Научная статья на тему 'Обеспечение правопорядка и законности как ключевой фактор экономической безопасности Российской Федерации'

Обеспечение правопорядка и законности как ключевой фактор экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1972
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN FEDERATION / LAW AND ORDER / LEGALITY / BASES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC STABILITY AND DEVELOPMENT / MODERN ECONOMY OF THE STATE / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОННОСТЬ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колотилин А.В., Кущак А.И.

В настоящее время экономика нашего государства переживает сложный период. Существенное сокращение доходов бюджета в результате резкого падения цен на нефть, совокупность внешнеэкономических санкций, напряженная геополитическая обстановка повлекли за собой падение уровня платежеспособности и жизни населения страны, увеличение безработицы, кризис во многих отраслях экономики, в том числе в банковской сфере. В данной связи особенно важным является поддержание правопорядка и законности на всех уровнях жизнедеятельности общества и государства в целях обеспечения нормального функционирования государства, защиты экономики от негативных внешних и внутренних факторов, обеспечения безопасности населения и государства. Радикальные силы внутри и вне Российского государства стремятся всеми средствами использовать нестабильные явления в экономике для того, чтобы расшатать основы конституционного строя нашего государства, посеять хаос и панику, спровоцировать население на неправомерные действия. В качестве защиты от подобных сил мы можем использовать усиление режима законности на территории нашего государства в интересах нашего общего будущего. Только таким образом мы сможем не просто способствовать выходу Российской экономики из кризиса, но и обеспечить ей посткризисное развитие и совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колотилин А.В., Кущак А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing law and order and legality as key factor of economic security of the Russian Federation

Now the economy of our state endures the difficult period. Essential reduction of the income of the budget as a result of sharp falling of prices of oil, set of the external economic sanctions, an intense geopolitical situation caused falling of level of solvency and life of the population of the country, increase in unemployment, crisis in many branches of economy, including in the bank sphere. In this connection law enforcement and legality at all levels of activity of society and state for ensuring normal functioning of the state, protection of economy against negative external and internal factors, safety of the population and the state is especially important. Radical forces in and out of the Russian state aspire all means to use the unstable phenomena in economy to loosen bases of the constitutional system of our state, to spread chaos and panic, to provoke the population to illegal actions. As protection against similar forces we can use strengthening of the mode of legality in the territory of our state in interests of our general future. Only thus we will be able to promote not simply an exit of the Russian economy from crisis, but also to provide it post-crisis development and improvement.

Текст научной работы на тему «Обеспечение правопорядка и законности как ключевой фактор экономической безопасности Российской Федерации»

УДК: 338.222

Обеспечение правопорядка и законности как ключевой фактор экономической безопасности Российской Федерации

Канд. юр. наук Колотилин А.В. alexej.kolotilin@yandex.ru Университет ИТМО 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова,9 Кущак А.И. AIkushak@assembly.ru Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 190107, Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 6

В настоящее время экономика нашего государства переживает сложный период. Существенное сокращение доходов бюджета в результате резкого падения цен на нефть, совокупность внешнеэкономических санкций, напряженная геополитическая обстановка повлекли за собой падение уровня платежеспособности и жизни населения страны, увеличение безработицы, кризис во многих отраслях экономики, в том числе в банковской сфере. В данной связи особенно важным является поддержание правопорядка и законности на всех уровнях жизнедеятельности общества и государства в целях обеспечения нормального функционирования государства, защиты экономики от негативных внешних и внутренних факторов, обеспечения безопасности населения и государства. Радикальные силы внутри и вне Российского государства стремятся всеми средствами использовать нестабильные явления в экономике для того, чтобы расшатать основы конституционного строя нашего государства, посеять хаос и панику, спровоцировать население на неправомерные действия. В качестве защиты от подобных сил мы можем использовать усиление режима законности на территории нашего государства в интересах нашего общего будущего. Только таким образом мы сможем не просто способствовать выходу Российской экономики из кризиса, но и обеспечить ей посткризисное развитие и совершенствование.

