Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры его имущественного комплекса'

Обеспечение конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры его имущественного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бузырев В. В., Кашина Е. В.

В статье предпринята попытка описать некоторые элементы методики обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры имущественного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры его имущественного комплекса»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЕГО ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В.В. Бузырев,

заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

dept.emc@engec.ru

Е.В. Кашина,

соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук dept.keims@engec.ru

В статье предпринята попытка описать некоторыеэлементыметодикиобеспеченияконкурентоспособностистрои-тельного предприятия на основе изменения струю-ыры имыщественногокомплекса.

Ключевые слова: рыночная стоимость бизнеса, эффективность, конкурентоспособность, строительное предприятие

ББК У31(2)-13(2Р)я73

Серьезные трансформации в системе управления ероисошли благодаря преобразованиям российской экономики вноолодное десять лет. Управление стоимостью является развивающойеяиО-ластью знаний и приобретает все большее значение в феснеонни-ровании российской экономики. Управление стоимостей), которое характеризуется четкими целями и ограничено жесткими финонсэ-выми рамками, в полной мере соответствует быстро меняющ имея требованиям современного делового мира [4].

О количественных оценках стоимости российских компаний мы можем судить лишь по косвенным признакам.

Эксперты отмечают рост объемов слияний и поглощрнийн^эс-сии за прошлый - 2012 г. Объем сделок увеличился н авШок°-^то $76,1 млрд в абсолютном выражении. Среднее количеетвооденое в месяц составило 48 в 2012 г. против 44 в 2010 г. Это квелосилэ и среднюю стоимость контракта до $124 млн против ЗШЩмлне 2010 г. В 2012 г. капитализация российских компаний состави ля 1421 млрд долл., увеличившись на 12% по сравнению епроднхс-твующим годом. Объемы торгов акциями на российсекы спруок в 2012 г. достигли 1717 млрд долл., что на 54,1% выше покнаателя 2010 г. [3].

Во всех развитых странах с устоявшейся рыночной окососи кой недвижимость является важнейшим составным элем eнтoмйоц и-онального богатства. Организация финансирования строктнон-ной деятельности, обладающей значительной ресурсoемкосиикм в условиях рыночной экономики становится одним иннаиболее важных направлений деятельности строительной компании, обеспечивающей успешную реализацию инвестиционно-строительных проектов. Особое значение данная деятельность приобретает сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, кн^о сводится учитывать влияние на нее ряда факторов.

Во-первых, с началом реформ в России резко уху^ил оси финансовое состояние строительных предприятий, о^нхенноня острый дефицит денежных средств. Во-вторых, ограuхаонноет ь финансовых ресурсов усугубилась удорожанием кррдиток.прн-грессирующей инфляцией. В-третьих, российские строителнане компании до недавнего времени имели возможность пользоваться лишь ограниченным кругом финансовых инструментов. Развитие рыночных отношений привнесло новое в формы и методы финансирования оборотных средств строительных организаций, кот о|ное перешли к самостоятельному формированию своей экономической политики. И, наконец, в-четвертых, специфика стрнееольнай деятельности и присущие ей черты и особенности окайыьныезнa-чительное влияние на возможность использования того или иногс инструмента финансирования [1].

Авторами разработана методика обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры имущественного комплекса (ИК), включающая в себя пять этапов: изучение имеющихся элементов ИК и оценка стоимости его и отдельных элементов; рассмотрение и оценка возможных изменений в структуре ИК; денежного потока в результате совершения сделок с элементами ИК; выбор варианта изменения структуры ИК, обеспечивающего необходимый денежный поток

для выполнения государственного(муниципального)контракта; оценко эффеотивности сситлоы апрадлонвы ЯК, оеиазовандыл инноаарионнны воглуректныа нраимтщегнядонбезуелтвного исполненияоЛвыаоельста подаддчтиом пняооллтгту.

Соссвпянсытио междт сгроитлльо ымгот гананициямсвгн сто-ящотвремт ны рвттыподрядных работ ведется в условиях конку-аенцыо, котоаая основывается на афесссвноИцтновой политике. У ортанизатораторгов отсутстосрт возможность объективной оценки Иловняко нкурентосп особностиподрядчика-прртендрнта.Рршени-ем данной проблемы может служить формирование у строительны х о отaнизц ци ручаст ву ющсенпoдpядныатаеьцх, инкрнореовных кoтнореннныxнаeимунцеаны, как ключевых феттцеанcтцсмоети, не oреoвeрзмипe ник снрукн°рыих идсщсcт вептопуноцmоркcа.

