4. Маликов, Б. З., Фазлыева, Л. Н. Криминальная опасность и ее проявления в учреждениях уголовно-исполнительной системы России // Вестник Самарского юридического института. — 2013. — № 3 (11). — С. 18-28.
5. Морозов, А. С. Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание // Вестник Кузбасского института. — 2013. — № 3 (16). — С. 29-35.
Сведения об авторах
Александров Андрей Станиславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Баров Юрий Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник факультета правоохранительной деятельности. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Aleksandrov Andrey Stanislavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the senior lecturer of the chair of the organization and supervision of the regime in prisons, candidate of law. E-mail: [email protected]
Barov Yuriy Anatolyevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of the faculty of law-enforcement activity. E-mail: [email protected]
УДК 343.8 (=512.3)
Батболд Галбадрах
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОНГОЛИИ
В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы предполагается создание новых видов исправительных учреждений, соответствующих международным стандартам. Последние законодательные новации вызвали определенные изменения в пенитенциарной системе Монголии и актуализировали проблемы обеспечения прав осужденных.
В статье рассматриваются вопросы объема прав осужденных как в традиционных видах исправительных учреждений Монголии, так и в новых видах исправительных учреждений, которые предполагается создать в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы Монголии.
Деление исправительных учреждений на различные виды режима или категории охраны является необходимым условием для обеспечения дифференцированного исполнения наказания в местах лишения свободы. Реализация прав осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения носит динамично изменяющийся характер. Смягчение режима отбывания наказания ведет к увеличению прав и льгот, усиление — к их сужению. Наибольшее в суммарном отношении количество льгот предусмотрено в исправительных колониях общего режима, женской исправительной колонии и исправительной колонии для несовершеннолетних.
Ключевые слова: права осужденных; ограничения прав; вид исправительного учреждения; уголовно-исполнительное законодательство.
© Батболд Галбадрах, 2017.
Batbold Galbadrakh
ENSURING CONVICTS' RIGTHS IN CORRECTION FACILITIES
OF MONGOLIA
In the context of reforming of Mongolian criminal executive system suppose creation of the new types of correction facilities conforming to the requirements set by the international standards . Recent legislative innovations caused certain changes in penal system of Mongolia and made actual problems of ensuring convicts' rights.
The article considers issues of measure of rights in traditional types of correction facilities in Mongolia and in new types of correction facilities, which suppose to create in process of reforming of Mongolian criminal executive system.
Division of correctional facilities into different types of the mode or category of protection is a necessary condition for ensuring the differentiated execution of the punishment in places of detention. Realization of the rights of convicts depending on a type of correctional facility has dynamically changing character. Mitigation of the mode of serving sentence leads to increase in the rights and privileges, strengthening — to their judgment. The quantity of privileges, greatest in the total relation, is provided in corrective colonies of ordinary regime, women's corrective labor colony and corrective labor colony for minors.
Keywords: convicts' rights; restriction of the rights; type of correction facility; criminal executive legislation of Mongolia.
Соблюдение и защита прав граждан Монголии является конституционной обязанностью государства. Конституция Монголии, принятая в 1992 г., содержит перечень прав и свобод человека и гражданина Монголии. Закрепленные в Конституции Монголии права распространяются на каждого гражданина государства, в том числе на осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Монголии.
Характер наказания в виде лишения свободы в Монголии, как и во многих других государствах, фактически определяется видом исправительного учреждения. Однако система исправительных учреждений Монголии имеет и свою специфику.
Уголовно-исполнительная система Монголии, как и российская, исторически сложилась как колонийская. К исправительным учреждениям, реализующим лишение свободы на определенный срок, в Монголии относятся: тюрьма, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, исправительная колония для несовершеннолетних, лечебно-исправительное учреждение, переходная колония и арестный дом [4, ст. 105].
По официальным данным статистики за 2016 г., в ведении Главного управления исполнения судебных решений Монголии находятся 25 исправительных учреждений (тюрьма — 1, исправительная колония особого режима — 1, женская исправительная колония — 1, исправительная колония для несовершеннолетних — 1, лечебно-исправительное учреждение — 1, исправительные колонии строгого режима — 10, исправительные колонии общего режима — 10). На 1 марта 2016 г. в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Монголии отбывало наказание 4226 осужденных, из них мужчин — 4125 (95,5 %), женщин — 191 (4,5 %), несовершеннолетних — 6 (0,1 %) [9]. В целом, по данным International Centre for Prison Studies, Монголия занимает 26 место в Азии по количеству осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы (на 100 тыс. населения) [10].
