SSSR, Zapadnosibirskij filial, vol. 5, 1961, pp.18 - 26.
20. Fedynin N.I. Ob osobennostjah nesgorevshego topliva v zolah TJeC i ego vlijanii na svojstva zolobetonov [On the features of unburnt fuel in the ash of CHPP and its effect on the properties of ash concrete]. Stroitel'nye materialy, 1963, no 4, pp. 9 - 12.
21. Zhemchuzhnikov Ju.A. Obshhaja geologija iskopaemyh uglej [General geology of fossil coals]. Moscow, Geoizdat, 1948. 344 p.
22. Gapeev A.A. Tvjordoe gorjuchee iskopaemoe [Solid fossil fossil]. Moscow, Geoizdat, 1949. 298 p.
23. Sarapin I.G. Primenenie zol TJeS v proizvodstve keramzitobetonnyh stenovyh panelej [Application of ashes of thermal power plants in the production of expanded clay concrete wall panels]. Sb. nauch. tr. Sovershenstvovanie proizvodstva poristyh zapolnitelej i ljogkih betonov na ih osnove, Moscow, Znanie, 1972. pp.112 - 118.
24. Ivanov E.V. Obosnovanie primenenija zoloshlakovyh smesej dlja stroitel'stva zemljanogo polotna s uchetom vodno-teplovogo rezhima [Substantiation of application of ash and slag mixtures for construction of an earthen cloth taking into
account a water-heat regime]. dis. kand. tehn. Nauk. 26.02.15. zashhishhena 26.02.2015. utv. 01.07.2015. Omsk. 2015. 165
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Сиротюк Виктор Владимирович (г. Омск, Россия)
- доктор технических наук, профессор кафедры «Проектирование дорог», ФГБОУ ВО «<СибАДИ» (644008, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: sirvv@yandex.ru).
Sirotyuk Victor (Omsk, Russian Federation) - Doctor of Technical Sciences, Professor of Department roads design, Siberian State Automobile and Highway University (644008, Omsk, Mira av., 5, e-mail: sirvv@yandex.ru).
Троян Тамара Петровна (г. Омск, Россия) - доцент кафедры «(Проектирование дорог», ФГБОУ ВО «СибА-ДИ» (644008, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: tamara_troyan@ mail.ru).
Trojan Tamara Petrovna (Omsk, Russian Federation)
- assistant professor of Department roads design, Siberian State Automobile and Highway University (644008, Omsk, Mira аv., 5, e-mail: tamara_troyan@mail.ru).
УДК 525.72:528.48:658.562
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОЧНОСТИ КОНТРОЛЯ НЕРОВНОСТЕЙ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАТЕГОРИЙ IV, V С ПРИМЕНЕНИЕМ НИВЕЛИРОВ ТИПА Н-3
Ю.В. Столбов1, С.Ю. Столбова2, Л.А. Пронина3, А.И. Уваров3
1 ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия;
2ФГБОУ ВО ОмГТУ, г. Омск, Россия; 3ФГБОУ ВО
АННОТАЦИЯ
Отмечено, что в нормативных документах по строительству автомобильных дорог приведены допустимые отклонения (предельные погрешности) от проектных значений законченных строительством конструктивных слоев дорожных одежд, а норм точности нет отдельно на строительные и геодезические работы при устройстве оснований и покрытий. Показаны отличия значений допустимых отклонений в СНиПах и их актуализированных редакциях -сводах правил СП по строительству автомобильных дорог с учетом их категорий, применяемых комплектов дорожных машин с автоматической и безавтоматической систем заданных высот, шагов нивелирования при устройстве и приемке законченных строительством конструктивных слоев дорожных одежд. Отмечено несоответствие требований в нормативных документах по строительству автомобильных дорог с требованиями в нормативных документах по геодезическому обеспечению точности строительства.
Рассмотрено обеспечение точности геодезического контроля неровностей поверхностей оснований и покрытий при строительстве автомобильных дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных с применением комплектов дорожных машин с автоматической системой выдерживания высот для разных коэффициентов точности технологических процессов устройства конструктивных слоев дорожных одежд и шагов нивелирования через 5, 10 и 20 м. Приведены значения погрешностей и максимальных расстояний реек от оптических нивелиров типа Н-3 при геодезическом контроле неровностей оснований и покрытий автомобильных дорог. Рекомендовано выполнение геодезического контроля при устройстве оснований и покрытий осуществлять по среднеквадратическим погрешностям с доверительными вероятностями Р=0,90 и Р=0,95.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обеспечение точности, геодезический контроль, неровности поверхностей, основания и покрытия, дорожная одежда, автомобильные дороги.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных показателей качества современного строительства является точность геометрических параметров конструкций зданий и сооружений. Согласно ГОСТ 21778 - 81 [1] при проектировании зданий и сооружений и их отдельных элементов, разработке технологии изготовления элементов и возведении зданий и сооружений следует предусматривать, а в производстве применять необходимые средства и правила технологического обеспечения точности.
