Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивого энергоснабжения республики Крым при помощи механизмов государственно-частного партнерства'

Обеспечение устойчивого энергоснабжения республики Крым при помощи механизмов государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
энергоснабжение республики Крым / газификация / развитие инфраструктуры / государственно-частное партнерство / инвестиции / концессионное соглашение. / energy supply of the Republic of Crimea / gasification / infrastructure development / public-private partnership / investments / the concession agreement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суменков Антон Олегович, Богданова Мария Васильевна, Байкова Оксана Викторовна

Сделана оценка текущему состоянию энергоснабжения республики Крым. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие успешной газификации республики, такие как дефицит финансирования, недостаточная развитость институциональной среды, слабость кадрового потенциала, а также санкции. Предложены возможные пути решения проблемы энергоснабжения с помощью механизмов государственно-частного партнерства, в частности концессионного соглашения. Дана оценка потенциала полуострова при реализации проектов на основе концессионного соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суменков Антон Олегович, Богданова Мария Васильевна, Байкова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SUSTAINABLE ENERGY SUPPLY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA WITH THE HELP OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS

The assessment of the current state of energy supply in the Republic of Crimea has been made. The main problems, that impede the successful gasification of the republic, such as the lack of funding, insufficient development of the institutional environment, weak human resources, and sanctions, − have been considered. The possible solutions to the problem of energy supply through public-private partnership mechanisms, in particular, a concession agreement have been suggested. Also the assessment of potential of the peninsula in the implementation of projects on the basis of a concession agreement has been made.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивого энергоснабжения республики Крым при помощи механизмов государственно-частного партнерства»

УДК 338

JEL Q43

Суменков Антон Олегович

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Богданова Мария Васильевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Байкова Оксана Викторовна

канд. экон. наук,

ФГБОУ ВО «Государственный

университет управления» г. Москва,

Российская Федерация

e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-118-122

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИ ПОМОЩИ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. Сделана оценка текущему состоянию энергоснабжения республики Крым. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие успешной газификации республики, такие как дефицит финансирования, недостаточная развитость институциональной среды, слабость кадрового потенциала, а также санкции. Предложены возможные пути решения проблемы энергоснабжения с помощью механизмов государственно-частного партнерства, в частности концессионного соглашения. Дана оценка потенциала полуострова при реализации проектов на основе концессионного соглашения. Ключевые слова: энергоснабжение республики Крым, газификация, развитие инфраструктуры, государственно-частное партнерство, инвестиции, концессионное соглашение.

Цитирование: Суменков А.О., Богданова М.В., Байкова О.В. Обеспечение устойчивого энергоснабжения Республики Крым при помощи механизмов государственно-частного партнерства//Вестник университета. 2019. № 8. С. 118-122.

Sumenkov Anton

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Bogdanova Maria

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Baikova Oksana

Candidate of Economics Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

ENSURING SUSTAINABLE ENERGY SUPPLY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA WITH THE HELP OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS

Abstract. The assessment of the current state of energy supply in the Republic of Crimea has been made. The main problems, that impede the successful gasification of the republic, such as the lack of funding, insufficient development of the institutional environment, weak human resources, and sanctions, - have been considered. The possible solutions to the problem of energy supply through public-private partnership mechanisms, in particular, a concession agreement have been suggested. Also the assessment of potential of the peninsula in the implementation of projects on the basis of a concession agreement has been made. Keywords: energy supply of the Republic of Crimea, gasification, infrastructure development, public-private partnership, investments, the concession agreement

For citation: Sumenkov A.O., Bogdanova M.V., Baikova O.V. Ensuring sustainable energy supply of the Republic of Crimea with the help of public private partnership mechanisms (2019) Vestnik universiteta, I. 8, pp. 118-122. doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-118-122

