Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дизер О.А.

Происходящие в современном мире процессы затрагивают утрату общечеловеческих ценностей, что способно привести к утрате духовно-нравственных ориентиров, составляющих содержательную часть конституционного права на свободу совести (ст. 28 Конституции Российской Федерации). Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является защита конституционного права на свободу совести в Российской Федерации административно-правовыми средствами. Материалы и методы: в ходе проведения исследования применялись общие, общенаучные и частнонаучные методы научного познания, такие как объективность, системность, индукция, дедукция, проведен анализ российского законодательства, судебной практики Верховного и Конституционного Суда Российской Федерации, научных трудов ряда исследователей. Результаты исследования: целью исследования являются обобщение и анализ проблем административно-правового обеспечения свободы совести и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере и практики его применения. Также автором представлен анализ законодательства, предусматривающего административную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. По мнению автора, нормы действующего в данной сфере законодательства не свободны как от недостатков юридической техники, так и от сущностных недоработок. Выводы и заключения: особое внимание в научной статье уделено проблемам, касающимся объекта и предмета, а также квалифицирующих признаков данного административного деликта. Высказан ряд предложений, направленных на совершенствование действующего в этой сфере законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FREEDOM OF CONSCIENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION: AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

The processes taking place in the modern world affect the loss of universal human values, which can lead to the loss of spiritual and moral reference points that constitute a substantial part of the constitutional right to freedom of conscience (Article 28 of the Constitution of the Russian Federation). One of the pressing problems today is the protection of the constitutional right to freedom of conscience in the Russian Federation through administrative and legal means. Materials and methods: general, general scientific and particular scientific methods of scientific knowledge, such as objectivity, consistency, induction, deduction, analysis of Russian legislation, judicial practice of the Supreme and Constitutional Court of the Russian Federation, scientific works of several researchers were used during the study. Results of the research: the purpose of the study is to summarize and analyze the problems of administrative and legal provision of freedom of conscience and to develop recommendations for improving the legislation in this area and the practice of its application. The author also presents an analysis of the legislation providing for administrative responsibility for violation of the legislation on freedom of conscience, freedom of religion and religious associations. According to the author, the norms of the current legislation in this area are not free from deficiencies of legal technique, as well as from substantive deficiencies. Conclusions: special attention in the scientific article is paid to the problems related to the object and subject, as well as qualifying features of this administrative offence. A number of propositions aimed at the improvement of the current legislation in this sphere have been given.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

5.1.2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 14-18. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 14-18.

Научная статья УДК 342

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Дизер Олег Александрович

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород, Российская Федерация dizer77@mail.ru

Введение: происходящие в современном мире процессы затрагивают утрату общечеловеческих ценностей, что способно привести к утрате духовно-нравственных ориентиров, составляющих содержательную часть конституционного права на свободу совести (ст. 28 Конституции Российской Федерации). Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является защита конституционного права на свободу совести в Российской Федерации административно-правовыми средствами.

Материалы и методы: в ходе проведения исследования применялись общие, общенаучные и частно-научные методы научного познания, такие как объективность, системность, индукция, дедукция, проведен анализ российского законодательства, судебной практики Верховного и Конституционного Суда Российской Федерации, научных трудов ряда исследователей.

Результаты исследования: целью исследования являются обобщение и анализ проблем административно-правового обеспечения свободы совести и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере и практики его применения. Также автором представлен анализ законодательства, предусматривающего административную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. По мнению автора, нормы действующего в данной сфере законодательства не свободны как от недостатков юридической техники, так и от сущностных недоработок.

Выводы и заключения: особое внимание в научной статье уделено проблемам, касающимся объекта и предмета, а также квалифицирующих признаков данного административного деликта. Высказан ряд предложений, направленных на совершенствование действующего в этой сфере законодательства.

Ключевые слова: свобода совести, защита прав человека, Конституция Российской Федерации, правовая культура, юридическая ответственность, государство.

