Обеспечение устойчивого развития на пространстве ЕАЭС в современных реалиях
УДК: 339.923; ББК: 65.5; Jel: F5 Александр Николаевич ЗАХАРОВ,
DOI: 10.24412/2072-8042-2024-10-43-54 доктор экономических наук, профессор,
Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), профессор кафедры мировой и национальной экономики, email: [email protected]; Мария Андреевна МИТКИНА, Министерство экономического развития Российской Федерации (Пресненская наб., д. 10, стр. 2, Москва, 123112), главный специалист-эксперт Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов, email: [email protected]
Аннотация
На сегодняшний день на пространстве ЕАЭС отсутствуют общие подходы по ESG-рейтингованию. Взаимодействие стран-членов в сфере возобновляемой энергетики находится на низком уровне, развитие которого необходимо для обеспечения устойчивого развития региона. Сделан вывод о необходимости формирования ESG-рейтингования в рамках ЕАЭС с акцентом на социальную ответственность бизнеса. В результате исследования авторами предложено внедрение российской системы ЭКГ-рейтингования в каждой из стран интеграционного объединения.
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетическая безопасность, ЕАЭС, ESG-рейтингование, ЭКГ-рейтингование, социальная ответственность.
Ensuring Sustainable Development within the EAEU in Modern Realities
Alexander Nikolaevich ZAKHAROV,
Doctor of Sciences in Economics, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Professor of Worldаnd National Economy Department,
email: [email protected] Maria Andreevna MITKINA,
Ministry of Economic Development of the Russian Federation (10, build. 2, Presnenskaya embankment, Moscow, 123112), Chief Specialist-Expert of the Department of Multilateral Economic
Cooperation and Special Projects, email: [email protected]
Abstract
Currently, there are no common approaches to ESG-rating in the EAEU. There is lack of cooperation between the member countries in the field of renewable energy, and its development is essential to ensure sustainable development in the region. It is concluded that application of
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q
an ESG-rating system within the EAEU with an emphasis on social responsibility of business is required. As a result of the study, the authors propose the introduction of the Russian ESG-rating system in each of the EAEU countries.
Keywords: sustainable development, energy security, EAEU, ESG-rating, ESG-rating, environment, staff, government, social responsibility.
В 2024 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС) отметил свой первый юбилей - 10 лет с даты подписания Договора о ЕАЭС. В мае на юбилейном саммите глав-государств ЕАЭС президент Владимир Путин заявил, что «за 10 лет ЕАЭС утвердился в качестве «самостоятельного центра формирующегося многополярного мира»1. Динамика роста основных макроэкономических показателей подтверждает данный факт: реальный ВВП стран Союза вырос в 1,5 раза, объем взаимной торговли - в 2 раза (при чем 90% трансграничных расчетов осуществляется в национальных валютах).
Президент России также подчеркнул перспективность взаимодействия стран ЕАЭС в области защиты окружающей среды и борьбы с климатическими изменениями2, что неразрывно связано с достижением глобальных Целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН) в рамках объединения.
Одним из интеграционных приоритетов в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года5 является повышение энергосбережения и энергоэффективности, разрешение существующих экологических проблем и обеспечение устойчивого развития. Союз обладает большим потенциалом по добыче традиционных энергоносителей: 2 место в мире по добыче газа и нефти (мировые доли - 20,3% и 14,5% соответственно), 5 место по добыче угля - 6,7%. При этом, по оценкам ЕАБР, доля возобновляемой энергетики составляет всего 2,5% общемирового объема. Стоит подчеркнуть, что энергетическая отрасль составляет основную долю выбросов парниковых газа ЕАЭС - 43% (2019 г.)3.
Общемировой тренд на переход к низкоуглеродной экономике сопровождается увеличением инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ), при этом подразумевается сокращение потребления традиционных энергоресурсов. Ввиду особенности отраслевой структуры выбросов выбранный Союзом устойчивый курс «зелёного» развития должен осуществляться путем тесного взаимодействия в энергетическом секторе и быть нацеленным на обеспечение устойчивого развития экономик стран ЕАЭС. По словам министра по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбека Кожошева21, создание общей системы обеспечения устойчивого развития и энергетической безопасности на пространстве ЕАЭС является необходимым интеграционным процессом в настоящее время для расширения сотрудничества в области энергосбережения. Важным условием для достижения ЦУР ООН является реализация принципов устойчивого развития, что подразумевает создание ESG-инфраструктуры в ЕАЭС.
