УДК 94(378(4-014))(091)
ББК 66.01 П 21
О.В. Петровская
Обеспечение учебного процесса преподавательскими кадрами в вузах Болгарии и Польши (1944-1989 гг.)
Аннотация:
В статье дан анализ количественных показателей кадровой политики в системах высшего образования двух стран Центральной и Юго-Вгаточной Европы. Проблема обеспечения вузов кадрами в квалификационной и территориальной плоскостях рассматривается в динамике исторического развития социалистической .
:
Высшее образование, Центральная и Юго-Восточная Европа, социализм, преподаватели вузов.
Преподаватели учебных заведений социалистических государств Центральной и Юго-Восточной Европы среди различных групп интеллигенции были подвержены наибольшему контролю со стороны политического руководства, стремившегося определять численность, струк-, ,
. -вой политики формировались под влиянием грандиозных , - -дач, поставленных перед вузами. Предмет настоящей ста,
политики в высшей школе двух стран региона - Болгарии и Польше - ограничен основными численными параметрами квалификационной и территориальной структуры научно-педагогических кадров.
С окончанием второй мировой войны в условиях резкого разрастания студенческого контингента проблема обеспечения высших учебных заведений преподавателями приобрела острый характер в обеих исследуемых странах. В Польше к тому же были весьма ощутимы кадровые потери во время оккупации. Нет точных данных об утратах преподавательских кадров, которые в разных источниках колеблются от 30% до 60% всего личного дово-.
кадрового состава Познаньского университета, проведен. , ,
1938/39 уч. годом число преподавателей в 1945 г. уменьшилось на 221 человека. Но уже в 1946 г. почти во всех
-
вуза был заметен существенный приток кадров - в целом 165 . - -
ставе покрывались за счет репатриантов из Виленского и
, -
,
[1, 8.132, 134, 315]. Без профессоров Вильно и Львова была бы невозможной и организация вузов Вроцлава, Гли-виц, Торуньского университета Так, 7 мая 1945 г. в То-рунь приехали несколько десятков научных и административных работников Виленского университета им. С. Батория, а 14 июля - еще 200 человек [2, 8.124, 352].
Львова обеспечили основания для претензий на лидерство в первые послевоенные годы [3, 8.20]. В созданный в
1944 . , -
, -
практически со всей Польши [4, 8.9; 5].
Польское правительство принимало целенаправленные меры по перемещению профессорско-^епода-вательских кадров с территорий, не вошедших после второй мировой войны в состав польского государства В 1945 . - . -
нии польских ученых во Львове убеждал, что «те, кто остается за границей, нарушают народные и культурные ценности» [6, с.565]. За польскими профессорами в ожидании их репатриации долгое время сохранялись вакантными должности заведующих кафедрами.
Тем не менее, численность кафедр увеличивалась быстрей, чем число профессоров. Согласно списку лич-1949/50
, -
ководитель [7, 8.16]. До 1950 г. темпы набора учащихся вузов значительно опережали рост кадров в них. К тому
- - -подаватели были обременены административнотехническими обязанностями. Текучесть кадров, особенно низшего преподавательского состава, была значительной. Так, например, в 1948/49 уч. году в Познаньский
168 , 10 , 98 - -
нули университет [8, 8.415-416]. Объясняя данный факт, следует учитывать и дифференцированный подход руководства к идеологическим убеждениям отдельных групп .
уровня подготовки специалистов вынуждала властные структуры проявлять по отношению к профессорам , .
1950- . -
пространение среди студентов вредных, с точки зрения новой политической элиты, идей привело к отстранению от преподавания (но не от научной работы) некоторых . . Ингарден в Ягеллонском университете, Гурский и Эль-зенберг - в Торуньском [2, 8.126; 9, 8.124-125]. Неугод-, , дефицит специалистов с высшим образованием, вычеркивали из списков сотрудников более смело. Так, в 1950/51
уч. году в трех Щецинских вузах (медицинском, экономическом и инженерном) за политические убеждения были уволены 13 ассистентов [10, Бу^. 237/ХУ1-130, к.47-48].