В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии подробно определен правовой статус осужденных (ст. 115 Закона об исполнении судебных решений Монголии [4], ст. 11, 13 Внутреннего распорядка исправительной колонии [5]). При исполнении наказаний осужденным
гарантируются права и свободы граждан Монголии с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Монголии. Так, в ст. 115 Закона об исполнении судебных решений Монголии определяются конкретные права осужденных к лишению свободы, отвечающие требованиям международных стандартов. Важную часть при отбывании наказания в виде лишения свободы составляют специальные права осужденных, в частности: право на получение информации о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, о своих правах и обязанностях и об ограничениях (ст. 115.1.1); право на долгосрочные и краткосрочные свидания, на телефонный звонок, на переписку, на получение посылок, на денежные переводы от своего имени (ст. 115.1.6); право на заказ газет, журналов, пользоваться библиотечными ресурсами исправительного учреждения; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания (ст. 115.1.9).
Нужно отметить, что перечисленные в законе права осужденных реализуются в конкретном виде исправительного учреждения и зависят от установленного в нем режима. Выполнение всех требований режима в исправительных учреждениях невозможно без строгого соблюдения регламентированного внутреннего распорядка, который устанавливается в каждом учреждении и вытекает из режима.
Исходя из этого содержание специальных прав осужденных в количественном отношении, в том числе право на долгосрочные и краткосрочные свидания, на телефонный звонок, на переписку, на получение посылок (ст. 115.1.6), не может не отличаться в зависимости от вида исправительного учреждения. Посредством их установления законодатель регулирует тяжесть наказания в виде лишения свободы.
Карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным во время
отбывания наказания. Режимы отбывания наказания в исправительных колониях отличаются количеством предоставляемых осужденным краткосрочных и долгосрочных свиданий, посылок, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также получением писем.
Предоставление свиданий осужденным положительно влияет на их психологическое состояние, к тому же это является одной из форм реализации социально полезных связей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством [1]. В соответствии с Законом об исполнении судебных решений Монголии (ст. 115.1.6) и Внутренним распорядком исправительных колоний (ст. 11.11) устанавливаются два вида свиданий: краткосрочные, продолжительностью не более 3 часов, и долгосрочные, продолжительностью не более 72 часов. Содержание указанных статей соответствует содержанию ст. 37 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которая определяет, что заключенным должно быть разрешено общаться под необходимым контролем с их семьями и близкими друзьями через определенные промежутки времени путем как переписки, так и посещений [4, с. 44].
Согласно Закону об исполнении судебных решений Монголии осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в исправительных колониях общего режима, разрешается иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, восемь долгосрочных свиданий в течение года, а также получать посылки без ограничения их количества (ст. 107.4); строгого режима — иметь одно краткосрочное свидание в течение двух месяцев, иметь одно долгосрочное свидание в течение трех месяцев, а также получать одну посылку в течение месяца (ст. 108.1); особого режима — иметь три краткосрочных свидания и два долгосрочных свидания, получать три посылки в течение года, отправлять 2 письма в течение месяца (ст. 108.2). Также осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях общего режима, в
связи с тяжелой болезнью или смертью близких родственников, стихийным бедствием, причинившим значительный материальный ущерб семье, на основании представления главы муниципалитета и справки медицинского учреждения, по решению начальника исправительного учреждения могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений продолжительностью до семи суток (ст. 107.5, 107.6).
Для осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, не устанавливаются режимы, т. е. режим для всех осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, единый. Осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, разрешается иметь два краткосрочных свидания в течение года, отправлять одно письмо в течение месяца (ст. 109.3).
В соответствии со ст. 114.6 Закона об исполнении судебных решений Монголии в лечебно-исправительном учреждении и переходной колонии устанавливается строгий режим отбывания наказания. В случае тяжелого состояния здоровья осужденного, необходимости ухода за осужденным после операции, по заявлению родственников осужденного родственникам разрешается находиться рядом с осужденным сроком 14 дней по разрешению начальника лечебно-исправительного учреждения (ст. 2.15 Внутреннего распорядка лечебно-исправительного учреждения) [7]. Осужденные, находящиеся в лечебно-исправительном учреждении, также пользуются правом на краткосрочные свидания, правом на получение посылок.
Особенностью уголовно-исполнительной системы Монголии является наличие переходной колонии (ИК № 401). Закон об исполнении судебных решений гласит, что переходной колонией является временное исправительное учреждение для осужденных, ожидающих конвоирования к месту отбытия наказания, а также их содержания в иных необходимых случаях (ст. 114.5). В переходную колонию направляются осужденные, которые в дальнейшем будут отбывать наказания в исправительных колониях строгого, осо-
бого режимов и в тюрьме (ст. 117.1). Осужденным, находящимся в данной колонии, разрешается иметь только краткосрочные свидания с родственниками, продолжительность которых определяется режимом исправительной колонии, в которой в дальнейшем осужденный будет отбывать наказание (ст. 2.13 Внутреннего распорядка переходной колонии) [6].
