Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЗДАНИЯХ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЗДАНИЯХ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗДАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС / УГРОЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ / THEATER AND ENTERTAINMENT BUILDINGS / FIRE SAFETY / OPERATION OF THEATER STRUCTURES / FIRE PROTECTION / FIRE CURTAIN / THREAT TO HUMAN LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичкова Наталия Юрьевна

В статье рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации театрально-зрелищных зданий, подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования мер противопожарной защиты театральных зданий. Отмечается связь между спецификой театральной деятельности и угрозой возникновения пожара в зданиях театров. Особое внимание уделяется истории применения противопожарного занавеса в обеспечении безопасного пребывания людей в театрах и концертных залах. Автор подчеркивает, что при современном проектировании и строительстве театров серьезное внимание уделяется не только таким аспектам, как архитектурная выразительность сооружения, акустические свойства и механика зрительного зала, расстановка кресел и ширина проходов между ними, но и созданию комфортных и безопасных условий пребывания в театре зрителей. Приводятся основные нормативные документы, на основании которых ведется строительное проектирование и эксплуатация театральных сооружений. Делается вывод о том, что исторический опыт оказался полезным и способствовал развитию системы мер по обеспечению пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FIRE SAFETY IN THEATER AND ENTERTAINMENT BUILDINGS THROUGH THE PRISM OF HISTORICAL EXPERIENCE

The article considers the problem of fire safety in the operation of theater and entertainment buildings, emphasizes the need for further improvement of fire protection measures for theater buildings. The connection between the specifics of theater activities and the threat of fire in theater buildings is noted. Special attention is paid to the history of the usage of fire curtain in ensuring the safe presence of people in theaters and concert halls. The author underlines that in modern design and construction of theater structures attention is paid not only to such aspects as architectural expressiveness of the building, acoustic properties and mechanics of the auditorium, the seating arrangement and width of passages between it, but also to creation of comfortable and safe conditions of presence of members of the audience in the theater. The main normative documents on the basis of which the construction design and operation of theater structures are carried out are given. It is concluded that the historical experience was useful and contributed to the development of a system of measures to ensure fire safety in theatrical, entertainment, cultural and educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЗДАНИЯХ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА»

УДК 614.841

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ЗДАНИЯХ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Н. Ю. НОВИЧКОВА

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: n.nature@mail.ru

В статье рассматривается проблема обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации театрально-зрелищных зданий, подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования мер противопожарной защиты театральных зданий. Отмечается связь между спецификой театральной деятельности и угрозой возникновения пожара в зданиях театров. Особое внимание уделяется истории применения противопожарного занавеса в обеспечении безопасного пребывания людей в театрах и концертных залах.

Автор подчеркивает, что при современном проектировании и строительстве театров серьезное внимание уделяется не только таким аспектам, как архитектурная выразительность сооружения, акустические свойства и механика зрительного зала, расстановка кресел и ширина проходов между ними, но и созданию комфортных и безопасных условий пребывания в театре зрителей.

Приводятся основные нормативные документы, на основании которых ведется строительное проектирование и эксплуатация театральных сооружений.

Делается вывод о том, что исторический опыт оказался полезным и способствовал развитию системы мер по обеспечению пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.

Ключевые слова: театрально-зрелищные здания; обеспечение пожарной безопасности; эксплуатация театральных сооружений; противопожарная защита; противопожарный занавес; угроза жизни людей.

ENSURING FIRE SAFETY IN THEATER AND ENTERTAINMENT BUILDINGS THROUGH THE PRISM OF HISTORICAL EXPERIENCE

N. YU. NOVICHKOVA

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo Е-mail: n.nature@mail.ru

The article considers the problem of fire safety in the operation of theater and entertainment buildings, emphasizes the need for further improvement of fire protection measures for theater buildings. The connection between the specifics of theater activities and the threat of fire in theater buildings is noted. Special attention is paid to the history of the usage of fire curtain in ensuring the safe presence of people in theaters and concert halls.

The author underlines that in modern design and construction of theater structures attention is paid not only to such aspects as architectural expressiveness of the building, acoustic properties and mechanics of the auditorium, the seating arrangement and width of passages between it, but also to creation of comfortable and safe conditions of presence of members of the audience in the theater.