Россия занимает первое место по запасам природного газа в мире. Но, к сожалению, по темпам газификации Россия значительно отстает от других стран. Этому есть географически-экономическое объяснение - огромная территория, требующая значительных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру [3]. По итогам 2017 г. уровень газификации в России вырос с 67,2 % до 68,1 %. Причиной такого незначительного роста, является неэффективность работы местных властей, которые не способны обеспечить подготовку потребителей к приему газа. По средним подсчетам объем необходимых инвестиций на газификацию Республики Крым составлял около 20 млрд рублей. Данных средств оказалось недостаточно для проведения масштабного преобразования энергетической политики. Необходимы меры, способствующие поиску новых источников финансирования, так как средства, предусматриваемые в бюджетах на федеральном и региональном уровнях, разобщены по статьям и программам.

© Суменков А.О., Богданова М.В., Байкова О.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Впервые о стоимости газификации заявил первый заместитель министра топлива и энергетики Республики Крым В. Белик. Сумма денежных средств на газификацию населенных пунктов Республики Крым составляла 40 млрд рублей [13]. Такая разница в цифрах обусловлена неэффективностью в прогнозах по газификации, также не были учтены все экономические составляющие для бесперебойных поставок газа в Республику Крым и строительства газопровода по дну Керченского пролива.

Население Российской Федерации зависит от поставок газа, необходим дополнительный контроль поставок газа и поиск новых правильных элементов. Органы местного самоуправления и местные власти работают неэффективно в вопросах дальнейшей газификации и развития подключения к сетям потребителя, имеются сложности по срокам ввода в эксплуатацию внутренних сетей. Потребитель газ практически не потребляет - вот главная проблема властей после строительства сети [7].

В декабре 2014 г. всем главам администраций и поселений республики направили письма о технических условиях, исходя из той программы, которая сейчас существует. Откликнулись только единицы, то есть не везде местные власти обеспокоились заказом проекта на строительство распределительных сетей по контролируемым населенным пунктам. Министерство топлива и энергетики Республики Крым заявило, что необходимы дополнительные средства для газификации полуострова, необходимо привлечь 19 млрд руб. из внешних источников.

В этом ключе целесообразно использование внебюджетного софинансирования реализации схемы газификации Крыма, это снизит бюджетную нагрузку, а также позволить сохранить объекты газоснабжения и контроль над тарифами на транспортировку газа за государственной стороной.

Традиционно газификацией регионов занимается «Газпром». Программа газификации Республики Крым формировалась на основании предложений администраций региона с учетом представленных данных по потребителям (домовладениям, котельным и т. д.). ПАО «Газпром» профинансирует строительство межпоселковых газопроводов. Газпром доведет газ непосредственно до населенных пунктов. Местные власти, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ПАО «Газпром» и главами администрации Республики Крым планами-графиками синхронизации выполнения программ газификации, несут ответственность за строительство уличных распорядительных сетей и подготовку потребителей к приему газа [4].

В настоящее время разработана и утверждена программа газификации крымских населенных пунктов [2]. Эта программа подразумевает освоение денежных средств до 2022 г. Планируется построить 149 км магистральных газопроводов, реконструировать или построить 18 газораспределительных станций. Также необходимо строительство 577 км межпоселковых газопроводов и 1 466 км уличных сетей. В 2017 г. в обновленную программу газификации ввели такое понятие, как экономическая эффективность газификации и выделили ее зоны, разделив потребителей на 4 группы [10].

Вопрос газификации населения остается открытым, несмотря на то, что природный газ подведен к 39 населенным пунктам полуострова. Необходимо информировать сельское население полуострова, силами депутатского корпуса, о дате начала работ по газификации и источниках их финансирования. Необходим дополнительный контроль законности подключения к газовым сетям, в настоящее время, незаконное присоединение к электрически и газовым сетям несет за собой наказание в виде уголовного срока до 2-х лет лишения свободы [2].

