Научная статья на тему 'Обеспечение порядка в дорожном движении: история вопроса'

Обеспечение порядка в дорожном движении: история вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРЯДКА / АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ROAD TRAFFIC / ROAD TRAFFIC SECURITY / SAFETY PROVISIONS / VEHICLE TRAFFIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голодок А. А.

В статье рассматривается история становления и развития системы обеспечение порядка в дорожном движении в целях совершенствования данного правового института на современном этапе развития российского законодательства в свете правовых реформ. В статье доказано, что рассмотренный институт в России развивается самобытным путём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety provisions in the road traffic: the historical review

The article deals with the history of the road traffic security system formation and development in order to improve the legal institution at the present stage of Russian legislation development in the view of legal reform process. It proves that the studied legal institution is developing in its own unique way in Russia.

Текст научной работы на тему «Обеспечение порядка в дорожном движении: история вопроса»

ISSN 2313-1152

Голодок А.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРЯДКА В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

История развития человечества неразрывно связана с перемещением людей, домашних животных, грузов. Еще в войсках царя Дария и Александра Македонского были специальные воины, следившие за порядком прохождения обозов, конницы и пехоты. С момента возникновения первых городов и дорог между ними возникла и необходимость в обеспечении порядка в дорожном движении. Власти императорского Рима расширяли улицы, четко делили их на кварталы, запрещали въезд в дневные часы телег и экипажей. Но проблемы Вечного Города знакомы и нынешним жителям мегаполисов.

В каждой стране проблемы дорожного движения пытались решать по-своему. Когда Лондон, Рим и Афины уже насчитывали десятки, сотни тысяч жителей, Москва даже не имела крепостной стены. Стрельцы осуществляли надзор за выполнением царского указа, запрещающего быструю езду по городу во избежание увечий (1683г.).

Позже, в 1718 г. Петр I лично распорядился, «чтобы улицы и переулки содержались в чистоте, были сухи и чтоб проезд по ним был нетруден» и учредил генерал-полицмейстерство, отвечавшее за порядок на улицах Москвы и Петербурга. А в Екатеринодаре проблемы дорожного движения в 1827 году решали всего один городской пристав и два его помощника.

Регулировать движение поручалось полиции, в нагрузку к основным обязанностям, руководствовалась она в те годы исключительно интересами пешеходов.

Лица, пожелавшие заняться извозом, должны были получить на это разрешение городской управы. Транспортные средства - гужевые повозки, велосипеды, экипажи и автомобили получали свои первые номерные знаки. Так в Екатеринодаре в 1879 году опубликовано в «Кубанских областных ведомостях» утвержденное городской Думой «Обязательное постановление для биржевых извозчиков». Постановление требовало, чтобы «большие металлические знаки с номером и жестянки с таксою» легковые извозчики прибивали к внутренней стороне козел.

Создание в средине XIX века двигателя внутреннего сгорания стало началом подлинной революции на дорогах.

В 1913 году в Америке на заводе Форда была создана знаменитая модель «Т». Теперь автомобиль стал доступным средством передвижения для миллионов людей.

Первый современный светофор, правда двухсекционный, был установлен в Англии в 1926 году.

В самом начале XX века Россия сильно отставала от ведущих стран Европы по количеству автомобилей, к 1917 году их число составило 12 378 единиц. После Октябрьской революции новая власть национализировала все автозаводы и автомастерские.

3 июля 1936 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято

30

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Постановление «Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции Рабоче-Крестьянской милиции». Эту дату и принято считать первым днем существования ГАИ.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ кроме работы по обеспечению безопасности дорожного движения, установили жесткий контроль за соблюдением правил маскировки фар, что способствовало повышению безопасности транспортных перевозок.

В послевоенные годы правила уличного движения в городах пересматривались каждые 2-3 года. В 1947 году была разработана 10-часовая программа обучения правилам уличного движения, введенная в качестве обязательного предмета в школах.

Быстрый процесс автомобилизации страны, начавшийся в 1960-е гг. небезосновательно вызвал к жизни ужесточение требований к водителям.

В условиях распада государственной системы СССР начинается выработка новой стратегии работы ГАИ. Для более успешной борьбы с валом хищений автотранспорта была внедрена новая автоматизированная информационно-поисковая система- АИПС «Розыск».