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЫРЬЕВОЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС
В XXI веке вопросы устойчивого развития, сырьевой и энергетической безопасности приобрели особую актуальность, что обусловлено, с одной стороны, истощением разведанных запасов природных энергоносителей, а с другой, постоянным увеличением потребления топлива и различных видов энергии.
Энергетическая безопасность, по своей сути, означает наличие стабильного доступа к источникам энергии на своевременной, устойчивой основе. Это своего рода система, которая включает в себя следующие составляющие:
Рис. 1 - Классификация составляющих экономической безопасности государства Fig. 1 - Classification of the components of the economic security of the state Источник: составлено авторами
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
45 Q
Экономическая безопасность - это возможность постоянного обеспечения ресурсами в необходимом объеме по приемлемой стоимости.
Энергетическая безопасность имеет много аспектов: долгосрочная энергетическая безопасность в основном связана со своевременными инвестициями на поставку энергии в соответствии с экономическим развитием и потребностями окружающей среды. С другой стороны, краткосрочная энергетическая безопасность фокусируется на способности энергетической системы оперативно реагировать на внезапные изменения баланса спроса и предложения.
Энергоэффективность, мероприятия по снижению углеродного следа (декарбонизации) и использование ВИЭ являются одними из трех важнейших аспектов ESG-повестки. В свою очередь, ESG способствует устойчивому развитию по трем векторам развития (ESG-критериям): влияние на окружающую среду (environmental), содействие в решении социальных задач (social) и эффективное управление самой организацией (governance)3. Государство и бизнес-сообщество должны быть максимально заинтересованы в реализации целей устойчивого развития, направленных на создание условий, целью которых является всестороннее оздоровление мира, повышение его жизнеспособности и устойчивости экологии в рамках государственно-частного партнерства.
На практике могут использоваться различные инструменты привлечения ESG финансирования в виде зеленых кредитов и облигации. Инвесторы часто ориентируются на критерии ESG для определения инвестиционной привлекательности компаний. В том числе, такие аспекты корпоративного управления, как наличие независимых директоров и соответствующих комитетов совета директоров (по аудиту, кадрам и вознаграждениям), взаимодействие с инвесторами и раскрытие информации, напрямую влияют на соблюдение прав акционеров и, соответственно, оценку компаний инвесторами.
Факторы окружающей среды включают рассмотрение общего воздействия организации на окружающую среду и потенциальных рисков и возможностей, с которыми она сталкивается из-за экологических проблем, таких как изменение климата и меры по защите природных ресурсов. Примеры факторов окружающей среды, которые могут быть критериями ESG, включают следующее: энергопотребление и эффективность; углеродный след; включая выбросы парниковых газов; управление отходами; загрязнение воздуха и воды; утрата биоразнообразия; вырубка лесов; истощение природных ресурсов.
Таким образом, вопросы обеспечения сырьевой и энергетической безопасности, как составляющих устойчивого развития и экономической безопасности на пространстве ЕАЭС, приобрели сегодня особую актуальность.
РАЗВИТИЕ ESG (ЭКГ)-РЕЙТИНГОВАНИЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС
Основным драйвером повестки устойчивого развития в рамках ЕАЭС является развитие климатической повестки. Возникновение климатической повестки при-
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024
ходится на 2021 г., когда была сформирована высокоуровневая рабочая группа по сближению позиций государств-членов ЕАЭС в этой области7.
Следующей стадией в формировании согласованных подходов стало утверждение Дорожной карты по сотрудничеству стран-участниц в рамках климатической повестки в 2022 г. (первый пакет) по таким направлениям, как: общие подходы по законодательному регулированию, совместные механизмы углеродного регулирования, меры по стимулированию низкоуглеродного перехода в различных отраслях, зеленое финансирование и др.9 Был сформирован Банк климатических технологий и цифровых инициатив11. Проекты по климатическим технологиям представлены в таких отраслях, как энергетика, энергоэффективность, дистанционное зондирование и цифровизация. Стоит отметить, что в банке отсутствуют какие-либо проекты Киргизии и Армении.