Вынужденная послевоенная мобильность препода-, , значительные проблемы в организации учебного процес. -, , приезжающим из Варшавы, Познани, Кракова, Гливиц, требуя их устройства на постоянное место жительства во Вроцлаве до сентября 1947 г. [11, б.118].
Дефицит преподавательских кадров явился одной из важных причин обусловивших сокращение негосударственных высших учебных заведений в Польше. Действительно, в 1946/47 уч. году на 5106 студентов профессио-
Мероприятия по дефашизации страны привели к 1944/45 . 44
. 1945/46 . -
лась 36 профессоров, доцентов и ассистентов [13, с. 227]. Вместе с тем удвоение численности преподавателей в 1944/45-1948/49 уч. годах способствовало реставрации довоенного соотношения студентов и преподавателей ( 1).
Поскольку рост численности студентов стал характерной чертой развития высшей школы, проблема обес-
-
школы была актуальна на протяжении не только послево-
нальных частных школ приходилось 157 преподавателей, а государственных - 220 преподавателей на 5106 студен. , -давателей и студентов составляло 1:33, а в государственных 1:16 [12, б.102].
В вузах Болгарии недостаток кадров усугублялся довоенным наследством и послевоенными антифашистски. , -ского недофинансирования Софийского университета в 1933/34 . 7000 194 -
, -тете числилось 6811 студентов и 225 преподавателей. Ситуация несколько улучшилась в годы войны, но Болгария все же отставала по количеству научнопреподавательского состава от европейского уровня [13, с.169, 201].
, -
ского развития систем высшего образования, как Польши, так и Болгарии.
При этом основы обеспечения учебного процесса преподавателями были заложены в период «стадинизма» на рубеже 1940-1950-х гг. Определяющее внимание к кадровому вопросу в высшей школе привело к достижению оптимального соотношения студентов на одного (9 11 - ).
Как видно из таблиц 1 и 2 данные пропорции стали ориентиром всего последующего развития высшей школы .
Таблица 1. Динамика численности преподавателей в болгарских вузах (1939-1989 гг.)
Учебные годы Преподаватели (чел.) Количество студентов в расчете на одного преподавателя
Всего Профессора Доценты Ассистенты Преподаватели
1939/40 414 136 30 177 71 22,45
1944/45 803 32,89
1948/49 1666 23,54
1952/53 2823 370 310 1351 792 10,62
1956/57 2518 383 313 1166 656 12,13
1960/61 3074 379 370 1594 731 14,11
1962/63 3820 404 474 2029 913 12,16
1965/66 4613 431 632 2485 1065 14,02
1968/69 6428 569 811 3392 1656 12,72
1970/71 7125 666 899 3765 1795 12,54
1975/76 11248 871 1551 5727 3099 9,43
1978/79 13025 887 1911 7131 3096 7,01
1980/81 12622 857 2073 6616 3076 6,76
1984/85 14005 1048 2498 6462 3997 6,50
1988/89 17759 1184 3100 8294 5181 7,14
Таблица составлена автором на основании данных: Статистически годишник на Народна република България. София, 1959-1989.
Таблица 2. Динамика численности преподавателей в польских вузах (1955-1988 гг.)