В 1997 году в службе по розыску транспорта в сравнительно небольших по численности районных подразделениях было два-три инспектора. «Инспекторы розыска» - назывались эти смелые сотрудники ГАИ.

Так случилось, что несмотря на то, что страна была уже совсем не той, многие нормативные документы и принципы в работе ещё оставались от старой советской системы. Количество необнаруженных угнанных автомобилей на конец 1997 года в одном из районов Сочи исчислялось двумя-тремя десятками. База угнанного транспорта обновлялась всего один раз в месяц. Постепенно усилился контроль за своевременным обновлением базы розыска, и в наши дни база обновляется ежедневно.

Благодаря сплошной компьютеризации все чаще стали применяться новые методы выявления правонарушений и преступлений. Ежемесячно проводились учения по оперативному реагированию на сообщения об угоне. Преступники совершенствовали методы для угонов, а оперативники оттачивали методы по их поимке.

Чем проще было пересекать внешнюю границу страны, некогда совершенно закрытую для простых граждан, тем больше в страну пригонялось угнанного транспорта, у преступников появились высокотехнологичные инструменты для перебивки номерных агрегатов.

Несмотря на низкую раскрываемость преступлений, связанных с подделкой номерных узлов и агрегатов, следует заметить, что большинство владельцев таких автомобилей, конечно же знают, каким на самом деле авто они управляют, ведь у любого здравомыслящего человека возникнет вопрос: а почему цена этого «Бентли» или «Мерседеса» такая низкая. Естественно, что на технический осмотр такие автомобили не подавались т.к. какой-никакой а осмотр инспектором ГАИ на ПТО осуществлялся, а это создавало большой буфер для легализации угнанных автомобилей. Сотрудники ГАИ обменивались своими наработками с другими заинтересованными структурами (интерпол, таможня) и тем самым расширялись возможности для раскрытия преступлений.

31

ISSN 2313-1152

И все было бы неплохо, если бы не реформаторы. Безудержное желание многочисленных управленцев, далеких от реальной оперативной работы, «что-то привнести» привело к нововведениям, от которых за небольшой период времени все труды и наработки нескольких поколений оперативников свелись на нет.

В 2005 году прозвенел первый тревожный звонок, основной упор стали придавать не раскрытию преступлений, а выявлению. А что значит выявить преступление: обнаружено, что табличка с VIN кодом отвалилась - зачет, стерся номер шасси, нанесенный краской, то же хорошо. И никому и не надо следить за дальнейшей судьбой «материала» и доведено ли расследование до логического конца, ведь показатели и так хороши.

А потом и вовсе «неправомерное завладение транспортом» из ведения криминальной милиции передали под контроль милиции общественной безопасности. Таким образом раскрытием преступления стали заниматься участковые, т.е. если угнанный автомобиль перегнать в соседний район, то там участковый, и так загруженный своими материалами, и ему, которому не до помощи соседнему участку, и не подумает заниматься его поисками.

Внешне все выглядит вроде бы логично, каждое подразделение занимается своей работой, таможня - «таможит», ДПС - «на посту», участковые - «ищут» и т.п., только вот по-настоящему оперативной работой уже и заняться некогда, и такое впечатление, что и не нужно никому. Служба по розыску автотранспорта из серьезной структуры превратилась в своеобразный факультатив, ведь на оперативную работу ни технических современных средств, ни должностей для сотрудников уже в достаточном объеме не выделяется. А одна, даже очень хорошая компьютерная база учета угнанного автотранспорта оперативного работника не заменит. Только вдумайтесь - ведь все серьезные преступления с использованием транспорта происходят с участием угнанных автомобилей. И сколько преступлений можно было бы избежать, если бы в отношении угонщиков велась бы предупредительная оперативная работа объединяющая все службы.

Перед Госавтоинспекцией страны сегодня стоят новые, еще более сложные задачи, требующие поднять всю работу этой важной службы на качественно иной уровень.

32

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Литература

1. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.

2. Кассихина В., Новикова С. Условия и факторы развития национального самосознания у студентов // Education Sciences and Psychology. 2012. № 2 (21). С. 30-33.

3. Мнацаканян Э.Г. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 38-40.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Кузнецов А.В. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / В книге: Cоциально-экономические и правовые основы развития экономики.Уфа, 2015. С. 239250.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.