Для цитирования: Дизер О. А. Обеспечение свободы совести в Российской Федерации: административно-правовой аспект / О. А. Дизер // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 14-18.

Original paper

ENSURING FREEDOM OF CONSCIENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION: AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

Dizer Oleg Alexandrovich

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russian Federation

Introduction: the processes taking place in the modern world affect the loss of universal human values, which can lead to the loss of spiritual and moral reference points that constitute a substantial part of the constitutional right to freedom of conscience (Article 28 of the Constitution of the Russian Federation). One of the pressing problems today is the protection of the constitutional right to freedom of conscience in the Russian Federation through administrative and legal means.

Materials and methods: general, general scientific and particular scientific methods of scientific knowledge, such as objectivity, consistency, induction, deduction, analysis of Russian legislation, judicial practice of the Supreme and Constitutional Court of the Russian Federation, scientific works of several researchers were used during the study.

Results of the research: the purpose of the study is to summarize and analyze the problems of administrative and legal provision of freedom of conscience and to develop recommendations for improving the legislation in this area and the practice of its application. The author also presents an analysis of the legislation providing for administrative responsibility for violation of the legislation on freedom of conscience, freedom of religion and religious associations. According to the author, the norms of the current legislation in this area are not free from deficiencies of legal technique, as well as from substantive deficiencies.

Conclusions: special attention in the scientific article is paid to the problems related to the object and subject, as well as qualifying features of this administrative offence. A number of propositions aimed at the improvement of the current legislation in this sphere have been given.

Keywords: freedom of conscience, protection of human rights, Constitution of the Russian Federation, legal culture, legal responsibility, state.

For citation: Dizer O. A. Obespechenie svobody sovesti v rossijskoj federacii: administrativno-pravovoj aspekt [Ensuring freedom of conscience in the russian federation: an administrative and legal aspect]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 14-18.

Процесс формирования демократического правового государства соизмеримо определил вектор на гуманизацию прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционного права на свободу совести (ст. 28 Конституции Российской Федерации). Происходящие политические, социально-экономические, нравственные изменения в обществе обостряют утрату духовно-нравственных ориентиров, тем самым обостряя актуальность обеспечения свободы совести [1]. В связи с этим вопрос защиты свободы совести посредством административно-правовых норм является весьма важным, т. к. именно они регулируют достаточно большое количество общественных отношений в исследуемой сфере [2; 3].

Справедливо отмечает Э.И. Шарипова, что административно-правовые нормы определяют пределы возможного поведения человека в сфере реализации свободы совести и вероисповедания, закрепляющий административно-правовой статус личности [4]. Изначально Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в редакции 2013 г. предусматривал наказание за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести в размере от 100 до 300 рублей. В 2016 г. свобода совести как элемент административно-правового статуса личности претерпел достаточно значительные изменения: был увеличен размер административного штрафа в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Несмотря на положительные тенденции совершенствования административно-правовых норм, обеспечивающих свободу совести, за последние восемь лет она как элемент административно-правового статуса личности существенных изменений не претерпевала. Ранее проведенное нами исследование показало необходимость совершенствования административной ответственности за совершение правонарушений в области свободы совести [5].

Кроме того, в научной литературе отсутствует единая точка зрения относительно единства классификации административно-правовых норм, охраняющих свободу совести. Согласимся с мнением З.С. Терлоева, предложившего классифицировать административно-правовые нормы, обеспечивающие реализацию свободы совести, в зависимости от способов воздействия, на четыре основные группы: «1. Превентивные нормы, предотвращающие посягательства права на свободу совести. 2. Запрещающие нормы, содержащие запрет на совершение действий, которые могут нанести вред отношениям, связанным с реализацией свободы совести и деятельностью религиозных объединений. 3. Предписывающие нормы, обязывающие участников правоотношений воздерживаться от совершения определенных действий. 4. Защищающие нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в области свободы совести и предусматривающие административно-восстановительные меры» [6]. Одной из специальных административно-правовых норм запретительного характера является ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», предусматривающая административную ответственность за воспрепятствование осуществления конституционного права на свободу совести.