Учебные годы Преподаватели (чел.) Количество студентов в расчете 1
Профессора
Всего Ординарные Экстраординарные Штатные доценты Адъюнкты - ТЫ Ассистенты
1955/56 18287 460 1047 830 2711 4579 5092 8,61
1960/61 19202 587 1001 1461 4067 6677 2389 8,63
1965/66 22960 653 1072 1944 5968 6258 2824 10,97
1968/69 27683 670 1159 3139 6222 7957 3039 11,04
1970/71 31320 656 1194 4099 6690 9252 3752 10,56
1973/74 41531 711 1579 4887 9137 11777 4667 9,58
1975/76 48837 721 1688 5345 11706 14090 5368 9,59
1978/79 52300 784 1912 5413 15557 14536 4617 9,28
1980/81 54681 871 2067 5391 18143 13700 4648 8,30
1984/85 56598 887 3183 5628 21996 10489 4619 6,18
1986/87 57367 1063 2403 5945 22865 9905 3974 5,83
1987/88 58398 1135 2577 6170 22636 9498 3956 5,87
Таблица составлена автором на основании данных: Rocznik statystyczny szkolnictwa Warszawa: Glowny urz^d statystyczny, 1967-1988.
Увеличение численности преподавателей высших учебных заведений и в Болгарии и в Польше являлось более постоянной тенденцией в сравнении с динамикой студенческого контингента Колебаниям были подвержены только темпы прироста преподавателей в вузах. При этом заметна синхронность в политике насыщения преподавательского контингента в вузах исследуемых стран. Самыми высокими темпы прироста преподавательского контингента были в 1970^ гг., а наименьшими - в 1980-е .
интенсивности насыщения вузов преподавателями. До 1970- . -
дагогических кадров удваивалась, а в целом в сравнении с 1939 г. в 1970/71 уч. году количество преподавателей выросло в 17 раз. В Польше показатели прироста в этот период оказались значительно скромнее - число преподавателей возросло в 6 раз. В результате во второй половине 1970- . -
шению студентов и преподавателей в вузах. При этом обе страны с 1970-х гг. оказались в немногочисленной группе , , -, .
Поскольку сокращение штата преподавателей вузов в Болгарии и Польше в 1944-1989 гг. не проводилось, определяющее влияние на соотношение числа преподавателей и учащихся оказывала динамика студенческого кон. , 1960- . -
ского контингента значительно опережал увеличение
. -
ния студентов в расчете на одного преподавателя была
более устойчивой в Польше, что можно объяснить выходом на пенсию «старых кадров» и возрастанием требований к квалификации преподавательского состава. Напротив, сокращение набора в вузы конца 1970-х - начала 1980- .
студентов в расчете на одного преподавателя, более заметном в Польше. Если в 1978/79 уч. году на одного научного работника вуза приходилось 9 студентов, то в 1985/86 - уже только 6 человек (таблица 2). Такую ситуацию можно считать близкой к оптимальной. Таким обра-,
Польши создавала условия для качественного повышения уровня преподавания и проведения научных исследова-.
кадры при нормативной зависимости штатов от учебной , -ние в вузах новых специальностей и специализаций, препятствуя решению проблемы подготовки специалистов широкого профиля [10, 8у^.981/24(597), кп1].
, -ственных показателей обеспечения преподавателями учебного процесса в вузах, уровень квалификации научно-педагогических кадров не выглядел удовлетворительным. Так, в Болгарии на протяжении исследуемого периода неуклонно снижался удельный вес профессоров в общем составе преподавателей. По сравнению с довоенным уровнем (32,85%) к началу 1950-х гг. годов он снизился более чем в 2 раза. Следующая волна спада началась в 1960-х гг. и продолжалась до начала 1980-х гг. В итоге за период социализма удельный вес профессоров в
, 7%
1988/89 уч. году.
Аналогичное положение прослеживается и в Поль, , здесь не было столь заметным, как Болгарии. В 19501980- . -
вышал 8,5% и не опускался ниже 5%. Наибольшая волна уменьшения квалифицированных кадров, которых польское законодательство относило к категории самостоя-
( ),
прослеживается в Польше на рубеже 1950-1960-х гг. Данное обстоятельство было обусловлено рядом факто-. - , , -шем образовании 1958 г., должности заместителя профессора и переводом в старшие преподаватели тех, кто не выполнил требований предъявляемых к научной деятель-1. - , -
70 , -
. , 1960/61 .
