6. Беляев В.И., Прокопчук Р.Е. Дистанционный мониторинг работы агрегата для внутрипочвенного внесения жидких минеральных удобрений в Алтайском крае // Вестник Алтайского ГАУ. 2022. № 8 (214). С. 115-119.
7. Прокопчук Р.Е., Беляев В.И. Энергооценка машинно-тракторных агрегатов для внутрипочвенного внесения жидких минеральных удобрений // Вестник АПК Верхневолжья. 2021. № 3 (55). С. 71-75.
8. Инъекционное колесо для почвенного инъектора: пат. 215895 Рос. Федерация / Кузьменко И.В., Медведев Д.С.; заявка № 2022115764; заявл. 09.06.22; опубл. 09.01.23, Бюл. № 1. 3 с.
References
1. Urozhajnosf i kachestvo zerna yarovoj psheniczy" v zavisimosti ot udobrenij i norm vy'seva semyan / V.E. Torikov, A.P. Prudnikov, O.V. MeVnikova, V.I. Kanichev, V.P. Parachev //Zernovoe kxozyajstvo. 2003. # 8. S. 25.
2. Mashiny" i oborudovanie dlya zhidkikx kompleksnyk udobrenij / E.N. Balandin, O.K. Klyuev, G.V. Romanov i dr. M.: Agropromizdat, 1985. 87 s.
3. Garaev R.R., Mudarisov S.G. Razrabotka ustrojstva dlya vneseniya zhidkikx kompleksnyk udobrenij v pochvu // VestnikBashkirskogo GAU. 2013. # 4 (28). S. 83.
4. Milyutkin V.A., Buksman V.E\, Kanaev M.A. Vy^sokoeffektivnaya tekxnika dlya e^nergo-, vlago-, resursosberegayushhikx mirovyk tekxnologij MVnV-TVll, No-TVll v sisteme tochnogo zemledeliya Rossii: monografiya. Kinel\RIO Samarskoj GSKXA, 2018. 182 s.
5. Milyutkin V.A., Buksman V.E\ Tekxniko-agrokximicheskoe obespechenie povy^sheniya urozhajnosti i kachestva seVkxozprodukczii vneseniem zhidkikx mineraVnyk udobrenij // Resursosberegayushhie tekxnologii i tekxnicheskie sredstva dlya proizvodstva produkczii rastenievodstva i zhivotnovodstva: sb. st. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza: RIO PGAU, 2018. S. 122-127.
6. Belyaev V.I., Prokopchuk R.E. Distanczionny^j monitoring raboty" agregata dlya vnutripochvennogo vneseniya zhidkikx minerainy^kx udobrenij v Altajskom krae // VestnikAltajskogo GAU. 2022. # 8 (214). S. 115-119.
7. Prokopchuk R.E., Belyaev V.I. E^nergooczenka mashinno-traktornyk agregatov dlya vnutripochvennogo vneseniya zhidkikx mineraVnyk udobrenij// VestnikAPK Verkxnevolzh'ya. 2021. # 3 (55). S. 71-75.
8. In^ekczionnoe koleso dlya pochvennogo in^ektora: pat. 215895 Ros. Federacziya / Kuz^menko I.V., Medvedev D.S.; zayavka # 2022115764; zayavl. 09.06.22; opubl. 09.01.23, Byul. # 1. 3 s.
Информация об авторах:
В.Н. Ожерельев - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры технических систем в агробизнесе, природообустройстве и дорожном строительстве, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, [email protected].
Д.С. Медведев - магистрант, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, [email protected].
Information about the authors:
V.N. Ozherel'ev - Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Technical Systems in Agribusiness, Environmental Management and Road Construction, Bryansk State Agrarian University, [email protected]
D.S. Medvedev - master's student, Bryansk State Agrarian University, [email protected]
Все авторы несут ответственность за свою работу и представленные данные. Все авторы внесли равный вклад в эту научную работу. Авторы в равной степени участвовали в написании рукописи и несут равную ответственность за плагиат. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
All authors are responsible for their work and the data provided. All authors have made an equal contribution to this scientific work. The authors were equally involved in writing the manuscript and are equally responsible for plagiarism. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 26.06.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023, принята к публикации 24.07.2023.
