УДК 342.7
П. Н. Любченко,
д-р юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Статья посвящена исследованию правового регулирования обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, анализу полномочий органов власти Автономной Республики Крым в этой сфере, на основании которого сформулированы предложения о совершенствовании действующего законодательства Украины.
Ключевые слова: правовое регулирование, соблюдение прав и свобод, автономия, местные органы
власти.
В современных условиях становления и развития украинской государственности права и свободы человека и гражданина являются одной из ключевых проблем, исследуемых в самых различных аспектах (философско-гуманистическом, политико-правовом, социально-экономическом). Права и свободы человека представляют собой органический компонент демократического политического пространства, инструмент гуманизации общественного отношения, формирования творческой личности и становления постиндустриального общества. В нынешних условиях любая политика, программа или концепция развития отдельных институтов и государства в целом теряют свой смысл, если не имеют человеческого измерения, не направлены на обеспечения потребностей человека. В связи с этим приобретают особую актуальность исследования роли органов публичной власти в гарантировании конституционного принципа “человек -высочайшая социальная ценность” как предпосылки развития в Украине гражданского общества.
Рассмотрение этих вопросов осуществлялось в роботах А. Н. Колодия, А. Е. Олейника, А. В. Петришина, П. М Рабиновича, В. Н. Селиванова, В. Я. Тация [См.: 2-8], но значимость, многогранность и нерешенность многих основоположных аспектов проблемы требуют углубления научных исследований в этой сфере. Цель данной статьи - исследовать механизм обеспечения соблюдения прав и свобод граждан в Автономной Республике Крым (далее - АРК), сформулировать выводы относительно усовершенствования регулирования правового статуса органов публичной власти, основ функционирования институтов гражданского общества, их взаимовлияния, системы сдерживания и противовесов, что имеет как теоретическое, так и практическое значение на современном этапе развития государственности в Украине.
В соответствии со ст. 9 Конституции АРК, утвержденной Законом Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым» № 350-Х1У от 23 декабря 1998 г. [1; 1999. - № 5-6. - Ст. 43] права и свободы человека и гражданина в Республике устанавливаются и гарантируются Конституцией и законами Украины и в соответствии с ними - Конституцией АРК.
Порядок обеспечения соблюдения прав и свобод граждан в АРК определяется в ст. 43 Конституции Республики. Эта статья содержится в разделе IV «Местное самоуправление в Автономной Республике Крым», что выглядит немного нелогично: ведь обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, достойных условий их жизни - основная задача не только органов местного самоуправления и их должностных лиц, а и органов власти Республики.
Непоследовательность такого подхода пытаются исправить уже в ч. 1 ст. 43 Конституции АРК, в которой устанавливается право Верховной Рады Республики согласно Основному Закону Украины в пределах ее полномочий принимать участие в обеспечении прав и свобод граждан на территории Республики. При этом прежде всего следует обратить внимание на то, что на Верховную Раду АРК возлагается обязанность в пределах ее полномочий принимать участие в обеспечении прав и свобод только граждан, в то время как Конституция Украины провозгласила права и свободы человека и гражданина.
Вопрос, является ли это положение технической оплошностью или именно так сознательно была сформулирована норма, оставим открытым, так как возможные варианты ответа могут быть самыми разнообразными. Вместе с тем надо отметить, что в действующем законодательстве Украины можно встретить и нормы, возлагающие на органы власти АРК обязанность принимать участие в обеспечении прав и свобод человека и гражданина на территории АРК (пример - ст. 9 Конституции АРК.)
Полномочия Верховной Рады АРК по участию в обеспечении прав и свобод граждан детализируются в Законе Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым» 1998 г. [1; 1998. - №
29. - Ст. 191] и в отраслевом законодательстве. В частности, Верховная Рада АРК осуществляет нормативное регулирование вопросов, отнесенных к ее ведению (градостроительство и жилищное хозяйство, общественные работы, благотворительность, туризм, санитарная и врачебная служба). В соответствии со ст. 20 Закона Украины «О высшем образовании» 2002 г. [1; 2002. - № 20. - Ст. 134] органы власти Республики при наличии в их подчинении высших учебных заведений в пределах своей компетенции
(а) изучают потребность в специалистах на местах и вносят центральным органам исполнительной власти предложения по поводу объемов государственного заказа на их подготовку, переподготовку и повышение квалификации; (б) подают специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере образования и науки предложения по формированию сети высших учебных заведений; в) содействуют трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений, их социальной защите.