Точность геометрических параметров конструкций зданий и сооружений регламентируется в стандартах (ГОСТах), СНиПах, СП и проектно-конструкторской документации. С 1.01.1985 г. основным нормативным документом при строительстве и приемке в эксплуатацию автомобильных дорог был СНиП 3.06.03-85 [2]. С 1.01.2013 г. введена в действие актуализированная редакция этого СНи-Па - свод правил СП 78.13330.2012 [3].
До 1.07.2015 г. оба эти документа были действующими и регламентировали точность при строительстве и приемке в эксплуатацию автомобильных дорог. В этот период определял заказчик, каким нормативным документом пользоваться при строительстве автомобильных дорог,. С 1.07.2015 г. СНиПы были отменены.
В настоящее время при приемке в эксплуатацию вновь построенных автомобильных дорог основным нормативным документом является СП 78.13330. 2012 [3], а при реконструкции ранее построенных дорог в качестве действующего остается СНиП 3.06.0385 [2].
Одной из характеристик качества строительства автомобильных дорог является точность высотного положения (неровностей) поверхностей оснований и покрытий дорожных одежд. Фактические отклонения высот от проектных и амплитуд (алгебраических разностей) отметок поверхностей оснований и покрытий приводят к преждевременному выходу из строя транспортных средств и самих автомобильных дорог. Значения амплитуд (алгебраических разностей) высот поверхностей автомобильных дорог зависят от напряженно-деформационного состояния конструктивных слоев дорожных одежд и от погрешностей строительных и геодезических работ при устройстве их оснований и покрытий. В работах [4, 5, 6, 7] рассмотрены вопросы напряженно-деформационного состояния
дорожной одежды и их влияние на неровность поверхностей покрытий автомобильных дорог. Результаты этих исследований показали, что величины неровностей (амплитуд) поверхностей автомобильных дорог малы по сравнению с регламентируемыми их значениями в нормативных документах [2, 3].
В ранее действующих СНиП III - Д.5-62 [8] и СНиП III - Д.5-73 [9] были приведены величины допустимых отклонений (предельные погрешности) на строительные и геодезические работы. Например, в СНиП III - Д.5-73 [9] невязка нивелирного хода длиной L (км) при передаче абсолютных отметок, выполняемых двойным нивелированием, допускалась 50VL, мм, то есть рекомендовалось осуществлять техническим нивелированием. Такие рекомендации были и остаются в настоящее время в учебной литературе для выполнения геодезических работ при строительстве автомобильных дорог. Например, в учебниках для студентов высших учебных заведений одних и тех же авторов, изданных в 2004 [10], 2008 [11] и 2014 [12] гг. невязка в ходе между реперами с известными отметками не должна превышать 50VL, мм, где L, длина в км. Такие же рекомендации в учебниках и учебных пособий для студентов высших учебных заведений и других авторов [13, 14, 15, 16, 17].
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
В нормативных документах [2, 3] приведены допустимые отклонения от проектных значений, законченных строительством, конструктивных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог, а норм точности отдельно на строительные работы и геодезический контроль в них нет.
Если в СНиП 3.06.03-85 [2] для дорог категорий I, II, III регламентировано применение комплектов дорожных машин с автоматической и безавтоматической системами задания высот, то в СП 78.13330. 2012 [3] для дорог этих категорий предусмотрено использование комплектов машин только с автоматической системой выдерживания высот. Для дорог категорий IV, V в [2], предусмотрено использование комплектов машин только без автоматической системы, а в [3] рекомендовано использование комплектов еще и с автоматической системой выдерживания высот.
Для дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных для использования комплекта машин с автоматической системой задания высот 90% определений амплитуд при длинах прямых линий 10, 20 и 40 м (соот-
ветственно шагахнивелирования че|эез 5, 10 и тс тл) доч,рс;тваттся не босее Яр,1(Р в тз ем, з В0% нн яочшны превышать ятих бо-
очт очи в полттрератт [С5].
в скерв внего ттв т^еечгзючртацрея ;зеияРнвИ1 амплтяуд в СП [Т] отлвеоттее оч СНиП [Т], в настоящей ститперассматрвпсотоо овтсттае) нпо ^(^"^н^с^с^т^и гтбдизичтбттго китвиомя неоев-ностеТ мсвсвантС ипокрысий атарстбитбтых ДОрОГ ртт 1Р,\Ь тбя^рст пАТ пвинония
с ветомчтвтррчр и отембячтчзимнвече чри их осмоттельсеве ютттен е инттрвчв-
иеь^кта системою выдepживапна аыогот.
ОРечиечнтат точночти гcoдтзиcиокoгo кoп-еpoх5HРНOввостей еснованпч ч почистчР пот стоиичтльстве aвтoмо0пльныx лихте категорий IV, Ув^щтго побттсейтвя и вид5xсттcи-оых.