The article was submitted 26.06.2023; approved after rewiewing 20.07.2023; accepted for publication 24.07.2023.
© Ожерельев В.Н., Медведев Д.С. Научная статья
УДК 614.84 DOI: 10.52691/2500-2651-2023-98-4-57-63
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Наталия Евгениева Сакович, Иван Петрович Адылин, Андрей Сергеевич Шилин ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Брянская область, Кокино, Россия
Аннотация. В статье сделан анализ и рассмотрена проблема обеспечения пожарной безопасности в сельскохозяйственной местности. Рассмотрены и изучены причины возникновения возгораний и пожаров в сельскохозяйственном производстве, одной из причин которых стали нарушения правил устройства и эксплуатации транспортных средств, применяемых в сельском хозяйстве. Обосновано, что начиная с 2017 года по 2020 год количество пожаров в сельской местности росло, исключением стал 2021 год, где число пожаров и пострадавших в них людей несколько снизилось, при этом экономический ущерб от по-
жаров составляет миллионы рублей. Авторы считают, что решить проблему повышения пожарной безопасности в сельскохозяйственном производстве связанных с отказами сельскохозяйственной техники можно установкой на сельскохозяйственные машин и транспортные средства дополнительной системы тушения пожара. Выполненный анализ применяемых на транспорте систем пожаротушения, позволил сделать вывод о том, что для борьбы с пожарами на транспорте наиболее перспективными являются ав-тематические системы пожаротушения, имеющие в своем составе различного типа датчики реагирующих на разные факторы пожара: дым, повышение температуры, открытый огонь, снижения концентрации кислорода. Авторами разработана собственная конструкция устройства автоматического пожаротушения, которая может быть применена в качестве универсальной системы, устанавливаемой как на сельскохозяйственную технику, так и на специализированные машины, применяемые в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: пожарная безопасность, сельскохозяйственная техника, пожар, система пожаротушения
Для цитирования: Сакович Н.Е., Адылин И.П., Шилин А.С. Обеспечение пожарной безопасности транспортных средств в сельскохозяйственном производстве // Вестник Брянской ГСХА. 2023. № 4 (98). С. 57-63. http//:doi.org/10.52691/2500-2651-2023-98-4-57-63.
Original article
ENSURING FIRE SAFETY OF VEHICLES IN AGRICULTURAL PRODUCTION
Nataliya E. Sakovich, Ivan P. Adylin, Andrey S. Shilin
Bryansk State Agrarian University, Bryansk Region, Kokino, Russia
Abstract. The article analyzes and considers the problem of ensuring fire safety in agricultural areas. The causes of fires and fires in agricultural production are considered and studied, one of the causes of which was violations of the rules for the construction and operation of vehicles used in agriculture. It is substantiated that from 2017 to 2020, the number of fires in rural areas grew, with the exception of 2021, where the number of fires and people injured in them decreased slightly, while the economic damage from fires amounts to millions of rubles. The authors believe that it is possible to solve the problem of improving fire safety in agricultural production associated with failures of agricultural machinery by installing an additional fire extinguishing system on agricultural machines and vehicles. The analysis of fire extinguishing systems used in transport made it possible to conclude that for fighting fires in transport, the most promising are automatic fire extinguishing systems, which include various types of sensors that respond to various fire factors: smoke, temperature rise, open fire, decrease in oxygen concentration. The authors have developed their own design of an automatic fire extinguishing device, which can be used as a universal system installed both on agricultural machinery and on specialized machines used in agriculture.
Keywords: fire safety, agricultural machinery, fire, fire extinguishing system.
