Научная статья на тему 'Обеспечение прав личности при проведении осмотра жилища'

Обеспечение прав личности при проведении осмотра жилища Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шептунова Х. П.

В представленной статье автор рассматривает некоторые актуальные вопросы надлежащего обеспечения прав граждан на неприкосновенность жилища при осуществлении осмотра жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав личности при проведении осмотра жилища»

Шептунова Х.П.

Оренбургский государственный университет

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА ЖИЛИЩА

В представленной статье автор рассматривает некоторые актуальные вопросы надлежащего обеспечения прав граждан на неприкосновенность жилища при осуществлении осмотра жилища.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Конституционный принцип неприкосновенности жилища нашел свое отражение и в нормах УПК РФ.

Одним из следственных действий, при проведении которого может быть ограничено конституционное право каждого на неприкосновенность жилища, является осмотр. Осмотр - это следственное действие, при проведении которого следователь с участием указанных в законе лиц изучает, фиксирует, а при необходимости изымает различные материальные объекты, связанные с расследуемым преступлением в целях обнаружения его следов, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела [1].

Осмотреть - посмотреть на кого-нибудь, что-нибудь с разных сторон, обозреть полностью; обследовать с какой-нибудь целью [2].

Учитывая, что все положения Конституции имеют прямое действие, казалось бы, для права на неприкосновенность жилища создан самый благоприятный климат. Но в реальности возникает довольно много проблемных вопросов. Так, в ч. 5 ст. 177 УПК сказано, что: «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса». Л.Н. Викторова в этой связи обращает внимание на то, что в содержании нормы УПК РФ отсутствует указание на то, что осмотр жилища против воли проживающих там лиц возможен также «в случа-

ях, установленных федеральным законом» (в отличие от конституционной нормы). Такая формулировка не позволяет следователю в случаях, не терпящих отлагательства, произвести осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц на основании вынесенного им постановления. Прибыв для осмотра жилища, следователь должен отправиться к судье за получением разрешения на осмотр. Это, безусловно, может привести к негативным последствиям. Решение данной проблемы дается в ч. 5 ст. 165 УПК. Когда осмотр жилища не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя без получения судебного решения. Это и есть один из случаев, «установленных федеральным законом», - справедливо отмечает Л.Н. Викторова [3]. Таким образом, возникает необходимость устранить разночтения обозначенных норм. Ведь проведение осмотра жилого помещения может существенно ограничивать конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, и для наиболее полной реализации установленных законодательством гарантий порядок производства осмотра жилища должен быть детально регламентирован законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 177 УПК должностное лицо, осуществляющее расследование, во всех случаях, независимо от целей следственного действия, обязано испросить согласие проживающих на осмотр жилища. В УПК не указаны требования к личности жильцов, от которых нужно получить дозволение на осмотр (проживают постоянно или временно, возраст). В.В. Кальницкий считает, что под проживающими в жилище лицами следует понимать его владельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц. Юридическое значение будет иметь также согласие на осмотр,

исходящее от совершеннолетних родственников указанных лиц, которые фактически проживают в жилище или по сложившемуся укладу имеют в него доступ [4]. А.В. Писарев, соглашаясь с данной точкой зрения, вместе с тем отмечает, что в исключительных случаях проведение осмотра допустимо с согласия несовершеннолетних жильцов (например, когда единственными проживающими являются лица 16-17 лет). Если же в помещении находятся и взрослые, и несовершеннолетние, то волеизъявление последних не должно учитываться при получении согласия на осмотр [5]. Существует и другая точка зрения, согласно которой, если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, нужно спрашивать согласие на проведение осмотра у их законных представителей [6].

В УПК также не урегулировано разрешение ситуаций, актуальных для практической деятельности, когда в одном жилище проживает несколько человек, одни из которых согласны на осмотр, а другие против этого возражают либо их согласие не получено (ввиду отсутствия в месте жительства в настоящий момент и т. п.). Процессуалисты справедливо считают, что в данной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК, следователь, дознаватель не может производить осмотр и должен действовать судебный порядок получения разрешения на осмотр. Если хотя бы одно дееспособное проживающее в помещении лицо по своему согласию впустило в жилище следователя для проведения осмотра, то он презюмируется проведенным с согласия всех проживающих лиц, при условии, что до начала осмотра не поступило явных возражений от остальных проживающих. Если же поступило хотя бы одно возражение, то осмотр считается производимым без согласия [7]. А.В. Писарев в этой связи обращает внимание на то, что если эти же правила распространить и на ситуации, в которых один из проживающих отсутствует в жилище (например, находится в командировке, на работе, в больнице и т. п.), то возможность проведения осмотра без получения судебного решения будет практически аннулирована.

Следователь обязан получить согласие всех совершеннолетних или, при наличии исключительных обстоятельств, несовершеннолетних проживающих, присутствующих на этот момент в жилище. Даже если в помещении, где размещается семья, находится лишь один из всех жильцов, данное им разрешение следует признать достаточным для осуществления осмотра [8].

