Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СКРЫТНОСТИ ОБЪЕКТОВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СКРЫТНОСТИ ОБЪЕКТОВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
повышение скрытности на поле боя / маскировка / защитная окраска / армейский камуфляж / история обмундирования / increased stealth on the battlefield / camouflage / protective paint / army camouflage / uniform history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тиханычев О. В., Тиханычева Е. О.

На ранних этапах ведения боевых действий окраска обмундирования служила, преимущественно, для визуального отличия своих войск от войск противника, разделения войск по родам и назначению. Боевая техника и сооружения, как правило, тоже не маскировались. С повышением дальнобойности и точности вооружения, с появлением автоматического оружия, полевая военная форма утратила функцию опознавания и приобрела и функцию маскировки. Сначала это была однотонная окраска цвета «хаки», потом и камуфлированная раскраска. С появлением на поле боя военной техники маскировать пришлось и её. А в последствии, с появлением разведывательной и боевой авиации, других видов дальнобойного оружия, потребовалось обеспечивать скрытность не только объектов поля боя, но и объектов тыла. В статье рассмотрена история развития методов повышения скрытности личного состава и вооружения за счёт применения защитной раскраски обмундирования и военной техники. Кратко затронуты и другие методы повышения скрытности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING OPTICAL MASKING OF OBJECTS: A HISTORICAL RETROSPECTIVE

In the early stages of warfare, the color of the uniform served primarily to visually distinguish its troops from the enemy’s forces, and to divide troops by arms and arms. With increasing range and accuracy of weapons, with the advent of automatic weapons, military clothing, in the main, lost its recognition function and acquired the function of camouflage. At first it was a monochromatic khaki, then camouflage. With the advent of military equipment on the battlefield, it was also necessary to mask it. And later, with the advent of military aviation, it was required to provide camouflage not only for military targets, but also for rear targets. The article discusses the history of the development of camouflage methods for personnel and weapons through the use of protective paint uniforms and military equipment. Other methods of increasing stealth are briefly touched upon

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СКРЫТНОСТИ ОБЪЕКТОВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СКРЫТНОСТИ ОБЪЕКТОВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ

РЕТРОСПЕКТИВА

Тиханычев О.В.

ГК «Техносерв», Россия, г.Москва, заместитель начальника отдела кандидат технических наук, профессор Тиханычева Е.О.

Московский музей современного искусства, Россия, г. Москва,

Сотрудник

PROVIDING OPTICAL MASKING OF OBJECTS: A HISTORICAL RETROSPECTIVE

Tikhanychev O.

Company group «Technoserv», Moscow city, Russia Deputy Head of Department, PhD. (Engineering), Professor Tikhanycheva E.

Moscow Museum of Modern Arts, Moscow city, Russia,

Employee

Аннотация

На ранних этапах ведения боевых действий окраска обмундирования служила, преимущественно, для визуального отличия своих войск от войск противника, разделения войск по родам и назначению. Боевая техника и сооружения, как правило, тоже не маскировались. С повышением дальнобойности и точности вооружения, с появлением автоматического оружия, полевая военная форма утратила функцию опознавания и приобрела и функцию маскировки. Сначала это была однотонная окраска цвета «хаки», потом и камуфлированная раскраска. С появлением на поле боя военной техники маскировать пришлось и её. А в последствии, с появлением разведывательной и боевой авиации, других видов дальнобойного оружия, потребовалось обеспечивать скрытность не только объектов поля боя, но и объектов тыла. В статье рассмотрена история развития методов повышения скрытности личного состава и вооружения за счёт применения защитной раскраски обмундирования и военной техники. Кратко затронуты и другие методы повышения скрытности Abstract

In the early stages of warfare, the color of the uniform served primarily to visually distinguish its troops from the enemy's forces, and to divide troops by arms and arms. With increasing range and accuracy of weapons, with the advent of automatic weapons, military clothing, in the main, lost its recognition function and acquired the function of camouflage. At first it was a monochromatic khaki, then camouflage. With the advent of military equipment on the battlefield, it was also necessary to mask it. And later, with the advent of military aviation, it was required to provide camouflage not only for military targets, but also for rear targets. The article discusses the history of the development of camouflage methods for personnel and weapons through the use of protective paint uniforms and military equipment. Other methods of increasing stealth are briefly touched upon

Ключевые слова: повышение скрытности на поле боя, маскировка, защитная окраска, армейский камуфляж, история обмундирования

Keywords: increased stealth on the battlefield, camouflage, protective paint, army camouflage, uniform history

Введение

В рамках извечного противостояния между средствами нападения и защиты любая армия старалась гармонично развивать обе составляющие процесса вооруженной борьбы. При этом, средства защиты развивались как в направлении обеспечения физической защищенности объектов на поле боя, так и повышения их скрытности. На современном этапе данного противостояния, с появлением мощного дальнобойного и высокоточного оружия, боевых робототехнических систем, второе направление часто становится приоритетным. Оно реализуется, в первую очередь, через совершенствование средств маскировки, в том числе - реализуемых в

элементах военной формы одежды, специальной окраски военной техники, сооружений. Историческая ретроспектива этого процесса наиболее наглядно проявляется в развитии средств обеспечения скрытности в оптическом диапазоне.