Проанализировав основные и наиболее массовидные правонарушения в исследуемой сфере, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что основными формами нарушений данного права являются следующие группы деяний: 1) нарушения, связанные с местом осуществления миссионерской деятельности; 2) отсутствие у лица полномочий на осуществление миссионерской деятельности; 3) осуществление миссионерской деятельности иностранными гражданами без соответствующих на то полномочий1. С целью исключения указанных фактов нарушений свободы совести необходимо обратить внимание на разъяснения Конституционного Суда РФ.

Так, ярким примером является постановление Конституционного Суда РФ от 3.11.2020 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Догопрудный», которое позволило религиозным организациям избежать необоснованного привлечения к административной ответственности. Предметом жалобы явилось наличие наименования религиозной организации внутри жилого помещения и отсутствие с наружной стороны здания и при входе на территорию земельного участка каких-либо вывесок, подтверждающих факт существования и функционирования религиозной организации, что является нарушением ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ «Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования». До вынесения названного постановления органы публичной власти толковали данную норму субъективно, позволяющую юрисдикционным органам привлекать к административной ответственности за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, даже в тех случаях, когда такое наименование было указано, но контролирующие органы не согласились с тем, что это сделано в надлежащем месте [7]. Конституционный Суд РФ, устраняя данную правовую неопределенность, пришел к выводу, что рассматриваемая ситуация соответствует нормам Конституции России и Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», поскольку религиозная организация вправе сама решить, желает ли она опубличивания своей деятельности.

Описанный выше и другие примеры свидетельствуют о необходимости совершенствования механизма взаимоотношений религиозных объединений и государства, установления предела их вмешательства в дела друг друга, юридической ответственности. Так, перспективным представляется совершенствование механизма привлечения должностных лиц к юридической ответственности (дисциплинарной, административной или иной) по фактам нарушения законодательства о свободе совести.

Кроме того, одной из проблем является административно-правовое регулирование миссионерской деятельности, в частности, осуществления действенного государственного контроля над деятельностью иностранных миссионеров. Федеральный закон от 6.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» определил возможность привлечения к административной ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства за нарушение осуществления миссионерской деятельности (ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ).

В определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2019 № 2683-О «По жалобе местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов "Примирение" города Йошкар-Олы Республики Марий Эл на нарушение конституционных прав и свобод п. 2 и 3 ст. 8 и п. 3 ст. 24.2 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и ч. 4 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подчеркнуто право иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность: во-первых,

1 Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. № 12. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

публично; во-вторых, от имени религиозной организации; в-третьих, только на территории субъекта Российской Федерации, где осуществляет деятельность религиозная организация; в-четвертых, необходимо наличие документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.

Согласованности с конституционными принципами, нормативными правовыми актами требуют правила антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций [8]. Однако анализ данных норм, регулирующих реализацию свободы совести, позволяет выявить ряд проблем в исследуемой сфере. Во-первых, на сегодняшний день административно-правовой механизм над деятельностью иностранных миссионеров несовершенен, что приводит к бесконтрольному росту религиозно-экстремистской литературы из зарубежных стран, а также к увеличению роста числа иностранных вербовщиков под различными видами прибывающих на территорию страны [9].

Кроме того, существующие положения законодательства о свободе совести несовершенны и требуют доработки. Так, законом четко не определена территориальная сфера деятельности миссионеров, осуществляющих свою деятельность, а также четко не определены форма и существо документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации [10].

Указанные правовые коллизии непосредственно влияют на правоприменительную практику: имеются факты обращения граждан за судебной защитой в рассматриваемой сфере1, что свидетельствует о необходимости пересмотра новых правил миссионерской деятельности иностранными гражданами, а также разработки нового государственного подхода в исследуемой сфере. Перспективным представляется разработка правил отчетности перед государством представителей конфессий, которые пользуются услугами иностранных миссионеров, а также наделение специальными полномочиями Министерства юстиции России, реализующего государственную политику в этой области.

