Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства должно отвечать представлениям о человеке и его правах и свободах как о высшей ценности и соответствовать международным нормам в области прав человека, являющихся составной частью правовой системы России. Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту -обязанностью государства. Смысл, содержание и применение законов, деятельность правоохранительных органов, связанных с расследованием совершенных преступлений, определяются правами и свободами человека и гражданина.
Становление института обеспечения прав человека и выполнение назначения уголовного судопроизводства в настоящее время не завершено, и продолжается поиск его реального развития. Содержание ст. 6 УПК РФ позволяет говорить о том, что на государственные органы и должностных лиц возложена обязанность по защите прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Данная обязанность основывается на ст. 2, 18, 45, 46 Конституции РФ. Однако указанное назначение уголовного судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) пока носит декларативный характер, что никак не способствует повышению эффективности защиты прав и законных интересов человека в уголовном процессе. Нормы, касающиеся обеспечения прав человека, остались необеспеченными в силу крайне непоследовательного, несистемного и фрагментарного регулирования процедуры реализации этих продекларированных прав.
Повышение эффективности правового регулирования защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве требует совершенствования, в первую очередь, в досудебном производстве, при применении мер процессуального принуждения.
Анализ правоприменительной практики, полученные данные о количестве выявленных нарушений законодательства, прав и свобод участников уголовного судопроизводства, динамика применения мер государственного принуждения в ходе досудебного производства показывают, что существующие процессуальные гарантии участников уголовного судопроизводства недостаточны и не обеспечивают их права и свободы.
В 2011 г. в РФ было зарегистрировано 2 млн 404 тыс. преступлений. Каждое второе преступление осталось нераскрытым. В течение 2000-2013 гг. росло общее количество заявлений и сообщений о преступлениях, о криминальных происшествиях с признаками преступлений. В 2000 г. поступило 13,7 млн заявлений и сообщений о преступлениях, в 2011 г. - 24,5 млн. При этом количество зарегистрированных преступлений постоянно снижалось: в 2000 г. - 3,3 млн, в 2011 г. - менее 2 млн [1]. В 2012 г. из 15 млн. заявлений зарегистрировано 1,3 млн [2]. В. В. Путин отмечает: «Пострадавшие граждане, их семьи не получают защиту. Справедливость не восстанавливается» [3].
Число жалоб в ходе досудебного производства в порядке ст. 125 УПК РФ по отношению к 2009 г. выросло на 60 %. В 2011 г. в РФ судами было рассмотрено 125 961 жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, из них удовлетворено 13 991. В первом полугодии 2012 г. судами было рассмотрено 65 522 жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, из них удовлетворено 5 396 [4].
На территории Ростовской области судом первой инстанции рассмотрено жалоб на действия и решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, в 2009 г. - 2148, в 2010 г. - 2594, динамика в сравнении с 2009 г. составила +20,8 %. В 2011 г. было рассмотрено 4161 жалоба, динамика в сравнении с 2010 г. составила + 60,4 %. В первом полугодии 2012 г. было рассмотрено 2111 жалоб, удовлетворено 124 жалобы. При этом удовлетворено в 2009 г. 210 жалоб, в 2010 г. - 213, динамика в сравнении с 2009 г. составила +1,4 %, в 2011 г. - 308, динамика в сравнении с 2010 г. составила +44 % [5].
В 2011 г. в России органами прокуратуры РФ в связи с нарушениями соблюдения прав и свобод личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено 4 148 277 нарушений прав и свобод человека. Из них жалоб на действия (бездействия) властных субъектов - 326 888. В 2012 г. таких нарушений было выявлено 5 038 064. Из них непосредственно жалоб на действия (бездействия) властных субъектов - 333 032. Динамика по общему количеству выявленных нарушений прав и свобод личности в сравнении с 2011 г. составила +21,4 %, а по количеству жалоб на действия (бездействия) властных субъектов +1,9 [6].
В 2010 г. прокуратурой Ростовской области выявлено 144 439 нарушений законов органами предварительного расследования. В 2011 г. было выявлено 137 074 нарушений. В 2012 г. было выявлено 266 611 нарушений, динамика в сравнении с 2011 г. составила +94,5 % [7].
В законодательстве России применительно к правам человека встречается термин «обеспечение». В Конституции РФ наряду с использованием термина «обеспечиваются» в отношении прав и свобод человека и гражданина (ст. 18), отмечается также «гарантируются» (ст. 17, 45, 46). При широком подходе к понятию «процессуальных гарантий», включающем и гарантии правосудия, о гарантиях прав личности предпочтительнее, по мнению автора, говорить как об обеспечении. Под обеспечением прав человека, в соответствии с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), автор в первую очередь понимает и рассматривает следующие виды участников уголовного судопроизводства: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.
