II университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
Ю. Г. Вишневский,
канд. техн. наук, доц., СПГУВК;
Е. А. Мисник,
аспирант, СПГУВК
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СУДОВ СРЕДСТВАМИ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ИНМАРСАТ
PROVIDING THE SYSTEM OF LONG RANGE VESSEL'S IDENTIFICATION BY FACILITIES OF SATELLITE SYSTEM CONNECTION INMARSAT
В статье рассматриваются различные аспекты использования системы дальней идентификации судов (СДИ) с применением автоматической идентификационной системы (АИС), подключаемой к судовым спутниковым радиосистемам связи ИНМАРСАТ.
The article focuses on different aspects of using the vessel's long identification system with Automatic Identification System (AIS) linked up to satellite radio system net INMARSAT.
Ключевые слова: обеспечение, система, дальняя идентификация, суда, средства, спутниковая связь, ИНМАРСАТ.
Key words: providing, system, long identification, vessel, facilities, satellite connection, INMARSAT.
О
ПЫТ использования спутниковой навигационной системы (СНС) ГЛОНАСС и GPS, Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ), автоматической идентификационной системы судов (АИС) на море привел к их интеграции и, как следствие, к развитию многих прикладных технологий, позволяющих решать задачи судовождения, безопасности мореплавания, мониторинга и управления судоходством.
Это особенно актуально в связи с противодействием терроризму на море. Примером проявления терроризма на море могут служить недавние события, произошедшие в Индийском океане с украинским сухогрузом «Фаина» (25 сентября 2008 г. захвачено сомалийскими пиратами, удерживалось пиратами до 5 февраля 2009 г.).
Противодействие терроризму на море нашло свое отражение в принятом Кодексе по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС/ISPS Code), поправках к Международной конвенции МК СОЛАС, в которую включены новый раздел гл. XI «Специальные меры по расширению морской охраны», а также поправки в действующую гл. V «Безопасность мореплавания», определившие новые, более
сжатые сроки оснащения судов аппаратурой автоматической идентификационной системы.
Одним из стратегических направлений деятельности Международной морской организации ИМО сегодня является внедрение системы дальней идентификации и слежения за судами (СДИ) — Long Range Identification and Tracking (LRIT или ЛРИТ).
Правовые и технические аспекты СДИ активно и всесторонне рассматриваются в рамках ИМО с 2002 г., а в 2006-2008 гг. был принят ряд основополагающих документов, регламентирующих внедрение СДИ:
1. Резолюция ИМО MSC. 202(81) — «Одобрение поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., с поправками»;
2. Резолюция ИМО MSC.263(84) — «Пересмотренные эксплуатационные и функциональные требования к системе дальней идентификации и слежения за судами»;
3. Резолюция ИМОMSC. 211(81) — «Меры по своевременному созданию системы дальней идентификации и слежения за судами»;
4. Резолюция MSC. 246(83) — «Стандарт ы для передатчиков АИС, используемых для поиска и спасания, которые должны быть установлены 01.01.2010 г. или после этой даты» [2].
о X 3
II университета
'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации
Основное назначение СДИ — глобальная идентификация судов и контроль за их местоположением в Мировом океане со стороны договаривающихся правительств с целью содействия в выполнении ими своих функций и обязательств в качестве государства флага, государства порта и прибрежного государства по обеспечению безопасности судоходства, включая поиск и спасение терпящих бедствие судов и людей, защиту окружающей среды и для оперативного заблаговременного оповещения соответствующих уполномоченных береговых служб в случае возникновения потенциальной террористической угрозы судну и его экипажу [1].
Принцип работы СДИ при использовании системы ИНМАРСАТ или низкоорбитальной системы ИРИДИУМ поясняется на рис. 1.
Аппаратура АИС подключается к судовым спутниковым радиосистемам связи, таким как ИНМАРСАТ или ИРИДИУМ. Зона действия системы ИНМАРСАТ охватывает весь земной шар за исключением районов северных и южных широт выше и ниже 70° соответственно, то есть района ГМССБ А3.