Ключевые слова: Российская Федерация; правопорядок; законность; основы конституционного строя Российской Федерации; экономическая безопасность; экономическая стабильность и развитие; современная экономика государства. doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-1-27-31

Providing law and order and legality as key factor of economic security of the Russian Federation

Ph.D. Kolotilin A.V. alexej.kolotilin@yandex.ru

ITMO University 191002, Russia, St. Petersburg, Lomonosov str., 9 Kushak A.I. AIkushak@assembly.ru Legislative assembly of St. Petersburg 190107, Russia, St. Petersburg, Isaakiyevskaya Square, 6

Now the economy of our state endures the difficult period. Essential reduction of the income of the budget as a result of sharp falling of prices of oil, set of the external economic sanctions, an intense geopolitical situation caused falling of level of solvency and life of the population of the country, increase in unemployment, crisis in many branches of economy, including in the bank sphere. In this connection law enforcement and legality at all levels of activity of society and state for ensuring normal functioning of the state, protection of economy against negative external and internal factors, safety of the population and the state is especially important. Radical forces in and out of the Russian state aspire all means to use the unstable phenomena in economy to loosen bases of the constitutional system of our state, to spread chaos and panic, to provoke the population to illegal actions. As protection against similar forces we can use strengthening of the mode of legality in the territory of our state in interests of our general future. Only thus we will be able to promote not simply an exit of the Russian economy from crisis, but also to provide it post-crisis development and improvement.

Keywords: Russian Federation; law and order; legality; bases of the constitutional system of the Russian Federation; economic security; economic stability and development; modern economy of the state.

В настоящее время экономика нашего государства столкнулась с серьезными трудностями, которые вызваны целым рядом внешних и внутренних негативных факторов. Существенное падение цен на нефть и внешнеэкономические санкции, падение уровня инвестиций в экономику государства и сложности в банковской сфере повлекли за собой урезание расходов бюджета государства, снижение уровня доходов населения, увеличение безработицы, сокращение рынка потребления. Помимо этого, современные серьезные экономические вызовы, с которыми повсеместно сталкивается наше государство, диктуют необходимость постоянного развития и совершенствования всех базовых областей российской экономики. Российская Федерация как сильное и великое государство, бесспорно, стремится быть конкурентноспособной во всех областях внешней и внутренней жизнедеятельности в целях занятия ведущих позиций на международной арене. В условиях постоянно меняющегося мира, возрастающей конкуренции между государствами на международной арене, а тем более экономической нестабильности, повышение конкурентноспособности государства становится не просто необходимым, а жизненно важным. По правильному утверждению Президента РФ В.В. Путина, «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15-20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности».

Усилия нашего государства, в частности Правительства России и Банка России направлены на обеспечение устойчивости финансовой и банковской системы России, поддержание национальной валюты, снижение уровня инфляции и постепенное исправление экономической ситуации в стране в целом. В данных сложных экономических и социальных условиях особенно важно сохранить в стране порядок и стабильность, обеспечить правопорядок и соблюдение режима законности во всех основных областях жизнедеятельности государства и общества. Экономическое выздоровление нашей страны невозможно полноценно обеспечить без охраны правового порядка, как в экономической сфере, так и в смежных с ней областях.

Государство уже предприняло ряд шагов в области облегчения условий работы для экономических субъектов в РФ. В частности, значительные нововведения в регулирование государственного контроля

деятельности хозяйствующих субъектов внес с 1 января 2016 г. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный закон установил с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 г. «надзорные каникулы» для субъектов малого бизнеса в РФ. В соответствии, с положениями указанного нормативно - правового акта, предприятия с выручкой менее 800 миллионов рублей в год и штатом персонала до 100 человек, в течение ближайших 3 лет не будут подвергаться плановым проверкам со стороны контролирующих органов публичной власти. При этом данные изменения не затронут организации, которые осуществляют деятельность в сфере образования, медицины и социального обслуживания, а также аудиторской деятельности, деятельности по управлению многоквартирными домами и компаний, работающих с государственной тайной.

