Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / Родина / единство / консолидация / гражданское общество / state / Homeland / unity / consolidation / civil society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакало Максим Алексеевич, Калашникова Елена Борисовна

Место и роль государства в общественной жизни испокон веков являлась актуальной и насущной темой исследования. Особенно данный вопрос активно стоит на повестке в период кризисов, когда нынешние системы не способны решить множество проблем и необходимо выработать концепцию, которая смогла бы преодолеть разобщенность граждан, духовно-нравственный, политический кризис. В данной статье автор характеризует понимание государства в либерально-демократических и коммунистических доктринах и приводит альтернативу, обосновав, что государству необходимо не выполнять исключительно полицейские функции или быть подчиненным интересам господствующего пролетариата, а добиться единства граждан и выработать взаимосвязь с личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING NATIONAL COHESION OF CITIZENS AS ONE OF THE PRIORITY GOALS OF THE STATE

The place and role of the state in public life has been an urgent and urgent topic of research for centuries. Especially this issue is actively on the agenda during crises, when the current systems are not able to solve many problems and it is necessary to develop a concept that could overcome the disunity of citizens, spiritual, moral, and political crisis. In this article, the author characterizes the understanding of the state in liberal democratic and communist doctrines and provides an alternative, justifying that the state should not perform exclusively police functions or be subordinate to the interests of the ruling proletariat, but to achieve the unity of citizens and develop a relationship with the individual.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА»

Шаг в науку • № 3, 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.12

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА

Бакало Максим Алексеевич, студент, направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, Самарский государственный экономический университет, Самара e-mail: marvelaxmax@gmail.com

Научный руководитель: Калашникова Елена Борисовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии, Самарский государственный экономический университет, Самара e-mail: kalashnikova-helen@yandex.ru

Аннотация. Место и роль государства в общественной жизни испокон веков являлась актуальной и насущной темой исследования. Особенно данный вопрос активно стоит на повестке в период кризисов, когда нынешние системы не способны решить множество проблем и необходимо выработать концепцию, которая смогла бы преодолеть разобщенность граждан, духовно-нравственный, политический кризис. В данной статье автор характеризует понимание государства в либерально-демократических и коммунистических доктринах и приводит альтернативу, обосновав, что государству необходимо не выполнять исключительно полицейские функции или быть подчиненным интересам господствующего пролетариата, а добиться единства граждан и выработать взаимосвязь с личностью.

Ключевые слова: государство, Родина, единство, консолидация, гражданское общество. Для цитирования: Бакало М. А. Обеспечение национальной сплоченности граждан как одна из приоритетных целей государства // Шаг в науку. - 2023. - № 3. - С. 106-109.

ENSURING NATIONAL COHESION OF CITIZENS AS ONE OF THE PRIORITY GOALS OF THE STATE

Bakalo Maxim Alekseevich, student, training program 40.03.01 Jurisprudence, Samara State University of Economics, Samara

e-mail: marvelaxmax@gmail.com

Research advisor: Kalashnikova Elena Borisovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Philosophy, Samara State University of Economics, Samara e-mail: kalashnikova-helen@yandex.ru

Abstract. The place and role ofthe state in public life has been an urgent and urgent topic ofresearch for centuries. Especially this issue is actively on the agenda during crises, when the current systems are not able to solve many problems and it is necessary to develop a concept that could overcome the disunity of citizens, spiritual, moral, and political crisis. In this article, the author characterizes the understanding of the state in liberal democratic and communist doctrines and provides an alternative, justifying that the state should not perform exclusively police functions or be subordinate to the interests of the ruling proletariat, but to achieve the unity of citizens and develop a relationship with the individual.

Key words: state, Homeland, unity, consolidation, civil society.

Cite as: Bakalo, M. A. (2023) [Ensuring national cohesion of citizens as one of the priority goals of the state]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 3, рр. 106-109.

| ()() Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. COM. А. Бакало, 2023