Власти Крыма подали заявку на выделение федерального финансирования, с целью газификации республики, на 1 млрд рублей/год. Как сообщают в министерстве Республики Крым, есть инвесторы, готовые вложить не менее 4 млрд руб. в реализацию программы газификации посредством заключения концессионных соглашений. Из республиканского бюджета на газификацию планируется выделять 800 млн рублей/год. Многие населенные пункты в Крыму не готовы к газификации. Об этом заявил председатель комитета Госсовета по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу П. Запорожец [14]. Вопрос о газификации стоит остро в селах, в крупных городах он был решен еще в советский период. На отсутствие газа жалуются почти все, особенно жители тех сел или поселков, чьи соседи уже подключены к магистралям [4].

Компания подрядчик «Крымгазстрой» успешно справилась с задачей газификации местных жителей (50 чел.), в свою очередь «Крымгазсети» сорвала сроки реализации проектных и монтажных работ, оставив 250 жителей села без тепла в зимний период. Торможение работ вызвано действиями бюрократического аппарата. Властям необходимо всеми силами обустроить жизнь на подвластных им территориях.

Чтобы 2022 г. стал завершающим этапом программы газификации республики Крым, необходимо наладить эффективную разработку проектно-сметной документации строительства подводящих газопроводов

к населенным пунктам и распределительных сетей внутри населенных пунктов и обеспечить оперативное решение вопросов по предоставлению земельных участков для проведения строительных работ по газификации.

Обеспечение устойчивого энергоснабжения жителей в Крыму одна из задач в рамках плана развития инфраструктуры страны, разработать который поручил В. В. Путина в мае 2018 г. В рамках плана необходимо обеспечить стабильное развитие централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых электростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона; а также развитие распределительной генерации, в первую очередь в удаленных и изолированных энергорайонах. Тепловые электрические станции - важный потребитель газа на полуострове. Тепловые электрические станции переводят на газовое топливо, что в свою очередь способствует повышению экономичности их работы и улучшению экологии населенных пунктов Крыма.

Переход на газовое топливо промышленных организаций полуострова повлечет за собой решение следующих задач народнохозяйственного характера: повысит интенсивность работы энерготехнологических установок, поспособствует наращиванию коэффициент полезного действия топливоиспользующих агрегатов, оптимизирует затраты труда и других ресурсов, повлечет совершенствование условий труда.

По состоянию на 2018 г. бюджет республики формируется за счет федеральных трансфертов [11]. Но исключительно государственных субсидий и дотаций для реализации масштабных инфраструктурных проектов недостаточно, существует дополнительная потребность в средствах. Источником финансирования могут выступить частные инвестиции, привлеченные в частности с помощью механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

Согласно, рейтингу регионов по уровню развития ГЧП в 2017-2018 гг., подготовленным Национальным центром развития ГЧП, Республика Крым находится на 63 позиции рейтинга из 85 [9]. Столь низкая позиция региона характеризуется недостатком опыта реализации проектов в сфере ГЧП в соответствии с Законодательством РФ в этой области. Находясь в составе Украины, Крым занимал лидирующую позицию, каждый третий ГЧП-проект реализовывался на территории республики [12].

Развитие кадрового потенциала необходимый ресурс успешной реализации проектов с использованием механизмов ГЧП. В настоящий момент для повышения уровня специалистов, отвечающих за сопровождение проектов ГЧП, проводятся мероприятия с участием Центра развития ГЧП, преподавателей ГЧП-Ин-ститута, а также различных финансовых и юридических консультантов, обладающих практическим опытом реализации ГЧП-проектов.

На сегодняшний день, концессионное соглашение является самой популярной формой реализацией ГЧП. С каждым годом число заключенных концессионных соглашений на территории РФ увеличивается, чему во многом способствуют скоординированные усилия федеральных законодательных и исполнительных органов власти.

Согласно Федеральному закону № 115 «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г., по концессионному соглашению, концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество, право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать конценденту, осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концендент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [1].

