Научная статья на тему 'Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы'

Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE STAFF / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / EXTREME PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING SAFETY ACTIVITIES / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В.

В статье раскрываются различные аспекты феномена психологической устойчивости сотрудников УИС. Декларируются пути формирования устойчивости к негативным факторам служебной деятельности, специальные меры по поддержанию психологической готовности пенитенциарных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring of psychological resistance of penal system employees to service peculiarities

This authors describe various aspects of the phenomenon of psychological stability of prison staff. Also they show the ways of stability formation to negative factors of the service activity and special measures to support the psychological preparedness of the penitentiary staff.

Текст научной работы на тему «Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы»

с. в. кулакова

s. v. kulakova

начальник отдела НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

к. ф. Фадеева k. f. fadeyeva

старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы

л. в. мешкова l. v. meshkova

научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы

Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы

Ensuring of psychological resistance of penal system employees

to service peculiarities

Аннотация. В статье раскрываются различные аспекты феномена психологической устойчивости сотрудников УИС. Декларируются пути формирования устойчивости к негативным факторам служебной деятельности, специальные меры по поддержанию психологической готовности пенитенциарных сотрудников.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профессионально значимые качества, психологическая устойчивость, экстремальные психологические факторы, безопасность деятельности.

Abstract. This authors describe various aspects of the phenomenon of psychological stability of prison staff. Also they show the ways of stability formation to negative factors of the service activity and special measures to support the psychological preparedness of the penitentiary staff.

Key words: penitentiary system, professionally significant qualities of the staff, psychological stability, extreme psychological factors affecting safety activities.

Устойчивость организма и устойчивость личности -две качественно различные ступени развития.

В. Э. Чудновский

Служба в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), несомненно, является крайне нужной и важной для нашего общества и государства в целом. Каждый сотрудник работает в непростых условиях хронического стресса, обусловленного влиянием подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее - спецконтингента), как непосредственным, так и опосредованным, с подсознательным

ощущением постоянной опасности. Служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников. Исследователи в числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных [1].

При изучении человека как субъекта труда исследователи обратили внимание на изменения, которые происходят с личностью в процессе овладения профессиональной деятельностью. В этой связи были описаны ее позитивное значение для развития личности, механизмы и условия эффективной профессионализации человека. С другой стороны, назывались отдельные негативные психические состояния человека, возникающие в процессе трудовой деятельности, такие как монотония, утомление, стресс. При этом комплексное влияние профессиональной деятельности на психическую устойчивость оставалось изученным не в полной мере. Данный пробел создает необходимость комплексного изучения психологической устойчивости на разных этапах, установления динамики ее развития. Кроме того, психологическая устойчивость не является пожизненным капиталом и может меняться в процессе профессионального становления.

Изучением различных аспектов феномена психологической устойчивости занимались Л. М. Аболин, Б. Г. Бовин, Л. И. Божович, И. Н. Грызлова, М. Г. Дебольский, Л. Г. Дикая,

A. Н. Дубовская, Е. С. Жариков, Л. В. Заварзина,

B. И. Калин, Л. В. Куликов, Е. П. Крупник, Б. Ф. Ломов, В. Э. Чудновский и др.

Психологическая устойчивость сотрудника УИС к особенностям службы является интегральным понятием и включает в себя морально-психологическую, профессионально-психологическую и психофизиологическую устойчивость [2, 3].

Устойчивость морально-психологическая -важный компонент морально-психологической подготовленности, приоритетный в его экстремально-психологической подготовленности, включающий в себя моральные взгляды и убеждения, ценностные ориентации, внутренне принятые нормы поведения, определяющие поведенческую стойкость сотрудника в экстремальных условиях [4].

Устойчивость профессионально-психологическая - специально развитая способность сотрудника сохранять оптимальные параметры психической деятельности, обеспечивающие решение профессиональных задач в экстремальных ситуациях, строится на базовых личностных предпосылках психологической устойчивости, но отличается именно повышенной устойчивостью сотрудника к про-

фессиональным экстремальным факторам, которая достигается стихийно в длительном профессиональном опыте либо ускоренно в процессе организованной экстремально-психологической подготовки [5].

Устойчивость психофизиологическая - качество психофизиологической сферы психики, обусловленное особенностями нервной системы и высшей нервной деятельности, способностью сохранять оптимальные параметры функционирования в экстремальных ситуациях и условиях.