Спецификой исправительных учреждений в Монголии является то, что осужденные женщины и несовершеннолетние осужденные в пределах одной исправительной колонии могут отбывать наказания на условиях колонии общего и строгого режимов.
Осужденным женщинам, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, восемь долгосрочных свиданий в течение года, а также получать посылки без ограничения их количества; на строгом режиме — иметь одно краткосрочное свидание в течение месяца, одно долгосрочное свидание в течение двух месяцев, а также получать одну посылку в течение месяца. По сравнению с уголовно-исполнительным законодательством 1966 г. [2, с. 43], 1981 г. [2, с. 65], 1993 г. [2, с. 119], 1996 г. [2, с. 164] в действующем законодательстве 2002 г. [4] увеличилось количество предоставляемых осужденным женщинам краткосрочных, долгосрочных свиданий и получаемых ими посылок. Следует указать, что (помимо реализации прав осужденных в зависимости от режима отбывания наказания) осужденные беременные женщины, осужденные несовершеннолетние женщины и осужденные женщины, имеющие при себе детей до 1 года, отбывают наказание отдельно от других осужденных (ст. 111 Закона об исполнении судебных решений Монголии). В связи с потребностью в улучшенном питании они могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, без ограничений.
По сравнению с другими категориями осужденных в обеспечении прав осужденных несовершеннолетних есть
свои отличия. Как указывалось выше, в исправительной колонии для несовершеннолетних устанавливается общий и строгий режимы отбывания наказания. Следует отметить, что осужденные несовершеннолетние женщины отбывают наказание в женской исправительной колонии № 407, но отдельно от взрослых осужденных.
Согласно уголовно-исполнительному законодательству Монголии несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в колонии общего режима, разрешается иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, не более восьми долгосрочных свиданий в течение года, а также получать посылки без ограничения их количества; в колонии строгого режима — иметь одно краткосрочное свидание в течение месяца, одно долгосрочное свидание в течение двух месяцев, а также получать одну посылку в течение месяца.
В опросе, посвященном проблеме обеспечения прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, участвовали 100 сотрудников уголовно-исполнительной системы Монголии и 300 осужденных, из них 148 осужденных, которые отбывают наказания в виде лишения свободы на общем режиме, 152 осужденных — на строгом режиме, в исправительных учреждениях на территории Монголии.
Осужденным был задан вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что объем прав для всех осужденных должен быть одинаковым, независимо от режима отбывания наказания?». Результаты ответов показали, что 103 (34 %) осужденных (39 (37,8 %) — осужденных, отбывающих наказание на общем режиме, 64 (62,1 %) — осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме) ответили «да», 124 (41 %) осужденных (77 (62,1 %) — осужденных, отбывающих наказание на общем режиме), (47 (37,9 %) — осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме) не согласны с данным мнением, 73 (24,3 %) осужденных затруднились ответить. Также этот вопрос был задан сотрудникам исправительных учрежде-
ний. Результаты ответов распределились следующим образом: 31 (31 %) сотрудник ответил «да», 52 (52 %) — «нет», 17 (17 %) — затруднились ответить. Полученные результаты показывают, что большинство осужденных, отбывающих наказание на общем режиме, а также большинство сотрудников, не согласны с данным мнением и считают, что реализация некоторых специальных прав осужденных должны быть различными в количественном отношении в зависимости от установленного режима. А большинство осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме, считают, что объем прав для всех осужденных должен быть одинаковым, независимо от режима. Режим, на котором они отбывают наказание, отличается большим объемом право-ограничений, и желание снизить этот объем и тем самым улучшить свое правовое положение вполне логично.
Следует отметить, что объем прав осужденных меняется именно с изменением уровня развития законодательства. В настоящее время в Монголии реализуется комплекс правовых реформ, направленных на совершенствование и развитие уголовно-исполнительной системы, создание принципиально новых видов исправительных учреждений.
В рамках концепции перехода на открытые и закрытые виды исправительных учреждений с 2011 по 2018 гг. [8] предполагается:
- на начальном этапе — создание правовых условий для замены существующей системы исправительных учреждений (проект Закона об исполнении судебных решений вынесен на обсуждение Великим Народным хуралом Монголии 12 февраля 2016 г.);
- на следующем — создание учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, открытого и закрытого видов. По степени охраны учреждения закрытого вида будут разделяться на категории «А», «Б», «В», а учреждения открытого вида — на категории «Б» и «В». В учреждениях открытого вида категории охраны «В» будут отбывать наказания
осужденные, срок наказания которых не превышает 3 лет, в категории охраны «Б» — осужденные, срок наказания которых более 3 лет. А в учреждениях закрытого вида категории «А» осужденные могут отбывать наказания в одиночных камерах, при необходимости по согласованию начальника исправительного учреждения и прокурора — в запираемых общих камерах по два осужденных;
- на последнем — объединение существующих исправительных учреждений открытого вида категории «Б» и исправительных учреждений закрытого вида в четыре централизованных учреждения тюремного типа, где максимальная вместимость будет до 1500 осужденных в каждом. Таким образом, по мере совершенствования уголовно-исполнительной системы камерное содержание осужденных будет расширяться с учетом обеспечения безопасности осужденных и сотрудников исправительных учреждений.
