Научная статья на тему 'Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса'

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ДЕФИЦИТ / БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / LOCAL BUDGET / MUNICIPAL UNITS / BALANCE / DEFICIT / BUDGET REFORM / RESULT-ORIENTED BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Татьяна Владимировна

Рассмотрены виды сбалансированности местных бюджетов, ее значение в реализации реформы бюджетного процесса в Российской Федерации. Представлены основные этапы управления сбалансированностью и характеристика дефицита бюджета муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF LOCAL BUDGET BALANCE IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF BUDGETARY PROCESS REFORM

Kinds of local budget balance, its value in realization of budgetary process reform in the Russian Federation are considered. The basic stages of balance management and the characteristics of a budget deficit of municipal units are presented.

Текст научной работы на тему «Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса»

О

УДК 336.14:352 (571.53) ББК 65.261.783

Т.В. Сорокина

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрены виды сбалансированности местных бюджетов, ее значение в реализации реформы бюджетного процесса в Российской Федерации. Представлены основные этапы управления сбалансированностью и характеристика дефицита бюджета муниципального образования.

Ключевые слова: местные бюджеты, муниципальные образования, сбалансированность, дефицит, бюджетная реформа, бюджетирование, ориентированное на результат.

T.V. Sorokina

FORMING OF LOCAL BUDGET BALANCE IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF BUDGETARY PROCESS REFORM

Kinds of local budget balance, its value in realization of budgetary process reform in the Russian Federation are considered.

The basic stages of balance management and the characteristics of a budget deficit of municipal units are presented.

Keywords: local budget, municipal units, balance, deficit, budget reform, Result-oriented Budgeting.

“O!

Существенные изменения в обеспечении сбалансированности местных бюджетов в Российской Федерации произошли в связи с развитием бюджетных правоотношений, последовательным совершенствованием бюджетного федерализма, а также реализацией реформы бюджетного процесса. Кроме того решение задачи преодоления последствий финансового кризиса на муниципальном уровне основано на активном поиске новых методов проведения органами местного самоуправления ответственной бюджетной политики, направленных на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных финансово-бюджетных возможностей и особенностей социально-экономического развития территорий.

Трансформация системы финансового обеспечения муниципальных образований с целью повышения их самостоятельности неразрывно связана с внедрением среднесрочного бюджетирова-

© Т.В. Сорокина, 2010

О

ния, ориентированного на результат, в рамках реформы бюджетного процесса.

Представляя собой органичный элемент бюджетной системы страны, местные бюджеты характеризуются спецификой задач, решаемых на территориальном уровне в сфере социально-экономического развития муниципальных образований с учетом закрепленных за ними доходных и расходных полномочий в соответствии с установленными вопросами местного значения.

Анализ трансформационного развития бюджетной системы Российской Федерации и особенностей организации бюджетного процесса на всех ее уровнях свидетельствует о существенном влиянии методов управления сбалансированностью региональных бюджетных систем и местных бюджетов на качество реализации бюджетной реформы.

Обеспечение результативности и эффективности бюджетных расходов в рамках реализуемой концепции повышения качества управления муниципальными финансами в значительной степени зависит от последовательного расширения полномочий субъектов Федерации и муниципальных образований, системы межбюджет-ных отношений на региональном уровне, создания стимулов для укрепления собственного налогово-бюджетного потенциала. Особенно это становится актуальным в контексте решения проблемы оптимизации расходов местных бюджетов с целью обеспечения бюджетной сбалансированности как одного из способов преодоления последствий кризиса.

Сбалансированность местного бюджета в широком смысле представляет собой результат соотношения доходов и расходов соответствующего бюджета, который может быть квалифицирован как равенство доходов и расходов бюджета, превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над доходами (дефицит).

Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и при исполнении бюджетов. При утверждении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ могут быть запланированы равенство доходов и расходов и дефицитное состояние. По результатам исполнения местного бюджета в конце бюджетного года допустимы все три вида сбалансированности.

Принцип сбалансированности бюджета в соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса РФ означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и

©

изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета [1].

Наиболее типичным состоянием сбалансированности местных бюджетов является дефицит. С учетом основных принципов реформирования бюджетного процесса, управление бюджетной сбалансированностью на муниципальном уровне должно включать следующие этапы:

- определение предпосылок формирования бюджетного дефицита;

- если имеет место дефицит — установление величины дефицита (ее расчет);

- выбор источников финансирования дефицита бюджета в зависимости от вида дефицита;

- расчет плановых величин источников финансирования дефицита бюджета;

- расчет расходов на обслуживание муниципального долга;

- осуществление мероприятий по привлечению источников финансирования дефицита бюджета (оформление заявок на получение бюджетных кредитов, подготовка и проведение конкурсов с целью привлечения кредитов коммерческих банков, заключение кредитных соглашений и т.д.);

- использование денежных средств, поступивших на бюджетный счет в качестве источников финансирования дефицита;

- оценка результативности и эффективности привлечения источников финансирования дефицита (размещения средств при профиците).