число ординарных профессоров снизилось с 716 до 587 . -бу с совместительством, которая велась в этот период [14, 8.71].
, -
вательских кадров в Болгарии и Польше в условиях бурного развития высшей школы привела к тому, что на одного профессора болгарского вуза в 1950^ и 1970^ гг.
100 , 1960- - 200.
Более 150 студентов приходилось в среднем на 1 профессора в 1960-1970-е гг. и в Польше. Следовательно, ситуа-, -, .
, , веса профессоров в 1980-х гг. в условиях сокращения притока новых кадров, начала изменяться в обеих странах в сторону увеличения.
Курс на сокращение доли преподавателей с научными званиями в общем числе педагогического состава вузов несколько смягчала динамика численности доцентов. Удельный вес доцентов в болгарских вузах был сущест-, . , -рение контингента доцентов в общем составе преподавательских кадров в Польше не выглядит так прямолиней-, , -. -тание численности этой категории научно-педаго-
1960- -
1970- . -
лась последовавшая за политическими событиями в вузах 1968 .
, .
Однако в целом, руководству системой высшего образования удавалось поддерживать достаточно стабильную, но невысокую долю обладателей званий доцентов и профессоров, как в Болгарии (24%), так и в Польше (16%), что свидетельствует о контроле за процессом формирования преподавательского состава и сохранении высоких требований к претендентам на обладание научными степенями и званиями.
1 На рубеже 1940-1950-х гг., после долгих дискуссий о возможности дифференцированного развития кадров в вузах, был декларирован курс на всестороннее развитие препода-, -, - -
. -тельского труда в обеих странах стала научно, -
каций и прохождении формальной процедуры на получение научных степеней доктора и доктора хабилитованого в , .
В польских вузах наиболее динамично развивающейся группой преподавателей были адъюнкты, удельный вес которых вырос с 15% в 1955/56 до 40% в 1986/87 . . 1970-
. , -1980- .
проникновению в научную среду. Подобная линия заметна в этом десятилетии и в Болгарии, где на фоне повышения уровня квалификации преподавателей доля ассистентов снизилась с 52,5% в 1980/81 до 46,7% в 1988/89 уч. .
Удовлетворение потребности в преподавателях и уровне их квалификации напрямую зависело от территориального размещения высших учебных заведений. В периферийных вузах проблема обеспечения учебного процесса квалифицированными кадрами стояла особенно .
польским вузам удавалось решать свои кадровые проблемы. Однако по мере восстановления вузов Варшавы начался отток квалифицированных кадров с периферии, что нанесло значительный ущерб развитию, например, Лод-зинского и Вроцлавского университетов. Этому способствовала и политика властных структур, стремящихся перевести в Варшаву людей наиболее знающих, динамич-, . -
шаву был заметен после октября 1956 года [3, 8.164; 15, 8.168, 198].
Неизбежное расширение территориальной сети системы высшего образования создавало значительные кадровые проблемы во вновь открываемых вузах. Так, в филиале Софийского университета в Шумене в 1960^ гг. не было ни одного доцента и профессора [16]. В Благоев-
1981/82 . -
14,5 -
теле по стране 6,6 [рассчитано по: 17, с.12-19]. В момент 1968 .
5724 247 .
