УДК 40 ББК 67
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ ЛЕВИН,
Старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки,
ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России имени В. Я. Кикотя»
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность. Научный руководитель и рецензент: Киреев М.П., профессор кафедры управления ОВД в особых условиях Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются правовые основы обеспечения прав человека при введении чрезвычайного законодательства. Предметом рассмотрения являются международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, а также законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: обеспечение, права человека, чрезвычайное законодательство, международные акты, чрезвычайное обстоятельство.
Annotation. The article examines the legal foundations of human rights with the introduction of emergency legislation. Boundary review are international legal acts ratified by the Russian Federation and the legislation of the Russian Federation.
Keywords: security, human rights, emergency legislation, international instruments, emergency circumstance.
Впервые в России права и свободы человека были продекларированы специальным законом в 1991 г. (Декларация прав и свобод человека и гражданина)1. Декларация полностью соответствует международным актам, принятым демократическим мировым сообществом. Начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина. Разумеется, права и свободы человека выступали объектом внимания и в предшествующие этапы российской истории. Наиболее наглядное тому подтверждение — российское конституционное законодательство. Тем не менее, принятие специального акта по правам и свободам человека и гражданина явилось ярким свидетельством стремления постсоветской России к международно-правовым стандартам и правовому обществу.
Одной из важнейших проблем является проблема деятельности органов внутренних дел по охране, защите и соблюдении прав и свобод человека и
гражданина2, что ставит перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России по обеспечении прав и свобод человека.
Обеспечение прав человека в обстоятельствах, при которых имеется непосредственная угроза жизни и безопасности человека, угроза насильственного изменения конституционного строя страны, ведет к применению чрезвычайного законодательства, к некоторым ограничениям прав и свобод граждан, а также и к защите прав человека. Первое — предусматривает интересы человека, личности в период, когда его права и свободы становятся наиболее уязвимыми (вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, сопровождающиеся насильственными действиями, создающими непо-
средственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера). Второе направление отражает интересы государства по нормализации обстановки внутри страны до приемлемого уровня законности и порядка (мероприятия по защите жизни и здоровья граждан).
Первым внес неоценимый вклад в разработку теории чрезвычайного законодательства ученый Гессен В.М. Он предложил понимать, что исключительное положение — совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной властью, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или из вне существованию государства3.
Ученый Ромашов Р. А. дает следующую трактовку: «чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайного обстоятельства»4.
Чрезвычайное законодательство, отражая универсальный характер права, может быть не только эффективным средством защиты конституционных прав, но и мощным оружием насилия в руках государства5.
Основная социальная причина применения чрезвычайных мер, неизбежно сопровождающихся ограничениями прав и свобод человека, состоит в необходимости восстановления правового, экономического или политического состояния. Это позволяет гражданину и обществу реализовывать свои права в том объеме и на тех условиях, которые существовали до возникновения чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием для применения чрезвычайного законодательства, ограничивающего права и свободы гражданина
Иерархичность чрезвычайного законодательства в области обеспечения прав человека в условиях чрезвычайных обстоятельств выражается в том, что в качестве источников формирования выступают различные по юридической силе нормативные акты, образующие своего рода правовую пирамиду.
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.6 закрепила основные права и свободы, предусматривая возможность их ограничения. Из данного документа можно выделить два основных условия
ограничения прав: только по закону, и в целях обеспечения реализации правомерных личных и государственных интересов.
Ограничения прав человека носят вынужденный и естественный характер, наряду с их защитой. Международное право также не исключает ограничения прав человека. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 29 указывает, что «...при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.7 конкретизирует общие цели ограничения прав человека, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, вводя в оборот понятие «охрана государственной безопасности». Наличие в норме данной правовой конструкции позволяет не выводить право государства на ограничение прав человека в условиях чрезвычайного обстоятельства из смысла статьи, а напрямую констатировать закрепление такой возможности, поскольку охрана государственной безопасности всегда подразумевает как обычные, так и исключительные средства; ограничения или отступления от общих обязательств при наступлении чрезвычайных обстоятельствах. В соответствии с Пактом ограничения допускаются лишь: «в такой степени, в какой это требуется остротой положения». Такого рода действия не должны повлечь за собой дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
Вместе с тем, в Пакте о гражданских и политических правах указывается, что осуществление некоторых прав, даже в условиях действия режима чрезвычайного положения (обстоятельства), не должно приостанавливаться или ограничиваться. Аналогичная норма представлена и в региональных актах.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.8 закрепила право на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, защиту от заключения в тюрьму за неуплату долга, защиту от уголовных законов, имеющих обратную силу, свободу совести, мысли, религии. В между-
народных актах перечень прав и свобод человека недостаточный. Государства в своих национальных актах по аналогичным вопросам закрепляют гораздо более широкий перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению в период действия чрезвычайного положения.