Таким образом, для судов, осуществляющих плавание в районах ГМССБ А2 и А3, возможно подключение аппаратуры АИС к судовой спутниковой станции ИНМАРСАТ-С. Выбор системы ИНМАРСАТ-С не случаен, так как она входит в состав оборудования ГМССБ, обеспечивает передачу телексных сообщений в режиме накопления с последующей передачей (так называемый режим store and forward). Услуги связи, предоставляемые системой ИНМАРСАТ-С, относительно недороги, это и делает ее наиболее распространенной спутниковой станцией на судах, а следовательно, и наиболее удобной. Тем не менее наравне с ИНМАРСАТ-С выступают такие спутниковые станции, как ИНМАРСАТ-Д+, ИНМАРСАТ-Ф-77 и др. Так, для судов, осуществляющих плавание в районе А2, необязательна установка спутниковой станции ИНМАРСАТ-С, в этом случае оборудование СДИ может функционировать на базе станции ИНМАРСАТ-Д+, обеспечивающей двухстороннюю связь, то есть передачу коротких сообщений с последующим подтверждением о получении переданной информации.
Рис. 1. Принцип работы СДИ при использовании спутниковой системы ИНМАРСАТ и ИРИДИУМ
Без ограничений функциональных возможностей по работе в системе ГМССБ спутниковая станция ИНМАРСАТ-С используется также для передачи данных о судне в рамках системы СДИ. Для подключения АИС к ИН-МАРСАТ-С используется двухнаправленный интерфейс в соответствии с требованиями стандарта МЭК-61162. Судовая станция ИН-МАРСАТ-С передает сообщение через геостационарный спутник, который выполняет роль активного ретранслятора. Сообщение принимается береговой земной станцией и далее по береговым линиям связи доставляется на нужную станцию регулирования движением судов [3].
При плавании судна в районе А4 ГМС-СБ такая передача информации осуществляется на базе глобальной низкоорбитальной спутниковой системы, например системы ИРИДИУМ.
Работа в режиме дальней связи осуществляется параллельно с функционированием АИС на УКВ-каналах обмена данными.
Режим дальней связи не предполагает непрерывного слежения за судном в реальном режиме времени, а в соответствии с резолюцией ИМО М8С.263(84) необходимо:
1. Иметь возможность автоматически и без участия оператора на борту судна передавать каждые 6 часов данные о судне через систему LR.IT в Центр сбора и хранения данных СДИ.
2. Иметь возможность удаленного конфигурирования для передачи данных LRIT с различными интервалами.
3. Иметь возможность передавать данные по получении команды опроса.
// университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
4. Подключаться непосредственно к судовому оборудованию ГНСС либо иметь встроенный приемник ГНСС.
5. Обеспечиваться электропитанием от основного и резервного источника питания.
6. Соответствовать требованиям 1ЕС 60945 об электромагнитной совместимости [4].
Таким образом, работа в режиме дальней связи не создает какой-либо заметной нагрузки и не мешает обмену данными на каналах АИС.
В заключение следует отметить, что в России с 2000 г. функционирует система мониторинга «Виктория», созданная отечественными разработчиками, которая обеспечивает глобальный контроль за местоположением судов торгового флота — как в коммерческих целях, так и для проведения эффективных поисково-спасательных операций на море и решения государственных функций по контролю за судоходством. Одна из таких функций — автоматизированный контроль местоположения судов, имеющих ограничения по районам плавания, и выявление соответствующих нарушений. Несмотря на то что система является добровольной, она нашла признание у российских и зарубежных судовладельцев [5].
Таким образом, в настоящее время внедрение системы дальней идентификации и слежения за судами, начавшееся 01.01.2008 г., продолжается, а ее оборудование является обязательным для всех судов, попадающих под новое правило У/19-1 МК СОЛАС.
Список литературы
1. Решетов Н. Внедрение системы дальней идентификации судов // Морской флот. — 2008. — ы № 2. — С. 26-29. К
2. Материалы сайта: http://www.mvsgt.ru/Forum-2008/doklady/new_radio_req.ppt.
3. Кошевой В. М., Шишкин А. В., Купровский В. И. Система и устройства автоматической идентификации судов. — Одесса, 2005.
4. Резолюция ИМО М8С.210(81) от 19.05.2006 г. «Требования к судовому оборудованию системы дальней идентификации и слежения за судами».
5. Клявин А. Использование спутниковых навигационных систем на морском и речном транспорте // Морской флот. — 2007. — № 5. — С. 18-20.