Либерально-демократические доктрины понимают государство как охранителя порядка и наблюдателя за жизнью граждан (Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Л. Ф. Мизес и т.д.). Вмешивается оно только в случае нарушения порядка и не обладает какой-либо идеей. Коммунистическая идеология считает, что государство необходимо подчинить себе и использовать в интересах конкретного класса - пролетариата (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и т. д.). Однако такое обозначение государства слишком узко и не соответствует тем целям, которые были заложены в процессе его создания. Государство создается не для того, чтобы быть во власти определенного класса или вмешиваться в жизнь граждан, когда они этого захотят. Здесь нельзя не вспомнить И.А. Ильина, который характеризует государство как воплощение национальной солидарности, единый живой организм. Государство, в понимании Ильина, это не собрание управленцев, политтехнологов, а историческое орудие осуществления судьбы народов. Не получится руководить народом, не зная тонкости его исторического пути. Игнорирование этих факторов приведет к тому, что править станут ни шатко, ни валко на холодном ходу с отсутствием большой народной поддержки. Государству необходимо рассматривать народ как единство стремлений и единой исторической данностью. Это означает, что все классы и индивидуум осознанно стремятся занять подобающее место в системе. Достижение такой цели невозможно без 3 принципов: 1) вера в единство; 2) борьба с теми, кто пытается его разрушить; 3) национальная солидарность и оказание взаимопомощи друг другу [1, с. 160-166].

Центральным вопросом выступает взаимодействие личности и государства. Человек есть синтез духовной и материальной части (души и тела), т.е. живая сущность, которая имеет возможность быть творцом и носителем духовно-нравственных ценностей. Потому и необходимо уважение к человеческому достоинству, свободе и ценности. Однако уважение к свободе не дает ему право заниматься подрывной деятельностью и наносить вред обществу и государству. Понимание свободы не как вседозволенность и потакание индивиду является важным для предотвращения атоми-зации граждан. В.В. Аверьянов и О.А. Платонов, одни из составителей крупного сборника работ, в который вошло много докладов Изборского клуба: «Мы верим в Россию. От Русской доктрины к Изборскому клубу», обозначили понимание свободы как целостного единства: личности как носительницы души и обладательницы наследственного имущества; семьи как ячейки общества; муниципального округа как объединения, богатые общественные традиции которого должны быть возрождены; профсоюза, как профессионально-

го объединения, обладающего экономической властью, необходимой для всех отраслей производства [2, с.19, 30, 31, 205]. Такая свобода - это нечто большее, чем тираническая диктатура над душами и телами людей, нечто более глубокое, чем новая форма экономической организации или простое изменение социальной и политической системы одной нации. Эти характеристики ясно выражаются в признании вечной ценности духовной сущности человека и преходящего аспекта его земного бытия; в признании высшей роли, которую играют в жизни человечества те общественные образования, которые называются семьей и нацией, и малое значение роли, которую играет отдельный индивид; в признании истины, что человечеству нужна аристократия вождей, ведомая, в свою очередь, национальными героями; в понимании необходимости учения о правах человека и того факта, что человек живет не только хлебом единым, но и верованиями и убеждениями; в истине, что все формы личной свободы бледнеют в противоположность той форме свободы, которая действительно имеет значение - свободе духа. Государство настаивает на своей суверенности, личность на своей, и они сражаются друг с другом за право делать то, что им выгодно [3, с. 53-56.]. Этот разрушительный антагонизм исчезнет, если проблему отношений между личностью и государством будет рассматриваться не как борьба за власть и права, а как стремление к целям, намеченным судьбой. Родина -это единство судьбы в окружающем мире, а личность является носительницей особой миссии в гармонии государства. Здесь не может быть никаких споров: государство не может предать свою задачу, а личность не может перестать работать над своей в совершенном порядке жизни своей нации. Личность имеет ту же судьбу, что и государство, и когда они будут иметь одну цель и судьбу, то государство станет использовать свою силу во благо своих граждан.

В эпоху глобальных изменений на первый план выходит вопрос выживания национальной общности при экономических, политических и военных столкновениях. Индивидуальное отходит назад, и человек меньше думает о комфорте и излишках. Центр сосредоточения всех мыслей и действий каждого - будущее страны. Как правило, это происходит естественным образом, но крайне важно направлять данный процесс осознанно и планомерно. Такой подход позволит быстрее собрать весь народ вокруг общей цели. Развитие новой идентичности на основе вечных ценностей, исторических достижений и будущих побед - главная сейчас цель, от достижения которой зависит судьба России.

Семья, церковь, нация, государство - вот четыре кардинальные точки человеческой жизни. Отрицая

Бакало М. А.