Согласно ст. 30 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» 1998 г. [1; 1999. -№ 2-3. - Ст. 20] Верховная Рада АРК (а) разрабатывает и организует выполнение региональных (территориальных) программ научно-технического развития; б) создает местные инновационные фонды; в)содействует развитию технопарков, технополисов, инновационных бизнес-инкубаторов. Иные полномочия Верховной Рады Республики. по участию в обеспечении прав и свобод граждан на территории автономии закреплены значительным массивом норм действующего законодательства, анализ которых провести в пределах одной статьи довольно сложно. Поэтому эти вопросы более целесообразно рассмотреть в отдельных публикациях.
Контроль за соблюдением прав и свобод граждан Верховной Радой АРК осуществляется органами судебной власти. Иные органы государственной власти не имеют права отменять решения представительского органа автономии. В случае несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК Конституции и законам Украины Президент Украины, руководствуясь ст. 137 Конституции Украины, может остановить их действие с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности. Кроме этого, акты Верховной Рады Республики могут быть признаны судом недействительными по иску лиц, права и интересы которых нарушены.
Верховная Рада АРК занимает главенствующее положение в системе органов власти автономии, поэтому именно она имеет широкие полномочия в сфере гарантирования соблюдения прав и свобод граждан в Республике. Эффективность такой ее работы в значительной мере зависит от деятельности депутатов Верховной Рады Республики, обязанных постоянно поддерживать связи с избирателями, изучать общественное мнение, потребности и запросы населения, информировать о них органы государственной власти, органы власти автономии, органы местного самоуправления и их должностных лиц, вносить предложения и принимать в пределах своих полномочий меры по их учету в работе органов власти Республики. Депутат Верховной Рады АРК имеет право на ее пленарном заседании обратиться с депутатским запросом к местным органам исполнительной власти, органам власти Республики, органам местного самоуправления и их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории автономии, по вопросам, отнесенным к ведению Верховной Рады АРК, если предварительно им направленное депутатское обращение по определенному вопросу не было удовлетворено.
Важным направлением работы Верховной Рады АРК является контрольная деятельность, в том числе по обеспечению прав и свобод граждан на территории автономии. Верховная Рада Республики осуществляет контрольные функции в следующих формах: (1) анализ и обобщение, а в необходимых случаях проверка заявлений и обращений граждан; (2) истребование необходимых сведений, правовых актов, документов и материалов для изучения, организации проверки и реагирования; (3) заслушивание отчетов и информации руководителей образуемых Верховной Радой АРК и подконтрольных ей органов, избираемых, назначаемых и утверждаемых ею должностных и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Украины; (4) поручение проведения проверок соответствующим органам и учреждениям, рассмотрение на пленарном заседании их результатов с принятием необходимого решения; (5) создание в установленном порядке для проведения проверок временных депутатских или смешанных комиссий, рассмотрение на своем заседании результатов этих проверок с принятием необходимого решения;
(б) разрешение вопросов в пределах своей компетенции об ответственности должностных лиц и органов в связи с выявленными нарушениями. Общее руководство по организации контрольных функций Верховной Рады АРК осуществляет ее Председатель.
Законами Украины, Конституцией АРК, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Республики могут быть предусмотрены иные формы осуществления контрольных функций последней или органами, образуемыми ею в соответствии с законодательством Украины. Контрольные функции выполняются в плановом порядке или на основании заявлений и обращений граждан либо юридических
лиц. Согласно Закону Украины "Об обращениях граждан" [1; 1996. - № 47. - Ст. 256] Верховная Рада АРК в пределах своих полномочий непосредственно или через постоянные комиссии рассматривает вопросы контроля за соблюдением законодательства об обращениях граждан и гарантированием их прав и свобод на территории автономии.
Участие в обеспечении на территории Республики прав и свобод граждан, национального согласия, создание благоприятных условий для свободного и гармоничного развития личности - основные задачи Совета министров АРК (ст. 2 Закона Украины «О Совете министров Автономной Республики Крым» от 16 июня 2011г.). Контроль за реализацией данной задачи осуществляется в судебном и внесудебном порядке. Акты Совета министров АРК могу быть в установленном порядке обжалованы в суд лицами, права и интересы которых нарушены, и признаны судом недействительными.