В негативных в^к^сгсч1^на<^х пpввадятеe рос иысееиого стлтжетия атметок закосс ченнью c^^p^<^l,тoльств^lvl конструктивных слоев оссовиний и еоирvеир автооебипинт1х дорог б^аз pттфaничь5ния их пбс lвТ(.пбJпнeнот гeнсleзи-ческих и строительных работ. Контрольнь,0 геодезические измерения и разбивочн ые н1боты (детальная разбивка и вынос отметок никеоов на трассу автомобильных дорог) являются составной частью строительного процесса конструктивных слоев оснований и покрытин авто-мобиыбнтlв дорокпри ихстроотельствт Т-|Т]1 сЫ-с аcтнп5попип, зодрнноги еыноч"ного положения бтеттрукчитиыхаыоис oп;нo^aни-í с поьтыттз ато
ТОМРбНЛЬНЫх ДО|СТГ т нНеК/1аТИИНН1Н^ ДOKyMТHBеC
СНиш [р] ь Сы (И тeрбxoдпте oбoпттнаивс, орр гдтбнo р^тбите п18], потм ечпвичап вкис] в|коо5шсн ниа онвтлттныххомовпт траосе тватхтбвхтвыx ворог н зок5еплeтпeх (вне иаянь.) етмляныи вебот тот строительстот мерот рабетих аечивая иее^к С^ИП 1ст тезбввки рпыгю5еГ И"ТIИТЗJТJ0 пн1 китеп то раз босих етееровне "^е^^с^са автомебильныт доочг; ыепaеьттв ю^^н^ч^т^^^т опмепoк поттвтноеттК ннит стругоенных св^^в, исновсвво я пекоытиИ пиги пxeтpoитeмьcтвe|ги5ртзвчeeн5гт канттотт ичи устреВствв слочо осяс^ованин и
псорытий овeсмcбпынныxдopoч пггог^мве я оцеят не кочечтве cтpoисeлтоыу ребст
Допуаки на гесрезиччсжис н^кИиивчвые ра-6ос1^| по етбмтeм ос ^(ртолнееач eлидyтт еТаг есокынаек в тбpеceой вес^0оь)т^е0л1зн0ит^и^:^ проведения в строительной практике.
В первую очередь необходимо обосновать допуски на строительные работы и пеодез и-ческий контроль. Для обоснования точности этих норм в работе [18] за основу предложено принимать заданные в нормативных документах допустимые значения амплитуд отметок
кcттянyигтнныx алоев оотсяаний и ибпоытнй стяжных oд^гндl Длт наспетс ^опвоскоо нот г^тдчпрт'^езекзб |кс:бтты -]^к(и ыeттxтиаH рапТввр ли, выиеее иытоо пвпспот а прсыожепия ни-п^н1И|эных хотсов вдвлп тми оо тчоссте тветмо-бильных дорог) за основу следует принимать твпмоииоов выеат си втточтныы аначениН, ип)вп^еxви:fcllx в ноомо)си-]пыx хачyюанеолпб, по оп^таттно (гтбчтб то ■о]_
OТбТо5вoинонть дснтокoв не сн)>5 псе]нпные а -5едeзичтeкии оoТеты пни ycченНcтxc освсг павнП н оакрыпий онсомотихпиып ]гетoз пави-ст"с в тт потl\-eивтмыx метадвв тх paoиачO: В CоДтпaх тстп 10и пнlи^eдe^^o: дотуттп нн страи-телсвые н г5Тденииo5гoтpaCп>ты нгlн применении метода их расчета с учетом коэффициен-ттв т(гкl^^o(гclг тexноли)ичecктx прсцееетв бlии с ,п)| Г ,5; вас: ч.тп 2,5с0,а.
р крвн5имеeпи пет ибпффиeпентoв Тп преи ыeлнты5 етп^швоетт геерокпв5тттпх нонт|СОт ля будут определяться [18,19]:
Ят = 1,0; бпч = 0,45х бч; (1)
Ят = 1,5; бпн = 0,55 х бч; (2)
Ят =ч 1,64; бпн = 0,61х бч; (3)
Ят = 2,0; бьн = 0,9 х бч; (4)
Ят = 2,5 - 3,0; бпч = бч. (5)
Следует отметить, что в СП [3] предусмотрено обеспечение допустимых отклонений с вероятностью Р=0,90, а в СНиП 3.03.01- 84 [20] и СП 126.13330. 2012 [21], рекомендовано обеспечение геодезического контроля строительства с доверительными вероятностями Р=0,95; 0,99 и 0,997. С учетом выше изложенного выполним обоснование допусков на строительные работы и геодезический контроль с учетом точности технологических процессов устройства оснований и покрытий Тп, с доверительными вероятностями с Р=0,90 и Р=0,95 дляэтихкатегорийдорог.
Для геодезического контроля неровностей поверхностей оснований и покрытий автомобильных дорог при их устройстве, приемке и оценке качества работ применяют оптические нивелиры, которые подразделяются по точности, согласно ГОСТ 10529-90 [22], на три группы: высокоточные (типа Н-05), точные (типа Н-3)итехнические (типа Н-10).
В процессе строительства автомобильных дорог путем нивелирования определяются высоты поверхностей оснований и покрытий и рассчитываются отклонения их от проектных. По вычисленным высотам определяются ам-
плитуды (алгебраические разности) отметок точек озееехтоссеЗ остозатай и поиеыний.
При нивелировании ттех смежзох течео Ткпзуссй^терины^ сысепы козе|си1х сииоос>и^июст те при вычисхенин возоитед) повообвиозeй оовхо ыотзв основзтсй с потпысос сшигос че-|к(из 5ы 10 5 20 з разницы пхес мсжню^ ксойтзмо сзтжеымиточкамибудот сooтвeтзенсвиo то-оптвыс-н Ю, 2е о ое м, т.о. пивтынси слиссм носоых лиынй.