В русском языке слово «обеспечить» означает «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым» [8, с. 223]. Именно термин «обеспечить» наиболее удачно характеризует желаемое с точки зрения индивида состояние его прав и законных интересов [9, с. 438].
Говоря об обеспечении прав человека, в соответствии с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), мы в первую очередь рассматриваем следующих участников уголовного судопроизводства: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. Обеспечение прав и свобод человека в уголовном процессе - это деятельность следователя, дознавателя, прокурора, суда, защитника, направленная, в том числе, на создание оптимальных условий для реализации процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
Обеспеченность прав человека в сфере уголовного судопроизводства определяется развернутостью процессуальной формы, четко конструирующей процедуру производства по делу. В уголовно-процессуальном законодательстве целесообразно унифицировать систему обеспечительных мер, направленных на защиту прав человека. Прежде всего, речь идет о порядке уведомления о принимаемых в ходе производства по делу решениях; порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу.
В. А. Шадрин отмечает, что под обеспечением прав человека при расследовании преступлений в широком смысле может подразумеваться обеспечение прав всех участвующих в расследовании лиц. Обеспечение прав личности охватывает все формы, благоприятствующие участникам процесса в осуществлении прав, включая: разъяснение прав; создание необходимых условий для помощи в реализации прав; охрану прав от нарушений; защиту прав; восстановление нарушенных прав [10, с. 69-70].
Многие авторы указывали на проблемы обеспечения прав человека в ходе уголовного преследования [11; 12; 13, с. 123-134]. Понятие «обеспечение прав человека» в ходе уголовного преследования распространяется лишь на определенную категорию субъектов уголовно-процессуального права, в основном, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего.
Для обеспечения процессуальных прав подозреваемого и обвиняемого первоочередное значение имеет как его осведомленность о своих правах с момента появления в уголовном судопроизводстве, так и создание благоприятного процессуального режима их полной и всесторонней реализации. По своей сути совокупность процессуальных прав есть не что иное, как право на защиту своих субъективных прав и законных интересов. Но, чтобы избрать средство защиты, указанным субъектам уголовного процесса необходимо знать, в чем конкретно они подозреваются (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ) или обвиняются (п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).
Сущностью уголовного процесса является уголовное преследование виновного в совершении преступления, его наказание и возмещение вреда жертве преступления, обеспечение законного правового характера всей уголовно-процессуальной деятельности. Автором рассматриваются вопросы не только норм права с позиций их достаточности, адекватности, непротиворечивости, но и комплексного обеспечения прав человека в досудебном производстве, в том числе: а) установление в законе дополнительных норм, гарантирующих соблюдение прав человека; б) установление обязанностей и ответственности должностных лиц по соблюдению и реализации прав человека.
Не менее значимой и актуальной остается дальнейшая разработка функциональной характеристики гарантий прав человека, что предполагает исследование механизма реализации властными
субъектами мер по обеспечению и защите прав человека в сфере уголовного судопроизводства, в первую очередь, на примере применения мер принуждения. Это делает необходимым исследование теоретических основ данного механизма как одного из средств осуществления гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.
Главной задачей науки является, в первую очередь, установление системы мер, обеспечивающих правовой характер производства по уголовному делу. Показатели эффективности работы органов предварительного расследования, ранее выведенные теоретически, оказались абстрактными. Системность, эффективность уголовного процесса, результаты работы правоохранительных органов должны, в первую очередь, определяться показателями соблюдения законности при расследовании преступлений, тем, насколько обеспечиваются права и законные интересы человека, как пострадавшим возмещается ущерб, нанесенный преступлением, происходит восстановление нарушенных прав и свобод.
Анализ и исследование проблем правового регулирования прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве позволили сформулировать научно-теоретические положения и выводы и основанные на них предложения по совершенствованию законодательства и практики правоприменения по обеспечению прав субъектов уголовно-процессуальных отношений:
1. Качество и эффективность уголовного судопроизводства определяются тем, как фактически защищаются законные интересы общества и государства, обеспечиваются права и свободы человека, возмещается ущерб, нанесенный преступлением.
2. Под обеспечением прав человека, в соответствии с назначением уголовного судопроизводства, автор в первую очередь понимает следующих участников уголовного судопроизводства: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. Обеспечение прав и свобод человека в уголовном процессе - это деятельность следователя, дознавателя, прокурора, суда, направленная на создание оптимальных условий для реализации процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
3. Под правовыми гарантиями законности и обоснованности ограничения прав человека следует понимать совокупность условий, средств и способов, установленных нормами международного, конституционного, уголовно-процессуального законодательства и иными законами, а также осуществляемую на их основе процессуальную деятельность, обеспечивающую человеку защиту его физической, нравственной и психической неприкосновенности, индивидуальной свободы и личной безопасности от произвольных посягательств в ходе уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон должен содержать только те процессуальные гарантии, реализация которых обеспечена соответствующими обязанностями лица, производящего расследование.