Вместе с тем все предложенные определения ориентированы в большей степени на экстремальные условия профессиональной деятельности. По нашему мнению, важна не только психологическая устойчивость к экстремальным условиям, но и в целом к специфическим условиям службы в УИС, при которых порой тяжело обозначить грань между обычными и экстремальными условиями, так как в силу особенностей службы профессиональная деятельность сотрудника УИС по своей природе является стрессогенной.

Психологическая устойчивость сотрудников УИС к особенностям службы характеризуется:

- адекватной оценкой имеющихся психоло-гичеких ресурсов, умением их мобилизовать и рационально использовать в ситуациях профессиональной деятельности;

- оптимальным мотивационным комплексом с гармоничным сочетанием внутренних и внешних мотивов и мотивационными доминантами, адекватными рассматриваемой профессиональной деятельности;

- устойчивой самооценкой;

- способностью к вдумчивой оценке возможных ситуаций и выработке соответствующих стратегий поведения;

- способностью к эмоционально-волевой саморегуляции в стрессогенных условиях.

На возможные изменения личности сотрудников исправительных учреждений указывают многие исследователи, речь идет об изменениях и нарушениях, вызванных специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющими на ее осуществление.

Негативные факторы особенностей службы приведены ниже.

- Новизна, необычность. Ситуации повышенной сложности бывают не каждый день и менее привычны для сотрудников. Они отли-

чаются определенной уникальностью, требующей действовать не шаблонно, а гибко, находчиво, с умом, активизируя свои возможности.

- Внезапность. Большинство сложных условий или еще большее их усложнение происходит резко, радикально меняя ситуацию. Это требует от сотрудника готовности к таким усложнениям, бдительности, умения не поставить себя в сложное положение, не растеряться.

- Стремительность, дефицит времени. Ситуации заставляют профессионала действовать быстро, реагировать на изменения немедленно и адекватно, не отставая от темпа изменения обстановки и развития событий.

- Высокие нагрузки. Действовать в сложных условиях, использовать все свои возможности, на предельном напряжении, показывая все, на что ты способен. Нагрузки комплексны: умственные, эмоциональные, волевые, физические.

- Неопределенность. Практически всегда сотрудникам приходится действовать в обстановке информационной неопределенности.

- Риск. Риск в деятельности сотрудника УИС присутствует постоянно: риск срыва решения служебной задачи, получения взыскания, физических увечий, для своей жизни, для своего авторитета и морального престижа.

- Ограниченный круг профессионального общения. Различные ограничения, обусловленные спецификой несения службы (свободы общения, в ряде случаев - даже перемещения внутри учреждения; атмосфера учреждения лишения свободы; отсутствие непосредственной связи с внешним миром).

- Невысокий общественный статус профессиональной деятельности.

- Несение службы с оружием.

Сотрудник УИС при выполнении служебных обязанностей испытывает большие, а порой и предельные нагрузки. Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий, причем неоднозначно [6].

Более эффективными оказываются те сотрудники, которые имеют, с одной стороны,

высокий уровень стрессоустойчивости, а с другой - занимаются какой-либо деятельностью, отличающейся от профессиональной (например, обучением, спортом и т. д.). Занятия творчеством выступают механизмом компенсации негативных переживаний, появляющихся в процессе работы, и способствуют конструктивному поведению в условиях напряжения.

Экспериментами и на практике доказано, что экстремальные психологические факторы оказывают положительное влияние на психику профессионала, если он хорошо подготовлен морально и профессионально-психологически [7]. Для его психической деятельности характерны:

- обостренное чувство долга, ответственности и решимости;

- полная самомобилизованность;

- повышенная энергичность и активность;

- повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, быстрая и четкая работа мысли;

- собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, быстрым реакциям на изменение обстановки;

- устойчивость к временным неудачам.

Однако на плохо подготовленных в профессиональном и морально-психологическом отношении работников сложные ситуации и присущие им факторы оказывают отрицательное воздействие. В их психической деятельности преобладают:

- беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

- боязнь неудачи, страх перед ответственностью;

- ухудшение сообразительности, наблюдательности; проявление провалов памяти, иллюзия восприятия;

- снижение активности, настойчивости, находчивости;

- постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

- обостренное чувство самосохранения;

- рост раздражительности, потеря контроля над собой.

Итак, отрицательные проявления в психической деятельности адекватно отражаются на действиях и поступках. Утрачивается творческая способность, действия делаются шаблонными, не полностью отвечающими

обстановке, начинают проявляться ошибки даже в отработанных действиях, всякие инструкции и рекомендации «вылетают» из головы, возникают проявления открытой трусости, отказ от выполнения рискованных поручений и т. д. Вместе с тем профессионально-психологическая устойчивость тренируема и ее при желании вполне можно развивать [8].