Если в среднем в стране на 100 студентов приходилось 1,5 , -
ком воеводстве - только 0,8 [18, с.271]. На плохое территориальное размещение кадров указывал IV съезд ПОРП [19, с.126]. Но ситуация сохранялась. В 1975/76 учебном , ,
педагогической школы в Ольштыне в штате на полной ставке работал только 1 доцент - декан [10, 8у^.826/23(229), кп1]
В Болгарии по мере реализации политики деагломе-рациии территориальные диспропорции в соотношении преподавателей и студентов становились все более заметными. В частности, в 1970/71 уч. году обеспеченность
(16,22
одного преподавателя) была ниже, чем в среднем по стране (12,54) [20, с.12]. Сокращение студентов в Софийских вузах в следующем десятилетии при увеличении численности преподавателей привело к тому, что в 1981/82 уч. году в столице на 1 преподавателя приходи-5,5 . 77,5% -
70,5% , 50,7%
. . на 100 преподавателей приходилось 8 профессоров, то в
- 1, -2 [ : 17,
с.12-19]. В технических вузах Софии ^нженерно-, - , ) доля преподавателей с научными званиями в середине 1970- . 40%, -
- 9,8%, -
5,4%. -
риферийных вузах читали ассистенты [21, с.24]. После столицы относительно высоким уровнем квалификации
1970-1980- .
Пловдив и Стара Загора. Данному обстоятельству способствовали инициированные реформой 1969 г. процессы интеграции. В Пловдивском университете, например, с 1970 по 1977 гг. значительно сократилось число почасо-, 40% [22,
ф.1561, оп.2, а.е.64, л.35].
Особенно благоприятные последствия для насыще-
-
радикальная реорганизация высшего сельскохозяйствен. , -вой структуры - Сельскохозяйственной академии, объединившей все вузы страны соответствующего профиля оказалась недолгой (1971-1976 гг.), прекращение обучения студентов в Софии привело к оттоку квалифициро-
. , 1978 .
численность преподавательского состава Пловдивского сельскохозяйственного института превышала установленные нормативы [22, ф.1297, оп.3, а.е.39, л.27; оп.4, ае.13, л.1]. В Старозагорском институте по зоотехнике и 1975/76 1981/82 . 3 -
чилось число штатных преподавателей. За этот период в институтах Стара Загоры и Пловдива соотношение преподавателей с научными званиями (профессора и доцен-)
в начале 1980-х гг. 1:1. На одного профессора этих сельскохозяйственных вузов приходилось 3-3,5 преподавателя рассчитано по: 17, с.12-19]. Следует отметить также, что децентрализации квалифицированного персонала по подготовке кадров в области сельского хозяйства содействовала политика материального стимулирования. Так, для преподавателей провинциальных подразделений предусматривалась выплата 25% вознаграждения к основной заработной плате, подъемных и дорожных расходов, предоставление бесплатных квартир в Пловдиве и Стара За-горе [23].
Попытки территориального объединения высшего медицинского образования в ходе интеграционной ре-1972-1979 . -
доточению медицинских кадров в существовавших (Варна и Пловдив) и вновь сформированных учебных подразделениях в Плевене (1974 г.), Пазарджике (1979 г.), Толбухине (1980 г.) Стара Загоре (1982 г.). Например, в 1973 . -ненском подразделении за счет перевода ректором Медицинской академии преподавателей из Софии [24]. В итоге пропорции профессоров и доцентов с одной стороны, и преподавателей, не имеющих научных званий - с другой, в периферийных медицинских вузовских центрах в начале 1980-х гг. выглядели лучше, чем в Софии. Так, на одного профессора и доцента медицинского вуза в Софии приходилось 7,5, в Пловдиве -3, Плевене - 5, Стара Загоре -5, Варне - 4 преподавателя. Однако сохранение меди-
цинской академии в Софии обеспечило привилегированное положение столичных студентов. Несмотря на стабилизацию численности учащихся медицинских специаль-, 2 , - 8, - 7, -
вене - 5. Данный факт означал, что в сравнении с поло-1970- .
учащихся ухудшились в периферийных вузах и улучши-
- . -фессорский состав медицинских вузов. В Софии на одного профессора приходилось 43 студента, Варне - 409, -108. -го по 1 профессору, а в Толбухине их не было совсем рассчитано по: 17, с.12-19].