их, жизнь может вернуться к состоянию удовлетворенных животных потребностей, недостойных имени человеческого. Вне конкретной жизни семьи и нации нет ни человечества, ни человеческого индивида, потому что индивид по-настоящему человечен, когда он является частью семьи и нации, от которой получает мысли, языки, воспоминания, идеалы, то есть все то духовное богатство, которое составляет самую сокровенную часть личности. Государство -это организованная коллективность, берущая свое начало в сердце индивида, когда он осознает, что близкое родство духа фундаментальное тождество интересов связывают его с другими индивидами; когда он осознает, что эта организованная коллективность составляет сверхчеловеческую сущность, в которой заключена глубочайшая суть его личности и идеалов; когда он чувствует необходимость навязать себе законы, ограничивающие его деятельность в интересах общего блага; когда он создает мощь, что должна представлять высшую власть учреждения и обеспечивать послушание и уважение закона. Индивид, который в самой сокровенной глубине своей воли есть сама воля государства в синтезе двух понятий: власти и свободы, есть также индивид, который через эту волю находит решение своих нравственных и религиозных проблем. Для христианина это решение можно найти, только живя в церкви и подчиняясь ее дисциплине. Отсюда вытекает необходимость государства признать религиозный авторитет церкви, добиться реализации самих целей государства [4, с. 11-12, 114-118.]. Если человек, чтобы достичь спасения, должен быть заново приведен к визуализации и поклонению более глубокой реальности, чем непосредственный и тесно связанный мир «я», то есть один путь, чтобы привести его к цели - обновленный культ семьи, церкви, нации и государства. Через него жизнь наконец достигнет своей далекой, величественной цели, которая есть не что иное, как одухотворение.

Образ жизни не может быть предоставлен индивидуальному выбору народа, не может зависеть от его индивидуальных симпатий и антипатий, а должен определяться для него силой, которая стоит над ним и постигает его, а именно национальной элитой. Необходимость выбора в принятии важных решений страны в пользу аристократии подчеркивал Ю. Эво-ла, аргументируя тем, что только национально -мыслящие люди, которые встали на путь духовного об-

новления и смогли преодолеть свои низменные материалистические интересы, смогут служить и действовать во благо страны. Образ жизни этой элиты опирается на три великих, неизменных принципа: единство, авторитет, долг [6, с. 39-60]. Одна невидимая нить связывает воедино судьбы всех людей одной нации. Не может быть ни радости, ни боли, испытываемых одним человеком, ни добра, ни зла, выпавших на его долю, которые не повлияли бы в конечном счете на благосостояние всего народа. Если люди всегда находили такие подвижные основания для прочной и удовлетворительной социальной жизни, то это просто потому, что они забыли, что благо целого не может зависеть от материального благополучия индивида, что сама жизнь индивида зависит и является частью жизни существа гораздо большего и гораздо более глубокого смысла, чем его маленькое эго, а именно нации, неотъемлемой частью которой он является [5, с. 29-34, 121-130].

Именно такое государство жизненно необходимо России, ибо оно гарантирует всеобщую сплоченность и вооруженность, учитывающее мельчайшие детали. Оно понимает, что означает битва за существование своего отечества, нации и какое оружие нужно выковать для неё. Такое государство желает создать плодотворное будущее не только для русских, но и других коренных народов России. Оно создается не ради себя, оно как бы является выражением глубинного страха российской нации быть отвергнутым в своей воле перед лицом истории, перед будущим. Таким образом, оно желает привести нашу нацию в новую духовную форму и не дать ей потерять собственное достоинство и силу в покорном состоянии. Только в этом заключается задача, цель и смысл государства. Оно знает, что его решение и мощь нельзя отменить договорами. Оно знает, что эта развязка всё быстрее приближается к тому моменту, когда станет бесповоротной. Поэтому оно признало необходимость этого решения внутри себя. Оно видит себя вынужденным осуществить это решение, отыскать его самому, ибо это составляет последнюю великую возможность, к которой призвана российская нация. Это зов из глубин времени, салют из бесконечности, из смертельных пространств [7, с. 70-76]. Только такое государство может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн - ставящее перед собой задачу духовного обновление человека и борьба за будущее России и российской нации.

Литература

1. Ильин И. А. Национальная Россия: наши задачи. - М.: Алгоритм, 2015. - 462 с.

2. Мы верим в Россию: от Русской доктрины к Изборскому клубу / Автор-составитель В. В. Аверьянов. -М.: Русская цивилизация, 2019 - 1073 с.

3. Примо де Ривела Х. Стрелы Фаланги: избранные труды / 2-е изд., изменен. и дополн. - М.: Тотенбург, 2017. - 372 с.

4. Холмогоров Е. С. Русские. Нация. Цивилизация. Государственность. Право русских на Россию. - М.: Книжный мир, 2020. - 224 с.

5. Шалыганов Ю. В. Проект «Россия»: полное собрание - М.: Эксмо, 2018. - 941 с.

6. Эвола Ю. Ориентации: сборник. - М.: Опустошитель, 2021. - 176 с.

7. Юнгер Ф. Г. Марш национализма. - M: Russian revolver, 2022. - 76 с.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023; принята в печать: 07.08.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.