For citation: Sakovich N.E., Adylin I.P., Shilin A.S. Ensuring fire safety of vehicles in agricultural production. Vestnik of the Bryansk State Agricultural Academy. 2023; (4): 57-63 (In Russ.). http//:doi.org/10.52691/2500-2651-2023-98-4-57-63.
Введение. Ежегодно с началом сельскохозяйственных уборочных работ, на землях сельскохозяйственных предприятий, возрастает опасность возникновения возгораний сухой травы, стерни, остатков сельскохозяйственного производства прошлого года. При этом проводимые мероприятия по профилактике пожаров, опашка полей со стороны автомобильных и железных дорог, лесов не всегда оказываются эффективными.
На рисунке 1 изображены последствия пожаров в сельской местности за период с 2017 по 2021 годы.
2017 2018 2019 2020 2021 годы 2017 2018 2019 2020 2021 годы 2017 2018 2019 2020 2021 годы
а) б) в)
а) Всего пожаров, ед.; б) Погибло, чел.; в) Травмировано, чел. Рисунок 1 - Количество пожаров и их последствия
Последствиями пожаров становится уничтоженный выращенный урожай, дорогостоящая сельскохозяйственная техника, ущерб от пожаров составляет миллионы рублей.
Довольно часто причиной пожаров становится несоблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации транспортной техники.
Последствия пожаров из-за нарушения правил устройства и эксплуатации транспортных средств в России представлены на рисунке 2.
2017 2018 2019 2020 2021 годы 2017 2018 2019 2020 2021 годы 2017 2018 2019 2020 2021 годы
а) б) в)
а) Всего пожаров, ед.; б) Ущерб, тыс. руб.; в) Погибло, чел. Рисунок 2 - Последствия пожаров транспортных средств
Динамика пожарной опасности при эксплуатации транспортной техники, применяемой в сельскохозяйственном производстве изображена на рисунке 3.
2017 2018 2019 2020 2021 годы
Рисунок 3 - Распределение с пожаров из-за неисправностей транспортных средств
Авторы считают, что одной из профилактических мероприятий повышения пожарной безопасности в сельскохозяйственном производстве станет установка на сельскохозяйственную технику автоматических систем пожаротушения.
Цель и задачи исследования. Снижение последствий пожаров в сельскохозяйственном производстве путем разработки и внедрения системы автоматического пожаротушения сельскохозяйственной машин и транспортных средств.
Материалы и методы. Автоматические системы пожаротушения давно и успешно применяются как в коммерческом транспорте, в частности в автобусах, грузовых автомобилях, так и в специальной технике, используемой в сельском хозяйстве и других отраслях [1,2,8].
Наибольший эффект дают установки, смонтированные на машинах с круглосуточной нагрузкой, работающие с минимальными технологическими перерывами. Именно в сильно нагруженных механизмах чаще всего происходит перегрев и последующее возгорание. В транспортных средствах такими механизмами могут выступать, в частности, двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Выпускные коллекторы ДВС разогреваются до температур, достаточных для возгорания применяемых конструкционных материалов.
С целью защиты транспорта от возгорания и определения оптимальной конфигурации автоматической системы пожаротушения проведем патентный поиск.
Известна система тушения пожара в рабочей кабине, которая в качестве огнегасящего состава использует газообразные вещества тяжелее воздуха [3]. Авторами предлагается использовать в качестве огнегасящего вещества аргон в баллонах с пиропатронными затворами. Приведение в действие этих баллонов производится через электрическую цепь, имеющую электромагнитные реле, датчики и двигатель с вентилятором.
Также известны устройства пожаротушения транспортного средства в качестве огнегасящего материала использована жидкость из системы охлаждения двигателя [4]. Кроме того, применяются системы и с углекислым газом.
Система пожаротушения состоит из «баллона с углекислым газом, пироголовки баллона, выключателя, фильтра, редуктора высокого давления, редуктора низкого давления, жиклера и бака» [5].