Стремление к удовлетворению потребностей провинциальных вузов Болгарии в преподавательских кадрах в 1970-х гг. выражалось также в поддержке центральными органами совместительства В 1972 г. было принято специальное распоряжение об оплате дорожных расходов преподавателям софийских вузов, работавшим совместителями на периферии [25]. В результате, например, в Ве-ликотырновском университете почти все почасовики являлись жителями столицы [26]. За счет совместителей решались проблемы дефицита кадров в Пловдивском му-
- , 107-
положенных по штату преподавателей работало только 46 . 105 -
телей [22, ф.1850, оп.1, а.е.98, л.23; а.е.75, л.3.].
Вместе с тем, привлечение преподавателей, не проживающих в вузовских центрах, создавало значительные трудности в организации учебного процесса Проводимые
1-2
неделю, что вело к перегрузке студентов. К тому же государство несло большие материальные издержки.
, -ских кадров в Болгарии свидетельствует о сохранении до конца социалистического периода существенных терри,
болгарским руководством мерам.
, , -дуемого периода соотношение преподавателей и студентов в Варшаве (5,9) и других крупных вузовских центрах практически не различалась. Боле того, в Лодзи (4,3) и (4,9) 1
, . -
циальных центрах, как Слупск (11,3), Ополе (9,3), Кельце (8,3), (7,7) (8), (7,3)
расчете на одного преподавателя было значительно .
профессоров и доцентов от величины вузовского центра и
. , 1987/88
. -ставляла в Варшаве 20,2%, Кракове -18,2%, Познани -
18,7%, Торуни -20%, тогда как в Седлице - 10,3%, Же-
шуве - 11,6%, Гдыне - 11,2%, Кельце - 12,9%, при сред-
-16,9% [ : 27,
8.186-187]. Смещение квалифицированного научнопедагогического персонала в крупные административные центры было обусловлено наличием в них структур по присвоению ученых степеней и званий и более благоприятной культурной и материальной среды для научно-
исследовательской деятельности (библиотеки, лаборатории и т.д.). Малая привлекательность жизни в вузовских центрах на периферии привела к утверждению тезиса о независимости и самодостаточности этой академической среды для подготовки преподавательских кадров, что в ,
подготовке студентов в ведущих вузах Польши и провинциальных, превращающихся, по сути, в полувысшие учебные заведения [10, sygn.981/152(778), knl].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Кадровый потенциал вузов был сильной стороной социалистической высшей школы Болгарии и Польши. В первую очередь за счет развития человеческого потенциала удавалось компенсировать дефицит материального обеспечения системы высшего образования и, следовательно, реализовывать поставленные перед высшей школой зада. -вателями обусловило в 1944-1989 гг. устойчивую тенденцию к увеличению числа научно-педагогических ра, -ных стадиях исторического развития. Значительный прогресс в количественном удовлетворении потребностей вузов в кадрах привел к установлению оптимально низкого соотношения пропорций студентов и преподавателей в вузе. По насыщенности преподавателями высших учебных заведений обе исследуемые страны выделялись на фоне как Западной, так и Восточной Европы.
Вместе с тем бурный численный рост преподавателей в вузах, обусловленный неизбежным в условиях модернизации расширением профессиональной и территориальной структур высшей школы, не сопровождался адекватным изменением качественных параметров пре,
, -
действия на процесс подготовки специалистов. Степень научной квалификации научно-преподавательских кадров отставала от роста студенческого контингента и расширения штата преподавателей. Оставалось неравномерным и распределение научно-педагогического персонала, свидетельствующее о существенных различиях в уровне и качестве процесса обучения в периферийных вузовских центрах и столице.
Примечания:
1. Krasiewicz B. Odbudowa szkolnictwa wyzszego w Polsce Ludowej w latach 1944-1948. - Wroclaw -Warszawa -Krakow - Gdansk: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich, 1976. -373 s.