The main normative documents on the basis of which the construction design and operation of theater structures are carried out are given.

It is concluded that the historical experience was useful and contributed to the development of a system of measures to ensure fire safety in theatrical, entertainment, cultural and educational institutions.

Key words: theater and entertainment buildings; fire safety; operation of theater structures; fire protection; fire curtain; threat to human life.

© Новичкова Н. Ю., 2020

В условиях современной жизни наблюдается постоянный рост промышленного производства, создаются необходимые экономические условия для реализации не только материальных, но и духовных потребностей человека. Причем именно эстетические и духовные потребности считаются высшими стремлениями человека. Известный американский психолог А. Маслоу писал: «Человек — это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине» [1]. В связи с этим, театральное искусство остается актуальным и востребованным, поскольку оно направлено на приобщение человека к красоте, на удовлетворение чувства прекрасного.

Роль театра в развитии культурного уровня жизни людей очень велика, что определяет увеличение масштабов строительства театрально-зрелищных объектов: клубов, театров, концертных залов. Проектирование и возведение данного вида объектов выполняется с учетом многочисленных требований, одним из которых является высокий уровень обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей. При возникновении пожара наличие большого количества людей, заполняющих зрительный зал, неизбежно усложняет и замедляет эвакуацию, проведение которой в условиях чрезвычайной ситуации жизненно необходимо. Кроме того, пожар несет угрозу разрушения самого здания, приводит к уничтожению театрального реквизита, что оборачивается огромными материальными потерями.

Цель данного исследования - определить влияние исторического опыта на развитие системы мер по обеспечению пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.

Методологическую основу нашего исследования составляют такие научные принципы, как объективизм и системность. Принцип объективности, по-разному трактуемый в различных методологических концепциях, в современной парадигме понимается как истинное знание. К. В. Хвостова, определяя это понятие, пишет: «В качестве истинных в историческом знании рассматриваются высказывания, сформулированные на основе сведений источников, достоверность которых проверена и обоснована результатами сравнительного источниковедческого анализа. Если высказывание не может быть подтверждено сведениями источников, оно ложно» [2].

Принцип системности означает выявление взаимосвязи элементов, образующих систему, специфику их функционирования, взаимодействия, трансформацию. Такая социальная инновация как система обеспече-

ния пожарной безопасности включает в себя отдельные элементы (подсистемы), работающие по единому алгоритму и направленные на повышение уровня защиты населения от пожаров.

Вопросы пожарной безопасности при эксплуатации театральных зданий являлись крайне актуальными с первых лет появления в России профессионального театра, созданного в Ярославле в 1750 году русским актером Федором Волковым. Театр изначально размещался в явно неприспособленном для этого месте - кожевенном амбаре. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги 7 января 1751 года, но спустя уже 5 лет в 1756 было уничтожено пожаром [3]. С этого момента можно говорить о том, в России появилась проблема обеспечения пожарной безопасности на таком объекте с массовым пребыванием людей, как театр.

Необходимо отметить, что пожары в театрах случались как в России, так и в других странах: в 1851 году сгорело здание Берлинской королевской оперы, в марте 1853 году огненная стихия уничтожила московский Большой театр, в августе 1881 года та же судьба постигла Пражскую оперу. Одесский оперный театр в 1873 был полностью уничтожен пожаром [4]. Самым тяжелым последствием пожара в театрально-зрелищных зданиях, безусловно, является гибель людей. Данные мировой статистики свидетельствуют, что за период с 1751 по 1885 год, на пожарах в театрах, цирках и балаганах погибло 6735 человек.

Постоянная угроза возникновения пожара в здании театра как в прошлом, так и в настоящем связана со спецификой театральной деятельности, которая предполагает размещение и хранение огромного количества горючих материалов: декораций, костюмов и прочего театрального реквизита. Основным материалом для изготовления жестких декораций в XIX веке была древесина, а мягкие декорации изготавливались из папье-маше и различных тканей. При освещении сцены в XIX веке использовался открытый огонь. Один их театральных архитекторов начала XIX века вполне справедливо сравнивал театральную сцену с прекрасно сооруженной печью, в которой рукой искуснейшего кочегара расположены горючие материалы.