Еще одна конструкция системы пожаротушения состоит из «термоизвещателей, реле с нор-
мально разомкнутым контактом, переключателя, реле и кнопки проверки исправности сигнальнои лампы, сигнальноИ лампы-кнопки, микровыключателя электромагнитного крана, кнопки включения второго баллона, баллонов с огнегасящим составом, электромагнитного крана, трубопровода и распылительного коллектора» [5].
Кроме того, известна бортовая автоматическая система пожаротушения [6]. Данная система включает в себя два баллона с огнетушащим реагентом, измеритель давления, два клапана, герметичные терморазрушающиеся шланги. Таким образом, в качестве датчиков, определяющих наличие огня, применяются шланги, которые под воздействием огня разрушаются и тем самым выпускают огне-тушащий реагент.
Активно развиваются роботизированные системы пожаротушения [9-14].
Исходя из вышеописанного анализа разработок автоматических систем пожаротушения для транспортных средств можно выделить ключевые составляющие таких систем:
- датчики, определяющие наличие возгорания;
- управляющие реле и клапаны;
- емкости с огнетушащим веществом;
- трубопроводы;
- распылительные устройства.
Результаты и их обсуждение.
Опираясь на вышеприведенный анализ, предложим свою конструкцию автоматической системы пожаротушения для транспортных средств. Устройство автоматического пожаротушения состоит из баллона с огнетушащим веществом и системы управления с датчиками, расположенными по периметру подкапотного пространства. Система управления запитана и работает от бортовой сети транспортного средства. Для большей надежности для системы необходим индивидуальный аккумулятор, позволяющий работать при выходе из строя штатного.
Принцип работы устройства представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Принцип работы устройства
При возникновении огня, например в подкапотном пространстве, срабатывает ряд датчиков. В качестве датчиков нами предлагается использовать как минимум 2 типа датчика, а именно датчик огня, который срабатывает при обнаружении инфракрасного излучения, и датчик дыма. Предполагается использовать ряд датчиков огня и один датчик дыма. Необходимость в датчиках различного типа заключается в исключении ложных сработок, которые «впустую» разрядят огнетушащее вещество. Далее от датчиков, расположенных в контролируемом пространстве (подкапотное пространство), сигнал поступает на управляющее устройство, где обрабатывается и микроконтроллер принимает решение подать сигнал на управляющее реле.
Реле в свою очередь включает электромагнитный клапан(ы) баллона с огнетушащим веществом. Установка клапанов возможна как на самом баллоне, так и на трубопроводе в конечной(ых) точке(ах). При открытии клапанов происходит выход огнетушащего вещества и подвод его по трубопроводам в подкапотное пространство. Управляющее устройство представляет собой электронный блок с управляющим микроконтроллером высокопроизводительный АУ^ микроконтроллер ATmega328 [7]. Возможности данного микроконтроллер достаточно широки и будет оставаться возможность для более детальной про-
работки управляющей программы, записываемой в микроконтроллер, а также для расширения возможностей устройства.
На данном этапе существует 2 пути развития системы:
- используется один главный электроклапан, установленный на баллоне (пропускает огнету-шащее вещество в трубопровод с одним или несколькими распылителям, работающими синхронно);
- используются ряд электроклапанов, которые установлены на трубопроводе (управляются отдельно и в соответствии со сработавшим датчиком огня).
Ориентировочное расположение и комплектация предлагаемого устройства представлены на рисунке 5.
Микроконтроллер Блок роле [Ьдиколюр Кнопка Емкость с огнетушощим
длока управления принудительного йещестдом
Рисунок 5 - Схема установки компонентов устройства на примере УЭС-7 АО «Брянсксельмаш»
Установка устройства возможна на любой тип транспортного средства, начиная от легкового автомобиля и заканчивая специализированными самоходными транспортными средствами в любой сфере деятельности. В качестве примеров защищаемых элементов транспортных средств можно указать моторный отсек, грузовой фургон, кузов, копнитель зернового комбайна и др.