К числу прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (обстоятельства), Пакт о гражданских и политических правах относит исключительно личные (гражданские) права и свободы, что может рассматриваться как одна из гарантий соблюдения принципа невмешательства в дела, составляющие по существу внутреннюю компетенцию государства.
В международно-правовом регулировании по обеспечению прав человека в условиях чрезвычайного обстоятельства выступает то, что Международный Пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляют обязанность государств немедленно информировать другие государства, участвующие в этих актах, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) и Генерального секретаря Совета Европы о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление. Вместе с тем, требование об уведомлении о введении чрезвычайного положения, в отличие от требования о его официальном объявлении, не является необходимым условием для обоснования введения мер чрезвычайного характера. Оно служит тому, чтобы облегчить международный контроль как со стороны других государств, так и Комитета ООН по правам человека.
4. Международная Организация Объединенных Наций (ООН) создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН наделена правом предпринимать меры для защиты прав человека в период чрезвычайных обстоятельств.
5. Региональная межправительственная организация на европейском континенте — Совет Европы и ее организации. В частности, среди задач, которые стоят перед Комитетом министров Совета Европы закреплена задача по защите демократиче-
ских процедур и прав человека в Европе. Комитет министров правомочен предпринимать меры, направленные на достижение целей Совета Европы, а также на реализацию рекомендаций Парламентской Ассамблеи (ПАСЕ).
6. Неправительственная международная гуманитарная организация Международный Комитет Красного Креста (МККК), осуществляющая свою деятельность во всем мире, имеет большую практику по предоставлению защиты прав человека и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате беспорядков и напряженности внутри страны. Государства всего мира никогда не ставили под сомнение сам принцип нейтральности и беспристрастности, на котором основана данная практика. Основание для деятельности МККК в обстановке массовых беспорядков и внутреннего вооруженного конфликта и других чрезвычайных обстоятельствах приобрело характер обычая. Вместе с тем, на международном уровне не закреплены соответствующие обязательства национальных правительств — принимать подобные предложения от неправительственных организаций.
7. Крупнейшая в мире региональная Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) объединяет 57 стран, расположенных в Европе, Северной Америке, и Центральной Азии. К основным задачам относятся: 1) защита прав человека; 2) развитие демократических институтов; 3) мониторинг выборов.
Характеризуя международное право как один из источников формирования чрезвычайного законодательства России, необходимо отметить следующие факторы: Конституция РФ9 и федеральный закон «О международных договорах РФ»10, а также право на заключение, прекращение и приостановление действий международных договоров отнесли к ведению РФ. В тоже время, выполнение международных договоров, т.е. правоприменительный процесс, относится к совместному ведению Федерации и входящих в ее состав субъектов. Общая правоприменительная практика на уровне субъектов РФ свидетельствует о наличии случаев «отклонения от положений международных договоров»11.
Чрезвычайное законодательство, как и обычное, обладает системностью и иерархичностью. Основным системообразующим фактором выступает объ-
ект правового воздействия — интересы личности, общества и государства в чрезвычайных обстоятельствах. Особенностью чрезвычайного законодательства является то, что его реализация осуществляется посредством выполнения определенных функций всеми ветвями власти на различных управленческих уровнях. В большей степени это относится к следующим органом исполнительной власти: ф Министерство обороны России (военное время, осуществление мероприятий по поддержанию режима военного положения, участие в контер-рористической операции); ■ф МВД России (в силу его многопрофильности — борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, участие в выполнении мероприятий гражданской обороны, участие в контеррористиче-ской операции, обеспечении мероприятий по соблюдению положений особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений и т.д.); V МЧС России (в рамках выполнения мероприятий гражданской обороны: организация защиты населения от техногенных и природных аварий, организация выполнения вопросов мобилизационной подготовки).
Система чрезвычайного законодательства России включает в себя следующие виды нормативных правовых актов, предназначенные играть различную роль в процессе его реализации: Конституцию РФ; федеральные конституционные законы («О правительстве РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении»); федеральные законы («Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и др.); указы президента РФ; постановления правительства РФ; ведомственные нормативно-правовые акты12.
В Российской Федерации проблема гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в обеспечении чрезвычайного законодательства весьма актуальна.
Под правовыми гарантиями следует понимать условия и правовые средства, которые реально обеспечивают человеку и гражданину возможность пользоваться основными правами и свободами, а также неукоснительно исполнять возложенные на его обязанности13.
Современное чрезвычайное законодательство Российской Федерации, прежде всего, основано на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также на международных договорах, которые являются составной частью ее правовой системы, основу которой составляют императивные нормы, представляющие собой его основные принципы14.