Совет министров АРК является подконтрольным и подотчетным Верховной Раде АРК, а также ответственным перед нею, поэтому его акты по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению автономии, если они противоречат Конституции и законам Украины, Конституции АРК, нормативноправовым актам Верховной Ради Республики, могут быть отменены последней.
По вопросам осуществления государственных функций и полномочий Совет министров Республики подконтролен и подотчетен Кабинету Министров Украины. В связи с этим акты Совета министров АРК по указанным вопросам, если они противоречат Конституции и законам Украины, актам Президента и правительства Украины, Конституции АРК, нормативно-правовым актам Верховной Ради АРК, могут быть остановлены Верховною Радою АРК с одновременным обращением к Президенту Украины об их отмене.
Важность роли Верховной Рады АРК по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан в Республике подтверждается также возможностью в процессе реализации этой функции влиять на иные органы публичной власти. Так, согласно ст. 43 Конституции АРК, при нарушении органами местного самоуправления либо сельским, поселковым, городским головой, прав либо свобод граждан, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, и неприведения по требованию Верховной Рады АРК ее актов в соответствие с Конституцией и законами Украины Верховная Рада Республики имеет право обратиться в Верховную Раду Украины о назначении внеочередных выборов местного совета, сельского, поселкового, городского головы согласно законодательству Украины. Вместе с тем механизм реализации Верховной Радой АРК этого права требует более тщательного анализа. Действительно, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины [1; 1996. - № 30. - Ст. 141] к полномочиям Верховной Рады Украины относится назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Но, рассматривая вопросы об их назначении, необходимо учитывать законодательство Украины о местном самоуправлении.
Согласно ч. 4 ст. 78 Закона «О местном самоуправлении в Украине» [1; 1997. - № 24. - Ст. 170], если совет принимает решение с нарушением Конституции или законов Украины, прав либо свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом, при наличии решений суда о признании актов совета незаконными им выводов соответствующего парламентского комитета Верховная Рада Украины может назначить внеочередные выборы совета -сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного.
Таким образом, в случае нарушения органами местного самоуправления прав либо свобод граждан для назначения внеочередных выборов местного совета недостаточно только решения Верховной Рады АРК, а необходимо еще постановление суда о признании актов данного совета незаконными. Также необходимо обратить внимание на то, что ч. 4 ст. 78 этого Закона среди субъектов, которые могут возбудить вопрос о назначении внеочередных выборов местного совета, не называет Верховную Раду АРК. Такое право закрепляется в этой статье только за сельским, поселковым, городским головой, председателем областной, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации. Безусловно, такая нестыковка в действующем законодательстве требует безотлагательного устранения.
Назначение Верховной Радой Украины внеочередных выборов сельского, поселкового, городского головы согласно ч. 5 ст. 79 рассматриваемого Закона возможно при наличии постановления суда о признании распоряжений или действий указанных должностных лиц незаконными, а также выводов соответствующего парламентского комитета.
При нарушении сельским, поселковым или городским головою прав либо свобод граждан, требований Верховной Рады АРК о приведении их актов в соответствие с Конституцией и законами Украины недостаточно, необходимо еще решение суда о признании распоряжений или действий этих
должностных лиц незаконными. Так же, как и в случае с местными советами, в названном Законе за Верховной Радой АРК не закреплено право поднимать перед парламентом вопрос о назначении внеочередных выборов сельского, поселкового, городского головы. Такое право согласно ч. 5 ст. 79 Закона имеют только соответствующие советы (сельский, поселковый и городской) и председатели областной, Киевской, Севастопольской городской государственных администраций.
В случае нарушения председателями местных государственных администраций предусмотренных Конституцией и законами Украины прав или свобод граждан и неприведения по требованию Верховной Рады АРК своих актов в соответствие с Конституцией и законами Украины Верховная Рада АРК имеет право обратиться к Президенту Украины с предложением освободить от должностей указанных лиц в порядке, предусмотренном Основным Законом государства.