На ранних этапах развития военного дела при ведении боевых действий, форма одежды и различные сигнальные атрибуты войск были необходимы для обеспечения видимых различий между подразделениями, как противоборствующих армий, так и внутри каждой из них. Это определялось способом управления боевыми действиями, при котором оценка текущей обстановки была, преимущественно, визуальной [10].

Но времена менялись, рос масштаб боевых действий, появилось эффективное дальнобойное и скорострельное оружие. По мере развития вооружений, значение маскировки только росло: с появлением авиации маскироваться пришлось и сверху, и на удалении от линии соприкосновения. С ростом мощности и точности боеприпасов оказалось, что противодействие обнаружению и прицеливания решает задачи защиты объектов эффективнее, чем увеличение толщины брони. С развитием радиосвязи и электроники потребовалась маскировка в эфире, а по мере информатизации поля боя - в информационном пространстве. В настоящее время, с развитием робототехники и информатизации поля боя, появились новые вызовы, как по диапазонам маскировки, так и по всеракурсности.

Но все эти изменения не снижают важности обеспечения скрытности в различных спектрах оптического диапазона, реализуемых, в том числе, приведением спектра предметов формы одежды и снаряжения к фону окружающей местности [11].

1. Используемые материалы и методы

В качестве методологической основы исследования был избран системный подход, а также принципы историзма и объективности. Использование системного подхода, метода сравнительного анализа, дало возможность рассматривать в комплексе вопросы обеспечения скрытности объектов. Для этой цели, в статье использовались методы сравнительно-исторического анализа и обобщения.

Источниковую базу исследования составили исторические и научно-технические документы, находящиеся в открытом доступе.

2. Анализ истории вопроса

Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века. Так, в конце XIX века британские колониальные войска в Индии были переодеты в форму цвета хаки (англ. -khaki, от персидского «хак» - пыльный, земляного цвета). Считается, что впервые она была использована британской армией в Индии в 1867-1868 годах для вспомогательных подразделений, состоящих из местных жителей. К началу южноафриканской войны с бурами в 1899-1902 годах уже и основные подразделения британской армии были переведены на новую полевую форму. Англичане не просто одели в форму защитного цвета войска, но и окрашивали в этот цвет технику и даже гужевых животных. Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя. А вот пренебрежение маскировкой в эпоху скорострельного и дальнобойного оружия дорого обходилось войскам. Во время русско-японской войны русская пехота, одетая в белые гимнастёрки, несла неоправданно высокие потери. В литературе описаны случаи, когда наши солдаты перед боем намеренно вываливали рубахи в грязи, чтобы приблизить цвет формы к цвету местности. С учётом опыта ведения боевых действий, уже перед Первой мировой войной форму защитного

цвета приняли на снабжение армии практически всех ведущих государств.

Но простое приближение цвета маскируемого объекта к окраске окружающей местности не в полной мере решало задачу повышения скрытности. Решение, как это иногда бывает, подсказала природа - пятнистая раскраска, размывающая контуры предмета, скрывающая его геометрический центр, отдельные детали и направление движения, чтобы затруднить распознавание и прицеливание. Считается, что работы над камуфляжной расцветкой начались в 1909 году, когда американский художник Эббот Тайер (Abbott Handerson Thayer) выпустил книгу «Concealing Coloration in Animal Kingdom», в которой описывались методы повышения скрытности, используемые в природе. В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-дина-мичный камуфляж») или «хамелеон-метод» [1]. Да и само слово камуфляж появилось в русском языке от французского camouflage (маскировка). Получившаяся расцветка не просто приближала цвет объекта к фону местности, она обеспечивала размывание контуров предметов, обеспечивая принципиально новый подход к повышению скрытности.

Впрочем, говорить о патентном приоритете в части изобретения камуфляжа можно только формально: работы по созданию камуфлированного обмундирования велись в Германии (Splittertarnmuster и Buntfarbenmuster, «осколочный» или «красочный» камуфляж), Италии (M1929 Telo mimetico), в ряде других стран.

Схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретный тип местности, на которой предполагалось вести боевые действия. За основу, определяющую цветовую насыщенность рисунка, его геометрическое построение и контрастность, принимались особенности человеческого зрения в светлое время суток.

К началу Второй мировой войны камуфляж был внедрён во всех ведущих армиях мира. Он создавался с учётом географических особенностей местности предполагаемого боя и времен года. Наиболее активно во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх основной формы. Данные маскхалаты были как однотонного белого цвета, так и пятнистой окраски.

В Красной армии камуфляжная форма была введена в первой половине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров и разведчиков. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или чёрного цвета на базовом фоне цвета хаки или зелёном (официальное наименование «деформирующая расцветка обр. 1935 г»). В 1942 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с рисунками, имитирующими листья (расцветка «лиственный лес»), а в 1944 году - расцветка типа «пальма» четырёх видов.

Фото 1. Варианты маскировочной окраски обмундирования Красной Армии

В армии США в Европе преимущественно использовался камуфляж Woodland - рисунок с пятнами 4-х цветов (черного, коричневого, зелёного и темно-желтого). На Тихоокеанском театре военных действий военнослужащими корпуса морской пехоты США использовался камуфляж типа US pacific, представлявший основу цвета хаки, на которую наносились пятна зелёного, светло- и тёмно-коричневого цветов. Камуфляж был выполнен двухсторонним, что позволяло использовать его в различных условиях обстановки.

В британской армии для оснащения десантных подразделений применялись так называемые «куртки Дэнисона» (Denison smock) с расцветкой «мазкового» типа. Рисунок куртки представлял собой сочетание пятен и мазков песочного, зелёного, коричневого и чёрного цветов, аналогичных современному камуфляжу DPM (Disruptive Pattern Material), но более крупных.

В немецкой армии, ещё в 1931 году появилась маскировочная накидка Zeltbahn-31, реализующая «оскольчатый» (Splittertarnmuster) рисунок. В годы Второй мировой войны, после долгих экспериментов конца 30-х годов с остроугольными «оскольча-

тыми», «шриховыми» и «лиственными» расцветками, появилась достаточно эффективная маскировочная расцветка Flecktarn (от немецкого der Fleckt - «пятно, клякса» и die Tarnung - «маскировка»). «Флектарн» - это трёх-, четырёх-, пяти- или шести-цветная «взрывная» камуфляжная расцветка. Использование точек создаёт шумовой оптический эффект, устраняющий чёткие границы между разными цветами, размывая контуры маскируемого объекта. Расцветка была разработана для использования в условиях умеренного климата и смешанных лесов. Всего к концу 1944 года в вермахте использовалось около сорока вариантов камуфляжных расцветок, реализующих, в основном, варианты Flecktarn: Platanenmuster, Rauchtarnmuster, Palmenmuster, Sumpftarnmuster, Eichenlaubmuster, Erbsenmuster, Leibermuster и других. Маскировочная окраска униформы «флектарн» во время Второй мировой, стала одним из отличительных признаков войск СС. Этот факт сыграл отрицательную роль в отношении к достаточно перспективной форме окраски «флектарн» - после войны о ней надолго забыли, вернувшись к работе только в конце 1970-х годов.

Фото 2. Варианты маскировочной окраски обмундирования Вермахта

Союзники немцев тоже имели свои наработки в части камуфляжа, реализованные, преимущественно, в форме армейских накидок, например, итальянская палатка-тент (telo tenda) в расцветке M1929 Telo mimetico.

3. Развитие камуфляжа в послевоенные годы

В послевоенное время совершенствование камуфляжных расцветок и реализующей их формы одежды продолжилось. В армиях ведущих стран НАТО разработано большое количество расцветок камуфляжа: ACUPAT - Army Combat Unoform Pattern, MARPAT - Marine Pattern, DPM - Disruptive Pattern Material, MTP - Multi-Terrain-Pattern, CCE

camo - Camouflage Central European, Flecktarn, Tro-pentarn и другие.

Основные зарубежные разработчики камуфляжа - США, Великобритания и Германия. Собственные варианты расцветок имеют и другие государства, но они, как правило, представляют собой вариации ранее созданных основными разработчиками версий.

Большинство расцветок имеют вариации для разных театров военных действий и/или времен года: растительность, пустыня, городская расцветка, зимний и т.п. Совершенствование камуфляжных расцветок проходило на фоне череды локальных войн и вооруженных конфликтов, ведущихся во второй половине XX - начале XXI века.