В январе 2023 г. утвержден перечень критериев зеленых проектов государств -членов ЕАЭС (модельная таксономия ЕАЭС) с целью ускорения зеленой трансформации в рамках Союза, включая процессы по декарбонизации. Также в ноябре 2023 г. была принята Концепция внедрения принципов зеленой экономики в ЕАЭС12. На пространстве ЕАЭС вопросам климатической повестки уделяется достаточное внимание, однако инициативы органов ЕАЭС в контексте S-составляющей ESG-повестки не оказывают видимого влияния на бизнес, что требует активизации совместных усилий.
Одним из главных инструментов ESG-трансформации являются ESG-рейтинги, на основании которых определяется эффективность действий по всем трем критериям - E, S и G - осуществляется их оценка:
E (environmental) - окружающая среда: влияние на изменение климата (уровень выбросов CO2); использование природных ресурсов (водо- и энергопотребление); негативное воздействие на окружающую среду (управление отходами, загрязнение водных источников); применение «зеленых» технологий; соблюдение экологического законодательства; амбициозность по достижению углеродной нейтральности (наличие цели и план по ее реализации).
S (social) - социальная ответственность: отношение к сотрудникам (охрана труда, справедливый уровень заработной платы, карьерный рост и др.); развитие социальной сферы (социальные и благотворительные программы, корпоративное волонтерство); ответственное инвестирование.
G (governance) - корпоративное управление: управление компанией (вознаграждение топ-менеджмента, уровень раскрытия финансовой и нефинансовой отчетности); корпоративное поведение (бизнес-этика, коррупция, налоговая прозрачность, недобросовестная конкуренция).
В таком случае у участников, которые входят в ESG-рейтинг, появляются следующие конкурентные преимущества: возрастает привлекательность среди инве-
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
47 Q
сторов и кредиторов; увеличивается база лояльных клиентов; возникает доступ к новым рынкам сбыта и др.
Среди шестиста различных рейтинговых систем к наиболее популярным международным ESG-рейтингам относятся следующие: MSCI, Sustainalytics, S&P Global Scores, Morningstar, Carbon Disclosure Project (CDP), Bloomberg ESG Disclosure.
На пространстве ЕАЭС сфера ESG-рейтингования в каждой из стран находится на разном этапе своего развития:
Таблица 1
ESG-рейтингование в странах ЕАЭС
Страна Ведущие ESG-рейтинги Организации, осуществляющие оценку Е^О-факторов
Россия АКРА, НРА, Эксперт РА, RAEX Europe Национальные кредитные рейтинговые организации
Казахстан АКРА, Bureau Veritas, PwC, RAEX Международные компании и рейтинговые организации
Белоруссия BIK Ratings Национальное кредитное рейтинговое агентство
Армения Отсутствуют -
Киргизия Отсутствуют -
Источник: Составлено авторами
Можно сделать вывод о том, что в России и Белоруссии представлены собственные Б80-рейтинги, которые присваиваются локальными кредитными агентствами. В Казахстане присутствуют как российские, так и международные организации, которые проводят Б80-оценку. В Армении и Казахстане отсутствуют международные или национальные Б80-рейтинги.
Среди национальных Б80-рейтингов России отдельно рассмотрим новый российский рейтинг ответственного бизнеса - ЭКГ-рейтинг, который был впервые представлен на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году.
Создатели нового российского бизнес-рейтинга ЭКГ утверждают, что это «комплексная оценка «здоровья» субъектов предпринимательской деятельности». В рамках национального стандарта определяют уровень благонадежности, социальной и экологической ответственности бизнеса. В отличие от международных аналогов данный рейтинг разработан с акцентом на социальную ответственность компаний.
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024
ЭКГ-рейтинг включает в себя три составляющие15: «Экология» - оценка степени воздействия каждого конкретного предприятия на окружающую среду, использование им наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов; «Кадры» - уровень оплаты труда, собственные социальные и демографические программы, благотворительные проекты; «Государство» - налоговая история, деловая репутация и социальное инвестирование в регионах присутствия.
Оценка проводится в два этапа - это скоринг и анкетирование. Особенностями скоринга в отличии от зарубежных аналогов являются: использование данных Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу, ФАС, Федеральной службы судебных приставов и Минюста РФ; проведение оценки автоматически без запроса дополнительных сведений от компаний.
