Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности пула российских вузов на мировом рынке образовательных услуг при занятии топовых мест в рейтингах международных университетов'

Обеспечение конкурентоспособности пула российских вузов на мировом рынке образовательных услуг при занятии топовых мест в рейтингах международных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВУЗОВ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В ЦЕЛОМ / ACTIVITIES OF DOMESTIC UNIVERSITIES / FINANCING OF UNIVERSITIES / PROGRAM MEASURES TO SUPPORT DOMESTIC UNIVERSITIES / DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY AS A WHOLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова М.А.

В настоящее время развитие образования осуществляется в целом в условиях конкуренции и достижения количественных показателей деятельности образовательными организациями. В связи с ориентацией на зарубежные рейтинги университетов, наиболее вовлеченными в процесс конкуренции оказались отечественные организации высшего образования. С 2012 года государством реализуются проекты, формирующие пул наиболее перспективных вузов, которые будут претендовать на занятие топовых позиций в международных рейтингах университетов. Всё это свидетельствует о пересмотре роли высшего учебного образования в РФ. В таких условиях эффективность деятельности вузов становится приоритетной задачей, обеспечивающей удовлетворение как внутренних потребностей вуза, так и экономики страны в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE POOL OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES WHILE TAKING TOP POSITIONS IN THE RANKINGS OF INTERNATIONAL UNIVERSITIES

Currently, the development of education is carried out in General in conditions of competition and achievement of quantitative performance indicators by educational organizations. Due to the focus on foreign University rankings, the most involved in the competition process were domestic higher education organizations. Since 2012, the state has been implementing projects that form a pool of the most promising universities that will qualify for top positions in international University rankings. All this indicates a reconsideration of the role of higher education in the Russian Federation. In such conditions, the effectiveness of higher education institutions becomes a priority task that provides a solution to both the internal needs of the University and the country's economy

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности пула российских вузов на мировом рынке образовательных услуг при занятии топовых мест в рейтингах международных университетов»

Лоскутова М.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПУЛА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ ЗАНЯТИИ ТОПОВЫХ МЕСТ В РЕЙТИНГАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация. В настоящее время развитие образования осуществляется в целом в условиях конкуренции и достижения количественных показателей деятельности образовательными организациями. В связи с ориентацией на зарубежные рейтинги университетов, наиболее вовлеченными в процесс конкуренции оказались отечественные организации высшего образования. С 2012 года государством реализуются проекты, формирующие пул наиболее перспективных вузов, которые будут претендовать на занятие топовых позиций в международных рейтингах университетов. Всё это свидетельствует о пересмотре роли высшего учебного образования в РФ. В таких условиях эффективность деятельности вузов становится приоритетной задачей, обеспечивающей удовлетворение как внутренних потребностей вуза, так и экономики страны в целом.

Ключевые слова. Деятельность отечественных университетов, финансирование вузов, программные меры поддержки отечественных университетов, развитие экономики страны в целом.

Loskutova M.A.

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE POOL OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES WHILE TAKING TOP POSITIONS IN THE RANKINGS OF INTERNATIONAL UNIVERSITIES

Abstract. Currently, the development of education is carried out in General in conditions of competition and achievement of quantitative performance indicators by educational organizations. Due to the focus on foreign University rankings, the most involved in the competition process were domestic higher education organizations. Since 2012, the state has been implementing projects that form a pool of the most promising universities that will qualify for top positions in international University rankings. All this indicates a reconsideration of the role of higher education in the Russian Federation. In such conditions, the effectiveness of higher education institutions becomes a priority task that provides a solution to both the internal needs of the University and the country's economy.

Keywords. Activities of domestic universities, financing of universities, program measures to support domestic universities, development of the country's economy as a whole.