4. Для должного соблюдения прав человека в соответствии с назначением уголовного судопроизводства разработано и рассматривается понятие «механизм обеспечения, реализации и защиты прав человека». Указанный механизм в ходе досудебного производства определяется как структурно организованная совокупность процессуально-правовых средств и способов, а также определенная последовательность реализации прав человека.
Структурная организация механизма обеспечения прав человека включает: участников уголовного преследования и их уголовно-процессуальные правомочия; процедуры реализации и защиты прав человека в уголовном процессе; права, обязанности и ответственность участников уголовного судопроизводства по выполнению назначения уголовного судопроизводства. Содержание механизма обеспечения прав человека в ходе досудебного производства включает совокупность средств и способов осуществления правоотношений при производстве по уголовному делу.
5. Реализация прав человека показывает последовательность совершения определенных «технологических шагов» в ее функционировании. На первом этапе механизм обеспечения прав человека начинает действовать с предоставления и обеспечения заинтересованным субъектам доступа к правосудию в соответствии с их правовым статусом. Вторым этапом механизма обеспечения прав человека является исследование и установление правовых норм, гарантий их реализации, всех обстоятельств дела, без которых невозможно разрешение уголовного дела или любого иного вопроса. Третьим этапом является соблюдение, реализация и защита, в первую очередь, властными субъектами прав человека в ходе уголовного судопроизводства.
6. Пределы ограничения прав человека - законодательно установленные положения, позволяющие определить характер и степень, способы вмешательства в сферу прав и интересов личности, при применении законодательно установленных правоограничений. Законное ограничение прав человека должно соответствовать следующим требованиям: строгая законодательная регламентация; ограниченность круга лиц, которые могут его применять и в отношении которых могут применяться данные правоограничения; временный характер; исключительность; альтернативность, гуманизм и справедливость.
7. Принцип защиты прав и свобод человека представляет собой закрепленное в уголовно-процессуальном законодательстве общеобязательное, руководящее правовое положение прямого действия, включающее в себя комплекс определенных прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство по их реализации и защите. Статью 11 УПК РФ предлагается изложить в редакции: «Защита прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве».
8. Первым этапом реализации прав человека является обеспечение доступа к правосудию. Субъектами права на доступ к правосудию должны признаваться подозреваемый, обвиняемый и любое иное лицо, которое является участником уголовного судопроизводства. Человеку должен быть обеспечен доступ к правосудию и защите своих прав и законных интересов посредством обжалования в суде решений, препятствующих разрешению обвинения (подозрения) по существу. Обосновано предложение о необходимости внесения в ст. 11 УПК РФ соответствующего дополнения.
9. Понятие статуса участника уголовного судопроизводства должно включать в себя не только определенные законом права и возложенные на него обязанности, но и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей. Обязанности участников уголовного судопроизводства должны быть зафиксированы в нормах уголовно-процессуального закона. Необходимый элемент ответственности должен быть обязательным элементом правового статуса. Не только решение, действие (бездействие), которое способны причинить ущерб конституционным правам и свободам человека либо затруднить доступ к правосудию, но и прямое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами должны быть предметом обжалования.
10. В целях совершенствования правового порядка расследования уголовных дел, более эффективного обеспечения прав участников уголовного судопроизводства обосновывается необходимость установить разумные сроки проведения уголовного преследования, предварительного следствия (указав, что продление срока следствия свыше 18 месяцев не допускается), предельные сроки проведения следственных действий, сроки применения не только заключения под стражу, домашнего ареста, но и других мер пресечения.
11. Под справедливостью при производстве по уголовному делу, в ее уголовно-процессуальном аспекте, автор понимает наличие совокупности процессуальных норм, необходимых для защиты прав человека в ходе уголовного судопроизводства, а также неуклонное соблюдение указанных прав при производстве по уголовному делу. Справедливость при производстве по уголовному делу следует рассматривать как принцип, как логическое продолжение назначения уголовного судопроизводства.
12. В целях дальнейшего эффективного обеспечения прав человека представляется целесообразным создание специализированной судебной системы в виде аппарата следственных судей, выделение судебного контроля в качестве самостоятельного направления судебной деятельности с законодательной регламентацией ее в отдельной главе УПК РФ. Кроме традиционных форм судебного контроля, следственные судьи должны решать вопросы, связанные с процедурой предварительного слушания уголовного дела, проверять по представленным прокурором материалам законность и обоснованность обвинения с участием сторон, достаточность оснований для рассмотрения уголовного дела в судебном разбирательстве.