Фото 3. Варианты камуфляжа стран НАТО: Woodland, ACUPAT, MARPAT, Fecktarn

Фото 4. Варианты пустынного камуфляжа стран НАТО: DPM Desert армии Великобритании, шести-

цветный пустынный США, ACUPAT, Tropentarn

Работы по совершенствованию маскировочных расцветок велись и в армии СССР, а потом в России. В Советском Союзе был разработан рисунок «серебряный лист» образца 1957 года (официальное название «Расцветка обр. 1957г., вариант «Серебряный лист», он же «Берёзка», костюм КЛМК,), базовый камуфляж «Бутан/Дубок» 1984 года (существовавший в виде цветовых решений для леса и в для пустынно-степной местности). Аналогичную «берёзке» раскраску, только в другой цветовой гамме, имел специальный костюм КЗС. Этот сетчатый костюм, кроме оптической маскировки, обеспечивал защиту от светового излучения

ядерного взрыва за счёт специальной пропитки, формирующей дымку при воздействии интенсивного светового излучения [6].

В армиях стран Варшавского договора также использовались собственные варианты камуфляжа, большая часть которых формировалась на основе немецкой «игольчатой» расцветки (Strichtarn) с разными вариациями, типа дополнительных пятен или поперечных штрихов. Исключением может служить форма венгерской армии, имевшая специфическую расцветку «терептарка» М49/82.

Первые варианты камуфляжа армии России: ВСР-93 и ВСР-98 «Флора», были созданы с использованием советских наработок. Впоследствии был разработан полностью новый рисунок камуфляжа -«Цифровая флора», снижающий уровень видимости в движении, особенно для электронно-оптических средств наблюдения (официальное название «Единая маскировочная расцветка + код расцветки/вариант») .

Хотя говорить об «официальных» названиях камуфляжа не совсем корректно - данные наименования используются в специальных документах и при проведении НИОКР, а сама маскировочная форма различается только по артикулам из номенклатуры вещевой службы.

В то же время, как показала практика, «цифровые» варианты камуфляжа обладают рядом недостатков, снижающих их практическую эффективность:

- мелкие элементы сливаются для глаза человека в единый цветовой фон, в результате чего, обеспечивая маскировку от приборной разведки, теряют основное свойство камуфляжа искажать предметы для человеческого глаза;

- неизбежное в полевых условиях загрязнение обмундирования, при котором мелкие элементы как бы «затираются» сильно снижает свойства маскировки.

Впрочем, эти недостатки можно парировать, создавая, например, «цифровой» рисунок в виде мелких элементов, объединённых в крупные цветовые группы, сливающиеся на расстоянии и создающие эффект «обычного» камуфляжа. Этот подход особенно актуален, учитывая, что с развитием технологий «технического зрения», оно по своим свойствам всё больше приближается к зрению человека.

Разумеется, принцип маскировки личного состава реализуется не только раскраской формы, но и другими методами: маскировочными накидками.

скрадывающими контуры фигуры, чехлами на элементы снаряжения, гримом для лица и рук, лентами для обмотки оружия. В дополнение к камуфляжной раскраске обмундирования и чехлов, используются другие методы маскировки: искажение контура за счёт мешковатого покроя и лоскутковых костюмов, использование защитных свойств местности, применение местных предметов и материалов - веток и грязи и т.п. В современных условиях, к маскировке в оптическом диапазоне добавляются костюмы и ткани, обеспечивающие скрытность в инфракрасном и радиолокационном диапазоне.

4. О маскировке военной техники

Ещё одна важная область камуфляжной маскировки - обеспечение скрытности боевой техники в оптическом диапазоне. Маскировка техники осуществляется в зависимости от времени суток. В ночное время скрытность повышается за счёт светомаскировки, преимущественно, использованием специальных светомаскировочных устройств для фар и габаритных огней. В дневное, как и для военной формы: за счёт камуфляжной раскраски и скрытия контуров.

Работы по созданию вариантов камуфляжной окраски техники начались ещё во время Первой мировой войны. В первую очередь камуфлировалась техника, применяемая непосредственно на поле боя, например - танки. Впрочем, после её окончания они постепенно сошли на нет. Исключением, пожалуй, являлась французская армия, в которой боевая техника окрашивалась в камуфляжные цвета до начала Второй мировой войны (фото 5). Во время боевых действий некоторые армии вновь вернулись к нанесению камуфляжной раскраски на танки, например, часть танков и самоходок распят-новывались в Вермахте. В советской армии заводская камуфляжная расцветка наносилась на разведывательные бронеавтомобили.

