УДК 378.162
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ НАВЕСНОГО МОНТАЖА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ
А. В. Вайхель Научный руководитель - Г. М. Гринберг
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Приведены требования Федерального государственного образовательного стандарта к обучению студентов технологии. Описано монтажное устройство, разработанное для организации обучения студентов выполнению пайки электронных компонентов, предназначенных для навесного монтажа.
Ключевые слова: навесной монтаж электронных компонентов, технология выполнения монтажа, монтажное устройство, лабораторный практикум.
PROVIDING STUDENTS' LEARNING CONDITIONS OF ELECTRONIC COMPONENTS' HINGED INSTALLATION TECHNOLOGY
A. V. Vaykhel Scientific supervisor - G. M. Grinberg
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The federal state education standard training requirements for technology students are listed. Mounting device ^ for students' soldering training of electronic components necessary for hinged installation is described.
Keywords: electronic components hinged installation, installation execution technology, mounting device, laboratory practice.
В настоящее время происходит модернизации российского образования по всем его приоритетным направлениям. Это касается, в том числе, и технологического образования, главной целью модернизации которого является социализация учащихся в области технологии.
С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта [1].
На кафедре систем автоматического управления (САУ) осуществляется подготовка бакалавров, специалистов и магистров к различным видам предстоящей профессиональной деятельности, в том числе к производственно-технологической. Успешность деятельности выпускников кафедры в области технологии предполагает развитие у них в процессе обучения соответствующей технологической культуры, областью которой являются технологические знания и технологические умения в осуществлении технологического процесса.
По мнению профессора Ю. Л. Хотунцева «технологическая культура - это культура преобразующей, творческой природосообразной деятельности, которая включает знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия» [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
Технологическая культура относится к базовым понятиям технологического образования и характеризуется совокупностью общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специальных (ПСК) компетенций (знаний, умений, навыков), которые необходимо развивать у студентов в области технологии в процессе их обучения в вузе. Перечень компетенций по каждому направлению подготовки выпускников прописывается в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) профессионального образования, соответствующих данному направлению подготовки. В этих же стандартах указано на то, что «высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам» [3].
Например, в ФГОС для студентов направления подготовки (специальности) 161101.65 - Системы управления летательными аппаратами, обучаемых на кафедре САУ, в области технологии обозначены следующие профессиональные и профессионально-специальные компетенции: ПК-31, способность на основе системного подхода разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, навигационных комплексов подвижных объектов; ПК-35, способность осуществлять мероприятия по обеспечению требований безопасности технологических процессов и санитарно-гигиенических условий при осуществлении профессиональной деятельности; ПСК-3.2, способность разрабатывать технологические процессы изготовления приборов и комплексов систем автоматического управления на предприятии [4].
Целью статьи является показать, какие работы проводятся на кафедре САУ для обеспечения технических и методических условий развития у студентов требуемых компетенций при выполнении такой технологической операции, как навесной монтаж электронных компонентов.
Навесной монтаж - один из видов монтажа электронных схем. При навесном монтаже электронные компоненты (ЭК) припаиваются к контактным элементам, расположенным на изолирующем шасси, и при этом соединяются друг с другом проводами или непосредственно выводами. Работник, подготавливаемый к выполнению такого вида работ и/или к руководству выполнением такого вида работ, должен в процессе практической подготовки освоить определенный комплекс знаний и умений. Предназначенная для этого лаборатория должна быть оснащена необходимым оборудованием, инструментом, расходными материалами, приспособлениями и обеспечена необходимыми методическими материалами. Основная часть из перечисленного подходит для всех видов радиомонтажных работ, но некоторые элементы (например, приспособления, методические материалы) имеют свою специфику и подходит только для конкретного вида работ.
Для сборки и моделирования прототипов электронных устройств, а также для обучения выполнению этих операций используются приспособления - специальные макетные платы. Выпускаемые в настоящее время промышленностью макетные платы представляют собой диэлектрическое основа-
1
Монтажное устройство для обучения студентов технологии навесного монтажа: 1 - кронштейн; 2 - панель управления; 3 - плата для монтажа
ние плат с расположенными на них короткими печатными дорожками, на концах которых расположены отверстия под выводы электронных элементов. Впаивая в отверстия платы выводы ЭК и соединяя дорожки проводниками можно собрать нужную схему. Но использовать такие макетные платы в учебных лабораториях при обучении учащихся выполнению монтажных работ не представляется возможным, так как они не допускают многократного впаивания и выпаивания ЭК. Поэтому нами было разработано монтажное устройство, внешний вид которого приведен на рисунке.
Монтажное устройство представляет собой плату 3, выполненную из диэлектрического материала, с закрепленными на ней контактными лепестками. Для удобства выполнения монтажных работ плата расположена наклонно. Наклонное положение платы обеспечивается с помощью кронштейнов 1 снабженных ножками предотвращающих скольжение монтажного устройства по столу. Необходимые для работы собираемого устройства коммутационные элементы и элементы индикации устанавливаются на прикрепленной к кронштейнам вертикальной панели 2.
Перечень разрабатываемых для обеспечения обучения технологии навесного монтажа методических материалов включает в себя: методические указания по выполнению лабораторных работ навесного монтажа; необходимую нормативную и техническую документацию; инструкции по охране труда при выполнении радиомонтажных работ.
Библиографические ссылки
1. Егоров С. Ф. История педагогики в России : хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. М. : Академия, 1999. 400 с.
2. Хотунцев Ю. Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа и производство. 2002. № 7. С. 9-12.
3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161101 «Системы управления летательными аппаратами (квалификация (степень) «специалист»)» [утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 № 70] [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=161101&st=all&qual=0 (дата обращения: 16.04.2015).
4. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП. Направление подготовки (специальность) 161101.65 «Системы управления летательными аппаратами» ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. 19 с.
© Вайхель А. В., 2015