Подобный отдых, безусловно, будет полезен в сложивших сложных экономических условиях. Не секрет, что неправомерные или непрофессиональные действия сотрудников различных контрольных и надзорных инстанций зачастую приводят к негативным последствиям для экономической деятельности малых предприятий, в том числе и к их разорению вследствие существенных административных штрафов, которые применяются к ним за различные правонарушения. В то же время, сохраняются внеплановые проверки, которые позволят обеспечить соблюдение прав и законных интересов государства и потребителей со стороны предпринимателей.

Вопросы обеспечения правопорядка и законности должны стать доминирующими и в иных областях экономики России. Как подчеркнул на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта 25 января 2016 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин, «нужно расширять экономические свободы. Избавить экономику от коррупции, от засилья кумовства всякого». Действительно, коррупция уже на протяжении многих лет выступает в качестве одной из основных проблем на пути развития российской экономики и решение данной проблемы позволит нам качественно улучшить состояние нашей экономики.

Одним из ключевых направлений деятельности по обеспечению режима законности в сфере российской экономики стало обеспечение соблюдения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. На заседании Совета по противодействии коррупции 26 января 2016 г., Президент России еще раз призвал к повышению ответственности на всех уровнях российской власти во благо народа нашей страны. Комментируя данную позицию главы государства, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Ирина

Анатольевна Яровая отметила, что в Стратегии национальной безопасности в числе угроз качеству жизни российских граждан определено нецелевое расходование бюджетных ассигнований, а в качестве противодействия угрозам экономической безопасности указано повышение качества и эффективности государственного управления экономики, борьба с хищением и нецелевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами. По мысли И.А. Яровой, в целях противодействия коррупции необходимо ввести новый критерий обоснованности государственных и муниципальных закупок, а именно невозможность осуществления каких - либо функций органом государственной или муниципальной власти самостоятельно и возникающая в связи с этим необходимость привлечения сторонних организаций. Кроме того, была указана необходимость контроля над аутсорсингом, который влечет дополнительные расходы бюджета на всех уровнях.

Серьезной правовой новеллой в борьбе с коррупцией в сфере государственных и муниципальных закупок должно стать введение самостоятельной ответственности за хищения в сфере государственных и муниципальных закупок. По мнению председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, «В предыдущем плане борьбы с коррупцией было поручение усилить меры борьбы с откатами, т.е. с умышленным изъятием части бюджетных средств, предназначенных в рамках государственно-муниципального контракта на реализацию конкретного проекта и обеспечивающего, в конечном счете, качество жизни людей. Это осмысленное хищение бюджетных денег, и изъятие этих денег невозможно без соучастия лиц, задействованных в реализации контракта. Установление обязанности информировать поставщиков и заказчиков об участии дополнительных субподрядчиков позволит фиксировать все стороны, участвующие в реализации государственного муниципального заказа, а, следовательно — обеспечить неотвратимость ответственности для всех без исключения, в том числе и третьих лиц, привлеченных для реализации государственного муниципального контракта».

Правительством РФ также были выдвинуты ряд предложений по совершенствованию режима законности в сфере экономической деятельности. Так, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил создать единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри Министерства финансов Российской Федерации. Данная система, как пояснил глава Правительства, должна быть создана « чтобы внутри системы сохранилась Федеральная налоговая служба, которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор налогов. Также погрузить в эту систему Федеральную таможенную службу, которая у нас занимается сбором таможенных платежей, и соответственно,

перевести ее на те же самые методические рельсы, на которых работает в настоящее время ФНС. И перевести в эту же систему Росалкогольрегулирование, которая занимается системой учета производства и реализации алкогольной продукции».