Более детально отношения Верховной Рады АРК и Совета министров АРК с районными государственными администрациями в автономии регулируются Законом Украины «О местных государственных администрациях» [1; 1999. - № 20-21. - Ст. 190]. Районные государственные администрации в Республике в своей деятельности руководствуются не только Конституцией и законами Украины, актами Президента, Кабинета Министров Украины, вышестоящих органов исполнительной власти, а также решениями и постановлениями Верховной Рады АРК, решениями Совета министров АРК, принятыми в пределах их полномочий, но и обеспечивают их исполнение. Согласно ст. 46 упомянутого Закона Совет министров АРК в пределах своих полномочий направляет и контролирует деятельность районных государственных администраций, имеет право отменять распоряжения их председателей, противоречащие Конституции или законам Украины, иным актам законодательства Украины, а также нормативно-правовым актам Верховной Рады АРК, решениям Совета министров АРК, не противоречащим законодательству Украины.
При наличии оснований, определенных законодательством, Совет министров Республики может поднимать вопрос перед Президентом Украины о привлечении к дисциплинарной ответственности председателей соответствующих районных государственных администраций. За результатами роботы последних она может применять меры поощрения к должностным лицам этих администраций.
Анализ действующего законодательства Украины свидетельствует о необходимости совершенствования механизма обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Особенно это касается устранения пробелов в регулировании деятельности органов публичной власти, взаимодействия органов власти АРК и местного самоуправления. Первоочередные задачи на современном этапе развития украинской государственности - это внедрение механизмов, способных гарантировать неуклонное соблюдение определенных Конституцией и законами Украины прав и свобод граждан, а также существенное усиление контроля институтами гражданского общества за деятельностью органов публичной власти. Права человека должны стать не чем-то производным или второстепенным среди заданий органов власти АРК и органов местного самоуправления, а их главнейшей целью и должны принципиально изменить историческую парадигму отношений между публичной властью и человеком. Пришло время оставить в прошлом идеологию господства над человеком и перейти к новой - служение органов власти его интересам. Такой переход возможен лишь при условии реального действия конституционных принципов, требующих подчинения деятельности органов власти АРК, органов местного самоуправления потребностям реализации и защиты прав и свобод человека, обеспечения их приоритета перед всеми иными ценностями демократического общества.
Список литературы: 1. Відомості Верховної Ради України. 2. Колодій А. М. Права людини і громадянина в Україні: навч. посіб./ А. М. Колодій, А. Ю. Олійник - К.: Юрінком Інтер, 2003. - 336 с 3. Петришин О. В. Громадянське суспільство - підґрунтя формування правової держави в Україні / О. В. Петришин // Вісн. Акад. прав. наук України. - 2003. - N° 2-3. - С. 142-161. 4. Рабінович П. М. Природне право: діалектика приватного й публічного / П. МРабінович // Право України. - 2004. - № 9 - С. 61-63. 5. Рабінович П. М. Трансформація методології вітчизняного праводержавознавства: досягнення і проблеми / П. МРабінович // Юрид. Україна. - 2003. -№ 1. - С. 20-25. 6. Селіванов В. М. Демократичний вимір Конституційної реформи в Україні: сучасне розуміння / В. М. Селіванов // Право України. - 2003. - № 9. - С. 15-23. 7. Селіванов В. М. Право і влада суверенної України: методологічні аспекти: монографія / В. М. Селіванов. - К.: Вид. дім “Ін Юре”, 2002. - 724 с. 8. Тацій В. Я. Утвердження і забезпечення прав та свобод людини - головний конституційний обов’язок демократичної, правової, соціальної держави / В. Я. Тацій // Вісн. Акад. прав. наук України. - 2000. - № 4(23). - С. 10-22.
ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ДОТРИМАННЯ ПРАВ ТА СВОБОД ЛЮДИНИ І ГРОМАДЯНИНА В АВТОНОМНІЙ РЕСПУБЛІЦІ КРИМ
Любченко П. М.
Стаття присвячена дослідженню правового регулювання забезпечення дотримання прав та свобод людини і громадянина, аналізу повноважень органів влади Автономної Республіки Крим у цій сфері, на підставі якого сформульовані пропозиції з удосконалення чинного законодавства України.
Ключові слова: правове регулювання, дотримання прав та свобод, автономія, місцеві органи влади.
OBSERVANCE OF ENFORCEMENT OF HUMAN AND CITIZEN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE
AUTONOMOUS REPUBLIC
OF CRIMEA Lyubchenko P. N.
This article is dedicated to legal regulation of enforcement of human and citizen rights and freedoms, analysis of government power in autonomous republic of Crimea in this sphere, on this ground propositions about perfection of acting consolidated laws in Ukraine are formulated.
Key words: legal regulation, observance of human rights and freedoms, autonomy, local authority.
Поступила в редакцію 26.09.2011 г.