Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанова А.Р., Аксенов С.Г., Яппаров Р.М.

В данной статье подробно рассматривается пожарная безопасность при транспортировке нефтепродуктов грузовым транспортом. Особое внимание авторами было уделено основам, которые важны для безопасной перевозки опасных веществ. Рассмотрены специальные меры предосторожности для предотвращения взрывов и пожаров. Актуальность данного исследования не вызывает сомнения так как нефтепродукты относятся к опасным грузам и правила безопасности при их транспортировке очень важны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Султанова А.Р., Аксенов С.Г., Яппаров Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FIRE SAFETY DURING TRANSPORTATION OF PETROLEUM PRODUCTS BY CARGO TRANSPORT

This article discusses in detail the fire safety in the transportation of petroleum products by trucks. Particular attention was paid by the authors to the fundamentals that are important for the safe transport of hazardous substances. Special precautions are considered to prevent explosions and fires. The relevance of this study is beyond doubt, since petroleum products are classified as dangerous goods and safety rules for their transportation are very important.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ГРУЗОВЫМ ТРАНСПОРТОМ

А.Р. Султанова, магистрант

С.Г. Аксенов, д-р экон. наук, профессор

Р.М. Яппаров, доцент

Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-2-121-124

Аннотация. В данной статье подробно рассматривается пожарная безопасность при транспортировке нефтепродуктов грузовым транспортом. Особое внимание авторами было уделено основам, которые важны для безопасной перевозки опасных веществ. Рассмотрены специальные меры предосторожности для предотвращения взрывов и пожаров. Актуальность данного исследования не вызывает сомнения так как нефтепродукты относятся к опасным грузам и правила безопасности при их транспортировке очень важны.

Ключевые слова: транспортировка нефтепродуктов, правила безопасности, пожарная безопасность, нефтепродукты перевозка грузовым транспортом.

Трубопроводы, морские суда, автоцистерны, железнодорожные цистерны и т. д. используются для транспортировки сырой нефти, сжатых и сжиженных углеводородных газов, жидких нефтепродуктов и других химических веществ из точки их происхождения на трубопроводные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы, дистрибьюторов и потребителей.

Сырые масла и жидкие нефтепродукты транспортируются, обрабатываются и хранятся в естественном жидком состоянии. Углеводородные газы транспортируются, обрабатываются и хранятся как в газообразном, так и в жидком состоянии и должны быть полностью заключены в трубопроводы, резервуары, баллоны или другие контейнеры перед использованием. Наиболее важной характеристикой сжиженных углеводородных газов является то, что они хранятся, обрабатываются и отправляются в виде жидкостей, занимая относительно небольшое количество места, а затем расширяясь в газ при использовании [4, с. 146].

Например, сжиженный природный газ хранится при -162°^ а при его высвобождении разница в температурах хранения и атмосферы приводит к расширению и газификации жидкости. Один галлон (3,8 л) СПГ преобразуется примерно в 2,5 м3

природного газа при нормальной температуре и давлении.

Поскольку сжиженный газ гораздо более «концентрирован», чем сжатый газ, больше полезного газа можно транспортировать и поставлять в контейнере того же размера [3, с. 196].

Бензиновые составы, плавиковая кислота и многие другие продукты, химикаты и добавки, используемые в нефтегазовой промышленности, транспортируются в автоцистернах.

Сырая нефть также может транспортироваться автоцистернами из небольших добывающих скважин в сборные цистерны, а также автоцистернами и железнодорожными вагонами-цистернами из резервуаров для хранения на нефтеперерабатывающие заводы или магистральные трубопроводы.

Упаковываются нефтепродукты в специальные баки, а ящики с небольшими контейнерами перевозятся на грузовиках или железнодорожном вагоне.