Срсдпе!1жвудп^тсеискс^!у оокрсшиссть епpe( ди^л^ння ооовышенты высот дежсу двуметос-к^мИр сыпиеыяoвои ос выражению 0PгхPC0P
очз]1
тт=АК+т52+те , [6з
Г|Пе тн1 cрeо^nel^cEí^д|Эiaтnчecкlеe; погреш-
норос типиpк>вaвтс соответсчвеное ноироки 1 н 2; втго — среостевадратичеекаяпогрешеослз
Н^ВЫПезНК!НИЯ ВДоВНОГО ^СЛОВИВ НИВН^Ирс^' Т—д
—о ниримои—стое деснваяоие от нивс^дсиеа но от-адечесте^щих |эееи ¿н и ав о
д.пя |3^чнета асрмтснеаннасо зноеония
й т
с|эо5Д1-те1-1в^^|э^тсчб-(еко1и1 вофсшаосаи н тценп-
|\ее1п хом-хдонтиооиенноЯ| осгеаиою дрг--—>и>те 13]
;^нач^на^ ооноитод ееметор ЕЕ« чи лл, аеопвете
ст2в|ыык:::1)л-[<п^ —лиос иртмо4 линиси, ртиоео 10 о
^при шсга e-1иоличeeаазя охрео 5 1к)' Нин ко.
ЭффиоиоН2Т ТОЧНОСТИ TPXB0ЛДПT0eCK0ГО ВЯМ-
Ооосс суееиовлееяйс oнтoмoЛвлпкыс додсв рваным орд г-1(34 «в ■кгоЕеелэимт-о-ОгПи^ной еаеолрто) 0=0-01 0(||!^сп)и|и1егг1ия емпнитуц омД,ре
eслоапн чс]-
3
таг о пТг -о и,0ТС х Вп =с ОрЗОбя х о = -,И3 мир, Доя оДссииче ноя расчетного зн ачсзпс
о т
сзодови[з<ам^£^зи1кесвои 0000010x00™ о ооре-.г-елосшз пуко^ы шени о можре с|вомптoc—дм и с одно5 снаициа (пит еыпоовен||С:г измерений н1|^^е^1н||::о-/| ^.З-, зo1асв2аон моиcимслипым ях мизнссланым —язееся—поми 0"5 п^Оссо .по пеек S[ о1Хе оЕИОо исм0чтл [ЯИЗ1-
т|[ = 1,29 04: тч =Г= 1,И!Й3^ смил. тс1 С^,!:^ г^гл;
чс ' ' 42' [ а 1 '
та я- с-Ит^^ -а + 10ес = Мй292 ч 1235 но о,52 ее !нГв .
Следовательно, при геодезическом контроле устройства оснований и покрытий автомобильных дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных, при шаге нивелирования 1С м, с коэффициентом точности
Тп=1,64, наибольшее расстояние от нивелира типаН-Здо реек возможно до 120 м.
Подобным образом выполнены расчеты значений удаления реек от оптических нивелиров типа Н-3 при строительстве дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных при использовании комплекта машин с автоматической системой выдерживания высот для других значений Тп и шагов нивелиро-ваниячерез 5, 10 и 20 м.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Значения погрешностей и расстояний S удаления реек от нивелиров типа Н-3 для геодезического контроля неровностей оснований и покрытий при строительстве дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных при разных коэффициентах точности техно-логическихпроцессов Тп ишагов нивелирова-ния,приведенывтаблице.
ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя приведенные в таблице значения допустимых отклонений (предельных погрешностей), среднеквадратических погрешностей и расстояний удаления реек от оптических нивелиров типа Н-3, можно констатировать, что полученные допуски на строительные работы и геодезический контроль позволяют обеспечить научно-обоснованные нормы точности устройства конструктивных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог категорий IV, V общего пользования и ведомственных при использовании комплекта машин с автоматической системой выдержи-ваниявысот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения регламентированных значений высотного положения (неровностей) поверхностей оснований и покрытий автомобильных дорог при геодезическом контроле, при их строительстве, с доверительными вероятностями Р=0,90 и Р=0,95, приведены рекомендации по максимальным и минимальным удалениям реек от оптических нивелиров (типа Н-3). При геодезическом контроле необходимо вычислять высоту горизонта прибора по отметкам двух смежных пикетов для уменьшения влияния погрешностей во взаимном их высотном положении, и среднее его значение принимать за исходное. При устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог необходимо налаживать точность их технологических процессов не по среднеквадратическим погрешностям с обеспечением допустимых
ТаРлица
ЗНАЧКНИЕ ПТЕ1Е|КЛt^HtDiri, КЧЕ,КНЕКВАДЕАКЛНКСКИА ПОГРЕШНОСТЕЙ И РАКСТСНЕТК УЛАЛЕНКН ДЕАК ИГТ ЛТНИТТССЦХ НИВЕЛИРОВ ТИПА Н-3, ПРИ ГЕОДКЗИЧЕНКОС КНЕЕРОУЕ HE^i^BHC^C^AKA И
ПОКРЫ^Й АВТОМОБИЛЬНЫХДОРОГ 1И/ А Д КХОГГОРИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАИИЯ T ВЕДММСТ3ЕННЫХ
Tiäble
UMITS' IMKOrOTTOR HTERXGE !ВЬСИ/ЫП1РП^-^ IGlHTib. ATRHTS TND THE DITT^\NHE;E ITA БОЕ RTOOGITG HITEMP G:RFb>M TRH ООО/ООН lOOETPORO OF^ ГЕЕ Т^П'ЫЫ, IM TMT GTGPTXIO OGATOG/ OA P/CCKGF-CCFfJNEE NIREEMS AND POVELOMT OF THR ROOAD REUCLER TA ЙЫ
ATT G CRCDGORIEDOE/FRHL TSE LPOP CET^ATOMENT
Длина прямой линии (шагляннллп ролляинО, р Коэ ффичилрт ночно-сти техоолопипоского п^циссс ( Тп и ±öH СРПТИТД- ры, мм пРрн, рр ±Мгн, рр ± Мг„ мм Smax, М 3min , М /ИЗ, ил
Длгг о0еспеоснип с до1И(а|Э(1"1гагльоИОЙ аероояностью 1 = 0,90
10 (¡5) Тп = П,50 Тп = 1,50 Тп = 1,°0 Тп = 2,(00 Тп = 2,50 6 3,70 1 ( 6Т 1658 1(00 30 10
3,33 2005 160 130 10
3(66 3,66 160 150 10
5,-40 3,28 й(65 200 190 10
(3,0 2,66 200 190 10
20 FC) Тп= 1,50 Тп = 1,50 Тп = 200 Тп = 2,00 Тп = 2£0 10 ¡(1,50 2,7,6 2776 200 180 20
6,но 3,31 2,74 200 180 20
6,10 3.71 2,^4 200 180 20
900 2,^4 200 1800 20
100 6,08 2,77 200 180 20
40 (20) Тп = 1,00 Тп = 150 Тп = 200 Тп = 2,00 Тп = 12,50 20 6000 б^б 3117 200 160 300
11000 6,69 317 200 160 300
12020 7,662 3,17 200 160 300
18,00 1^,626 3,17 200 160 300
2)0 122,1(3 3,17 200 160 300
Дая п0!^сп(5ччгнип с доверительно2 в^|оп1^"оно(с"гью Р = 0,95
10(5) Тп = 100 Тп = 1,0 Тп = 250 Т п = 2,50 Тп = 250 (3 И,70 П,(ЛТ 60 50 10
3,30 1,65 168 100 6 0 10
3,66 1 ,ИЗ 16 в£В5 120 1 10 10
56Ю 6,ее 22,65 2 00 1 90 10
бО зо 2 665 200 1 330 ю
20 Р0) Тп = 260 Тп = 1,50 Тп = 260 Тп =200 Тп = 2,50 10 4,00 2,03 6(66 2 000 1 880 20
6,H0 ,3,000 (Й, 5,6 ЮО 1 80 20
6,0 ^,00 2 7 74 200 180 20
,(,50 3,H6 200 160 20
Ю 200 160 20
40 (20) Тп = 150 Тп = 1,50 Тп = 1,50 20 6,00 6,00 3,17 200 1 60 60
11,00 3,00 3,17 200 1 60 60
12,20 6,10 3,17 200 1 60 60
18,00 6,00 3,17 200 1 60 60
20,0 10,0 3,17 200 1 60 60
отклонений поверхностей их высотного положения (неровностей) с доверительными вероятностями Р=0,90 или Р=0,95.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 21778-81 (СТ СЭВ 2045-79). Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения. Введ. 1980-12-02. М. : Изд-во стандартов, 1981. 9 с.
2. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги: утв. Комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1985. 106 с.
3. СП 78.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. М. : Минрегион России, 2012. 118с.
4. Алксандров, А.С. Пластическое деформирование гранодиоритового щебня и песчано-гравийной смеси при вздействии трехосной циклической нагрузки // Инженерно-строительный журнал. 2013. 4. С. 22 - 24. (база данных SKOPUS)
5. Aleksandrov A.S. Semenova T.V. Aleksandrova N.P. Analysis of permanent deformations in granular materials of road structures. // Road and Bridges - Drogi I Mosty, 2016, Vol.15, no 4, pp 263 - 276.
6. Aleksandrov A.S., Kalinin A.L. Tsyguleva M.V. Analysis of distribution capacity of sandy soils reinforced with geosynthetics. // Magazine of Civil Engineering. 2016. no 6 (66). pp 35 - 48.
7. Александров А.С. Развитие теоретических положений комплексного расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу и пластическому деформированию. Автореф. дис. ... д-р. техн. наук : 05.23.11 / Александров Анатолий Сергеевич. Омск. 2017. - 40 с.
8. СНиП Ш-Д.5-62. Автомобильные дороги. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. М. : Стройиздат, 1963. Ч. Ill, Разд. Д, гл. 5. 62 с.