При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим, какое следственное действие будет проводится и его цель. Верным, как видится, является замечание С.А. Шейфера по поводу того, что лица, привлекаемые к участию в следственном действии, до его начала не всегда имеют ясное представление о том, какого поведения вправе требовать от них следователь и на какое поведение следователя вправе претендовать они сами. Поэтому целесообразно, чтобы перед началом каждого следственного действия следователь разъяснял всем без исключения его участникам принадлежащие им права и возложенные на них обязанности, отражая факт разъяснения прав в протоколе соответствующего действия [9]. Таким образом, нормы ч. 5 ст. 164 УПК и ч. 10 ст. 166 УПК, безусловно, приобретают важное значение. Итак, при проведении осмотра жилища необходимо разъяснять права и обязанности участникам данного следственного действия и факт разъяснения отражать в протоколе осмотра. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя, они объявляются владельцу или иному проживающему в жилище лицу под роспись. «Если право личности (субъективное право) есть закрепленная в законе возможность лица в определенных условиях действовать определенным образом, то гарантией права такого субъекта будет исполнение (соблюдение) должностным лицом либо органом предписанной ему законом обязанности по обеспечению реализации такого права. Уголовно-процессуальными гарантиями прав участников процесса, таким образом, становятся обязанности должностных лиц. Таким образом, закон - основа деятельно-

сти субъектов процесса, а сама деятельность - средство осуществления», - справедливо в этой связи замечает профессор А.П. Гуськова [10].

Закон не содержит предписаний, запрещающих производство осмотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. Думается, что при возникновении подобных обстоятельств проведение рассматриваемого следственного действия допустимо только на основании судебного решения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц необходимо отличать от обыска в жилище. Оба эти действия принудительны, угрожают конституционному праву личности на неприкосновенность жилища и поэтому проводятся по судебному решению. При угрозе сокрытия предметов оба действия могут быть проведены без предварительного решения суда (ч. 5 ст. 165 УПК). А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский считают, что если проживающие в помещении лица не дают согласия на проведение там следственного действия, но нет причин полагать, что это связано с их намерением сокрыть следы преступления (например, отказ объясняется нежеланием посвящать посторонних в детали своей частной жизни, тратить время на помощь следствию, негативным отношением к правоохранительным органам и т. п.), то имеется основание для осмотра без согласия проживающих лиц (ч. 5 ст. 177 УПК). Когда же опасность сокрытия следов преступления этими лицами, с учетом обстоятельств дела, вероятна, имеется основание для проведения обыска [11]. Хотя, на наш взгляд, довольно сложно определить, какими причинами вызван отказ лиц, проживающих в жилище, от проведения следственного действия.

Согласно ч. 7 ст. 182 УПК следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Указан-

ные обстоятельства могут быть выявлены и при проведении осмотра жилища. Но законодатель не предусмотрел подобной нормы в ст. 177 УПК. Полагаем, подобные требования должны быть применимы и при проведении рассматриваемого следственного действия. Ведь право на неприкосновенность жилища охраняет от вторжения на личную территорию, поэтому следует отметить прямую связь данного правомочия с психологическими и индивидуальными особенностями личности. Объектом защиты здесь являются достоинство человека, мысли и чувства, его внутренний мир.

Поэтому, полагаем, до сих пор не потеряли своей актуальности слова И. Я. Фойницкого о том, что «эти судебные действия (связанные с проникновением в жилище, - Х.Ш.) могут представлять глубокое вторжение в сферу благ отдельных частных лиц, особенно когда приходится производить их в жилых помещениях, нарушая тем неприкосновенность домашнего мира. Отсюда понятно, что чем более личность ограждена в государстве, тем более строгими правилами обставлено применение этих мер» [12].

Считаем, что для разрешения проблемных вопросов и надлежащего обеспечения прав граждан на неприкосновенность жилища при осуществлении обозначенного следственного действия ч. 5 ст. 177 УПК необходимо изложить в следующей редакции: «5. Осмотр жилища производится только с письменного согласия всех совершеннолетних проживающих в нем лиц. Согласие проживающих лиц фиксируется в протоколе осмотра. Если проживающие в жилище лица отсутствуют в нем либо возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса». А также, на наш взгляд, следует дополнить статью 177 УПК пунктом 7 следующего содержания: «7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе осмотра обстоятельства частной жизни лиц, их личная и (или) семейная тайна».

Список использованной литературы:

1. Семенцов, В.А. Следственные действия: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2003. - С. 38.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. [Текст] - М.: Рус.яз., 1986.- С. 396.

3. Викторова, Л.Н. Проблема прав человека при производстве следственных действий // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. - С.Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 249.

4. Кальницкий, В.В. Следственные действия: Учеб. пос. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск, 2003. - С. 18.

5. Писарев, А.В. Актуальные проблемы правового регулирования производства осмотра жилища // Уголовное досудебное производство: проблемы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Омск: Омский юридический институт, 2004. - С. 76.

6. Власенко, Н, Иванов, А. Осмотр жилища // Законность. - №11. - С. 26.

7. См. например: Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. - 2002. - №11. - С. 51; Власенко, Н., Иванов, А. Указ. соч. - С. 26.; Смирнов, А.В., Калиновский К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 - Юриспруденция. С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т (ИНЖЭКОН). - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2004. - С. 21.

8. Писарев, А.В. Указ. соч. - С. 77.

9. Шейфер, С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. - М.: Юрид. лит., 1981. - С. 93.

10. Гуськова, А.П. Защита прав и законных интересов граждан, участвующих в уголовном процессе, как приоритетное направление в судопроизводстве: сб.науч. трудов. - Москва-Оренбург, 1999. - С. 19.

11. Смирнов, А.В., Калиновский К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 - Юриспруденция. С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т (ИНЖЭКОН). - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2004. - С. 18.

12. Фойницкий, И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2 / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Альфа, 1996. - С. 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.