Фото 5. Вариант камуфляжной окраски тяжелого танка Char-B1 (фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Char Б1)

Таким образом, как в период мировых войн, так и позже, наряду с применением маскировочных сетей и экранов, разрабатывались специализированные распятнованные схемы, обеспечивающие максимальное искажение контуров защищаемых объектов. Данные схемы различаются типом рисунка и количеством цветов. Схема распятновки техники обычно определяется её типом и характеристиками театра военных действий. В целом, принципы создания камуфляжной раскраски техники в разных странах соответствуют те, что используются в камуфлированном обмундировании.

Часто, вместе со штатными вариантами камуфляжа, применяются методы маскировки, реализуемые непосредственно в войсках. Например, осу-

ществление зимнего камуфляжа нанесением на технику раствора извести, как это делалось ещё в годы Второй мировой войны или укрытие техники срубленными ветками. Более экзотический способ, применение которого подтверждено документально -оклеивание боевой техники мокрыми газетами или листовками. Замерзая, они прилипали к броне, создавая рисунок, сливающийся по тональности с грязным снегом (фото 6). До настоящего времени применяется метод распятновывания объектов природной грязью по схемам, приведённым в технической документации на образцы вооружения. Использование местных материалов не только удешевляет процесс маскировки, но и обеспечивает естественную окраску под фон местности.

Фото 6. Танк Pz-IV в зимней маскировке с помощью газет

В послевоенное время работы по камуфляжу боевой и другой техники продолжились, хотя большая часть боевых и специальных машин, в целях экономии, имели однотонную окраску, а их скрытность, в том числе в оптическом диапазоне, обеспечивалась другими методами: использованием естественных укрытий и инженерных сооружений, маскировочных сетей и т.п. В том числе с учётом того, что большая часть военной и специальной техники применялась вне дальности оптической видимости противника.

Отдельный раздел маскировки техники - обеспечение скрытности объектов флота. Как и в сухопутных войсках, значение оптической маскировки специалисты флота начали понимать в начале ХХ века. До этого периода большинство флотов красили корабли в черный цвет, хорошо заметный на воде. Более того, отдельные детали окрашивались в яркой гамме, например, надстройки и трубы красились в коричневый или даже желтый цвет. Русско-японская война заставила пересмотреть такой подход и к началу Первой мировой корабли и суда ведущих флотов мира окрасились в оттенки серого. В русском флоте в этот период был разработан метод

неравномерной защитной окраски кораблей — более темной окраски корпуса и более светлой надстроек и труб, что обеспечивало «размывание» силуэтов кораблей на фоне неба.

Во флоте же появились и достаточно необычные подходы к маскировке. Так, для оптической защиты военной техники применялись такие виды камуфляжа, как «ослепляющий» (англ. Dazzle camouflage), используемый для раскраски кораблей и судов в годы Первой мировой войны рисунок 7) для того, чтобы затруднить применение оружия командирами подводных лодок противника [4]. Или, например, «обманная раскраска»: нанесение на нижнюю часть самолёта изображения фонаря кабины, как делали пилоты финских «Брюстеров» (Brewster F2A) в годы Второй мировой войны, чтобы запутать пилотов истребителей противника относительно направления манёвра. Но это скорее экзотика, применяемая не так часто.

Впрочем, использование «ослепляющего» камуфляжа, иногда называемого иногда «камуфляж Вилкинсона» имело и обратный эффект - курс корабля определить противнику было действительно сложно, но и заметить расцвеченное яркими полосами судно стало намного проще.

Фото 7. Вариант расцветки «ослепляющего» камуфляжа

Со временем пришли к компромиссу - корабли стали применять красить в защитные цвета различных оттенков защитных тонов, но узор наносили так, что контуры силуэта корабля искажались. Эту схему корабельной маскировки в той или иной вариации, продолжают использовать и сейчас, хотя не всегда, учитывая, что с увеличением дистанции боя и появлении самонаводящихся боеприпасов, намного важнее стало снижать видимость в радиолокационном и тепловом, а не в оптическом диапазоне.

Логичное развитие повышения скрытности на флоте - появление подводных лодок, скрывающихся от наблюдения под водой. Сами лодки, учитывая их действия на поверхности преимущественно в ночное время, красили в черный цвет, направляя основные усилия маскировки на снижение шумности и размагничивание.