Актуальность применения устройства на промышленных транспортных средствах объясняется их работой в сложных условиях, зачастую в условиях запыленности (например, сельскохозяйственная техника), что при определенных условиях определяет их взрыво- пожароопасность.
Выводы. Внедрение предлагаемого устройства позволит минимизировать материальные потери и возможный ущерб жизни и здоровью водителей и пассажиров транспортных средств, так как будет обеспечено своевременное обнаружение источника возгорания, оповещение водителя, автоматическое пожаротушение без отрыва водителя от выполнения непосредственных обязанностей.
Список источников
1. Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е. Транспорт и окружающая среда: монография. Брянск: Изд-во Брянская ГСХА, 2012. 181 с.
2. Двоенко О.В., Ченин А.Н. Повышение пожарной безопасности при сушке зерна и семян // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2020. № 3-20. С. 26-32.
3. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. М.: Колос, 2004. 512 с.
4. Шкрабак В.С., Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в агропромышленном комплексе: монография. Брянск, 2008. 282 с.
5. Азаренко В.В. Причины возгорания зерноуборочной техники и особенности тушения пожаров в период уборки урожая зерновых культур // Механизация и электрификация сельского хозяйства: межведомственный тематический сборник. Минск: РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», 2009. С. 156-160.
6. Система тушения пожара: а.с. 334985 СССР: МПК A62C 3/08 / В.И. Бондарь, А.В. Катков, В.А. Медведев, А.П. Пилков, Н.Ф. Рахманов; заявл. 04.10.1970; опубл. 01.01.1972.
7. Устройство пожаротушения транспортного средства. - Режим доступа: URL: https://patents.google.com/patent/RU2008046C1/ru (дата обращения 26.05.2023).
8. Дружининский М.В., Бардин Ю.А., Лазаревич С.И. Учебник механика военно-воздушных сил. М.: Военное изд-во Мин-ва обороны СССР, 1967. 383 с.
9. Цариченко С., Синельникова Е. Стационарные роботизированные комплексы пожаротушения как составная часть автоматических установок пожаротушения // Алгоритм безопасности. 2007. № 5. С. 56-58.
10. Роботизированные установки пожаротушения - альтернатива традиционным водопенным системам пожаротушения / Е.А. Синельникова, И.Н. Слепцова, Ю.И. Горбань, М.Ю. Горбань // Пожарная безопасность. 2017. № 1. С. 60-66.
11. 8-bit AVR Microcontrollers. ATmega328/P. DATASHEET COMPLETE. - Режим доступа: URL: https://static.chipdip.ru/lib/549/DOC001549488.pdf (дата обращения 26.05.2023).
12. Теоретические исследования безопасности сельскохозяйственной техники, оснащённой гидравликой / Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович, Р.В. Шкрабак, А.С. Шилин, В.С. Шкрабак // Вестник аграрной науки Дона. 2023. Т. 16, № 2 (62). С. 46-55.
13. Христофоров Е.Н. Обеспечение безопасности операторов транспортных средств в АПК Брянской области // Вестник Брянской ГСХА. 2022. № 6 (94). С. 69-76.
14. Безопасность эксплуатации воздушных резервуаров тормозного оборудования автомобилей / Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович, А.М. Никитин, А.С. Шилин // Транспортное машиностроение. 2022. № 7 (7). С. 43-52.
References
1. Khristoforov E.N., Sakovich N.E. Transport i okruzhayushhaya sreda: monografiya. Bryansk: Izd-vo Bryan-skaya GSKXA, 2012. 181 s.
2. Dvoenko O.V., CHenin A.N. Povy^shenie pozharnoj bezopasnosti pri sushke zerna i semyan // Pozhary" i chrezvy^chajny^e situaczii: predotvrashhenie, likvidacziya. 2020. # 3-20. S. 26-32.