Конституция РФ непосредственно связывает введение чрезвычайного положения с возможностью ограничения прав человека, признавая данный факт неизбежным следствием введения такого режима. Примечательно, что ч. 3 ст. 56 Конституции РФ закрепляет недопустимость ограничения прав и свобод, предусмотренных отдельными ее нормами. В частности, к таким правам и свободам относятся: ст. 20 — каждый имеет право на жизнь, право на достоинство личности, запрет на применение пыток и иного жестокого обращения; ст. 23 ч. 1 — неприкосновенность частной жизни, свобода совести, вероисповедания, право свободно использовать свои способности, право на жилище, права связанные с судопроизводством.
Из содержания ч. 2. ст. 56 Конституции РФ следует, что вопросы регулирования правового режима чрезвычайного положения находятся в сфере действия федерального конституционного закона, что повышает гарантии защиты прав человека.
Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» (2001 г.)15 не идет по пути международных актов в части юридических форм закрепления правовых ограничений. Если международные документы прямо прописывают запрет на ограничение отдельных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах вне зависимости от тяжести обстоятельства или соображений целесообразности и оставляют ограничение иных прав на усмотрение национального законодателя, то российское чрезвычайное законодательство закрепляет лишь допустимые правовые ограничения и не упоминает о недопустимых. Таким образом, в рамках международных актов относительно прав человека в условиях чрезвычайного законодательства действует принцип «разрешено все, что не запрещено». В тоже время, в Федеральном конституционном законе РФ «О чрезвычайном положении» применительно к аналогичным вопросам предусматривается принцип «запрещено все, что не разрешено». Подоб-
ное мнение подтверждается и положениями ст. 11, 12 Федерального конституционного закона, которые содержит исчерпывающий перечень мер и временных ограничений, которые могут применяться в условиях действия режима чрезвычайного положения.
Особое значение в реализации международно-правовых основ обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения имеет гл. VI ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», которая устанавливает гарантии прав граждан, их ответственность и ответственность должностных лиц в условиях введения чрезвычайного положения. Примечательно, что нормы данной главы непосредственно апеллируют к международным обязательствам Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» во исполнение международных норм, предусматривающих обязанность информировать мировое сообщество о факте введения режима чрезвычайного положения также устанавливает обязанность в отношении федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, уведомить в трехдневный срок Генерального Секретаря ООН и проинформировать Генерального Секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступление от обязательств по международным договорам РФ, об объеме этих отступлений и причинах такого решения.
В трудах некоторых исследователей применяется созвучное с чрезвычайным законодательством, но обладающее иными характеристиками и целями применения такое выражение, как «карательное законодательство», или «карательное право». Оно характеризует проводимую государством карательную политику, опосредованную в праве (преступления и административные правонарушения). Условиями действия чрезвычайного законодательства определяется наличие чрезвычайного обстоятельства16.
Российское чрезвычайное законодательство в значительной степени расширяет требования международных актов в части демократизации процедур применения мер и временных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в 2011 г., в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и содействия развитию ин-
ститутов гражданского общества, при Президенте РФ создан совет по развитию гражданского общества и правам человека17.
В федеральном законе «О полиции» (2011) закреплено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, а также закреплено применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Задержание — лицо может быть задержано до судебного решения на срок не более 48 часов; случаи задержания перечислены в законе. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории — перечислены допустимые случаи. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов — ограничения предусмотрены в федеральном законе. Один из принципов деятельности полиции — соблюдение прав и свобод человека и гражданина; деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан18.
Таким образом, обеспечение прав и свобод человека при чрезвычайных обстоятельствах в условиях введения чрезвычайного законодательства находится в дальнейшем правовом регулировании правозащитной и правоприменительной практики.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 г. // бюллетень верховного суда Российской Федерации — 1994. № 12.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме, 4 ноября 1950 г.) с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря
1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS № 005 // Собр. Законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. ст. 2143.
4. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26 декабря 1991 г., № 52, ст. 1865).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // «Рос. газета» — Федеральный выпуск № 6331. 2011, 14 марта.
6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собр. законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2277; 2003, № 27, ст. 2697; 2005, № 10, ст. 753.
7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. № 1,5,14, 15, 16. 17. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. № 7.
9. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 1 февраля 2011 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» // «Рос. газета» — Федеральный выпуск № 5399. 2011, 4 февраля.
10. Гасанов К. К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. Монография. М.: Московский университет МВД России 2004. с. 144.
11. Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. с. 410.
12. Гущин В.В. Реализация в национальном праве международно-правовых норм в области прав человека // Проблемы правовой защищенности личности: сборник статей. М., 2000. С. 20—26.
13. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2003. С. 677—681.
14. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб. 1996. С. 22.