Следует отметить, что Российское государство делает все возможное, чтобы смягчить последствия экономического и финансового кризиса для населения страны. Несмотря на снижение доходной части бюджет России и бюджетов субъектов РФ, социальные расходы не только не уменьшились, но и в отдельных сферах были даже увеличены. Успешно продолжается реализация приоритетных национальных проектов развития государства, создаются новые рабочие места, строится социальное жилье. С самого начала кризисных явлений в нашей экономике в России реализуется самый широкий комплекс антикризисных мер. В разработке программы антикризисных мер приняли самое активное участие Президент РФ Владимир Путин, Правительство РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации, а также представители ведущей политической партии нашей страны «Единой России» - Общероссийского народного фронта. Отрадно отметить, что в то время, когда различные радикальные общественные группы пытаются использовать кризис в своих корыстных и противозаконных интересах, все продуктивные политические силы страны направляют все свои усилия на выход России из кризиса и обеспечение ее дальнейшего развития и процветания.

К сожалению, российское общество даже сейчас не всегда отличается склонностью к добросовестному соблюдению законов. В качестве одной из серьезных преград на пути укрепления правопорядка и законности преград выступает относительно невысокий уровень правового сознания, а следовательно, и правовой культуры значительной части российского общества. Даже русский фольклор убедительно свидетельствует о неуважительном, зачастую пренебрежительном и несерьезном отношении к законодательству, правоприменительной и судебной практике. В частности, и сейчас в России довольно часто можно услышать такие пословицы как: «закон что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «не всякий прут по закону гнут»; «законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы»; «с сильным не борись, с богатым не судись»; «правда да суд не рядом живут»; «не всякий судит по праву, иной и по нраву». Вышеприведенные, а также многие другие «крылатые» фразы во многом отражают действительное отношение к праву и его действию в нашей стране значительной части россиян.

Одним из важнейших условий существенного повышения уровней правового сознания и правовой культуры в нашем государстве, по нашему мнению, должно стать дальнейшее развитие и расширение правового воспитания и образования, в том числе и в российской высшей школе. Правовое обучение не только способствует воспитанию гармонично развитой, цело-

стной личности, но и придает жизнедеятельности, в совокупности с прочей и профессиональной, данной личности правовой аспект. В данной связи несомненной аксиомой следует признать то обстоятельство, что базовое знание своих прав и обязанностей, умение их приобретать, осуществлять и защищать должно стать неотъемлемой особенностью любого выпускника высшей школы, будь то экономист или менеджер, инженер или технолог, физик или химик. Любая специальность предполагает в той или иной степени правовое регулирование, поэтому обучение основам российского права выступает в качестве одного из постулатов образования. Кроме перечисленного, правовое образование тесно связано с общим уровнем правовой культуры в стране, без повышения которой становится немыслимым дальнейшее общественное и государственное развитие.

Обеспечение правопорядка и законности в сфере экономики неуклонно связано с правопорядком и законностью в других областях общественной и государственной жизнедеятельности. В частности, при нынешнем сложном положении в экономике государства приоритетной задачей становится защита нашего общества от экстремизма, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, законных интересов общества и государства, прав и свобод человека и гражданина. Экономическая безопасность нашего государства тесно связана с ее политической безопасностью, социальной безопасностью, правовой безопасностью. В частности, для сохранения устойчивости российского государства, требуется обеспечить стабильность политической системы, обеспечив законную преемственность власти. Как подчеркнул глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов, на предстоящих выборах в органы законодательной власти необходимо сделать все, чтобы не допустить к власти радикалов всех мастей, а также обеспечить соблюдение процедуры законности при голосовании. В частности, для достижения данных целей, необходимо усилить прокурорский надзор на выборах.

Таким образом, дальнейшее совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики, несомненно, будет способствовать обеспечению правопорядка и законности в сфере экономической деятельности, что, в свою очередь, позволит эффективно обеспечить экономическую безопасность нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 // СПС Консультант Плюс.

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате-

лей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в ред. от 28.11.2015 года) // СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» // СПС Консультант Плюс.

5. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300 - 1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 13.07.2015 ) // СПС Консультант Плюс.

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44 - ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС Консультант Плюс.

7. Иванов С. Необходимо обеспечить законность выборной кампании в 2016 году. 12.01.2016 // РИА Новости.

8. Колотилин А.В. Стабильность правовой и политической системы современной России как кардинальный фактор возрождения и развития государства // Экономика и экологический менеджмент. 2012. №. 2.