Подводя итог сказанному, отметим, что процесс развития общественных отношений ставит перед государством новые задачи. Их решение возможно в случае принятия комплекса мер, включающих качественное улучшение механизма административно-правовой охраны и защиты свободы совести.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дизер О.А. Законодательство Российской Федерации в области охраны общественной нравственности // Административное и муниципальное право. 2009. № 7(19).

2. Зубов В.В. Свобода совести сквозь призму свободы вероисповедания в Российской Федерации: доктрина, законодательство, правоприменительная практика // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. № 1. Т. 17.

3. Булавина М.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: конституционно-правовой аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. № 3(24). Т. 10.

4. Дизер О.А. Административно-правовые гарантии свободы совести в Российской Федерации // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 2(47).

5. Шарипова Э.А. Свобода совести и свобода вероисповедания как элементы структуры конституционно-правового и административно-правового статуса личности // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12(127).

6. Терлоев З.С. Проблемы свободы совести в российском обществе (административно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

7. Дизер О.А. Совершенствование правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства o свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): сб. статей по материалам международной науч-но-практ. конф. СПб., 2022.

1 См.: напр. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 г. № 83-ААД19-3. URL: https://koapru.ru/pract/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-23052019-n-83-aad19-3 (дата обращения: 20.02.2023).

8. Дробот С.Е. Конституционализация мировоззренческой свободы в контексте светского государства и свободы совести в Российской Федерации // Юридическая наука и практика. 2020. № 3. Т. 16.

9. Жунушова С.О. Основные факторы, влияющие на нестабильную религиозную ситуацию в Кыргызстане в современных условиях // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2018. № 2(44).

10. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3(118).

REFERENCES

1. Dzier O.A. Legislation of the Russian Federation in the field of protection of public morals // Administrative and Municipal Law. 2009. № 7(19).

2. Zubov V.V. Freedom of conscience through the prism of freedom of religion in the Russian Federation: doctrine, legislation, law enforcement practice // Problems of Economics and Legal Practice. 2021. № 1. Vol. 17.

3. Bulavina M.A. Freedom of Conscience and Freedom of Religion: Constitutional and Legal Aspect // Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2019. № 3(24). Vol. 10.

4. Dizer O.A. Administrative and legal guarantees of freedom of conscience in the Russian Federation // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2(47).

5. Sharipova E.A. Freedom of conscience and freedom of religion as elements of the structure of constitutional-legal and administrative-legal status of an individual // Eurasian Law Journal. 2018. № 12(127).

6. Terloyev Z.S. Problems of freedom of conscience in the Russian society (administrative-legal aspect): abstract of Ph. Candidate of jurisprudence. Moscow, 2006.

7. Dzier O.A. The perfecting of legal norms, providing responsibility for violations of legislation on freedom of conscience, freedom of worship and religious associations // Acute problems of administrative and administrative-procedural law (Sorokin readings): collected articles based on international scientific and practical conference.

8. Drobot S.E. Constitutionalization of ideological freedom in context of secular state and freedom of conscience in the Russian Federation // Juridical science and practice. 2020. № 3. Vol. 16.

9. Zhunushova S.O. The main factors influencing the unstable religious situation in Kyrgyzstan in modern conditions // Bulletin of Bishkek Humanitarian University. 2018. № 2(44).

10. Isaeva A.A. Legal regulation of missionary activity: Russian realities and experience of the Commonwealth of Independent States // Comparative Constitutional Review. 2017. № 3(118).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дизер Олег Александрович, доктор юридических наук, доцент,

заместитель начальника института (по научной работе). Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина. 308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71. ORCID: 0000-0002-3231-4018

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dizer Oleg Alexandrovich, Doctor of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Institute (Research). Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. 71, Gorky St., Belgorod 308024 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.