С появлением боевой авиации, маскировать потребовалось и самолёты. Со временем определились, что от поражения на земле их скрывали зелёной или камуфляжной окраской верхней части, а в воздухе - окрашивая снизу в серо-голубые тона. Например, в годы второй мировой войны в Люфтваффе использовалось несколько типов истребительного и бомбардировочного камуфляжа: разные варианты смеси цветов тёмного с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau, более светлого с фиолетовым отливом RLM 75 Mittelgrau, более тёмного RLM 70 Schwarzgrün или RLM 71 Dunkelgrün (тёмно-зелёный, позже именовался RLM 83), светло-зелёного RLM 82 Hellgrün, иногда с добавление коричневого RLM 79 Sandbraun или коричнево-фиолетового RLM 81 Braunviolett на верхних и боковых поверхностях, нижняя часть фюзеляжа и крыльев окрашивалась в светло-серый RLM 76 Lichtblau. Соответственно, тип камуфляжа обозначался через перечисление использованных цветов, например, серый камуфляж «RLM 74/75/76». А в СССР в этот период, после экспериментов 30-х годов, установили два варианта окраски самолётов: базовый «заводской» - тёмно-зелёный в верхней части и с оков и серый (серо-голубой) в нижней части, плюс переменную распятновку, наносимую в войсках казеиновыми красками. Последняя различалась для истребительной, бомбардировочной и

штурмовой авиации. Исключение составляли самолёты, поступавшие по ленд-лизу, например американские, окрашенные с верхней полусферы цветом Olive Drab 41 (серо-оливковый).

Оттенки защитной окраски и схемы камуфляжа непрерывно совершенствовались с учетом места базирования и боевого опыта. Одним из требований являлось использование матовых красок, не дающих бликов при маневрах летательного аппарата. Самолёты для ночного применения иногда окрашивали в черный цвет. С развитием радиолокации и увеличением дистанции воздушного боя, значимость оптической маскировки снизилась и самолёты стали делать просто в цвет материала корпуса, без окраски, ухудшающей аэродинамику. Хотя в ряде случаев, самолёты продолжают окрашивать в цвет неба снизу и под цвет аэродромов, теперь не грунтовых, а бетонных - сверху. И по-прежнему, достаточно часто с верхней полусферы для ударных самолётов используется камуфляж под цвет местности. Впрочем, с появлением небольших и тихоходных беспилотных летательных аппаратов, медленных, низколетящих, обладающих малой заметностью в радио- и ИК- диапазонах, вопросы повышения скрытности воздушных объектов в оптическом диапазоне вновь стали актуальны.

Кроме окраски и использования защитных свойств местности, для обеспечения скрытности техники используются и другие методы: маскировочные сети различного типа, аэрозольные завесы, снижение шумности или прикрытие работы двигателей и перемещения техники сторонним шумом. Ещё в период Первой мировой войны войска и техника прикрывались подвижными установками дымопуска, появились дымовые боеприпасы артиллерии. В годы Второй мировой на отдельные образцы бронетехники начали устанавливать дымовые гранатомёты и индивидуальные устройства дымопуска. Сейчас такими средствами оснащена практически вся боевая техника. Разрабатываются новые типы аэрозольных завес, обеспечивающие не только защиту в оптическом диапазоне, но и тепловые помехи средствам разведки и наведения противника. В открытых источниках имеется информация о попытках разработки завес с односторонней проницаемостью, обеспечивающих скрытие войск

от противника, не создавая помех обзору для своих войск.

Не менее активно совершенствуются и комплекты маскировочных сетей, используемых для сокрытия техники и позиций: создаётся более совершенная и разнообразная окраска, расширяется диапазон защиты - кроме оптического, ряд сетей обеспечивают рассеивание или поглощение радиолокационного и инфракрасного излучения.

5. Повышение скрытности объектов тыла

Говоря о методах снижения оптической замет-ности объектов, нельзя не вспомнить и защиту объектов тыла, маскировку зданий и сооружений. С глобализацией военных действий, когда стирается грань между фронтом и тылом, возникает потребность защиты крупных объектов, иногда целых городов. Кроме прикрытия их силами противовоздушной обороны, может использоваться и маскировка. Пример последнего - комплексная

маскировка Москвы, Ленинграда и Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Данная маскировка, учитывая характеристики средств разведки и поражения того времени, производилась по двум направлениям: дневная и ночная.

В части мероприятий дневной маскировки, в ставшими фронтовыми Ленинграде и белоснежном Севастополе менялась окраска и скрывались контуры наиболее заметных зданий. В Москве группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект: плоскостная (путём ложной окраски) и объёмная (строительством ложных сооружений, в том числе на воде) маскировка центра столицы (фото 8, 9). Грандиозный проект, вкупе с другими мерами защиты, выполнил свою функцию - немецким лётчикам так и не удалось выполнить прицельное бомбометание по центру города.