3. SHkrabak V.S., Lukovnikov A.V., Turgiev A.K. BezopasnosV zhiznedeyateVnosti v seVskokxozyajstvennom proizvodstve. M.: Kolos, 2004. 512 s.
4. SHkrabak V.S., KXristoforov E.N., Sakovich N.E. Teoriya i praktika obespecheniya bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya v agropromy^shlennom komplekse: monografiya. Bryansk, 2008. 282 s.
5. Azarenko V.V. Prichiny " vozgoraniya zernouborochnoj tekxniki i osobennosti tusheniya pozharov v period uborki urozhaya zernovyk kuVtur // Mekxanizacziya i e^lektrifikacziya seVskogo kxozyajstva: mezhvedomstvennyj tematicheskij sbornik. Minsk: RUP «NPCZNANBelarusipo mekxanizaczii seVskogo kxozyajstva», 2009. S. 156-160.
6. Sistema tusheniya pozhara: a.s. 334985 SSSR: MPK A62C 3/08 / V.I. Bondar \ A. V. Katkov, V.A. Medvedev, A.P. Pilkov, N.F. Rakxmanov; zayavl. 04.10.1970; opubl. 01.01.1972.
7. Ustrojstvo pozharotusheniya transportnogo sredstva. - Rezhim dostupa: URL: https://patents.google.com/patent/RU2008046C1/ru (data obrashheniya 26.05.2023).
8. Druzhininskij M.V., Bardin YU.A., Lazarevich S.I. Uchebnik mekxanika voenno-vozdushnyk sil. M.: Voen-noe izd-vo Min-va oborony " SSSR, 1967. 383 s.
9. CZarichenko S., SineVnikova E. Staczionarny^e robotizirovanny^e kompleksy" pozharotusheniya kak sostav-naya chasV avtomaticheskikx ustanovokpozharotusheniya // Algoritm bezopasnosti. 2007. # 5. S. 56-58.
10. Robotizirovanny^e ustanovki pozharotusheniya - aVternativa tradiczionny^m vodopenny^m sistemam pozharotusheniya / E.A. SineVnikova, I.N. Slepczova, YU.I. Gorban\ M.YU. Gorban" // Pozharnaya bezopasnosV. 2017. # 1. S. 60-66.
11. 8-bit AVR Microcontrollers. ATmega328/P. DATASHEET COMPLETE. - Rezhim dostupa: URL: https://statVc.chVpdVp.ru/lVb/549/D0C001549488.pdf (data obrashheniya 26.05.2023).
12. Teoreticheskie issledovaniya bezopasnosti seVskokxozyajstvennoj tekxniki, osnashhyonnoj gidravlikoj / E.N. KXristoforov, N.E. Sakovich, R.V. SHkrabak, A.S. SHilin, V.S. SHkrabak // Vestnik agrarnoj nauki Dona. 2023. T. 16, # 2 (62). S. 46-55.
13. KXristoforov E.N. Obespechenie bezopasnosti operatorov transportnyk sredstv v APK Bryanskoj oblasti // VestnikBryanskoj GSKXA. 2022. # 6 (94). S. 69-76.
14. BezopasnosV e^kspluataczii vozdushny^kx rezervuarov tormoznogo oborudovaniya avtomobilej / E.N. KXristoforov, N.E. Sakovich, A.M. Nikitin, A.S. SHilin // Transportnoe mashinostroenie. 2022. # 7 (7). S. 43-52.
Информация об авторах:
Н.Е. Сакович - заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и инженерной экологии, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, [email protected].
И.П. Адылин - кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и инженерной экологии, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, [email protected].
А.С. Шилин - аспирант, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ.
Information about the authors:
N.E. Sakovich - Head of the Department of Life Safety and Engineering Ecology, Doctor of Technical Sciences, Professor, Bryansk State Agrarian University, [email protected].
IP. Adylin - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Engineering Ecology, Bryansk State Agrarian University, [email protected].
