крови из хвостовой вены, уровень карбоксигемогло-бина крови определяли на экспресс анализаторе производных гемоглобина «Полигем». Измерение показателей микроциркуляции проводили на внутренней поверхности бедра при помощи прибора ЛАКК-2. Время записи показателей составляло 6 минут. Контакт животных из опытной группы происходил в герметичной стеклянной камере в течение 5 минут. Контрольные крысы находились в аналогичной камере заполненной воздухом. После извлечения крыс из стеклянной камеры повторно измеряли уровень карбоксигемогло-бина и регистрировали показатели микроциркуляции обеих групп, описанными выше методами. При анализе ЛДФ-грамм определялись статистические средние величины перфузии тканей, сатурации кислорода и объема кровенаполнения. Статистическую обработку материала проводили при помощи t критерия Стьюдента. Различия считали значимыми при (р<0,05).
Результаты и обсуждение. Перед началом эксперимента концентрация карбоксигемоглобина крови у обеих групп не превышал 2% от общего содержания гемоглобина крови, и была в пределах нормы. Исходные показатели микроциркуляции в исследуемых группах существенно не различались (р>0,05) и составляли в среднем: перфузия на уровне 15(±3) перфу-зионных единиц, среднее относительное насыщение кислородом крови (сатурация) в среднем 60(±10), объемное кровенаполнение ткани наблюдалось в пределах 15(±4).
Нахождение крыс животных контрольной группы в стеклянной камере с атмосферным воздухом не повлияло на уровень карбоксигемоглобина крови, который продолжал оставаться на уровне 3±2 %, (р<0,01) от общего содержания гемоглобина. Показа-
тели микрогемодинамики также существенно не изменились в сравнении с исходными данными (р<0,05). Уровень перфузии составлял 15(±3) перф.ед., сатурации на уровне 65 (±12), объемное кровенаполнение не более 14(±3).
В результате контакта крыс опытной группы с угарным газом в концентрация карбоксигемоглобина в крови увеличилась в среднем до 33 (±6%)-(р<0,01), что согласно литературным данным соответствует отравлению средней степени тяжести. Параметры микроциркуляции в результате отравления угарным газом также значительно изменились
Показатели перфузии возросли до 28 (±5) перф.ед. (р<0,05). Определялась тенденция к снижению среднего относительного насыщения крови кислородом до 53(±10) - (р>0,05), по причине высокой концентрации карбоксигемоглобина и с его неспособностью переносить кислород к тканям. Снижение объемного кровенаполнения тканей до 12 (±3) - (р<0,05), в значительной степени вызвано компенсаторным спазмом периферических сосудов и централизацией кровообращения в ответ на гипоксическое воздействие.
Выводы. По данным лазерной доплеровской флоуметриии острая интоксикация угарным газом соответствующая отравлению средней степени тяжести у старых крыс вызывает существенное изменение показателей микроциркуляторного русла, в виде повышения показателей перфузии и снижения сатурации и объема кровенаполнения.
Список литературы:
1. Лужников Е.А., Костомарова Л.Г. Острые отравления угарным газом: Руководство для врачей. Москва, 1989 - 23 с.
2. Бонитенко Ю.Ю. Острые отравления алкоголем и его суррогатами. СПб, 2005 - с 10.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Коршевер Натан Григорьевич
Доктор мед наук, профессор, ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины)
Саратовского государственного медицинского университета, г. Саратов
Сидельников Сергей Алексеевич
Канд. мед наук, доцент, ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Саратовского государственного медицинского университета, г. Саратов Сидельникова Элина Сергеевна
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, студентка 5 курса педиатрического факультета Саратовского государственного медицинского университета, г. Саратов
Резюме. Цель работы - исследование организационных аспектов обеспечения раннего развития детей и подростков и обоснование их реализации в качестве информативных критериев оценки работы по охране здоровья населения. Организация и методы. Проведен экспертный опрос 34 организаторов здравоохранения. Результаты. Установлено, что обеспечение раннего развития детей и подростков - один из сложных информативных показателей работы по охране здоровья населения, который включает ещё 9 характеристик, каждая из которых может быть выражена тремя уровнями - высоким, средним и низким. Заключение. Полученные материалы целесообразно использовать при конструировании способа оценки работы по охране здоровья населения.