Введение

В 2012 году Президентом России были утверждены первые из нормативно-правовых положений о пересмотре роли отечественной системы образования как на внутреннем, так и на мировом рынке, которые реализуются и в настоящее время. Ориентация на международные рейтинги университетов привела к тому, что из всего перечня образовательных организаций высшего образования, признан-

ГРНТИ 06.71.45 © Лоскутова М. А., 2020

Майя Алексеевна Лоскутова - преподаватель кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Контактные данные для связи с автором: Санкт-Петербург, Парголово, Осиновая Роща, ул. Брусничная, 12 (Russia, St. Petersburg, Pargolovo, Osinovaya Roscha, Brusnichnaya str., 12). Тел.: +7 921 657 10 30. Е-mail: loskutovamaya@gmail.com. Статья поступила в редакцию 24.03.2020.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

149

ных на определенном этапе своей деятельности эффективными, необходимо было выделить тот пул университетов, развитие которых будет переориентировано на занятие топовых позиций в таких рейтингах.

При этом, следует учитывать, что у России не только не сложилось необходимого опыта по участию в таких рейтингах, но и отличным представляется сам принцип их формирования в связи с исторически сложившимися условиями деятельности отечественных образовательных организаций высшего образования [2]. Так, например, рейтинг QS является репутационным рейтингом. Как отмечается в [3], для того, чтобы измерить репутацию, рейтинговые агентства собирают и опрашивают собственные пулы, как академических экспертов, так и работодателей. Общие рейтинги наиболее объективно позволяют оценить деятельность так называемых классических университетов, в которых студенты получают широкий спектр базовых знаний в различных областях науки, соблюдая оптимальное сочетание естественно-научных и гуманитарных дисциплин, и где в науке преобладают фундаментальные, а не прикладные исследования.

При этом, если зарубежные университеты наработали к настоящему времени необходимый опыт по формированию критериев, отвечающих репутационным рейтингам, то в России критерии, по котором вузы могут конкурировать, позволяют им участвовать в общих рейтингах. Таким образом, складывается ситуация, при которой отечественным университетам для того, чтобы участвовать в репута-ционных рейтингах, прежде всего необходимо преодолеть разрыв в достижении соответствующих показателей, обеспечивающих участие и занятие топовых позиций в таких рейтингах.

В свою очередь, при установлении целевых ориентиров вхождения в «топ» рейтингов зарубежных университетов государством не рассматривались в качестве приоритетных общие рейтинги. В результате, участие российских вузов в «топ» международных репутационных рейтингов требует скорейшего обеспечения количественных показателей, для чего в настоящее время и предпринимаются соответствующие усилия. Тем не менее, к настоящему времени только МГУ им. М.В. Ломоносова удается регулярно входить в первую сотню ведущих университетов мира в нескольких рейтингах одновременно.

Материалы и методы

Отметим, что спецификой продвижения вузов к «топ» в международных репутационных рейтингах университетов является участие в проекте 5-100, что сопровождается дополнительным финансированием со стороны государства [3]. Это приводит к тому, что именно такие университеты становятся более привлекательными не только для государства, но и для иностранных обучающихся. В результате, стимул для развития получает только ограниченный перечень российских вузов. В свою очередь, вузы, не попавшие в Проект, не могут получить равных возможностей для конкуренции по сравнению с участниками проекта.

Таким образом, возникают полярные мнения относительно того, какая стратегия на уровне государства является более эффективной - принятая в настоящее время к реализации по финансовой поддержке ограниченного количества отечественных университетов и создания для них условий по дальнейшему продвижению в международных рейтингах университетов, или же финансирование в равных долях всех университетов страны с тем, чтобы создать для них действительно равные возможности для развития конкуренции и обеспечения роста образовательного уровня по стране в целом [3; 6].

В результате, в настоящее время вузы России, попавшие в проект 5-100, автоматически становятся претендентами на участие в рейтингах мировых университетов, которые изначально формировались с учетом специфики деятельности университетов стран Запада. Однако не все из вузов обладают требуемыми количественным показателями, что приводит к необходимости скорейшего преодоления сложившейся ситуации, особенно в условиях окончания государственного финансирования в связи с завершением проекта 5-100 и старта новой программы с учетом уже накопленного опыта реализации предыдущей. В целом, следует констатировать наличие у отечественных вузов больших предпосылок для продвижения в отраслевых рейтингах, которые предполагают конкуренцию в отдельных научных программах, однако такое направление участие не рассматривается государством, как приоритетное [4].