В феврале 2024 года национальный стандарт индекса деловой репутации бизнеса (ЭКГ-рейтинг) вступил в действие в России16, который применятся: государством для мониторинга вклада участников рейтинга в достижение национальных целей; участниками рейтинга для получения обратной связи от государства, понимания уровня ответственности партнеров и учета возможных рисков; финансовым сектором и инвесторами для выбора перспективных инвестиционных проектов и учета рисков, связанных с их реализацией; гражданами для выбора работодателя.
Владимирская область стала первым регионом в России, где на базе этого рейтинга был принят закон о поддержке ответственного бизнеса. На данном этапе сформирована нормативно-правовая база, которая поддерживает и поощряет компании, инвестирующие в создание комфортных условий труда и современных рабочих мест17. Компания, получившая статус ответственного бизнеса, получает доступ к льготам и снижает административные барьеры в инвестиционный период, а также улучшает свою репутацию18.
ВЛИЯНИЕ Е8С ИНСТРУМЕНТАРИЯ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС
Взаимодействие государств-членов ЕАЭС в энергетической сфере с учетом обеспечения энергетической безопасности закреплено в статье 79 Договора о Евразийском экономическом союзе, что подчеркивает актуальность развития сотрудничества на этом направлении.
Энергетическая безопасность является неотъемлемой частью устойчивого развития и национальной безопасности каждой страны -члена ЕАЭС:
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
49 ^
Таблица 2
Энергетическая безопасность в законодательстве стран ЕАЭС
Концепция обеспечения энергетической безопасности Республики Армения (Распоряжение Президента Республики Армения от 23 октября 2013 г. № РП-182) Энергетическая безопасность - это комплекс мероприятий политического, экономического, правового, организационного, методического и иного характера, который обеспечивает доступное по цене, качественное и надежное энергообеспечение для удовлетворения потребностей государства в повседневной обстановке, в чрезвычайных ситуациях и во время войны. Акцент на внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности.
Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1084) Энергетическая безопасность - состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушения бесперебойности энергоснабжения.
Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на 2023 - 2029 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724) Энергетическая безопасность - состояние защищенности топливно-энергетического, нефтегазового и атомно-энергетического комплексов экономики от реальных и потенциальных угроз, при котором государство способно обеспечить энергетическую независимость и их устойчивое развитие для удовлетворения потребностей общества и государства в энергоресурсах.
Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Кыргызской Республики до 2030 года» Энергетическая безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности Кыргызской Республики, которая должна обеспечить надежное топливо- и энергообеспечение. Главным приоритетом энергетической стратегии Кыргызской Республики является рациональное и эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала.
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216) Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации.
Источник: Департамент энергетики Евразийской экономической комиссии
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024
50
Энергетическая безопасность обладает своими национальными особенностями в каждом из государств-членов: России и Казахстану большое значение представляет безопасность спроса на традиционное ископаемое топливо, Армении, Беларуси и Кыргызстану - безопасность предложения. Кроме того, энергетическое сотрудничество стран ЕАЭС является одним из важнейших направлений интеграции Союза.
Один из интеграционных приоритетов ЕАЭС обозначен как повышение энергосбережения и энергоэффективности, увеличение доли ВИЭ, разрешение существующих экологических проблем и устойчивого развития. Тем не менее, в нормативно-правовых документах ЕАЭС пока не зафиксированы положения относительно возобновляемой энергетики. Данная отрасль энергетики развивается на национальном уровне с 2020-х годов. С целью развития отрасли ВИЭ страны Союза могут размещать собственные климатические проекты в новом Банке кли-магических технологий и цифровых инициатив. По мнению авторов, следует ориентироваться на перечень критериев зеленых проектов государств - членов ЕАЭС (модельная таксономия ЕАЭС) при формировании собственного проекта. Укрепление региональной кооперации в сфере низкоуглеродного развития также способствует обеспечению устойчивого развития и энергетической безопасности на пространстве ЕАЭС.
