Научная статья на тему 'Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии COVID-19 на объектах транспорта'

Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии COVID-19 на объектах транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санитарно-эпидемиологическая безопасность правовое регулирование / транспортная прокуратура / санитарный надзор / эпидемиологический надзор / sanitary and epidemiological safety / legal regulation / transport prosecutor’s office / sanitary supervision / epidemiological supervision.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоусов Сергей Александрович, Королев Станислав Юрьевич, Махонько Николай Иванович, Арасова Елена Анатольевна, Плотникова Юлия Анатольевна

Введение: в современных условиях при глобальном распространении коронавирусной инфекции COVID-19 обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности является ведущим приоритетом правозащитной деятельности российской прокуратуры. В этом смысле национальную безопасность следует понимать как абсолютное состояние защищенности наиболее важных потребностей человека, всего общества и государства. Цель: проанализировать проблемы санитарно-биологической безопасности, которые напрямую связаны с интенсивной транспортной коммуникацией, что и определяет возрастание инфекционных рисков, которым следует отнести проникновение опасных инфекционных заболеваний как с сопредельных с Россией территорий, так и в результате активного пассажиропотока из дальнего зарубежья. Методологическая основа: обоснование необходимости разработки устойчивой системы эколого-правового сопровождения масштабного обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии COVID-19 на объектах транспорта построено на следующей методологической основе: общенаучный метод и специальные методы познания, такие как сравнительно-правовой, эколого-юридический и эмпирический. Результаты: аргументирована позиция авторов относительно определения ведущей роли органов прокуратуры в обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии COVID-19 на объектах транспорта. Выводы: в период обострения пандемии в обязанности прокурорских работников городов и районных центров всех регионов стало входить отслеживание изменения законодательства в связи с распространением нового инфекционного заболевания. Тесное сотрудничество прокуратуры и средств массовой информации позволило в формате социального общения своевременно доводить до сведения населения официальную информацию по COVID-19, а также комментировать принимаемые правовые меры в качестве государственной поддержки населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белоусов Сергей Александрович, Королев Станислав Юрьевич, Махонько Николай Иванович, Арасова Елена Анатольевна, Плотникова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring Sanitary and Epidemiological Safety of the Russian Federation in the Context of Experience in Legal Regulation of Surveillance under Conditions of Pandemic COVID-19 at Transport Facilities

Background: in modern conditions, with the global spread of COVID-19 coronavirus infection, ensuring sanitary and epidemiological safety is the leading priority of the human rights activities of the Russian Prosecutor’s office. In this sense, national security should be understood as an absolute state of protection of the most important needs of a person, the whole society and the state. Objective: to analyze the problems of sanitary and biological safety, which are directly related to intensive transport communication, which determines the increase in infectious risks, which should include the penetration of dangerous infectious diseases both from territories adjacent to Russia and as a result of active passenger traffic from abroad. Methodology: the rationale for the need to develop a sustainable system of environmental and legal support for large-scale provision of sanitary and epidemiological safety of the Russian Federation in the context of the experience of legal regulation of surveillance in the conditions of the COVID-19 pandemic at transport facilities is based on the following methodological basis: general scientific method and special methods of cognition, such as comparative legal, environmental-legal and empirical. Results: the authors argued the position on the definition of the leading role of prosecutors in ensuring sanitary-epidemiological safety of the Russian Federation in the context of the experience of legal regulation of supervision in conditions of the pandemic COVID-19 at transport facilities. Conclusions: during the aggravation of the pandemic, it became the responsibility of prosecutors in cities and district centers in all regions to monitor changes in legislation in connection with the spread of the new infectious disease. Close cooperation between the prosecutor’s office and the mass media made it possible, in the format of social communication, to communicate official information on COVID-19 to the population in a timely manner, as well as to comment on the legal measures taken as state support for the population.