Согласно аналитическому обзору «Инвестиции в инфраструктуру 2018», в России особое распространение концессионный механизм получил в сфере коммунального обслуживания, массивную долю которого занимают объекты тепло- и электроснабжения [8].

Как упоминалось в статье ранее, Крымскими властями найдены инвесторы, заинтересованные в заключении концессий в области газоснабжения на территории республики. Несмотря, на санкционные ограничения, способствующие отказу от работы многих потенциальных инвесторов, Крым активно работает над повышением инвестиционной активности на территории полуострова [5]. Создан инвестиционный портал республики Крым, где потенциальные инвесторы могут найти всю необходимую им информацию, включая информацию об инвестиционных предложениях, инвестиционных площадках, мерах господдержки и готовящихся проектах ГЧП.

Реализация проектов на основе ГЧП, то есть реализация проектов между бизнесом и властью на взаимовыгодных условиях, способствует мультипликационному эффекту, реализация программы газоснабжения

и повышения качества эксплуатации газового оборудования, повлечет за собой повышение уровня промышленности и других сфер экономики полуострова, увеличит удельный вес высококвалифицированных работников, поднимет производительность труда [6].

Программные мероприятия будут способствовать достижению целей социально - экономического развития региона, направленных на формирование благоприятной среды для жизнедеятельности населения, что благоприятно отразится не только на инфраструктурном развитии региона, но также и на его инвестиционной привлекательности.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (редакция от 03.08.2018) // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 27.05.2019).

2. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru/55182302/ (дата обращения: 15.05.2019).

3. Афанасьев, В. Я., Линник, Ю. Н. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление: Учебник для вузов. -М.: Экономика, 2014. - 717 с.

4. Байкова, О. В., Суменков, А. О. Основные проблемы газификации Республики Крым// Материалы 21-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2016». - 2016. - С. 100-103.

5. Богданова, М. В., Большакова, О. И. Стимулирование развития регионов России с использованием механизмов государственно - частного партнерства//Материалы 22-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2017». - М.: Издательский дом ГУУ 2017. - С. 116-119.

6. Линник, Ю. Н., Афанасьев, В. Я., Казак, А. С. Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса. - М.: Ин-фра-М, 2016. - 218 с.

7. Спектор, Н. Ю. Разработка метода оценки экономической эффективности вариантов газоснабжения сельских муниципальных образований: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2018. - 191 с.

8. Аналитический обзор «Инвестиции в инфраструктуру 2018» // Infraone [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infraone.ru/images/analitika/infraone_sochi_2018.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

9. Национальный центр развития государственно-частного партнерства. Аналитический раздел [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pppcenter.ru/analitika/ (дата обращения: 30.04.2019).

10. В Крыму за пять лет на газификацию потратят более 20 млрд рублей // Крымское информационное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kafanews.com/novosti/140198/v-krymu-za-pyat-let-na-gazifikatsiyu-potratyat-bolee-20-mlrd-rubley_2017-12-10 (дата обращения: 06.05.2019).

11. Все в Крыму // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/02/59f9dcf39a79472 9b24b2a6e (дата обращения: 19.05.2019).

12. Госслужащих Крыма обучат основам российского ГЧП // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/11/11/gchp.html (дата обращения 22.05.2019).

13. На газификацию республики Крым потребуется более 40 млрд руб. // Neftegaz.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/166332-Na-gazifikatsiyu-respubliki-Krym-potrebuetsya-bolee-40-mlrd-rub-v-tsenah-2015-g / (дата обращения: 26.04.2019).

14. Села Крыма не готовы к газификации // Российское информационное агентство «Новый день» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://newdaynews.ru/crimea/623130.html (дата обращения 11.05.2019).

References

1. Federal'nyi zakon «O kontsessionnykh soglasheniyakh» ot 21.07.2005 g. № 115-FZ (redaktsiya ot 03.08.2018) [Federal law «On Concession Agreements» datedon July 21, 2005, No. 115 (Ed. 03.08/2018)]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_54572/ (accessed 27.05.2019).