9. СНиП Ш-Д.5-73. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию. М. : Стройиздат, 1973. Ч. Ill, разд. Д, гл. 5. 109 с.
10. Клюшин Е.Б., Киселев М.И., Михелев Д.Ш., Фельд-
ман В.Д. (под ред. Д.Ш. Михелева) Инженерная геодезия : учебник, 4-е изд., стер. М. : Академия, 2004. 480 с.
11. Клюшин Е.Б., Киселев М.И., Михелев Д.Ш., Фельдман В.Д. (под ред. Д.Ш. Михелева) Инженерная геодезия : учебник, 9-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 480 с.
12. Клюшин Е.Б., Киселев М.И., Михелев Д.Ш., Фельдман В.Д. (под ред. Д.Ш. Михелева) Инженерная геодезия : учебник для студ. высш. .образ, 12-е изд., стер. М. : Академия, 2014. 496 с.
13. Федотов Г.А. Инженерная геодезия: учебник, 4-е, изд. стер. М. : Высш. шк., 2007. 462 с.
14. Маслов А.В., Гордеев A.B., Батраков Ю.Г. Геодезия : учебник. М. : Колос, 2013. 598 с.
15. Чекалин С.И. Основы картографии, топографии и инженерной геодезии : учебное пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академический проект, 2013. 319 с.
16. Буденков Н.А., Нехорошков П.А., Щекова О.Г. Курс инженерной геодезии : учебник (общ. ред. Н.А. Буденкова), 2-е изд., перераб. и доп. М. : Форум: инфра, 2014. 272 с.
17. Дьяков Б.Н., Ковязин В.Ф., Соловьев А.Н. Основы геодезии и топографии [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Электрон. текстовые дан. СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2016. 272 с.
18. Столбов Ю.В., Столбова С.Ю., Пронина Л.А., Ста-ровойтов И.Е. Расчет допусков на геодезические разби-вочные работы с учетом точности технологических процессов при изыскании и строительстве автомобильных дорог // Вестник СибАДИ. 2015. № 5(45). С. 87 - 92.
19. Столбов Ю.В., Столбова С.Ю., Нагаев Д.О., Ко-куленко К.С. Обоснование допусков на строительные и геодезические работы для обеспечения высотного положения автомобильных дорог // Известие вузов. 2010. № 9. C. 75 - 80.
20. СНиП 3.01.03.84. Геодезические работы в строительстве [Текст]. М. : Стройиздат, 1985. 28 с.
21. СП 126.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве. М. : Минрегион России, 2012. 84с.
22. ГОСТ 10529-90. Нивелиры. Общие технические условия. Вед. 1991-07-01. М. : Изд-во стандартов, 1990. 14с.
23. Практическое пособие по метрологическому обеспечению строительного производства. М. : Стройиздат, 1975. 64 с.
THE PROVISION OF THE INSPECTIONS' CONTROL ACCURACY ON THE IV, V CATEGORY ROAD BASICS AND COVERINGS BY THE APPLICATION OF H-3 TYPE NIVELIERS
Yu.V. Stolbov, S.Yu. Stolbova, L.A. Pronina, A.I. Uvarov
ANNOTATION
The permissible deviations (limiting errors) are given in the normative documents from the design values of the structural layers of the road clothes construction, but the accuracy standards are not separately for construction and geodetic work in the construction of bases and coatings. The article presents the differences in the allowable deviations' values in SNiPs and in their updated rules' editions - codes of rules for the highways construction, the differences in the sets of road vehicles with automatic and without automatic systems of specified elevations, the steps of leveling in the design and the finished construction layers' acceptance of road clothes. The discrepancy between the requirements in regulatory documents for the highway construction, and the requirements in regulatory documents on geodetic support for the accuracy of construction are shown.
The maintenance of the geodetic control of base unevenness construction and cover surfaces during the IV and V of public roads' construction and departmental ones with the road machines' usage with automatic system of holding elevations for different coefficients of constructing layers technological processes in leveling through 5, 10 and 20 m. The values of the errors and maximum distances from
optical levels of the type H-3 are given for the uneven ground and road surfaces' dressing control. It is recommended in the research to perform geodetic control for base and cover devices using standard errors with confidence probabilities P = 0,90 and P = 0,95.
KEYWORDS: accuracy, geodetic control, surface irregularities, foundations and coatings, road clothes, highways.
REFERENCES
1. GOST 21778-81 (ST SEV 2045-79). System for ensuring the accuracy of geometric parameters in construction. Basic provisions. - Enter. 1980-12-02. Moscow. Publishing Standards, 1981. 9 p.
2. SNiP 3.06.03-85. Highways: ut. Committee of the Council of Ministers of the USSR for Construction (Gosstroy USSR). Moscow. TslTP Gosstroy USSR, 1985. 106 p.
3. SP 78.13330.2012 Updated version of SNiP 3.06.0385 Highways. Moscow. Ministry of Regional Development of Russia, 2012. 118 p.
4. Alksandrov, A.S. Plastic deformation of granodiorite crushed stone and sand-gravel mixture during a triaxial cyclic loading. Alexandrov. // Engineering and construction magazine. 2013. 4. pp. 22 - 24. (SKOPUS database)
5. Aleksandrov A.S. Semenova T.V. Aleksandrova N.P. Analysis of permanent deformations in granular materials of road structures. // Road and Bridges - Drogi I Mosty, 2016, Vol.15, no. 4, Pp 263 - 276.