Ключевые слова: развитие детей, подростков, здоровье, население, оценка.
GUARANTEES OFEARLY CHILDREN'SAND TEENAGERS' DEVELOPMENT
AND EVALUATION OF ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PUBLIC HEALTH CARE
Natan G. Korshever
Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Professor of the Department of Public Health Service, Organization with the course of Medical Law and History of medicine, Professor, Doctor of Medical Sciences;
Sergei A. Sidelnikov
Saratov State Medical University n. a. V.I. Razumovsky, Head of the Department ofHealth and mobilization training for Disaster Medicine, Associate Professor, Candidate of Medical Sciences;
Sidelnikova Elina Sergeevna
A 5-year student ofpediatric faculty of Saratov State Medical University
n. a. V.I. Razumovsky, Saratov, Russia.
Summary. The aim of the work was to investigate organizational aspects regarding guarantees of early children's and teenagers' development and to substantiate their realization as informative criteria for evaluating activities in the sphere of public health care. Procedures and methods. There was carried on an expertise questioning of 34 health service organizers. Results. Guarantees of early children's and teenagers' development were established to be one of the most complex informative indices evaluating activities in the sphere of public health care. This index includes 9 more characteristics, each of which may be expressed by three levels - high, average and low. Conclusion. The obtained materials may be useful for designing a method of evaluating activities in the sphere ofpublic health protection.
Key words: children's and teenagers' development, health, population, informative indices, evaluation.
Введение. Обеспечение раннего развития детей и подростков - важная задача, стоящая как перед здравоохранением, так и другими секторами государства и общества. Тем не менее, при оценке работы по охране здоровья населения этот показатель целенаправленно не используется [2-4].
Цель работы заключается в исследовании организационных аспектов обеспечения раннего развития детей и подростков и обосновании их реализации в качестве информативных критериев оценки работы по охране здоровья населения.
Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 34 экспертов - организаторов здравоохранения. Критериями отбора послужили как количественные, так и качественные характеристики, в том числе: опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 10 лет и компетентность [1, с. 19]. Степень согласованности мнений экспертов рассчитывалась с использованием коэффициента конкордации Кендалла. Анкета содержала перечень информативных показателей успешности работы по охране здоровья населения.
Результаты. Полученные данные дали возможность установить перечень из 38 информативных показателей оценки работы по охране здоровья населения. Ряд показателей (их оказалось 16) был определен как сложные, то есть каждый из них может, в свою очередь, быть описан несколькими характеристиками («информативными критериями»), остальные - простые (представляют собой один информативный критерий).
Установлено, что одним из таких сложных показателей является «Обеспечение раннего развития детей и подростков». По данным экспертного опроса, данный показатель включает ещё девять характеристик (информативных критериев), отражающих организационные аспекты охраны здоровья населения. Опытные организаторы здравоохранения считали, что каждый информативный критерий имеет градацию - высокий - 1; средний - 2 и низкий - 3 уровни:
- разработка и реализация механизма последовательной политики в отношении раннего этапа развития детей:
1. Разработан и успешно реализуется механизм последовательной политики в отношении раннего
этапа развития детей, позволяющий реализовать всеобъемлющий подход к ранним годам жизни и обеспечить физическую, социальную, эмоциональную, речевую и познавательную его составляющие с учётом соответствующих международных и национальных достижений.
2. Механизм разработан, но реализуется недостаточно эффективно.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- обеспечение матерей и других лиц, осуществляющих уход за детьми, комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка:
1. Матери и другие лица, осуществляющие уход за детьми, охватываются комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка вне зависимости от платежеспособности.
2. Не все матери и другие лица, осуществляющие уход за детьми, охватываются комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- обеспечение качественного обязательного начального и среднего образования:
1. Для всех мальчиков и девочек вне зависимости от платежеспособности обеспечивается качественное обязательное начальное и среднее образование.