2. General'naya skhema razvitiya gazovoi otrasli na period do 2030 goda [General scheme for the development of the gas industry for the period up to 2030]. Available at: http://base.garant.ru/55182302/ (accessed 15.05.2019).

3. Afanas'ev V. Ya., Linnik Yu. N. Neftegazovyi kompleks: proizvodstvo, ekonomika, upravlenie: Uchebnik dlya vuzov [Oil and gas complex: production, economics, management: Textbookfor universities], Moscow, Ekonomika [Economics], 2014, 717 p.

BecmuuK yuueepcumema № 8, 2019

4. Baikova O. V., Sumenkov A. O. Osnovnye problemy gazifikatsii Respubliki Krym [The main problems of gasification of the Republic of Crimea], Materialy 21-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy upravleniya -2016» [Proceedings of the 21st International scientific-practical conference «Actualproblems of management»], Moscow, Izd. dom GUU, 2016, pp. 100-103.

5. Bogdanova M. V, Bol'shakova O. I. Stimulirovanie razvitiya regionov Rossii s ispol'zovaniem mekhanizmov gosudarstvenno -chastnogo partnerstva [Stimulating the development of Russian regions using public-private partnership mechanisms], Materialy 22-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy upravleniya - 2017», Moscow, Izd. dom GUU, 2017 [Proceedings of the 22-d International scientific-practical conference "Actualproblems of management-2017], pp.116 -119.

6. Linnik Yu. N., Afanas'ev V. Ya., Kazak A. S. Mezhdunarodnyi biznes v otraslyakh neftegazovogo kompleksa [International business in the oil and gas industry], Moscow, Infra-M, 2016, 218 p.

7. Spector N. Yu. Razrabotka metoda otsenki ekonomicheskoi effektivnosti variantov gazosnabzheniya sel'skikh munitsipal'nykh obrazovanii [Development of a methodfor assessing the economic efficiency of gas supply options for rural municipalities], Dis. Cand. Econ. Sci.: 08.00.05. Moscow, 2018, 191 p.

8. Analiticheskii obzor «Investitsii v infrastrukturu 2018» [Analytical review «Investments in infrastructure 2018»]. Available at: https://infraone.ru/images/analitika/infraone_sochi_2018.pdf (accessed 18.05.2019).

9. Natsional'nyi tsentr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Analiticheskii razdel [National center for public-private partnership development. Analytical section]. Available at: http://pppcenter.ru/analitika/ (accessed 30.04.2019).

10. V Krymu za pyat' let na gazifikatsiyu potratyat bolee 20 mlrd. rublei [In Crimea over five years more than 20 billion rubles will be spent on gasification].Available at: http://kafanews.com/novosti/140198/v-krymu-za-pyat-let-na-gazifikatsiyu-potratyat-bolee-20-mlrd-rubley_2017-12-10 (accessed 06.05.2019).

11. Vse v Krymu [All in Crimea]. Available at: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/02/59f9dcf39a794729b24b2a6e (accessed 19.05.2019).

12. Gossluzhashchikh Kryma obuchat osnovam rossiiskogo GCHP // [Crimean civil servants will teach the basics of Russian PPP]. -Available at: https://rg.ru/2014/11/11/gchp.html (accessed 22.05.2019).

13. Na gazifikatsiyu respubliki Krym potrebuetsya bolee 40 mlrd. Rub [The gasification of the Republic of Crimea will require more than 40 billion rubles]. Available at: https://neftegaz.ru/news/view/166332-Na-gazifikatsiyu-respubliki-Krym-potrebuet-sya-bolee-40-mlrd-rub-v-tsenah-2015-g / (accessed 26.04.2019).

14. Sela Kryma ne gotovy k gazifikatsii [Villages of Crimea not ready for gasification]. Available at: https://newdaynews.ru/ crimea/623130.html (accessed 11.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.