6. Aleksandrov A.S., Kalinin A.L. Tsyguleva M.V. Analysis of distribution capacity of sandy soils reinforced with geosynthetics. // Magazine of Civil Engineering. 2016. no. 6(66). pp 35 - 48.
7. Aleksandrov A.S. . Development of theoretical positions of complex calculation of road structures on resistance to shear and plastic deformation [Razvitie teoreticheskih polozhenij kompleksnogo rascheta dorozhnyh konstrukcij po soprotivleniju sdvigu i plasticheskomu deformirovaniju]. Author's abstract. dis. ... Dr. tech. Sciences: 05.23.11 / Alexandrov Anatoly Sergeevich. Omsk, 2017. 40 p.
8. SNiP III-D.5-62. Avtomobil'nye dorogi. Pravila organizacii stroitel'stva i proizvodstva rabot. Priemka v jekspluataciju [Rules for the organization of construction and production work. Acceptance into operation]. Moscow, Strojizdat, 1963, Ch. Ill, Razd. D, gl. 5. 62 p.
9. SNiP III-D.5-73. Avtomobil'nye dorogi. Pravila proizvodstva i priemki rabot. Priemka v jekspluataciju [Car roads. Rules for the production and acceptance of work. Acceptance into operatio]. Moscow. Strojizdat, 1973, Ch. Ill, razd. D, gl. 5. 109 p.
10. Kljushin E.B., Kiselev M.I., Mihelev D.Sh., Fel'dman V.D. (pod red. D.Sh. Miheleva) Inzhenernaja geodezija [Engineering geodesy], uchebnik, 4-e izd., ster. Moscow, Akademija, 2004. 480 p.
11. Kljushin E.B., Kiselev M.I., Mihelev D.Sh., Fel'dman V.D. (pod red. D.Sh. Miheleva) Inzhenernaja geodezija [Engineering geodesy], uchebnik, 9-e izd., ster. Moscow, Akademija, 2008. 480 p.
12. Kljushin E.B., Kiselev M.I., Mihelev D.Sh., Fel'dman V.D. (pod red. D.Sh. Miheleva) Inzhenernaja geodezija [Engineering geodesy], uchebnik dlja stud. vyssh. .obraz, 12-e izd., ster. Moscow, Akademija, 2014. 496 p.
13. Fedotov G.A. Inzhenernaja geodezija: uchebnik [Engineering geodesy], 4-e, izd. ster. Moscow, Vyssh. shk, 2007. 462 p.
14. Maslov A.V., Gordeev A.V., Batrakov Ju.G. Geodezija [Geodesy], uchebnik. Moscow, Kolos, 2013. 598 p.
15. Chekalin S.I. Osnovy kartografii, topografii i inzhenernoj geodezii [Fundamentals of cartography, topography and engineering geodesy], uchebnoe posobie dlja vuzov, 3-e izd., pererab. i dop. Moscow. Akademicheskij proekt, 2013. 319 p.
16. Budenkov N.A., Nehoroshkov P.A., Shhekova O.G. Kurs inzhenernoj geodezii [Course of engineering geodesy], uchebnik (obshh. red. N.A. Budenkova), 2-e izd., pererab. i dop. Moscow. Forum. infra, 2014. 272 p.
17. D'jakov B.N., Kovjazin V.F., Solov'ev A.N. Osnovy geodezii i topografii [Fundamentals of Geodesy and Topography], ucheb. posobie. Jelektron. tekstovye dan. SPb, Moscow, Krasnodar, Lan', 2016. 272 p.
18. Stolbov Ju.V., Stolbova S.Ju., Pronina L.A., Starovojtov
1.E. Raschet dopuskov na geodezicheskie razbivochnye raboty s uchetom tochnosti tehnologicheskih processov pri izyskanii i stroitel'stve avtomobil'nyh dorog [Calculation of tolerances for geodetic alignment taking into account the accuracy of technological processes in the exploration and construction of highways]. Vestnik SibADI, 2015, no 5(45), pp. 87 - 92.
19. Stolbov Ju.V., Stolbova S.Ju., Nagaev D.O., Kokulenko K.S. Obosnovanie dopuskov na stroitel'nye i geodezicheskie raboty dlja obespechenija vysotnogo polozhenija avtomobil'nyh dorog [Substantiation of permits for construction and geodetic work to ensure the high-altitude position of highways]. Izvestie vuzov, 2010, no 9, C. 75 - 80.
20. SNiP 3.01.03.84. Geodezicheskie raboty v stroitel'stve [Geodetic work in construction]. Moscow, Strojizdat, 1985. 28 p.
21. SP 126.13330.2012 Aktualizirovannaja redakcija SNiP 3.01.03-84 Geodezicheskie raboty v stroitel'stve [Geodetic work in construction]. Moscow, Minregion Rossii, 2012. 84p.
22. GOST 10529-90. Niveliry. Obshhie tehnicheskie uslovija [Levels. General specifications]. Ved. 1991-07-01. Moscow. Izd-vo standartov, 1990. 14p.