Обратимся к системе психологического обеспечения устойчивости к особенностям службы. По мнению Н. А. Бабкиной, одним из путей повышения психологической устойчивости сотрудников является моделирование различных профессиональных ситуаций (в том числе и трудных) в процессе профессиональной психологической подготовки, профессионально-психологический тренинг, который представляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать значимые качества личности сотрудника [9].

Если ограничиться рассмотрением специальных мер по поддержанию психологической готовности сотрудников, то можно выделить среди них три направления работы:

1) специальное обучение быстрому реагированию на внезапное обострение обстановки и переходу от повседневного состояния ожидания в состояние готовности к энергичным и эффективным действиям:

- применению приемов самозащиты при неожиданном нападении;

- стрельбе без обычного прицеливания;

- стрельбе в темноте;

- привычке к неожиданному: знанию всех ситуаций внезапного, неожиданного обострения обстановки и способов действия в них;

- владению приемами выхода из критического положения с учетом основных хитростей и уловок, используемых осужденными;

- способам самомобилизации и преодоления негативных состояний;

2) поддержание постоянной бдительности личного состава, готовности к любым неожиданностям в повседневной деятельности, строгое соблюдение мер предосторожности и способов обеспечения личной безопасности;

3) обеспечение повышения бдительности и боеготовности сотрудников до высшего уровня в ситуациях обострения обстановки и непосредственных угроз безопасности и жизни людей.

Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности работников органов правопорядка позволяют составить обобщенный психологический портрет пострадавших сотрудников. К числу основных параметров такого портрета можно отнести:

- недостаточные личностные предпосылки для нормального выполнения служебных обязанностей: отсутствие необходимых физических данных и профессиональной подготовленности, неблагоприятные психические состояния, переутомление, виктимные качества и др.;

- притупление бдительности и доверчивость;

- неиспользование или неправильное использование средств личной безопасности (бронежилет, сфера и т. п.);

- необоснованный риск;

- неумение предвидеть опасность.

Установка на выживание - это готовность

и предрасположенность сотрудника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает в себя три элемента:

- познавательный: «Я осознаю реальность вовлечения меня в экстремальную ситуацию»;

- эмоционально-оценочный: «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что я не стану жертвой в опасной ситуации»;

- поведенческий: «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, обвиняемым, осужденным, предвидя их возможное сопротивление».

Приемы преодоления страха и формирования у сотрудников бесстрашия. Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. У страха много проявлений: от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Для преодоления страха можно выделить два основных пути по развитию самообладания:

- воспитание;

- овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие сотрудников.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Главными составляющими в этом направлении могут быть:

- формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;

- развитие профессионализма и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;

- постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;

- моделирование опасных ситуаций;

- поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

- приобретение сотрудниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии человека с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом сотрудники эффективнее включаются в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение тревожности возможны также на основе дыхательных упражнений.

Итак, из вышесказанного можно сформулировать несколько правил поведения сотрудников УИС, направленных на обеспечение их личной безопасности:

- лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах со спецконтингентом;

- не провоцируйте нападение;

- здоровое недоверие к поднадзорным лучше, чем легкомысленная доверчивость;

- страхуйте каждое свое движение в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации;

- работая с группой, держите в поле зрения всех действующих лиц.

Таким образом, в рамках специфических условий несения службы существуют определен-

ные факторы, оказывающие психологическое воздействие на сотрудников УИС. Вследствие необходимости формирования устойчивости к данным факторам целесообразны специальные меры по поддержанию психологической готовности сотрудников УИС. Предложенные психотехнические приемы будут способствовать восстановлению личностных ресурсов и сохранению психологического здоровья сотрудников.^

1. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе внутренних дел : справ. пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких. М., 1997.

2. Панкин А. И. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.

3. Пономарева П. Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М., 1989.

4. Столяренко A. M. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.

5. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. С. 392.

6. Кулакова С. В., Фадеева К. Ф., Мешкова Л. В., Федорова Е. М. Механизмы переживания и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки: воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (22 июля 2014 г., Воронеж). 2014. № 1 (6). Воронеж. С. 109-115.

7. Казберов П. Н. Возможные последствия участия сотрудников правоохранительных органов в выполнении профессиональных задач в экстремальных условиях, в том числе по противодействию терроризму и экстремизму // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2, № 33. С. 258-261.

8. Казберов П. Н., Кулакова С. В., Фадеева К. Ф., Мешкова Л. В. Психологические аспекты подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 29-35.

9. Бабкина. Н. А. Устойчивость сотрудника ОВД в сложных профессиональных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4. С. 56-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.