13. Прокурор должен иметь право не только истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (п. 51, ч. 2 ст. 37 УПК РФ), но и предъявлять обвинение. Автор отстаивает позицию, что функция обвинения должна последовательно осуществляться государственным обвинителем, акт обвинения (заключение, постановление) должен
выноситься перед судом только этим должностным лицом. Освободив следователя, дознавателя от несвойственной им функции обвинения, можно создать предпосылку для последующего реформирования всего следственного аппарата и органов дознания.
14. В качестве неотложной меры следует законодательно закрепить положение о недопустимости отказа следователем, дознавателем в принятии и приобщении к делу в качестве доказательств предметов, документов, имеющих непосредственное отношение к уголовному делу, с точки зрения относимости, достоверности, допустимости, представленных стороной защиты, предусмотреть законодательную регламентацию порядка принятия этих сведений, решения вопроса об ответственности за неисполнение этой обязанности.
Предлагается расширить применение элементов восстановительного правосудия, альтернативных уголовному преследованию для разрешения уголовно-правового конфликта, примирительных процедур с участием медиатора при наличии потерпевшего в уголовном деле и другие формы условного прекращения уголовного преследования, если в уголовном деле потерпевший отсутствует, заключение еще в досудебном производстве примирительного соглашения в результате посредничества (медиации) и прекращение уголовного дела в связи с выполнением обвиняемым или подозреваемым определенных условий.
15. Обеспечение прав человека должно включать в себя информирование лица об обладании всеми предоставленными ему законом правами, понимание их смысла; создание необходимых условий для помощи в реализации прав; защиту прав; восстановление нарушенных прав. В связи с этим предлагается законодательно возложить на следователя, дознавателя обязанность ознакомления потерпевшего с его правами путем вручения ему в письменном виде перечня прав.
16. Структура подозрения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, должна состоять из следующих элементов: 1) появление подозрения в отношении лица, совершившего противоправное деяние; 2) принятие решения о задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ; 3) привлечение лица в качестве подозреваемого; 4) допрос подозреваемого; 5) окончание срока подозрения в форме привлечения лица в качестве обвиняемого либо освобождения от подозрения в форме специального постановления об этом и принятия, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, решения, связанного с реабилитацией подозреваемого.
Единым юридическим основанием для подозрения должно быть постановление о привлечении в качестве подозреваемого, в котором следует указывать его права и обязанности, а копия постановления должна немедленно вручаться ему после вынесения этого процессуального акта. Автор предлагает отказаться от института предъявления обвинения в досудебном производстве. Предъявление обвинения предлагается возложить на прокурора при рассмотрении вопроса, связанного с процедурой предварительного слушания уголовного дела с участием сторон, решение вопроса о достаточности оснований для рассмотрения уголовного дела в судебном разбирательстве.
17. Предлагается внести в УПК РФ соответствующие изменения, предусматривающие замену предъявления обвинения на процессуальные нормы об уведомлении о наличии подозрения, аналогичные по принципу своего правового содержания процессуальным нормам, регулирующим предъявление обвинения в досудебном производстве.
Обосновывается вывод о том, что по фактам всех без исключения уголовно-правовых деликтов производить предварительное расследование в форме дознания затруднительно и нецелесообразно. Дальнейшее совершенствование дознания в сокращенной форме способно существенно повысить эффективность процессуальной деятельности органов предварительного расследования и судебной системы, обеспечить незамедлительную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Применение сокращенного дознания позволяет также обеспечить расследование в минимальные сроки основной части преступлений небольшой тяжести при условии их выделения законодателем в «уголовный проступок». Привлечение к ответственности за совершение уголовного проступка не должно влечь за собой судимость с ее негативными последствиями. Основу для формирования категории уголовных проступков в России могут составить деяния, не представляющие большой общественной опасности, а также ряд преступлений, отнесенных к категории небольшой и средней тяжести, по которым предусмотрено максимальное наказание до трех лет лишения свободы.
18. Пункт 35 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Реабилитированное лицо - лицо, имеющее в соответствии с настоящим Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным преследованием, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения, реализовавшее свое право на реабилитацию, и в отношении которого были приняты меры по возмещению причиненного ему вреда».
Литература
1. Преступлений все больше // Российская газета. 2012. 28 июня.
2. Электронный городовой // Российская газета. 2013. 10 января.
3. Задача прокурорам // Российская газета. 2013. 7 марта.
4. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL:http://www. cdep.ru
5. Официальный сайт Управления Судебного департамента по Ростовской области. URL: http://usd. ros.sudrf.ru
6. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru
7. Официальный сайт прокуратуры Ростовской области. URL: http:// www. prokuror. rostov. ru
8. Современный толковый словарь русского языка. М., 2004.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
10. Шадрин В. С. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве: дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 1997.
11. Еникеев З. Д. Уголовное преследование. Уфа, 2000.
12. Мазюк Р. В. Институт уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве. М., 2009.
13. Давлетов А. А. Программа уголовного судопроизводства: цель, задача, основания деятельности // Правоведение. 2007. № 2.