Текст научной работы на тему «Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии COVID-19 на объектах транспорта»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2022-3-62-69 УДК 342

С.А. Белоусов, С.Ю. Королев, Н.И. Махонько, Е.А. Тарасова, Ю.А. Плотникова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЗОРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

Введение: в современных условиях при глобальном распространении коронави-русной инфекции СОУ1П-19 обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности является ведущим приоритетом правозащитной деятельности российской прокуратуры. В этом смысле национальную безопасность следует понимать как абсолютное состояние защищенности наиболее важных потребностей человека, всего общества и государства. Цель: проанализировать проблемы санитарно-био-логической безопасности, которые напрямую связаны с интенсивной транспортной

! © Белоусов Сергей Александрович, 2022

S- Доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой теории

™ государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: sbelousov64@yandex.ru

i © Королев Станислав Юрьевич, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент земельного и экологического права (Саратовская госу-¡1 дарственная юридическая академия); e-mail: skorolev1976@mail.ru © Махонько Николай Иванович, 2022

Доктор медицинских наук, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-£ дарственная юридическая академия); e-mail: nmakhonko@yandex.ru

£ © Тарасова Елена Анатольевна, 2022

Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная | юридическая академия); e-mail: tarasova.elena.064@gmail.com о © Плотникова Юлия Анатольевна, 2022

>g Кандидат юридических наук, доцент, доцент земельного и экологического права (Саратовская госу-

£ дарственная юридическая академия); e-mail: plotn-yulya@yandex.ru

0

§ © Belousov Sergey Aleksandrovich, 2022

" Doctor of Law, Professor, Vice-rector For Scientific Work, Head of the Department of Theory of State and Law

1 (Saratov State Law Academy)

£ © Korolev Stanislav Yurievich, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Land and Environmental Law (Saratov State Law Academy)

© Makhonko Nikolay Ivanovich, 2022

Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Land and Environmental Law (Saratov State Law Academy) © Tarasova Elena Anatolievna, 2022

Senior Lecturer, Department of Land and Environmental Law (Saratov State Law Academy) © Plotnikova Yulia Anatolyevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Land and Environmental Law 62 (Saratov State Law Academy)

коммуникацией, что и определяет возрастание инфекционных рисков, которым следует отнести проникновение опасных инфекционных заболеваний как с сопредельных с Россией территорий, так и в результате активного пассажиропотока из дальнего зарубежья. Методологическая основа: обоснование необходимости разработки устойчивой системы эколого-правового сопровождения масштабного обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии СО-УЮ-Ю на объектах транспорта построено на следующей методологической основе: общенаучный метод и специальные методы познания, такие как сравнительно-правовой, эколого-юридический и эмпирический. Результаты: аргументирована позиция авторов относительно определения ведущей роли органов прокуратуры в обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации в контексте опыта правового регулирования надзора в условиях пандемии СО-УЮ-Ю на объектах транспорта. Выводы: в период обострения пандемии в обязанности прокурорских работников городов и районных центров всех регионов стало входить отслеживание изменения законодательства в связи с распространением нового инфекционного заболевания. Тесное сотрудничество прокуратуры и средств массовой информации позволило в формате социального общения своевременно доводить до сведения населения официальную информацию по СОУЮ-Ю, а также комментировать принимаемые правовые меры в качестве государственной поддержки населения.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая безопасность правовое регулирование, транспортная прокуратура, санитарный надзор, эпидемиологический надзор.

S.A. Belousov, S.Yu. Korolev, N.I. Makhonko, E.A. Tarasova, Yu.A. Plotnikova

B

c

ENSURING SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SAFETY j

OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT |

OF EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION |

OF SURVEILLANCE UNDER CONDITIONS OF PANDEMIC §

COVID-19 AT TRANSPORT FACILITIES s

g

CD

Background: in modern conditions, with the global spread of COVID-19 coronavirus q

infection, ensuring sanitary and epidemiological safety is the leading priority of the H

human rights activities of the Russian Prosecutor's office. In this sense, national security j

should be understood as an absolute state of protection of the most important needs of u

a person, the whole society and the state. Objective: to analyze the problems of sanitary e

and biological safety, which are directly related to intensive transport communication, §

which determines the increase in infectious risks, which should include the penetration K

of dangerous infectious diseases both from territories adjacent to Russia and as a result e

of active passenger traffic from abroad. Methodology: the rationale for the need to u

develop a sustainable system of environmental and legal support for large-scale provision №

of sanitary and epidemiological safety of the Russian Federation in the context of the 1

experience of legal regulation of surveillance in the conditions of the COVID-19 pandemic )

at transport facilities is based on the following methodological basis: general scientific 0 method and special methods of cognition, such as comparative legal, environmental-legal and empirical. Results: the authors argued the position on the definition of the leading role of prosecutors in ensuring sanitary-epidemiological safety of the Russian Federation in the context of the experience of legal regulation of supervision in conditions of the pandemic COVID-19 at transport facilities. Conclusions: during the aggravation of the pandemic, it became the responsibility of prosecutors in cities and district centers

in all regions to monitor changes in legislation in connection with the spread of the 63

new infectious disease. Close cooperation between the prosecutor's office and the mass media made it possible, in the format of social communication, to communicate official information on COVID-19 to the population in a timely manner, as well as to comment on the legal measures taken as state support for the population.