2. Обязательным начальным и средним образованием обеспечиваются все мальчики и девочки, но качество зависит от платежеспособности.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- выявление факторов, препятствующих поступлению в школу и продолжению в ней обучения, и осуществление целенаправленной работы по их устранению:
1. Активно выявляются факторы, препятствующие поступлению в школу и продолжению в ней обучения, и осуществляется целенаправленная работа по их устранению.
2. Факторы выявляются недостаточно активно, меры по их устранению предпринимаются, но недостаточно эффективные.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- осуществление целенаправленного анализа заболеваемости и смертности детей и подростков от управляемых причин:
1. Осуществляется целенаправленный анализ заболеваемости и смертности детей и подростков от управляемых причин, на основе которого совершенствуются существующие и вновь разрабатываются программы по формированию их физического и психического здоровья.
2. Анализ осуществляется, но совершенствование существующих и создание новых программ по формированию физического и психического здоровья детей и подростков не проводятся.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- создание благоприятной для здоровья детей и подростков окружающей среды:
1. Создаётся благоприятная для здоровья детей и подростков окружающая среда путем надлежащего планирования помещений, игровых площадок и обеспечения их современным дошкольным и школьным оборудованием, включая мебель, в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами.
2. Процесс создания благоприятной для здоровья детей и подростков окружающей среды не носит целенаправленного и системного характера.
3. Не соответствует требованиям п. 2
- обеспечение детей и подростков в школьных и дошкольных учреждениях горячим питанием:
1. Обеспечение детей и подростков в школьных и дошкольных учреждениях (особенно из малообеспеченных семей) горячим питанием осуществляется в соответствии с имеющимися нормативными документами.
2. Обеспечение горячим питанием осуществляется, но целенаправленное внимание детям и подросткам из малообеспеченных семей не уделяется.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- создание благоприятной окружающей среды для становления личности детей и подростков:
1. Создаётся возможность по реализации максимального физического, психического и социального потенциалов и для повышения чувства собственного достоинства, формирования личности; установлена позитивная атмосфера среди детей и подростков, между ними и персоналом, домом и обществом; они обеспечены знаниями для принятия позитивных решений по сохранению здоровья и окружающей среды.
2. Процесс создания благоприятной для становления личности детей и подростков окружающей
среды не носит целенаправленного и системного характера.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
- развитие целостных систем дошкольной и школьной медицины, психологии и педагогики, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, медицинской грамотности:
1. Развиваются целостные системы дошкольной и школьной медицины, психологии и педагогики, направленные на сохранение физической среды, укрепление здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, медицинской грамотности, соответствующим образом оснащённые, с акцентом на возможности проведения реабилитационных мероприятий, в том числе компьютерными программами раннего выявления риска вовлечения в табачную, алкогольную и наркотическую зависимости, а также нехимические зависимости - игровую (игрома-нию), интернет-зависимость.
2. Системы развиваются, но оснащены недостаточно.
3. Не соответствует требованиям п. 2.
Заключение. Полученные материалы могут
быть использованы при конструировании способа оценки работы по охране здоровья населения.
Литература
1. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Статистика, 1980. - 263 с.
2. Комплексная оценка воздействия на здоровье различных факторов (Обзор) / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева, Ю.Е. Абросимова, Н.А. Шибков, Р.К. Шахраманова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2008. - № 6. - С. 34-44. URL: http ://www. mediasphera. ru/uppic/Profilaktika/2008/6/9/P RF 2008 06 09.pdf (дата обращения: 20.12.2015).
3.Работа по охране здоровья: системный подход и оптимизация / Н.Г. Коршевер, В.В. Сафронов, С.В. Полковов, С.Н. Черевко // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. - № 3. - С. 38-42.
4.Ison E. Health Impact Assessment Toolkit. 2005. Available at: URL: http://www.skb.org.tr/english/wp-content/uploads/2010/08/hia tool kit 1.pdf (дата обращения: 20.12.2015).