* * *
С учетом изложенного авторами рекомендуется внедрение ЭКГ-рейтингования в каждой из стран-членов ЕАЭС с учетом национальных особенностей. В первую очередь это даст возможность наполнить новым содержанием существующие формы интеграции и взаимодействия в части социального ответственного ведения бизнеса. Во-вторых, это позволит странам-членам выстраивать политику, нацеленную не только на увеличение прибыльности, но и вкладываются в развитие регионов и заботятся о повышении уровня жизни населения. В-третьих, данный рейтинг в каждом из государств позволит выявить участников рынка, проекты которых могут быть включены в Банк климатических технологий и цифровых инициатив ЕАЭС, тем самым способствуя появлению совместных проектов для реализации зеленой повестки данного интеграционного объединения. В дальнейшем можно использовать данную платформу с целью размещения собственных проектов по энергетике и энергоэффективности, тем самым обеспечивая устойчивое развитие и энергетическую безопасность на уровне Союза.
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
51 ^
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Что Владимир Путин говорил коллегам по ЕАЭС // Ведомости. URL: https://www.ve-domosti.ru/politics/articles/2024/05/08/1036286-chto-vladimir-putin-govoril (Дата обращения: 25.05.2024)
2 Официальный сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). URL: http://www. eaeunion.org/ (Дата обращения: 20.07.2024)
3 Винокуров, Е. (руководитель авторского коллектива), Альбрехт, К., Забоев, А., Клоч-кова, Е., Малахов, А., Перебоев, В. (2023) Глобальная зеленая повестка в Евразийском регионе. Евразийский регион в глобальной зеленой повестке.
4 Заседание Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/73992 (Дата обращения: 26.05.2024)
5 Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития, Московская биржа, 2021 г.
6 Показатели достижения Целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза, Доклад Евразийской экономической комиссии, 2017
7 Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strate-gicheskie-napravleniya-razvitiya.php (Дата обращения: 26.06.2024)
8 Региональный перечень показателей достижения Целей в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе // ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tsur/Documents/REG%20perechen.pdf (Дата обращения: 26.06.2024)
9 Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.08.2021 № 10 «О формировании рабочей группы высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций государств-членов Евразийского экономического союза в рамках климатической повестки»
10 Заявление об экономическом сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического союза в рамках климатической повестки, 2021 г.
11 Климатическая повестка ЕАЭС // ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/ department/dotp/klimaticheskaya-povestka/ (дата обращения: 01.06.2024)
12 ЕЭК приступает к реализации дорожной карты в рамках кли-магической повестки // ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eek-pristupaet-k-realizatsii-dorozhnoy-karty-v-ramkakh-klimaticheskoy-povestki/ (дата обращения: 10.06.2024)
13 Банк климатических технологий и цифровых инициатив // ЕЭК. URL: https://eec. eaeunion.org/comission/department/dotp/klimaticheskaya-povestka/bank/?PAGEN_1=3 (дата обращения: 20.06.2024)
14 Концепция внедрения принципов «зеленой» экономики в Евразийском экономическом союзе // ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_makroec_pol/green_economy.pdf (дата обращения: 22.06.2024)
15 Environmental, social and governance (ESG) ratings: Council and Parliament reach agreement // The Council of the EU and the European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024
en/press/press-releases/2024/02/05/environmental-social-and-governance-esg-ratings-council-and-parliament-reach-agreement/ (дата обращения: 25.06.2024)
16 Левашенко А.Д., Ермохин И.С., Бурханова Ю.М. Проблема дивергенции оценок, присуждаемых лицами, оказывающими услуги по оценке устойчивого развития. Главные тренды в области законодательного регулирования института ESG-рейтингования в России и мире // Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. No 3. С. 186-204 (дата обращения: 15.06.2024)
17 ЭКГ-рейтинг.рф. URL: https://экг-рейтинг.рф/#president (дата обращения: 24.05.2024)
18 ГОСТ Р 71198-2023. Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг) // ФГБУ «РСТ». URL: https://protect.gost.ru/documenti.aspx7co ntrol=31&baseC=6&page=0&month=1&year=2024&search=71198&id=256999 (дата обращения: 25.05.2024)