Key-words: sanitary and epidemiological safety, legal regulation, transport prosecutor's office, sanitary supervision, epidemiological supervision.

Новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021) трактует «национальную безопасность» как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз»1. В этом смысле национальную безопасность следует понимать как абсолютное состояние защищенности наиболее важных потребностей человека, всего общества и государства. В современных условиях при глобальном распространении коронавирусной инфекции СОУГО-19 обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности является ведущим приоритетом правозащитной деятельности российской прокуратуры [1, с. 21-23].

Проблемы санитарно-биологической безопасности напрямую связаны с интенсивной транспортной коммуникацией, что и определяет возрастание инфекционных рисков, которым следует отнести:

проникновение опасных инфекционных заболеваний как с сопредельных с Россией территорий, так и в результате активного пассажиропотока из дальнего зарубежья;

занос патогенных изменяющихся штаммов СОУГО-19 из-за устойчивых негативных процессов неконтролируемой миграции на территорию страны;

возможность биологического терроризма из биологических лабораторий (США, отдельных стран Европейского Союза) с известной локацией в Украине, Грузии, Китайской Народной Республики в результате распространения штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов, созданных с помощью новейших биологических технологий [2, с. 71-79].

В этом смысле транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на железнодорожном, водном (речном и морском), воздушном транспорте, а также за деятельностью правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере.

Данная прокуратура является необходимым элементом прокурорской системы, так как реализуется зонально-предметный принцип прокуратуры. Контроль за деятельностью транспортных прокуратур осуществляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ.

Полномочия транспортного прокурора: надзор за исполнением законов на транспорте;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями и учреждениями транспорта независимо от форм собственности;

привлечение виновных лиц к ответственности за правонарушения и преступления, совершенные должностными лицами транспортных организаций;

проведение проверок соблюдения федерального законодательства таможенными органами.

1 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности 64 Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27, ч. II, ст. 5351.

Транспортные прокуроры пользуются всеми правами и несут обязанности в пределах своей компетенции при осуществлении своей деятельности в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ»1.

Несмотря на санитарные ограничения, транспортный комплекс продолжал свою деятельность, тем не менее, он стал представлять угрозу, так как скорость распространения инфекции возрастала из-за нахождения пассажиров в замкнутом пространстве. Учитывая эти условия, сотрудники транспортной прокуратуры распределили свою деятельность по нескольким направлениям:

усиленный надзор за соблюдением санитарных правил на объектах транспорта;

надзор за принятием и соблюдением санитарно-гигиенических мер в целях защиты здоровья пассажиров;

обеспечение санитарного мониторинга на авиационном, железнодорожном и водном транспорте;

транспортные прокуроры были уполномочены проводить профилактические противоэпидемиологические мероприятия на вышеуказанных видах транспорта, которые стали основой устойчивой деятельности транспортного комплекса страны.

В таблице 1 представлены возникшие проблемы и организационные мероприятия по их решению в системе российской гражданской авиации [3, с. 10-13].

Таблица 1

Данные Международной ассоциации гражданской авиации (1САО)

п

о

го

п

X

о

Хс

ТЗ

0 —I

го ф

1

1

о

Хс

5

тз

X

д

^

X ф

о

X

о

Хс а

ж ш

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф §

ю

со 4

)

2 о м ы

Общие проблемы в авиационном комплексе РФ и деятельность транспортных прокуроров

Общемировые проблемы гражданской авиации Сокращение международного авиационного рынка Правовые и организационные проблемы, характерные для РФ Деятельность органов прокуратуры в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности Результаты деятельности транспортных прокуроров в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности

27 марта 2020 года прекратилось авиасообщение с другими странами (регулярное и чартерное) Потери авиационного рынка составили 98%, т.к. иностранные государства (110 стран) ограничили авиаперелеты В Российской Федерации возникли правовые и организационные проблемы в связи с обеспечением необходимости изоляции россиян, которые возвращались из-за границы оперативное взаимодействие правоохранительных органов, судов с санитарными службами; в режиме реального времени решался вопрос о принудительной госпитализации граждан в целях прохождения карантина; обеспечивалось комфортное проживание иностранных граждан, которые не могли вылететь из России, т.к. были закрыты государственные границы других стран оперативно выдавались разрешения на временное пребывание иностранных граждан в РФ; успешно решались вопросы размещения, питания и медицинского обслуживания иностранцев; в бюджет страны было взыскано 375 млн. рублей за счет выявления 3,5 тысяч нарушений закона и вынесения 1,3 тысячи актов реагирования

1 См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; 2021. № 27, ч. I, ст. 5093. 65

Лидером в перевозках и количестве пассажиропотоков является железнодорожный транспорт. Поэтому перед ним в период распространения коронавирус-ной инфекции ставятся большие задачи. Основные требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности и методы выполнения данных требований были разработаны Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеку по железнодорожному транспорту, Центром гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту и Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены.

На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор при осуществлении деятельности на железнодорожном транспорте осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что санитарно-эпидемиологический надзор при миграции населения не является новеллой сегодняшнего дня и сегодняшних событий. Так, еще в XIV в. учреждались заповедные леса военного значения вдоль южной границы леса Русского государства, так называемые «засеки». Засечная черта проходила в юго-восточном направлении от Шацка и Ряжска и соединялась с Рязанской, Каширской, Веневской, Тульской, Крапивенской, Одоевской, Лихвинской, Перемышльской, Белевской и Козельской линиями лесных завалов [4, с. 37]. Но «засечные леса» использовались не только как военно-оборонительные рубежи от нападения конных войск врага, но и как карантинный заслон при борьбе с эпидемиями. Так, во время «морового поветрия» в Европе в 1557 г., на западной границе государства от Вильно до Борисова были устроены «засеки», а также заставы на общеизвестных маршрутах для пресечения передвижения населения во время эпидемии [5, с. 141].

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры по сети железных дорог Российской Федерации и защита прав потребителей как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни граждан осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:

профилактика, выявление и предупреждение распространения инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами вакцинопрофилактики;

недопущение завоза и распространения на территории страны опасных инфекционных болезней;

обеспечения биологической безопасности на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры по сети железных дорог Российской Федерации;

оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения деятельности; реализация научных исследований и разработок, направленных на решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах

1 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 66 2003. № 2, ст. 169; 2022. № 12, ст. 1783.

железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры по сети железных дорог Российской Федерации;

участие в международных научных мероприятиях, взаимодействия с иностранными государствами в области борьбы с инфекциями, включая приграничное содружество, реализацию международных обязательств Российской Федерации.

В контексте данной статьи необходимо выделить такие программные документы как «Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»1 и «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в РФ на период до 2030 г.»2

В таблице 2 представлены основные направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на базе вышеуказанных документов.

Таблица 2

Направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры3

Совершенствование противоэпидемиологических мер в транспортной системе РФ

Направления деятельности Конкретные мероприятия

Эпидемиологический надзор Совершенствование комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по эпидемиологическому надзору за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи в условиях распространения короновирусной инфекции Совершенствование комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по эпидемиологическому надзору за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи в условиях распространения короновирусной инфекции

Санитарный надзор Совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства к содержанию подконтрольной территории, объектов и инфраструктуры железнодорожного транспорта

Система лабораторного обеспечения противоэпидемиоло-гической деятельности Совершенствование лабораторной деятельности Создание единой информационно-аналитической системы в целях лабораторного обеспечения Проведение санитарно-эпидемиологического мониторинга на базе лабораторий

Система научных эпидемиологических исследований по сети железных дорог РФ Реализация научных эпидемиологических исследований по сети железных дорог РФ

Развитие международного сотрудничества в целях снижения угроз здоровью и благополучию населения РФ Совершенствование и укрепление международного сотрудничества по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения с приоритетом на поддержание регулярного взаимодействия с приграничными государствами.