2. Uniwersytet Mikolaja Kopernika - wspomnienia pracownikow.
- Torun : Wydawnictwo Uniwersytetu Mikolaja Kopernika, 1995. - 434 s.
3. Kita J., Pytlas S. Uniwersytet Lodzki w latach 1945-1995. -Lodz: Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego, 1996. - 213 s.
4. Malarczyk J. Powstanie i rozwoj uniwersytetu 1944-1979. -Lublin: Uniwersytet Marie Cueie-Sklodowskiej, 1979. - 44 s.
5. Karolewicz G. Wklad Uniwersytetu Jana Kazimierza w dzielo tworzenia Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego // Lwowsko-Kresowe korzenie wyzszych uczelni Lublina. - Lublin: Towarzystwo Milo nikow Lwowa i Kresow Poludniowo-Wschodnich, 2002. S. 25-44.
6. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. T.Vni. - М.: Наука, 1974. - 590 c.
7. Michno-Zatorska Z. Anegdoty, wspominki i refleksje z pierwszego wier wiecza UMK - Toru : Wydawnictwo Uniwersytetu Mikolaja Kopernika, 199б. - 2б7 s.
8. Dzieje Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza 1919-19б9. -Pozna : Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, 1972. - 778 s.
9. Terlecki R. Profesorowie UJ w aktach UB i SB. - Krakow: Wydawnictwo Literackie, 2002. - 222 s.
10. Archiwum Akt Nowych w Warszawe. Zespol: Polska Zjednoczona Partia Robotnicza. Komitet Centralny. Wydzial Nauki i Szkolnictwa Wy szego.
11. Rozynek J. Z dziejow Politechniki Wroclawskiej (1945-1951) // Studia i materialy z dziejow Uniwersytetu Wroclawskiego. -Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 1995. T. IV. - S.112-123.
12. Statystyka szkolnictwa w latach szkolnych 1945/4б; 194б/47. -
Warszawa: Glowny urz d statystyczny Rzeczypospolitej
Polskiej, 1948. - 113 s.
13. ., ., ., .,
., . . - :
юдателство «Св. Климент Охридски», 1999. - 3б9 с.
14. Pastwa M. Ksztaltowanie struktury organizacyjnej szkoly wyzszej. - Warszawa: PWN, 1978. - 19б s.
15. Wrzesinski W. Uniwersytet Wroclawski: 1945-1995. -
Wroclaw: Wydawnictwo Leopoldinum, 1995. -539 s.
16. Софийски градски окръжен държавен архив. Ф. 1790. Оп. 4. А. е. 18. Л. 29.
17. . - : -
на система за социална информация при Министерския Съвет, 1983. - 7б с.
18. Wyrosl z dobrego drzewa ... : Uniwersytet Slqski 19б8-1998.
Fakty, dokumenty, relacje. - Katowice: Wydawnictwo
Uniwersytetu Slqskiego, 1998. - 473 s.
19. IV . ,
15-20 июня 19б4 г. Основные материалы и документы. -M.: Политиздат, 19бб. - 339 c.
20. Полувисше и висше образование. - София: Централно ста-тистическо управление при Министерския съвет, 1972. - 88
.
21. Христов С. Научнокадровият потенциал вьв висшите учеб-ни заведения // Проблеми на висшето образование. -1975. -№ б. - С. 31-3б.
22. Държавен архив - Пловдив.
23. Бюлетин КНТПВО. 1974. № 9. С. 7,4б; 1975. № б. С. б-7.
24. Държавен архив - Варна. Ф.780. Оп. 3. А.е. 51. J1. 18.
25. Централен държавен архив на Република България. Ф. 517. Оп. 2. А. е. 30. Л. 155-15б.
26. Държавен архив - Велико Тырново. Ф. 1148. Оп. 2. А. е. 59.
.7.
27. Rocznik statystyczny szkolnictwa 1987/88. - Warszawa: Glowny urz d statystyczny, 1988. -2б0 s.