Нефтепродукты относятся к опасным грузам в соответствии с классификацией грузов. Правила дорожной перевозки и пожарной безопасности, применимые к этим товарам, предусматривают, что цистерны, перевозящие нефтепродукты,

должны быть специально оборудованы для выполнения следующих требований:

1. Корпус ТС, перевозящего нефтепродукты, должен быть окрашен в ярко-оранжевый цвет и иметь надпись «Пожарная опасность».

2. Кабина транспортного средства, перевозящего нефтепродукты, должна быть оборудована оранжевой сигнальной лампой.

3. В случае перевозки нефтепродуктов в прицепе кабина транспортного средства должна быть обозначена желтым треугольником с черной каймой и тремя желтыми огнями.

Транспортные средства, перевозящие нефтепродукты, должны иметь спереди и сзади знаки, указывающие на вид груза в соответствии с классификацией ООН.

На кузове автоцистерны, шасси транспортного средства и разгрузочных рычагах должно быть установлено заземляющее устройство (гибкие медные провода и цепи) для снятия статического электричества.

Лестницы, внутренние перегородки цистерн, быстроразъемные соединения, шланговые насадки и маховики запорной арматуры должны быть изготовлены из алюминиевого сплава или другого неис-крящего материала.

Глушитель двигателя должен быть расположен в передней части автомобиля (под радиатором), а выхлопная труба должна быть оснащена искрогасителем [5, с. 41].

Дно и боковые стенки топливного бака транспортного средства должны быть защищены стальным листом, а между стенками бака и защитной сталью должна быть установлена прокладка из асбестового листа.

Автомобиль должен быть оснащен противопожарным оборудованием (два порошковых или углекислотных огнетушителя, лоток для песка, коврик, лопата).

Внутренняя часть бака должна иметь поперечные перегородки, которые не доходят до дна бака и поглощают гидравлические удары, вызванные ускорением или торможением транспортного средства.

Резервуар, все его оборудование и технологическое оборудование должны быть герметичными.

Резервуары для сжиженного газа также должны соответствовать всем вышеперечисленным требованиям.

Транспортировка сжиженного газа в баллонах должна осуществляться с помощью транспортных средств, оборудованных клеткой шасси с местом для хранения баллонов. Цистерны для перевозки нефтепродуктов должны проверяться два раза в год.

Нефтепродукты и автоцистерны для сырой нефти обычно изготавливаются из углеродистой стали, алюминия или пластифицированного стекловолокна и варьируются по размеру от 1900-литровых вагонов-цистерн до гигантских танкеров объемом 53200 л.

Вместимость автоцистерн грузового транспорта регулируется регулирующими органами и обычно зависит от ограничений пропускной способности автомагистралей и мостов и допустимого веса на ось или общего допустимого количества продукта.

Существуют автоцистерны под давлением и без давления, которые могут быть не изолированы или изолированы в зависимости от их обслуживания и транспортируемой продукции. Автоцистерны под давлением обычно представляют собой односек, а автоцистерны без давления могут иметь один или несколько отсеков.

Независимо от количества отсеков на автоцистерне, каждый отсек должен обрабатываться индивидуально, со своими собственными погрузочными, разгрузочными и безопасными устройствами. Отсеки могут быть разделены одинарными или двойными стенами.

Правила могут потребовать, чтобы несовместимые продукты и легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, перевозимые в разных отсеках на одном и том же транспортном средстве, были разделены двойными стенками. При испытаниях под давлением пространство между стенками также должно быть проверено на жидкость или пар.

Автоцистерны имеют либо люки, которые открываются для верхней загрузки, либо клапаны для закрытой верхней или нижней загрузки и разгрузки, либо и то, и другое. Все отсеки имеют люки для очистки и оснащены предохранительными устройствами для снижения внутреннего давления.

Эти устройства включают в себя предохранительные клапаны, удерживаемые пружиной, которая может открываться для снижения давления, а затем закрываться, люки на безнапорных резервуарах, которые открываются в случае отказа предохранительных клапанов и разрывают диски на автоцистернах под давлением.