В соответствии со ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1].

Выбор источников финансирования дефицита зависит от вида бюджетного дефицита (табл. 1).

Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, а также поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования могут направляться на финансирование всех видов дефицита местного бюджета. В настоящее время дефицит местных бюджетов в Российской Феде-

О

рации в соответствии с причинами его возникновения может быть охарактеризован как межбюджетный и кризисный.

Таблица 1

Классификация видов дефицита местного бюджета

Признак класси- фикации Вид бюджетного дефицита Характеристика дефицита Инструменты привлечения источников финансирования дефицита

В зависимости от стадий бюджетного процесса Пла- новый дефицит Утвержден в бюджете на соответствующий финансовый год Муниципальные ценные бумаги Кредиты кредитных организаций Бюджетные кредиты

Текущий (времен- ный) дефицит Возникает при исполнении бюджета в результате несоответствия расходных обязательств динамике поступающих доходов как кассовый разрыв Кредиты кредитных организаций Бюджетные кредиты

Факти- ческий дефицит Формируется по результатам исполнения бюджета в конце бюджетного года, утверждается в отчете об исполнении бюджета Все источники финансирования дефицита, привлеченные в течение года

В зависимости от причин возникновения Кри- зисный дефицит Возникает в результате экономического кризиса Кредиты кредитных организаций Бюджетные кредиты

Актив- ный дефицит Создается искусственно в результате значительного увеличения бюджетных инвестиций в реальный сектор экономики Муниципальные ценные бумаги

Межбюд- жетный дефицит Возникает в результате несоответствия доходных и расходных полномочий органов власти различных уровней Дотации Субвенции Кредиты кредитных организаций Бюджетные кредиты

Результаты анализа сбалансированности бюджетов городов Иркутской области, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что большинство местных бюджетов принимается и исполняется с дефицитом. При этом если плановые показатели у всех городских округов характеризуются превышением расходов над доходами, то по результатам исполнения бюджетов в некоторых территориях имеет место профицит. Например, бюджет г.Иркутска в 2009 г. был исполнен с положительным сальдо в размере 406 617 тыс. р.

©

Таблица 2

Динамика сбалансированности бюджетов городских округов Иркутской области в 2007-2009 гг.

Муниципальное образование Дефицит (профицит), тыс. р.

2007 г. 2008 г. 2009 г.

План Факт План Факт План Факт

г. Братск -201 583 -60 149 -291 267 -97 262 -197 223 -133 063

г. Зима -99 964 -17 656 -80 233 -27 978 -23 573 -10 899

г. Иркутск -408 730 -127 095 -611 006 -443 712 -24 371 406 617

г. Саянск -1 973 4 539 -1 556 15 026 -21 877 -6 685

г. Свирск -10 956 -7 434 -7 228 -3 881 -5 219 -1 924

г. Тулун -37 010 -18 108 -21 874 -10 132 -3 872 10 531

г. Усолье-Си-бирское -38 538 2 945 -69 262 -43 028 -57 113 -14 125

г. Усть-Илимск -98 512 61 466 -94 410 -5 403 -83 457 7 266

г. Черемхово -28 272 1 259 -44 172 179 025 -221 010 -202 286

Составлено по данных: [2].

В сложившихся условиях сбалансированность местных бюджетов в значительной степени определяют такие факторы, как обеспеченность органов местного самоуправления собственными доходными источниками и оптимизация бюджетных расходов.

При соблюдении формальных требований бюджетного законодательства в части предельного размера бюджетного дефицита, важно определить приоритеты расходования бюджетных средств на основе программно-целевых методов. Это связано с тем, что сокращение расходов бюджетов муниципальных образований вследствие режима жесткой экономии может привести к невозможности решения вопросов местного значения в полной мере, что напрямую отразится на показателях социально-экономического развития территории.

Таким образом, необходимо в максимальной степени реализовать принцип бюджетирования, ориентированного на результат, на региональном и муниципальном уровнях с тем, чтобы обеспечивая результативность бюджетных расходов, создать стимулы для увеличения собственного доходного потенциала.

Управление сбалансированностью должно осуществляться в условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти в реализации реформы бюджетного процесса, направленной на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора.

О

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от З1 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]// Доступ из справ.-правовой Системы «Консультант Плюс».

2. Официальный сайт Министерства финансов Иркутской области. — URL: http://www.gfu.ru.

Bibliography (transliterated)

1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (s izm. i dop.) [Elektronnyi resurs]// Dostup iz sprav.-pravovoi Sistemy «Konsul’tant Plyus».

2. Ofitsial’nyi sait Ministerstva finansov Irkutskoi oblasti. — URL: http://www.gfu.ru.

Информация об авторе

Сорокина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, докторант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: natvros@mail.ru.

Author

Sorokina Tatyana Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for Doctor’s Degree, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: natvros@mail.ru.

3S1 ; U і , >?j

C°!

go]

- ш І e =r

?s I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.