Наиболее частыми причинами пожаров являлись неосторожное обращение с огнем рабочих сцены, нарушения правил эксплуатации отопительных и осветительных систем. В 1881 году неосторожность рабочего, зажигавшего газовые рожки для освещения декораций

на сцене Оперного театра в Вене, обернулась одной из самых страшных трагедий - пожаром, который унес жизни более 600 человек. Масштаб трагедии был обусловлен отсутствием преграды, отделявшей сцену от зрительного зала и ошибкой архитекторов, спроектировавших открывание дверей из зала внутрь помещения, что привело к давке и замедлило ход эвакуации. В результате часть зрителей погибла в давке у выхода из зала, а большая часть задохнулась в дыму, быстро заполнившим партер, и ложи.

После печальных событий в Вене проектирование театральных зданий стало производиться с учетом необходимых мер безопасности, и, прежде всего, обязательной установки противопожарного занавеса, который должен был изолировать зрительный зал от сцены в случае возникновения пожара с целью предотвращения его распространения.

Впервые подобная конструкция, выполненная из листовой стали, была установлена в парижском театре Одеон в 1826 году. Большой вес занавеса делал его спуск медленным, в связи с чем, сохранялась возможность распространения открытого пламени и дыма внутри зала. Вскоре он был заменен более легкой конструкцией из металлических полос. Целесообразность установки защитного занавеса не раз подтверждалась практикой его применения. Именно противопожарный занавес спас зрительный зал от уничтожения при пожаре, возникшем в здании Народного театра в Санкт - Петербурге в 1912 году и помог избежать повторения трагедии в Вене.

С сожалением приходится констатировать, что использование данного средства защиты людей от пожара в здании театра началось только после случаев массовой гибели людей.

В настоящее время проблема обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации театрально-зрелищных зданий не теряет своей актуальности. 2 октября 2012 года произошел пожар в здании театра юного зрителя в Саратове. Площадь возгорания составила 500 квадратных метров. Был нанесен существенный урон театральному реквизиту.3 ноября 2013 года в результате пожара серьезно пострадало здание театра «Школа современной пьесы» в центре Москвы. Из здания театра было эвакуировано более 300 человек. В каждом случае пожар создавал реальную угрозу жизни людей и приводил к материальным потерям.

29 июня 2020 года во Владимире значительно пострадали от огня главная сцена и зрительный зал областного драматического театра. Пожар уничтожил практически все те-

атральное оборудование, в которое были вложены сотни миллионов рублей из областного бюджета. Губернатор Владимир Сипягин назвал случившееся трагедией для всей Владимирской области. Подобные случаи свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования мер противопожарной защиты театральных зданий.

При современном проектировании и строительстве театральных сооружений серьезное внимание уделяется не только таким аспектам, как архитектурная выразительность здания, акустические свойства и механика зрительного зала, но и созданию комфортных и безопасных условий пребывания в театре зрителей, обеспечению их быстрой эвакуации в случае возникновения пожарной опасности в течение 2-х минут.

В целях профилактики пожаров в зданиях театров все вопросы, касающиеся строительного проектирования и эксплуатации театральных сооружений, были детально проработаны в нормативной литературе. В настоящее время основными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности для таких объектов с массовым пребыванием людей, как театр, являются: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности«; постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме«; «ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736); Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты; Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288); а также Приказ Министерства культуры Российской федерации от 6 января 1998 года № 6 «Об утверждении и введении в действие правил охраны труда в театрах и концертных залах».

В перечень законодательно утвержденных требований пожарной безопасности для театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений входит обязательная установка в портальных проемах со стороны сцены противопожарного занавеса в зрительных залах вместимостью более чем 800 мест1. Как и в далеком прошлом, его задача состоит в создании определенного запаса

1 ВППБ 13-01-94. «Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736).

времени для того, чтобы оперативно провести эвакуацию людей из горящего здания и локализовать очаг возгорания.