IO

--UJ

1 См.: Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Основы государственной политики ) Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на 2 период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Собр. законодательства Рос. Федерации. S 2019. № 11, ст. 1106.

2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2045-р «Об утверждении Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации» (в ред. от 11 сентября 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 41, ст. 5990.

3 См.: Основные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены».

URL: http://urpngt.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 67

В настоящее время (в условиях распространения коронавируса COVID-19) в обязанности прокуроров входят правовые просвещение и информирование. Деятельность по правовому просвещению является ключевым звеном в системе профилактики правонарушений санитарно-гигиенических и противоэпидеми-ологических требований. Пристальное внимание прокурорских работников привлечено к оперативному доведению до организаций и граждан специальной информации, содержащей рекомендации по обеспечению защиты населения от инфекционных заболеваний. Отметим, что органы прокуратуры обеспечивают правовое просвещение и правовое информирование о распространении коро-навирусной инфекции на основании Приказа Генерального прокурора РФ от 2 августа 2018 года № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»1.

Введение карантинных мер существенно сократило «живое общение» прокурорских работников с гражданами. Поэтому оперативно была переформатирована работа связь по правовому просвещению и правовому информированию населения с помощью компьютерных программ «Scape» и «ZOOM». Особую популярность среди местного населения снискали правовые вебинары, на которых доводилась достоверная информация по распространению коронавируса COVID-19 и деятельности системы здравоохранения. Отмечалось, что ведение правовых вебинаров прокурорами значительно снижало социальную напряженность на подведомственных территориях.

Таким образом, в этот период в обязанности прокурорских работников городов и районных центров всех регионов стало входить отслеживание изменения законодательства в связи с распространением нового инфекционного заболевания. Тесное сотрудничество прокуратуры и средств массовой информации позволило в формате социальной рекламы своевременно доводить до сведения населения официальную информацию по COVID-19, а также комментировать принимаемые правовые меры в качестве государственной поддержки многодетных семей, медицинских учреждений и медицинских работников, а также представителей среднего и малого бизнеса, что в свою очередь определило результативность мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности Российской Федерации.

Библиографический список

1. Кардашова И. Правовые новеллы обеспечения национальной безопасности прокуратурой // Законность. 2022. № 1. С. 21-23.

2. Махонько НИ, Плотникова Ю.А., Тарасова Е.А. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в контексте национальной безопасности Российской Федерации (в условиях пандемии COVID-19) // Право и противодействие пандемии: возможности и перспективы / отв. ред. В.Н. Синюков, А.А. Мохов. М.: Проспект, 2021 488 с.

3. Рубцова М. Работа транспортных прокуроров по обеспечению законности в транспортной сфере в условиях пандемии // Законность. 2021. № 9. С. 10-13.

4. Савельев А.О. О сторожевых засечных линиях на юге Древней Руси. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1876. 6 с.

5. Булгаков М.Б., Ялбуганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской Правды» до Петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 141.

1 См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // Законность. 2018. № 9.

References

1. Kardashova I. Legal Novelties of Ensuring National Security by the Prosecutor's Office // Legality. 2022. No. 1. P. 21-23.

2. Makhonko N.I., Plotnikova Yu.A., Tarasova E.A. Legal Provision of Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population in the Context of National Security of the Russian Federation (in the conditions of the COVID-19 pandemic) // Law and Countering the Pandemic: Opportunities and Prospects / ed. V.N. Sinyukov, A. A. Mokhov. M.: Prospect, 2021 488 p.

3. Rubtsova M. The Work of Transport Prosecutors to Ensure the Rule of Law in the Transport Sector in a Pandemic // Legality. 2021. No. 9. P. 10-13.

4. Savelyev A.O. On the Watch-Lines in the South of Ancient Russia. St. Petersburg: type. Imp. Academy of Sciences, 1876. 6 p.

5. Bulgakov M.B., Yalbuganov A.A. Environmental Acts: from the "Russian Truth" to the Peter Times // State and Law. 1996. No. 8. P. 141.

n

о

го

о

X

О

Se о

о

д

си тз

о —I

го ф

X X

о

Se

5

тз

s д

s

X ф

о

X

о

Se а ж

ш д

ф

S s s

IO

U 4

)

2 О N) N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.