19 Как работает новый закон об ответственном ведении бизнеса // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/articles/kak-rabotaet-novii-zakon-ob-otvetstven-nom-vedenii-biznesa (дата обращения: 27.05.2024)
20 Ответственные инвестиции // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6309254 (дата обращения: 27.05.2024)
21 Арзыбек Кожошев: «Обеспечение энергетической безопасности - одно из ключевых условий развития любого государства, важнейшая составляющая национальной безопасности» // ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/news/arzybek-kozhoshev-obespechenie-energetich-eskoy-bezopasnosti-odno-iz-klyuchevykh-usloviy-razvitiya-lyu/ (дата обращения: 20.07.2024)
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Андрианов В.В., Сироткин М.С., Баженова М.В. Российские компании в зеркале международных и отечественных ESG-рейтингов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023; 13(2):94-105 @@ Andrianov V.V., Sirotkin M.S., Bazhenova M.V Rossijskie kompanii v zerkale mezhdunarodny'x i otechestvenny'x ESG-rejtingov // Gumanitarny'e nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2023; 13(2):94-105. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-kompanii-v-zerkale-mezhdunarodnyh-i-otechestvennyh-es-g-reytingov/viewer
2. Данилина М.В., Савельева Е.Ю. Анализ зарубежной практики ESG-рейтингования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 7А. С. 198-213 @@ Danilina M.V., SaveFeva E.Yu. Analiz zarubezhnoi praktiki ESG-reitingovaniya // E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. 2023. Tom 13. № 7A. S. 198-213. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_54641510_51685922.pdf
3. Ефимова О.В. ESG-рейтинги: актуальные проблемы формирования и использования // Вестник Академии знаний № 4 (57), 2023, 104-109 @@ Efimova O.V. ESG-rejtingi: aktual'ny'e problemy' formirovaniya i ispol'zovaniya // Vestnik Akademii znanij № 4 (57), 2023, 104-109. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54719226_65962655.pdf
4. Миткина М.А. Перспективы торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС и других стран Большой Евразии в контексте климатической повестки. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Материалы Шестой международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». Ежегодник. Вып. 7. Ч. 1, 498-502 @@ Mitkina M.A. Perspektivy'
10 - 2024
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
torgovo-e'konomicheskogo sotrudnichestva stran EAE'S i drugix stran Bolshoj Evrazii v kontekste klimaticheskoj povestki. BoFshaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Materialy' Shestoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «BoFshaya Evraziya: nacional'ny'e i civilizacionny'e aspekty' razvitiya i sotrudnichestva». Ezhegodnik. Vy'p. 7. Ch. 1, 498-502. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=64113579 (Дата обращения: 25.06.2024)
5. Топливно-энергетический комплекс Китая и глобальная энергетическая проблема: монография / А.Н. Захаров, С.И. Долгов, Е.М. Аникина, И.В. Гребенников ; под ред. д.э.н., проф. А.Н. Захарова. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 421 с. - (Научная мысль). @@ Toplivno-energeticheskij kompleks Kitaya i global'naya energeticheskaya problema: monografiya / A.N. Zaharov, S.I. Dolgov, E.M. Anikina, I.V. Grebennikov; pod red. d.e.n., prof. A.N. Zaharova. - M.: INFRA-M, 2024. - 421 s. - (Nauchnaya mysl'). DOI 10.12737/2105266. URL: https://znanium. ru/bookread2.php?book=2105266
6. Глобальная энергетическая проблема и мировой энергетический комплекс (Россия, США, Европа, Китай): учебное пособие / А.Н. Захаров, Е.М. Аникина; под ред. проф. А.Н. Захарова. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 386 с. @@ Global'naya energeticheskaya problema i mirovoj energeticheskij kompleks (Rossiya, SSHA, Evropa, Kitaj): uchebnoe posobie / A.N. Zaharov, E.M. Anikina; pod red. prof. A.N. Zaharova. - M. : INFRA-M, 2024. - 386 s. URL: https://znanium.ru/bookread2.php?book=2080066
7. Филаткина Е.М., Захаров А.Н. Устойчивое развитие в ЕАЭС в условиях противодействия пандемии COVID-19. Сб. статей участников VII Международ. науч. конференции. М.: МГУ, 2021. С. 502-509 @@ Filatkina E.M., Zaharov A.N. Ustojchivoe razvitie v EAES v usloviyah protivodejstviya pandemii COVID-19. Sb. statej uchastnikov VII Mezhdunarod. nauch. konferencii. M.: MGU, 2021. S. 502-509.
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2024