За более чем столетний период применения технические характеристики противопожарного занавеса заметно улучшились. В настоящее время он выполняется из огнестойких материалов и выдерживает температуру при пожаре не менее 1000 градусов; время спуска в области сценического проема составляет 30-40 секунд, что выгодно отличает его от первых образцов, применявшихся более ста лет назад. Фактор времени в этом случае очень важен, поскольку, как показывает практика, зрительный зал заполняется дымом всего за 1-2 минуты, что сразу создает угрозу жизни и здоровью людей. Управление опусканием противопожарного занавеса осуществляется из трех точек с планшета сцены, пожарного поста и с помощью лебедки.

Кроме противопожарного занавеса здания театрально-зрелищных учреждений оборудуются стационарными системами пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом. Конструкции из сгораемых материалов, объемные и скатанные декорации, занавесы обрабатываются огнезащитными составами. Здания театров обеспечиваются необходимым количеством эвакуационных выходов, в соответствии с установленными нормами для этих зданий. Количество и ширина выходов, протяженность путей эвакуации устанавливается в соответствии с необходимым временем для безопасной эвакуации людей. Все эти и другие меры в комплексе направлены на обеспечение высокого уровня безопасности людей во время их пребывания в театрах, концертных залах и клубах.

Современные технологии позволяют повышать степень защищенности людей и материальных ценностей в случае пожара, способствуют снижению уровня индивидуального пожарного риска на объектах защиты, в число которых входят театрально-зрелищные учреждения, что соответствует основному направлению Государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.

Указом Президента РФ от 1 января 2018 года № 2 утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года». В данном документе отмечается, что на современном этапе основной целью государственной политики Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности является обеспечение гарантированного уровня безопасности граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества от

пожаров и минимизация потерь от них. Достигнуть качественного повышения уровня защищенности населения от пожаров возможно при условии дальнейшего развития и внедрения в практику организационных, технических, социально-экономических и других мер по преду-2

преждению пожаров .

В настоящее время с целью совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации готовятся изменения в Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», повышаются требования к объектам с массовым пребыванием людей. С 1 января 2021 года контрольно-надзорная деятельность в стране будет проходить по новым правилам, разработанным с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития. Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на построение новой эффективной системы государственного надзора, направленной на снижение социально значимых рисков и закрепление приоритета профилактических мер в качестве основного вида контроля. Все эти изменения будут способствовать выведению системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации на качественно новый уровень, а, следовательно, позволят повысить уровень безопасности людей в зданиях театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что исторический опыт оказался полезным и способствовал развитию системы мер по обеспечению пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Данная система в настоящее время разрабатывается в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области пожарной безопасности и позволяет гражданам России чувствовать себя защищенными во время приобщения к высокому театральному искусству.

2

Указ Президента Российской Федерации от

1 января 2018 года №2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».

Список литературы

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2013. 351 с.

2. Хвостова К. В. Особенности истины и объективности в историческом знании // Проблемы исторического познания: сб. статей. М.: ИВИ РАН, 2012. 54 С.

3. Север Н. М. Летопись театра имени Ф. Г. Волкова. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1973. 160 с.

4. Одесса 1794-1894: К столетию города. Одесса: Изд. городского общественного управления,1894-95. 836 с.

References

1. Maslou A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. SPb, 2013. 351 p.

2. Xvostova K. V. Osobennosti istiny' i ob''ektivnosti v istoricheskom znanii [Peculiarities of truth and objectivity in historical knowledge]. Problemy' istoricheskogo poznaniya: sb. statej. Moscow: IVI RAN, 2012, p. 54.

3. Sever N. M. Letopis' teatra imeni F. G. Volkova [Chronicle of the F. G. Volkov Theater]. Yaroslavl': Verxne-Volzhskoe kn. izd-vo, 1973, 160 p.

4. Odessa 1794-1894: K stoletiyu goroda [Odessa 1794-1894: To the century of the city]. Odessa: Izd. Gorodskogo obshhestvennogo up-ravleniya, 1894-95. 836 p.

Новичкова Наталия Юрьевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент E-mail: n.nature@mail.r Novichkova Natalia Yurevna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of Culturology, candidate of historical sciences, docent E-mail: n.nature@mail.r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.