификацию встречного конкурентного противодействия. Как именно, в каких формах такое противодействие будет осуществлено заранее неизвестно — можно лишь предполагать или прогнозировать нарастание (либо затухание) конкурентных рисков, например, с помощью методов экстраполяции.

Известно несколько методов прогнозирования рисков: экспертные, в том числе интуитивные оценки; оценки вероятности рисков с помощью эконометрических методов; балльные оценки рисков. Ю.Б. Рубин [2] предлагает корректировать коэффициенты устойчивости компаний к внешнему окружению исходя из состояния относительной неопределенности результатов деловой деятельности. Данная корректировка может быть проведена с помощью показателя совокупного конкурентного риска субъектов бизнеса:

_ £*=1 вт

Я= .

Риск описывается определенным числом п 1-х факторов. Значения каждого из них экспертным путем ранжируются по вероятности наступления риска и нормируются; каждому присваивается определенный ранг (ЯД как правило, от 1 до 10. Экспертным путем определяется вклад каждого фактора в совокупный риск (^) . Он используется в качестве веса при

расчете совокупного риска. Чем ближе к 1, тем меньше риск, а чем он

ближе к 10, тем он выше.

Относительная неопределенность результатов конкурентных действий, обусловленная причинами и факторами риска, оказывает влияние на вероятное изменение конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса. Чем выше оказывается степень риска результативности конкурентных действий, тем выше вероятность ухудшения их конкурентных позиций, если руководство фирмы не предпримет действий по уменьшению степени относительной неопределенности результатов своего участия в конкурентном взаимодействии. В соответствии со степенью влияния совокупного риска на вероятное ухудшение конкурентных позиций предпринимательской фирмы можно выделить:

- риски, не влияющие на ухудшение конкурентных позиций (ранг совокупного риска равен 1);

- риски, слабо влияющие на ухудшение конкурентных позиций (ранг совокупного риска равен от 2 до 4);

- риски, определенно влияющие на ухудшение конкурентных позиций, так называемые риски эластичного воздействия (ранг совокупного риска равен от 5 до 8);

- риски, предопределяющие ухудшение конкурентных позиций, так называемые риски катастрофического воздействия (ранг совокупного риска равен от 9 до 10).

Библиографический список

1. Институциональная экономика: учебник / под общ. ред.

А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.

2. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. 782 с.

3. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / под общ. ред. С.А. Панова, Г.Б. Клейнера. М.: Экономика, 1997. 288 с.

G.V. Korshunova

The stabilization of the institutional positions of the subjects of owner's business

In the article are presented the methodological bases of the stabilization of the institutional positions of the subjects of owner's business.

The key words: stability, institutional environment, the competitive ability of the subject of business, the intensity of competitory actions, position of participants in market interactions.

УДК 330.101.54; 330.341.4

М.Н. Мартынов, аспирант, 8-910-301-03-53, maks-anticrizis@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ),

С.А. Никитин, д-р экон. наук, профессор, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Предлагаются мероприятия, которые позволят адаптировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отечественные предприятия к действующим условиямрынка.

Ключевые слова: реструктуризация, нестабильная экономика,

конкурентоспособная продукция, принципы перестройки управления компанией, возможности объединения с конкурентами, инвесторы.

Текущая рыночная ситуация как в России, так и во всем мире характеризуется высокой степенью неопределенности экономических перспек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.