Изменения, вносимые в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Монголии, предполагают упразднение общего, строгого, особого режимов исправительных колоний. Однако между режимами и категориями отбывания наказания в исправительных колониях различия прав осужденных равнозначны. Так, согласно ст. 106.4 проекта Закона об исполнении судебных решений Монголии осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в исправительной колонии открытого вида, разрешается иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, восемь долгосрочных свиданий в течение года, а также получать посылки без ограничения их количества. В соответствии со ст. 106.5 осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в данном виде исправительного учреждения, на основании представления главы муниципалитета и справки медицинского учреждения по решению начальника исправительного учреждения могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений продолжительностью до
семи суток в связи с тяжелой болезнью или смертью близких родственников, стихийным бедствием, причинившим значительный материальный ущерб семье.
Нужно отметить, что хотя исправительное учреждение открытого вида категории «Б» будет централизованным учреждением тюремного типа, объем прав осужденных будет одинаковым с объемом прав осужденных, которые отбывают наказания в категории «В» учреждения открытого вида.
Согласно ст. 107.2 законопроекта осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в исправительной колонии закрытого вида: в категории «В» разрешается иметь одно краткосрочное свидание в течение двух месяцев, одно долгосрочное свидание в течение трех месяцев, а также получать одну посылку в течение месяца; категории «Б» — иметь три краткосрочных свидания и два долгосрочных свидания в год, получать три посылки в течение года, отправлять 2 письма в течение месяца, получение писем без ограничения их количества; категории «А» иметь два краткосрочных свидания в течение года, получать одно письмо в течение месяца, получать одну посылку в течение трех месяцев.
Отметим, что деление исправительных учреждений на различные виды режима или категории охраны является необходимым условием для обеспечения дифференцированного исполнения наказания в местах лишения свободы.
Таким образом, реализация прав осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения носит динамично изменяющийся характер. Смягчение режима отбывания наказания ведет к увеличению прав и льгот, усиление — к их сужению. Наибольшее в суммарном отношении количество льгот предусмотрено в исправительных колониях общего режима, женской исправительной колонии и исправительной колонии для несовершеннолетних.
Литература
1. Бабаян, С. Правовое регулирование мер поощрения и взыскания с исправительных учреждениях // Преступление и наказание. — 2004. — № 12. — С. 24-25.
2. Лхагваа, А. Монгол Улсын ШYYxийн шийдвэр ^йцэтгэх ажиллагааны эрх ЗYЙн зохицуулалтын эх сурвалж. — Улан-Батор, 2013.
3. Селиверстов, В. И., Рядкевич, В. С. Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов. — М., 2003.
4. Закон об исполнении судебных решений Монголии 2002 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://legalinfo.mn/law/details/89 (дата обращения: 22.04.2016).
5. Внутренний распорядок исправительной колонии // ШYYхийн шийдвэр ^йцэтгэх байгууллагын YЙл ажиллагаатай холбоотой хууль, ДYрэм, журам, заавар. — Улан-Батор, 2015.
6. Об утверждении внутреннего распорядка переходной колонии: приказ министра юстиции, внутренних дел Монголии от 28.09.2009 № 195 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.legalinfo.mn/annex/details/5119?lawid=8126 (дата обращения: 02.11.2016).
7. Об утверждении внутреннего распорядка лечебно-исправительного учреждения: приказ министра юстиции, внутренних дел Монголии от 28.09.2009 № 195 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.legalinfo.mn/annex/details/ 5120?lawid =8126 (дата обращения: 02.11.2016).
8. Об утверждении концепции перехода на открытые и закрытые виды исправительных учреждений с 2011 по 2018 гг.: распоряжение правительства Монголии от 05.06.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.legalinfo.mn/annex/ details/6205?lawid=9788 (дата обращения: 05.05.2016).
9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cd.gov.mn/mn/ (дата обращения: 15.03.2016).
10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy_tid=16 (дата обращения: 15.03.2016).
Сведения об авторе
Батболд Галбадрах: Омская академия МВД России (г. Омск), адъюнкт; Главное управление исполнения судебных решений Монголии (г. Улан-Батор, Монголия), специалист департамента административного управления. E-mail: batbold. galb adrakh@yahoo. com
Information about the author
Batbold Galbadrakh: Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia (Omsk), postgraduate student; General executive department of court decisions execution of Mongolia (Ulan-Bator, Mongolia), inspector of administrative department. E-mail: batbold. galb adrakh@yahoo. com