Фото 8. Маскировка центра Москвы в 1941 году. Фото Маргарет Берк-Уайт

Фото 9. Маскировка Большого театра

Основным методом обеспечения скрытности объектов в ночное время являлась светомаскировка. Для её реализации осуществлялся целый комплекс планирующих и контрольных мер.

6. Другие меры по маскировке

Перечисленные методы относятся к мерам по

снижению оптической заметности объектов. Разумеется, в различных условиях ведения боевых действий необходимо скрывать и другие демаскирующие факторы. Например, при ведении действий флота часто используются акустические методы обнаружения противника. Соответственно, кораблями и подводными лодками применяются методы акустической маскировки, как пассивной, так и активной. С распространением радиолокационных средств разведки и наведения потребовалось противодействовать и им. Для этого, ещё в середине прошлого века, технику стали оснащать средствами пассивной маскировки и постановки помех, а впоследствии - и активного подавления РЛС противника. В СССР и ведущих зарубежных странах велись разработки маскировочных сетей, обеспечивающих поглощение или рассеивание инфракрасного и радиолокационного излучения. Для решения задач защиты техники от технических средств разведки применяются маскировочные табельные ра-диорассеивающие и радиопоглощающие комплекты в различном цветовом исполнении. Средства защиты личного состава тоже стали работать не только в оптическом диапазоне. Примером могут служить многослойные маскировочные ра-диорассеиващие костюмы, предназначенные для скрытия личного состава от оптико-визуальных, фотографических, оптико-электронных, радиолокационных средств разведки.

Ещё один подход к защите объектов - отвлечение внимания от важных целей и переключение усилий противника на ложные объекты. В оптическом диапазоне, это применяющиеся ещё со Второй мировой войны макеты вооружения и техники, в радиолокационном - отражатели разных типов. С появлением тепловизионных приборов и боеприпасов с системами наведения в инфракрасном спектре, технику начали оснащать ИК-ловушками. Современные ложные цели, чаще всего надувные макеты вооружения, такие, как пневмоподпорные макеты танков и другой военной техники, способны вводить противника в заблуждение сразу в нескольких диапазонах ведения визуальной и технической разведки.

7. О некоторых других аспектах использования камуфляжа

Как показывает исторический анализ, камуфляж используется не только по прямому назначению, для обеспечения скрытности объектов на поле боя, но и для других целей, часто далёких от военного дела.

Наиболее явный аспект в этом отношении - использование камуфлированных костюмов в моде. После каждой крупной войны, как правило, остаются неизрасходованные запасы вооружения, снаряжения и обмундирования. Хранить их на воен-

ных складах не всегда имеет смысл, так как это затратно, а к следующей войне они наверняка устареют. Поэтому запасы, чаще всего, распродают по сниженным расценкам. Хорошо известна история сети магазинов Leroy Merlin, начавшаяся с распродажи оставшегося после войны американского снаряжения, которое просто дорого было вывозить из Европы.

Прочная и брутальная камуфляжная форма пришлась по вкусу многим после Второй мировой войны. А в 60-е годы прошлого века, после завершения череды национально-освободительных и антиколониальных войн, использование военной формы породило стиль «милитари». В 70-е годы стиль «милитари» стал символом различных молодежных субкультур, молодежных протестов против войн и насилия. И до настоящего время элементы стиля «милитари» остаются актуальными: грубые ботинки, элементы снаряжения как брутальные аксессуары и, конечно, камуфляжная одежда.

Тогда же, как и сейчас, камуфляж как практичная и молодежная одежда часто становится символом уличных протестов. Немаловажную роль в этом играет мешковатый силуэт и наличие капюшона, затрудняющие визуальное опознание протестующих. В некоторых странах ношение камуфляжной одежды на массовых мероприятиях даже запрещено официально.

Ещё одна тенденция - использование камуфляжа охотниками. Правда, в данной области имеются свои особенности, определяемые зрением объектов охоты, то есть животных. Они, как правило, не различают большинство цветов. Поэтому охотничий камуфляж часто решает две задачи: обеспечивает распятновку силуэта охотника, чтобы скрыть его от животных, и маркирует охотника, чтобы показать его положение напарникам. Поэтому охотничий камуфляж часто бывает ярких оттенков: красных, розовых.

Но, впрочем, все перечисленные аспекты скорее вспомогательные, основное назначение камуфляжа было и остаётся применение в военной области.

8. Некоторые выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исторический анализ позволяет провести следующую классификацию методов снижения оптической заметности:

1) по объектам:

• личный состав;

• техника и вооружение на поле боя;

• техника, применяемая в других средах (в воздухе или на воде);

• объекты тыла.