15. Левин А.О. Правовые основы деятельности органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Московского университета МВД России 2014. № 4. С. 77—80.
16. Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 412.
17. Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие // Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 101.
References
1. The universal Declaration of human rights Adopted resolution 217 A (III) of the UN General Assembly on 10 December 1948. // «Russian Gazette» Federal issue 1995. 5 April.
2. The international Covenant on civil and political rights. Adopted by resolution 2200 A (XXI) of the General Assembly on 16 December 1966.
The Covenant ratified by the decree of the Presidium of the Supreme Soviet on September 18, 1973 // Bulletin of the Supreme court of the Russian Federation in 1994. № 12.
3. Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms (adopted in Rome on 4 November 1950), amended on 21 September 1970, 20 December 1971, 1 January, 6 November 1990, may 11, 1994) ETS № 005 // collected legislation of the Russian Federation 1998. № 20. page 2143.
4. The decree of the RSFSR Supreme Soviet from 22 November 1991 № 1920-I «On the Declaration of the rights and freedoms of man and citizen» (Bulletin of Congress of people's deputies of the Russian Federation and Supreme Soviet of the Russian Federation dated December 26, 1991, № 52, senior 1865).
5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation, taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments
to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 № 6-FKZ, dated December 30, 2008 № 7-FKZ, 05 February 2014 № 2-FKZ, dated July 21, 2014 № 11-FKZ) // March 14, 2014. «Russian Gazette» — Federal issue № 6331.
6. Federal constitutional law on may 30, 2001, № 3-FKZ «On the state of emergency» // collected legislation of the Russian Federation, 2001, № 23, Art. 2277; 2003, № 27, item 2697; 2005 № 10, item 753.
7. The Federal law of July 15, 1995 no 101-FZ «On international treaties of the Russian Federation» // collected legislation of the Russian FederationSOBR. legislation of the Russian Federation. 1995. № 29. Article 2757.
8. Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ «On police», Art. № 1,5,14, 15, 16. 17. // collected legislation of the Russian Federation, 2011. № 7.
9. The decree of the President of the Russian Federation № 120 dated 01 February 2011. «On the Council under the President of Russian Federation for civil society development and human rights» // February 4, 2011. «Russian Gazette» — Federal issue № 5399.
10. Hasanov K.K., Khazov E.N. Law enforcement bodies of internal Affairs to ensure the constitutional rights and freedoms in Russia. The monograph. M.: Moscow University of Ministry of internal Affairs of Russia 2004. page 144.
11. Hessen V.M. an Exceptional position. SPb., 1908. page 410.
12. Gushchin V.V. Centuries Implementation in national law of international legal norms in the field of human rights, problems of legal protection of personality: a collection of articles. M., 2000. P. 20—26.
13. Grafskuy V.G. The General history of state and law: Textbook for universities. M.: Publishing House Of The Norm, 2003. s. 677—681.
14. Zinoviev A.C. Fundamentals of constitutional law. SPb. 1996. C. 22.
15. Levin A.O. Legal framework for the activities of the MIA of Russia in emergencies // Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia 2014. № 4. P. 77—80.
16. Melekhin A.C. Emergency legislation of the Russian Federation: theoretical, legal and organizational problems of its implementation: monograph. M.: Academy of Ministry of interior of Russia, 2013. P. 412.
17. Romashov R.A. Theory of state and law. Tutorial // Under the General editorship of
B.N. Salnikov. M: EMC GUK Ministry of internal Affairs of Russia, 2002. P. 101.
1 Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26 декабря 1991 г., № 52, ст. 1865).
2 Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. Монография. М.: Московский университет МВД России 2004. С. 144.
3 Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 410.
4 Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 101.
5 Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 412.
6 Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995, 5 апреля.
7 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 г. // бюллетень верховного суда Российской Федерации. 1994. № 12.
8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме, 4 ноября 1950 г.) с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS № 005 // Собр. Законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. ст. 2143.
9 Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // «Рос. газета» — Федеральный выпуск № 6331. 2014, 14 марта.
10 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
11 Гущин В.В. Реализация в национальном праве международно-правовых норм в области прав человека // Проблемы правовой защищенности личности: сб. статей. М., 2000. С. 20—26.
12 Левин А.О. Правовые основы деятельности органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Московского университета МВД России 2014. № 4. С. 77—80.
13 Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 412.
14 Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб. 1996. С. 22.
15 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2277; 2003, № 27, ст. 2697; 2005. № 10, ст. 753).
16 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2003. С. 677—681.
17 Указ Президента Российской Федерации № 120 от 1 февраля 2011 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» // «Рос газета» — Федеральный выпуск № 5399. 2011, 4 февраля.
18 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. № 1,5,14, 15, 16. 17. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. № 7.