Научная статья на тему 'Обеспечение условий обучения студентов технологии навесного монтажа электронных компонентов'

Обеспечение условий обучения студентов технологии навесного монтажа электронных компонентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЕСНОЙ МОНТАЖ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ / ELECTRONIC COMPONENTS HINGED INSTALLATION / ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОНТАЖА / INSTALLATION EXECUTION TECHNOLOGY / МОНТАЖНОЕ УСТРОЙСТВО / MOUNTING DEVICE / ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / LABORATORY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайхель А.В., Гринберг Г.М.

Приведены требования Федерального государственного образовательного стандарта к обучению студентов технологии. Описано монтажное устройство, разработанное для организации обучения студентов выполнению пайки электронных компонентов, предназначенных для навесного монтажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайхель А.В., Гринберг Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING STUDENTS’ LEARNING CONDITIONS OF ELECTRONIC COMPONENTS'' HINGED INSTALLATION TECHNOLOGY

The federal state education standard training requirements for technology students are listed. Mounting device for students' soldering training of electronic components necessary for hinged installation is described.

Текст научной работы на тему «Обеспечение условий обучения студентов технологии навесного монтажа электронных компонентов»

УДК 378.162

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ НАВЕСНОГО МОНТАЖА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ

А. В. Вайхель Научный руководитель - Г. М. Гринберг

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: antonvaykhel@mail.ru

Приведены требования Федерального государственного образовательного стандарта к обучению студентов технологии. Описано монтажное устройство, разработанное для организации обучения студентов выполнению пайки электронных компонентов, предназначенных для навесного монтажа.

Ключевые слова: навесной монтаж электронных компонентов, технология выполнения монтажа, монтажное устройство, лабораторный практикум.

PROVIDING STUDENTS' LEARNING CONDITIONS OF ELECTRONIC COMPONENTS' HINGED INSTALLATION TECHNOLOGY

A. V. Vaykhel Scientific supervisor - G. M. Grinberg

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: antonvaykhel@mail.ru

The federal state education standard training requirements for technology students are listed. Mounting device ^ for students' soldering training of electronic components necessary for hinged installation is described.

Keywords: electronic components hinged installation, installation execution technology, mounting device, laboratory practice.

В настоящее время происходит модернизации российского образования по всем его приоритетным направлениям. Это касается, в том числе, и технологического образования, главной целью модернизации которого является социализация учащихся в области технологии.

С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта [1].

На кафедре систем автоматического управления (САУ) осуществляется подготовка бакалавров, специалистов и магистров к различным видам предстоящей профессиональной деятельности, в том числе к производственно-технологической. Успешность деятельности выпускников кафедры в области технологии предполагает развитие у них в процессе обучения соответствующей технологической культуры, областью которой являются технологические знания и технологические умения в осуществлении технологического процесса.

По мнению профессора Ю. Л. Хотунцева «технологическая культура - это культура преобразующей, творческой природосообразной деятельности, которая включает знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия» [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Технологическая культура относится к базовым понятиям технологического образования и характеризуется совокупностью общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специальных (ПСК) компетенций (знаний, умений, навыков), которые необходимо развивать у студентов в области технологии в процессе их обучения в вузе. Перечень компетенций по каждому направлению подготовки выпускников прописывается в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) профессионального образования, соответствующих данному направлению подготовки. В этих же стандартах указано на то, что «высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам» [3].

Например, в ФГОС для студентов направления подготовки (специальности) 161101.65 - Системы управления летательными аппаратами, обучаемых на кафедре САУ, в области технологии обозначены следующие профессиональные и профессионально-специальные компетенции: ПК-31, способность на основе системного подхода разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, навигационных комплексов подвижных объектов; ПК-35, способность осуществлять мероприятия по обеспечению требований безопасности технологических процессов и санитарно-гигиенических условий при осуществлении профессиональной деятельности; ПСК-3.2, способность разрабатывать технологические процессы изготовления приборов и комплексов систем автоматического управления на предприятии [4].

Целью статьи является показать, какие работы проводятся на кафедре САУ для обеспечения технических и методических условий развития у студентов требуемых компетенций при выполнении такой технологической операции, как навесной монтаж электронных компонентов.

Навесной монтаж - один из видов монтажа электронных схем. При навесном монтаже электронные компоненты (ЭК) припаиваются к контактным элементам, расположенным на изолирующем шасси, и при этом соединяются друг с другом проводами или непосредственно выводами. Работник, подготавливаемый к выполнению такого вида работ и/или к руководству выполнением такого вида работ, должен в процессе практической подготовки освоить определенный комплекс знаний и умений. Предназначенная для этого лаборатория должна быть оснащена необходимым оборудованием, инструментом, расходными материалами, приспособлениями и обеспечена необходимыми методическими материалами. Основная часть из перечисленного подходит для всех видов радиомонтажных работ, но некоторые элементы (например, приспособления, методические материалы) имеют свою специфику и подходит только для конкретного вида работ.

Для сборки и моделирования прототипов электронных устройств, а также для обучения выполнению этих операций используются приспособления - специальные макетные платы. Выпускаемые в настоящее время промышленностью макетные платы представляют собой диэлектрическое основа-

1

Монтажное устройство для обучения студентов технологии навесного монтажа: 1 - кронштейн; 2 - панель управления; 3 - плата для монтажа

ние плат с расположенными на них короткими печатными дорожками, на концах которых расположены отверстия под выводы электронных элементов. Впаивая в отверстия платы выводы ЭК и соединяя дорожки проводниками можно собрать нужную схему. Но использовать такие макетные платы в учебных лабораториях при обучении учащихся выполнению монтажных работ не представляется возможным, так как они не допускают многократного впаивания и выпаивания ЭК. Поэтому нами было разработано монтажное устройство, внешний вид которого приведен на рисунке.

Монтажное устройство представляет собой плату 3, выполненную из диэлектрического материала, с закрепленными на ней контактными лепестками. Для удобства выполнения монтажных работ плата расположена наклонно. Наклонное положение платы обеспечивается с помощью кронштейнов 1 снабженных ножками предотвращающих скольжение монтажного устройства по столу. Необходимые для работы собираемого устройства коммутационные элементы и элементы индикации устанавливаются на прикрепленной к кронштейнам вертикальной панели 2.

Перечень разрабатываемых для обеспечения обучения технологии навесного монтажа методических материалов включает в себя: методические указания по выполнению лабораторных работ навесного монтажа; необходимую нормативную и техническую документацию; инструкции по охране труда при выполнении радиомонтажных работ.

Библиографические ссылки

1. Егоров С. Ф. История педагогики в России : хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. М. : Академия, 1999. 400 с.

2. Хотунцев Ю. Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа и производство. 2002. № 7. С. 9-12.

3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161101 «Системы управления летательными аппаратами (квалификация (степень) «специалист»)» [утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 № 70] [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=161101&st=all&qual=0 (дата обращения: 16.04.2015).

4. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП. Направление подготовки (специальность) 161101.65 «Системы управления летательными аппаратами» ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. 19 с.

© Вайхель А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.