2) по используемым способам и материалам:

• защитной, в т.ч. камуфлированной окраской;

• штатными средствами скрытия и искажения контуров объектов;

• подручными средствами и материалами.

3) по отношению к времени суток (светлое или тёмное) или по сезону.

Анализ состояния процесса позволяет сделать вывод, что, несмотря на изменение условий ведения военных действий, обычный камуфляж не утратил значимость и в современных условиях.

Во-первых, несмотря на появление на поле боя средств наблюдения и прицеливания, работающих не только в оптическом, но и инфракрасном и радио-диапазонах, оптический камуфляж и сейчас очень важен для снижения потерь личного состава и техники [5,2,8,9]. И использование исторического опыта, проверенных на практике методов снижения оптической заметности, по-прежнему остаётся актуальным.

Во-вторых, теперь логично будет ожидать распространения принципов камуфляжного обмундирования на реализацию его свойств во всех ракурсах и диапазонах, в том числе с учётом особенностей «технического зрения» робототехнических систем, которых всё больше становится на поле боя [7,13-15]. Разработанные для оптической маскировки и апробированные принципы могут быть актуальными для решения подобных задач в других диапазонах и сферах.

В-третьих, и классический потенциал развития маскировки ещё не исчерпан: с одной стороны, как было отмечено, развитие робототехники и её активное появление на поле боя требует повышения скрытности от технического зрения, с другой -и процесс заимствования у природы, с которого, собственно, началась маскировка, ещё не реализован в полном объёме. Есть, например, живые существа, динамично меняющие окраску под местность, и это качество, как ряд других, несмотря на рост технологических возможностей, ещё не реализовано в маскировке личного состава и техники.

Работы по реализации указанных принципов в технически развитых государствах уже ведутся и, как показывает анализ процесса развития техники, будут продолжаться в дальнейшем [3].

Список литературы

1. Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда [Электронный ресурс]. URL: https://archive.is/20120710104632/mkrf.ru/news/re-gions/arxiv/detail.php (дата обращения 02.02.2020).

2. Выпасняк В.И. и др. О повышении эффективности применения высокоточного оружия в военных конфликтах локального и регионального масштаба // Вестник Академии военных наук. -2008. - №4(25). - С.43-48.

3. Годунов А.И., Шишков С.В., Бикаев Р.Р. Взаимосвязь машинного (технического) зрения с компьютерным зрением при идентификации малогабаритного беспилотного летательного аппарата //

Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество», 2015, том 1.

4. Иллюзии на флоте [Электронный ресурс]. URL: http://log-in.ru/articles/illyuzii-na-flote (дата обращения 02.02.2020).

5. Королёв А.Ю., Королёва А.А., Яковлев А.Д. Маскировка вооружения, техники и объектов. -СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 155 с.

6. КЗС (костюм защитный сетчатый) [Электронный ресурс]. URL: https://survival.fandom.com/ru/wiki (дата обращения 27.03.2020).

7. Масюков М.С., Возианова А.В., Громов А.В., Красильников Н.И. Современные методы, материалы и технологии маскировки // Альманах научных работ молодых ученых XLVII научной и учебно-методической конференции Университета ИТМО. Том 3. С.227-230.

8. Русанов И.П. и др. Разведывательно-поражающие системы ВМФ - ретроспектива // Морской сборник. - 2013. - №3. - С.45-50.

9. Симулин А.А. и др. Некоторые аспекты применения робототехники в военном деле. Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 27. -С. 67-71.

10. Тиханычев О.В. Поле русской славы // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13754 (дата обращения: 19.01.2016).

11. Тиханычев О.В. Армейский камуфляж // Военно-исторический журнал. - 2016. - №7. - С.77-79.

12. Тиханычев О.В. Методы снижения оптической заметности объектов на поле боя: историческая ретроспектива // Современная техника и технологии. - 2016. - №7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/07/9658 (дата обращения 13.03.2020).

13. Тиханычев О.В. Повышение скрытности объектов: история и современность // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/03/91785 (дата обращения: 13.09.2020).

14. Тиханычев О.В. Ещё раз о некоторых проблемах применения боевых робототехнических систем // Вопросы безопасности. - 2018. - № 5. - С. 63 - 72. DOI: 10.25136/2409-7543.2018.5.25937

15. Тиханычев О.В. О правовых и этических аспектах автономного использования робототехни-ческих комплексов в сфере вооружённого противоборства // Вопросы безопасности. - 2019. - № 3. -С. 33 - 42. DOI: 10.25136/2409-7543.2019.3.28960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.