A.S. Shilin - Postgraduate student, Bryansk State Agrarian University.
Все авторы несут ответственность за свою работу и представленные данные. Все авторы внесли равный вклад в эту научную работу. Авторы в равной степени участвовали в написании рукописи и несут равную ответственность за плагиат. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
All authors are responsible for their work and the data provided. All authors have made an equal contribution to this scientific work. The authors were equally involved in writing the manuscript and are equally responsible for plagiarism. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 19.06.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023, принята к публикации 24.07.2023.
The article was submitted 19.06.2023; approved after rewiewing 20.07.2023; accepted for publication 24.07.2023.
© Сакович Н.Е., Адылин И.П., Шилин А.С. Научная статья
УДК 628.473 DOI: 10.52691/2500-2651-2023-98-4-63-66
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ДРЕВЕСНО-РАСТИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Татьяна Васильевна Панова, Максим Владимирович Панов
ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Брянская область, Кокино, Россия
Аннотация. Проблема переработки древесно-растительных отходов существует давно и до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Основными источниками образования отходов являются различные лесопромышленные комплексы и деревоперерабатывающие предприятия. Так же, дре-весно-растительные отходы образуются при санитарных рубках, в городском хозяйстве при проведении ежегодных сезонных работ по уходу за зелеными насаждениями (скошенная трава, опавшая листва, ветки от обрезки и древесина от валки деревьев) и в сельском хозяйстве. В свою очередь, древесно-растительные отходы являются органическим сырьём, которое может быть переработано в компост. От качества переработки и измельчения древесно-растительных отходов зависят методы переработки и их дальнейшее использование. Не мало важным вопросом является проблема негативного воздействия дре-весно-растительных отходов на окружающую среду, спровоцированная несовершенством применяемых технологий и технических средств, а также не несоблюдением установленных экологических требований. Проблема рационального использования сырья многогранна и во многом обуславливается спецификой перерабатывающей отрасли. Крупнейшим резервом экономии материальных ресурсов, расширения ассортимента, и увеличения выпуска продукции, повышения результативности перерабатывающего предприятия является комплексное использование сырья. В статье представлен разработанный измельчитель древесно-растительных отходов, который объединяет в себе три ножевые системы, что повышает качество измельчения и расширяет круг применения полученного сырья для повторной переработки отходов деревообрабатывающего и сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: древесно-растительные отходы, измельчитель, утилизация, экология.
Для цитирования: Панова Т.В., Панов М.В. Повышение качества измельчения древесно-растительных отходов // Вестник Брянской ГСХА. 2023. № 4 (98). С. 63-67. http//:doi.org/10.52691/2500-2651-2023-98-4-63-66.
Original article
IMPROVING THE QUALITY OF WOOD AND PLANT WASTE SHREDDING Tat'yana V. Panova, Maksim V. Panov
Bryansk State Agrarian University, Bryansk Region, Kokino, Russia
Abstract. The problem of processing wood and plant waste has existed for a long time and has not lost its relevance to date. The main sources of waste generation are various timber industry complexes and wood processing enterprises. Similarly, wood and plant wastes are generated during sanitary cuttings, in the municipal economy during the annual seasonal work to care for green spaces (mowed grass, fallen leaves, branches from pruning and wood from felling trees) and in agriculture. In turn, wood and plant waste is an organic raw material that can be processed into compost. The processing methods and their further use depend on the quality of processing and shredding of wood and plant waste. Not least an important issue is the problem of the negative impact of wood and vegetable waste on the environment, provoked by the imperfection of the applied technologies and technical means, as well as non-compliance with established environmental requirements. The problem of rational use of raw materials is multifaceted and is largely determined by the specifics of the processing industry. The largest reserve for saving material resources, expanding the range, and increasing output, increasing the efficiency of a processing enterprise is the integrated use of raw materials. The article presents a developed shredder of wood and plant waste, which combines three knife