Для каждого отсека автоцистерны без давления предусмотрен вакуумный предохранительный клапан для предотвращения вакуума при разгрузке со дна. Автоцистерны без давления имеют сверху перила для защиты люков, предохранительных клапанов и системы утилизации паров в случае опрокидывания.

Автоцистерны обычно оснащены отрывными самозакрывающимися устройствами, установленными на дно отсека для погрузочно-разгрузочных труб и фитингов для предотвращения разливов в случае повреждения при опрокидывании или столкновении [2, с. 65].

Во время погрузки принимаются специальные меры предосторожности для предотвращения взрывов и пожаров:

- проверяют корпус и баки на наличие протечек;

- перед подключением шлангов заземляется резервуар двумя статическими про-

- убеждаются в том, что системы пожаротушения и искрогашения находятся в хорошем состоянии;

- проверяется уплотнение крышек горловины и резервуара, дверей и люков;

- при приближении грозы запрещается загружать масляные грузы с температурой вспышки 60°С или ниже;

- при монтаже трубопроводов используются неискрящие инструменты;

- не открывают клапан выпуска газа в обход вентиляционного клапана;

- не ремонтируют двигатели и основные механизмы во время работы с грузом.

По желанию заказчика автоцистерны оснащаются насосами для налива, слива или транспортировки нефтепродуктов. Насосы приводятся в действие от двигателя машины через карданную передачу и карданный вал.

В случае резервуаров, в которых хранятся мазут и другие высоковязкие продукты, нагрев достигается путем пропускания выхлопных газов двигателя через змеевик в резервуаре. Битумные цистерны также оснащены воздушными горелками [1, с. 41].

Наконец, при перевозке важно не допустить загрязнения воздуха. Меры по его предотвращению включает в себя минимизацию выбросов паров из клапанов и вентиляционных отверстий.

Установки утилизации паров собирают пары с погрузочных стоек, даже когда резервуары проветриваются перед входом. Эти пары либо обрабатываются, либо возвращаются на хранение в виде жидкостей, либо сжигаются.

водами;

Библиографический список

1. Иванов А.В., Пустовалов И.А., Пономарев А.Н. Интеллектуальные системы обеспечения пожарной безопасности мультимодальных перевозок нефтепродуктов // Пожарная и аварийная безопасность. - 2020. - С. 29-41.

2. Ильницкий С.В., Галич А.В., Боровков А.В. Взаимодействие различных подразделений обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтепродуктов по железным дорогам // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. - 2021. -№ 1. - С. 65.

3. Козыдло М.В. Проблемы обеспечения безопасности перевозки нефтепродуктов видами транспорта // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов. -2018. - С. 192-196.

4. Махонько П.Ф., Леванчук Л.А. Совершенствование мер обеспечения пожарной безопасности на объектах транспорта // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2021). - 2021. - С. 138-146.

5. Пелех М.Т., Галич А.В. Взаимодействие различных подразделений обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтепродуктов по железным дорогам // Транспортное планирование и моделирование. - 2020. - С. 32-41.

ENSURING FIRE SAFETY DURING TRANSPORTATION OF PETROLEUM PRODUCTS BY CARGO TRANSPORT

A.R. Sultanova, Graduate Student

S.G. Aksenov, Doctor of Economic Sciences, Professor

R.M. Yapparov, Associate Professor

Ufa State Aviation Technical University

(Russia, Ufa)

Abstract. This article discusses in detail the fire safety in the transportation of petroleum products by trucks. Particular attention was paid by the authors to the fundamentals that are important for the safe transport of hazardous substances. Special precautions are considered to prevent explosions and fires. The relevance of this study is beyond doubt, since petroleum products are classified as dangerous goods and safety rules for their transportation are very important.

Keywords: transportation of petroleum products, safety rules, fire safety, petroleum products transportation by freight transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.