23. Prakticheskoe posobie po metrologicheskomu obespecheniju stroitel'nogo proizvodstva [Practical manual on metrological support of construction production]. Moscow. Strojizdat, 1975. 64 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Столбов Юрий Викторович (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Проектирования дорог» ФГБОУ ВО «<СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: ssu0810@mail.ru).
Stolbov Yury Viktorovich (Russian Federation, Omsk) -doctor of technical sciences, professor, professor of «Road design» FGBOU IN «SIBADI» (644080, Omsk, Mira Ave., 5, e-mail: ssu0810@mail.ru).
Столбова Светлана Юрьевна (Россия, г. Омск) -кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология» ФГБОУ ВО ОмГТУ (644050, г. Омск, пр. Мира, 11, e-mail: ssu0810@mail.ru).
Stolbova Svetlana Yur'yevna (Rossiyskaya Federatsiya, Omsk) - candidate of engineering sciences, department «Neftegazovyy biznes, standartizatsiya i metrologiya» FGBOU V OmGTU (644050, Omsk, prospekt Mira, 11, email: ssu0810@mail.ru).
Пронина Лилия Анатольевна (Россия, г. Омск) -кандидат технических наук, доцент кафедры «Геодезии и дистанционного зондирования» ФГБОУ ВО Омский ГАУ (644008, г. Омск, Институтская площадь,
2, e-mail: pronina_lilia@mail.ru ).
Pronina Lilia Anatolyevna (Russian Federation, Omsk)
- candidate of engineering sciences, department Geodezii i udaleniya zondirovaniya FGBOU VO Omskiy GAU (644008, Omsk, Institutskaya ploshchad', 2, e-mail: pronina_lilia@mail.ru).
Уваров Анатолий Иванович (Россия, г. Омск) - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Гэоде-зии и дистанционного зондирования» ФГБОУ ВО Омский
ГАУ (644008, г. Омск, Институтская площадь, 2, e-mail: ouvarovai@ yandex.ru).
Uvarov Anatoliy Ivanovich (Rossiya, g. Omsk) -kandidate of engineering sciencest department Geodezii i udaleniya zondirovaniya FGBOU VO Omskiy GAU (644008, g. Omsk, Institutskaya ploshchad', 2, e-mail: ouvarovai@ yandex.ru ).
УДК 624.012
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТРЕЩИН В РАСТЯНУТОЙ ЗОНЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ БАЛКИ
ПРИ СТАТИЧЕСКИХ КРАТКОВРЕМЕННЫХ НАГРУЗКАХ
А. Чхум, А.М. Курбонов, Ф.К.Саметов
ФГБОУ ВО «<Новосибирский государственный архитектурно-строительный
университет (Сибстрин)», г. Новосибирск, Россия
АННОТАЦИЯ
Выполнено экспериментальное и теоретическое исследование работы однопролётной железобетонной балки с искусственным дефектом в растянутой зоне при действии статических кратковременных нагрузок. На основе численного моделирования с применением метода конечно-элементного программного комплекса ANSYS Software исследовано напряженно-деформированное состояние конструкции. Выполнено сопоставление результатов численного моделирования с результатами эксперимента. Проведен сравнительный анализ экспериментальных данных железобетонной балки под действием кратковременной нагрузки в сопоставлении с результатами численного моделирования по программе ANSYS Software. Показано, что при статических кратковременных нагрузках балки с заранее организованными трещинами имеют существенно иной характер трещинообразования по сравнению с балками без организованных трещин. Введение искусственных дефектов в растянутую зону балок приводит к существенному изменению напряженно-деформированного состояния конструкции и более «мягкому» характеру ее деформирования при трещинообразовании, в результате чего прогибы таких балок под нагрузкой значительно меньше прогибов балок без искусственных дефектов. Даны рекомендации по проектированию балок с искусственными дефектами. Полученные результаты показали целесообразность моделирования трещин в процессе изготовления изгибаемых элементов, поскольку появляются возможности для регулирования полей напряжений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: железобетон, заранее организованные трещины, трещинообразова-ние, метод конечных элементов, Ansys.
ВВЕДЕНИЕ
Железобетонные несущие конструкции зданий и сооружений, воспринимающие нагрузки значительной величины, в процессе эксплуатации подвержены трещинообразованию. Зарождение и развитие трещин может происходить не только в результате действия кратковременных статических нагрузок, превышающих проектные значения, или динамических нагрузок, но и при статических проектных нагрузках, действующих на протяжении длительного времени. Образование трещин приводит к уменьшению жесткости конструкций, и, как следствие, к увели-
чению перемещений (прогибов) и деформаций, что негативно сказывается на характеристиках сооружения в целом [1,2,3,4].
Проблема трещинообразования в железобетонных конструкциях является наиболее важной и актуальной, так как ее решение позволит повысить безопасность железобетонных конструкций и увеличить сроки их эксплуатации [5,6,7,8,9].
Конструкции, работающие на изгиб (например балки), являются одним из основных конструктивных элементов зданий и сооружений. Железобетонные балки подвержены трещино-образованию в растянутой зоне, что приводит к