Сяомлщкю ясодeяонияспаимдет нoгoтоlоаодатoрcттатнин сможтт иметс о боснованное, объективное заключение о величине pылочнят стосмогои им^олытаоргннгзации, какнаlлтсвомаго, тнаидвижсмлro.ЭяоеЛеенениноепcятлонкдeнирм атлпвтадви-ЖOBИTДeПeЖПЫHCpеOCBB, П0г0еыeаyдyв ПвЛСчPHЫTppЗyKTHЛTO ся-врршенгн таыокжные сдрлот с еномекнамсимyLцpявяреноro кам-вмыыыа (идачaнаненду, кyпая-ытацажа,пилльумсщсствa снелвд пeлсгтыся н:т^с^с^ита иен^Ц ооким oеpззям,песвыбоелeпpроцыи иккавения cтpвнтсаы тмыщрcтвоннаго вeмякексапииepутpт аяда-етсы "то йыке ныцвс,кцпo ровпeзвeлявдecясы ь равoroлоткуоснт вОГО пр ыиэищынтва -мaксыкзмо яррринмыз ^срлы^o^с^lх тв)но^стн тот исполнения контракта, то есть:

К = f(,ДП) ^ max, (1)

где: К- уровень конкурентоспособностистноительной ояганиза-ции; ДП - денежный поток организации.

[“фи^рово ении эффективностью строительного бизнеса ножнoцаиeяяиедвотьсялюетнoпaнлaкcсмикццсюстoиыьocылпот как анaноазду свц^1^-выгТ1иы^всвтсыминотaзaтрряд^коттсся^в пf^biль,pтттаоецккocяь внтосксалсидр. выуниыцив каеборре аиoбщиющимпoнлнанылеи зхаранярризует сово^^п(^-^^ть оилз финто0в paзнсяияррraпизлцие.lс1елрвояHщняциявнoсаостнав модели управления организацией имеет вид:

П

С = ^ CrU max □ С , (2)

1

где С - стоимость имущественного комплекса; n - объекты в составе имущественного комплекса строительной организации, которые выступают факторами стоимости; Сг - стоимость объектов в составе имущественного комплекса строительной организации.

Можно дополнить показатели синергетической эффективности проявления факторов стоимости [2] учетом трансакционных издержек в общем виде:

Эс = (П eAt + ТИ ) / (A(La + Кв + Мф) + ТИ ) ^ max. (3)

' внеш.' ' ' ' внутр/ ' '

где П - результат синергетического проекта, L - затраты труда; K - затраты капитала; а - коэффициент эластичности по труду; в - коэффициент эластичности по капиталу; где е - основание натурального логарифма; М - целевая функция управленческих решений (management aim); ф - коэффициент эластичности принятия управленческих решений; At - ко-

Таким образом, нами получены три целевые функции, характеризующие три аспекта повышения эффективности строительного бизнеса: увеличение его стоимости, повышение конкурентоспособности и синергетической эффективности, достигающие максимума на одном экономическом пространстве.

Литература

1. Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2009.

2. Коупленд Т., Колер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

3. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Вып.33. - М.: Институт Гайдара, 2013. - 612 с.

4. Хейне П. Экономический образ мышления. - Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992.

эффициент учитывающий нелинейность синергетического эффекта, т.е. темп технического прогресса, ТИвнеш - внешние трансакционные издержки; ТИвнутр - внутрикорпоративные трансакционные издержки.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Г.В. Ларионов,

доцент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2) Московского государственного технического университета им Н.Э.Баумана

кандидат экономических наук gleb@larionov.la

Д.В. Виноградов,

студент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2) Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана

glawar7@gmail.com

В статье представлена теория качества по модели Кано и способы ее применения, основные принципы поведения персонала, используемые при системном подходе к управлению качеством на предприятии, а также механизм управлением качеством.

Ключевые слова: управление персоналом, теория качества,

ББК С555.373я73-1

Первым исследователем категории качества считается греческий философ Аристотель. Еще в IV в. до н. э. в своем труда «Метафизика» он дал определение качества: «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо эта фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие».

Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, правовой, экономической (табл.1)

Таблица 1

Понятия категории качества

С философских позиций Категория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта. В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать

С социальных позиций Категория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)

С правовых позиций Категория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах

С экономических позиций Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей

Качество персонала — важнейший составляющий элемент конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность конечной продукции на 70-80% зависит от ее качества.

В экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным объектам. С экономической точки зрения наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, товара, персонала, предприятия (организации, фирмы), отрасли и страны.

H. Кано (Япония) в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:

• Базовые (основные) качества, соответствующие «определяющим» характеристикам персонала

• Требуемые (ожидаемые) качества, соответствующие обязательным характеристикам персонала

• Привлекательные (опережающие) качества, соответствующие «сюрпризным» характеристикам персонала, вызывающие восхищение

Руководитель формирует в своем сознании некоторое «ожидаемое качество» персонала, которое, по его мнению, должно быть достигнуто в процессе деятельности фирмы. Необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости реального качества персонала и «ожидаемого качества», которое сформировано в сознании руководителя. Данные взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, и для того, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые качества, а с другой — обеспечить эти качества персонала.

Советы по применению модели Кано

I. Для определения целей и приоритетов компании предварительно необходимо уточнить требования к персоналу. И только имея четкое представление о профиле качества, можно приступить к формированию воображаемого качества персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.