9. Колотилин А.В. Современная правовая и политическая система России и ее роль в развитии инновационной экономики: общая характеристика // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент»., 2013. № 1.

10. Колотилин А.В. Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конку-рентноспособного государства // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент»., 2013. № 1.

11. Колотилин А.В. Законность как неотъемлемое условие стабильного развития российской экономики (по материалам выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина) // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. №. 2.

12. Путин В.В. Сложности на пути РФ дают определенные возможности экономике. Выступление Владимира Путина на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта 25 января 2016 года // РИА Новости.

13. Путин В.В. Нужно избавлять экономику России от кумовства и коррупции. Выступление Владимира Путина на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта 25 января 2016 года // РИА Новости.

14. Яровая И.А. Необходимо ввести новый критерий обоснованности закупки / Парламентская газета. 26 января 2016 года.

15. Kenneth Rapoza. Sanctions have benefited the Russian economy // Forbes. 04.02.2016.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (v red. ot 01.07.2015 goda) // SPS Konsultant Plyus.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' 2 ( s izm. i dop. ot 01.07.2015 goda)// SPS Konsultant Plyus.

3. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2008 goda № 294 - FZ «O zashchite prav yuridi-cheskih lic i individual'nyh pred-prinimatelej pri osush-chestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzo-ra) i mu-nicipal'nogo kontrolya (v red. ot 28.11.2015 goda) // SPS Konsul'tant Plyus.

4. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii ot 26 iyulya 2006 goda № 135 - FZ «O zashchite konkurencii» (v red. ot 05.10.2015 goda) // SPS Konsul'tant Plyus.

5. Zakon Rossijskoj Federacii ot 7 fevralya 1992 goda № 2300 - 1 «O zashchite prav potrebitelej» (v red. ot 13.07.2015 ) // SPS Konsul'tant Plyus.

6. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii ot 5 aprelya 2013 goda № 44 - FZ « O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ( v red. ot 30.12.2015 goda) // SPS Konsul'tant Plyus.

7. Ivanov S. Neobhodimo obespechit' zakonnost' vybornoj kampanii v 2016 godu. 12.01.2016 // RIA Novos-ti.

8. Kolotilin A.V. Stabil'nost' pravovoj i politi-cheskoj sistemy so-vremennoj Rossii kak kardinal'nyj faktor vozrozhdeniya i razvitiya gosudarstva // NIU ITMO scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2012. No. 2.

9. Kolotilin A.V. Sovremennaya pravovaya i poli-ticheskaya sistema Rossii i ee rol' v razvitii innovacionnoj ehkonomiki: obshchaya harakteristika // NIU ITMO scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2013. No. 1.

10. Kolotilin A.V. Prezident Rossijskoj Federacii kak garant ukrepleniya pravovogo i konkurentnosposobno-go gosudarstva // NIU ITMO scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2013. No. 1.

11. Kolotilin A.V. Zakonnost' kak neot"emlemoe uslovie stabil'-nogo razvitiya rossijskoj ehkonomiki (po materialam vystuplenij Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina) // NIU ITMO scientific magazine. "Economy and Ecological Management" series. 2013. No. 2.

12. Putin V.V. Slozhnosti na puti RF dayut opre-delennye vozmozh-nosti ehkonomike. Vystuplenie Vladi-mira Putina na mezhregional'-nom forume Obshcherossij s-kogo narodnogo fronta 25 yanvarya 2016 goda // RIA No-vosti.

13. Putin V.V. Nuzhno izbavlyat' ehkonomiku Rossii ot kumovstva i korrupcii. Vystuplenie Vladimira Putina na mezhregional'nom fo-rume Obshcherossijskogo narodnogo fronta 25 yanvarya 2016 goda // RIA Novosti.

14. Yarovaya I.A. Neobhodimo vvesti novyj kri-terij obosnovannosti zakupki / Parlamentskaya gazeta. 26 yanvarya 2016 g.

15. Kenneth Rapoza. Sanctions have benefited the Russian economy // Forbes. 04.02.2016.

Статья поступила в редакцию 28.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.