Научная статья на тему 'Обеспечение прав человека в зоне локальной войны'

Обеспечение прав человека в зоне локальной войны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ЛОКАЛЬНАЯ ВОЙНА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы обеспечения прав лиц, не принимающих участия в военных действиях, включая мирное население, пленных, раненых, в зоне локальных конфликтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав человека в зоне локальной войны»

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013 Яковлева О.В. (научныйруководитель -д.и.н, проф. В.С. Кобзов)

83

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗОНЕ ЛОКАЛЬНОЙ ВОИНЫ

Статья посвящена рассмотрению проблемы обеспечения прав лиц, не принимающих участия в военных действиях, включая мирное население, пленных, раненых, в зоне локальных конфликтов.

Ключевые слова: вооруженный конфликт, локальная война, права человека, гражданское население.

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны, своей Родины. Понимать, что из себя представляет то государство, в котором он родился и проживает. Тема истории всегда актуальна, независимо от того, какой промежуток времени затрагивается.

Целью данной статьи является рассмотрение процесса обеспечения прав человека в зоне локальной войны на примерах первой и второй чеченских кампаний.

Основная проблема работы в том, что данный конфликт является неким пробелом в истории России. Сложно установить истину, основанную на неопровержимых фактах (возможно, как и в любой теме, касающейся истории).

В первую очередь, хотелось бы начать с определения, что же такое локальная война. Локальная война - это военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в военных (боевых) действиях между государствами, а по территории - небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон1. Локальная война, как правило, является частью регионального этнического, политического, территориального или иного конфликта. Одной из причин начала чеченской войны можно назвать желание Чечни быть независимым государством.

Но независимо от масштаба и характера у войны есть свои «правила».

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. посвящены в основном проблемам международных вооруженных конфликтов. Однако во всех четырех конвенциях имеется общая для всех статья 3, посвященная

немеждународным конфликтам. Она защищает в таких конфликтах лиц, не принимающих участия в военных действиях, включая сдавшихся или захваченных в плен солдат, больных и раненых и, естественно, все мирное население. По отношению к ним запрещается посягательство на жизнь и человеческое достоинство, на физическую неприкосновенность - жестокое обращение, пытки, истязания. Кроме того, этой же статьей Женевских конвенций запрещается взятие заложников, а также осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного при соблюдении всех судебных гарантий. Раненым и больным эта статья предписывает оказывать помощь2.

В 1968 г. Генеральной Ассамблеей ООН без возражений была принята Резолюция ООН № 2444, в которой сформулированы три важнейших принципа, относящиеся ко всем вооруженным конфликтам - и международным, и немеждународным - и составляющие основу гуманитарного права в целом:

право выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным;

запрещено нападать на гражданское население;

следует всегда проводить различие между участниками вооруженного конфликта и гражданскими лицами.

В 1977 г. международное сообщество пошло дальше в разработке гуманитарного права, и на дипломатической конференции в Женеве были приняты тексты двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям. Первый дополнительный протокол посвящен защите жертв международных вооруженных конфликтов, второй -

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

84

защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Государства, как правило, не желают международного вмешательства или контроля в случаях внутренних вооруженных конфликтов. В результате этого предложенный Международным Комитетом Красного Креста проект второго дополнительного протокола в процессе конференции был сильно урезан по объему и сфере применения. В отличие от первого дополнительного протокола, содержащего подробно и детально разработанные меры защиты гражданского населения и военнопленных, а также конкретные ограничения на методы и средства ведения войны, второй дополнительный протокол содержит лишь общие гарантии защиты жертв вооруженного конфликта. Он налагает на воюющие стороны ограничения и обязательства3.

Для того чтобы вооруженные столкновения, происходящие на территории какого-либо государства, могли быть признаны вооруженным конфликтом немеждународного характера, подпадающим под действие второго дополнительного протокола, антиправительственные силы должны находиться под единым ответственным командованием, быть способными осуществлять непрерывные и согласованные военные действия, контролировать часть территории государства. Эти критерии полностью применимы к нынешнему вооруженному противостоянию в Чечне.

К сожалению, данный конфликт не признан конфликтом немеждународного характера и тем самым не подпадает под регламентацию международного гуманитарного права.

Опираясь на нормы всех вышеперечисленных международных документов, можно сделать выводы о существующем нарушении прав человека и норм гуманитарного права в ходе вооруженного конфликта в Чечне.

Помимо международных нормативных правовых актов во время чеченских войн были нарушены права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 г.

В соответствии со ст. 205 Уголовного кодекса РФ4 и Федеральным законом «О борьбе с терроризмом»5 террористическая акция - это конкретное преступление. В связи с этим антитеррористическая операция может осуществляться только в отношении конкретных преступных лиц или групп лиц, местонахождение которых очерчивается зоной проведения таковой. В статье 3 Закона «О борьбе с терроризмом» говорится: «зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция». Из приведенного текста видно, что зона проведения антитеррористической операции ограниченна и не может трактоваться так широко, чтобы одновременно охватывать территории одной или даже нескольких республик. Речь идет о локальных зонах (на уровне участков, здания и т. д.). Иное толкование является расширительным и обессмысливает понятие террористической акции как конкретного преступления. Таким образом, взрывы домов не должны были являться правовым поводом и основанием для крупномасштабных военных действий, осуществляемых на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней республик.

В законе «О борьбе с терроризмом» при определении принципов такой борьбы установлен «приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции» (ст. 2 п. 6). По логике этого закона, контртеррористическая акция не предполагает, как, впрочем, и любая иная полицейская операция по пресечению конкретного преступления, использования неприцельного оружия, бомбардировок в населенных пунктах, откуда не было выведено мирное население, исчисляемое как минимум сотнями, а то и тысячами граждан. При этом известно, что операции, называемые «антитеррористическими», на территории

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

85

Чеченской Республики осуществляются с использованием таких военных технологий.

Война, какой бы она не была, и где бы ни происходили вооруженные конфликты, * 1

это всегда приводит не только к потерям военнослужащих со всех враждующих сторон, но и к гибели и страданию мирного населения, об интересах которого чаще всего забывают...

Примечания

1. Новиков С. Большая историческая энциклопедия. - М. : Слово, 2010.

2. О защите гражданского населения во время войны : конвенция от 12 августа 1949 г. : принята Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. - М., 1957. - С. 204-278, 280.

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. - М., 1993. - С. 134-182.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. федер. закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 4921.

5. О борьбе с терроризмом : федер. закон от 25 июля 1998 № 130-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3808.

Яковлева Ольга Владимировна, студент группы 536 факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.