При этом, по-прежнему качество образования остается фундаментальным параметром в модели жизнеобеспечения любого государства и, следовательно, для обеспечения эффективного функциони-

150

Лоскутова М.А.

рования государства и общественных институтов, представляется важным, чтобы образовательный процесс характеризовался отлаженностью и актуализацией по всей вертикали системы образования. Следовательно, вовлечение в процесс рейтингования общеобразовательных учреждений также должно рассматриваться среди приоритетных задач государства в процессе формирования целостной системы образования в России и обеспечения роста образовательного уровня по стране в целом. Результаты и обсуждение

В настоящее время успешным признается результат вхождения вузов проекта 5-100 в институциональные, отраслевые и предметные рейтинги [1]. Отметим, что в 2020 году реализация указанного проекта заканчивается, однако он будет продлен в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», одной из целей которого является достижение Россией к 2024 году 10-го места в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. На следующий период действия проекта будут применяться новые критерии для отбора новых вузов для участия в проекте. Имеющийся опыт текущих участников проекта 5-100 должен позволить снизить вероятность установки изначально нереальных целей [5].

На наш взгляд, пересмотр критериев участия в программных мероприятиях российскими университетами не станет тем необходимым условием, которое позволит преодолеть складывающиеся тенденции по невозможности обеспечения прорыва национальных вузов в рейтингах международных университетов. Следовательно, вновь пересмотренные количественные показатели для того, чтобы быть осуществимыми, должны быть обеспечены соответствующими ресурсами, которые по сравнению с уже имеющимся опытом участия в международных рейтингах отечественных вузов должны быть увеличены. Одной из таких мер следует признать рост контрольных цифр приема вузов, предусмотренный на 2021 и 2022 годы, который, в свою очередь, повлечет за собой либо пересмотр соотношения количества студентов к количеству педагогов, либо увеличение числа последних. Заключение

Таким образом, в настоящее время в образовании можно наблюдать реализацию мер разностороннего характера, которые направлены на формирование системы подтверждения конкурентоспособности отечественного образования на мировом уровне. При этом, изначальная направленность на создание равных условиях для конкуренции для всех образовательных организаций исключает иные, кроме сферы высшего образования, уровни из данного процесса в связи с ориентацией на участие в «топе» рейтингов международных университетов. Тем самым, на наш взгляд, нарушается целостность развития системы отечественного образования в целом.

Кроме того, этапность в реализации национальных проектов свидетельствует о необходимости пересмотра критериев для участников проекта, что, на наш взгляд, не является настолько необходимым, как создание равных возможностей для конкуренции между отечественными и зарубежными вузами. Отметим, что указанные возможности являются следствием поступательного развития университетов. Сам принцип рейтингования предполагает базирование на наиболее приоритетных направлениях развития, что и было учтено при создании рейтингов мировых университетов, и не совпадает с историческим развитием отечественных вузов.

В этой связи, возможно, более обоснованным видится усиление работы над формированием собственного национального рейтинга. Однако, предпринимаемые усилия со стороны государственных органов власти в настоящее время свидетельствуют об обратном. В целом, следует констатировать, что с течением времени вероятность достижения плановых показателей по занятию топовых мест в рейтингах международных университетов будет возрастать в том случае, если за указанный период российские вузы смогут преодолеть разрыв по ряду количественных показателей при соответствующем уровне качества достигаемых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович М. Образовательный проект «5-100» ждет перезагрузка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/10/25/obrazovatelnyj-proekt-5-100-zhdet-perezagruzka.html (дата обращения 28.02.2020).

2. Бикезина Т.В., Фирова И.П., Сиденко И.К., Редькина Т.М. Актуальные аспекты рейтингования вузов и формирование вертикали оценочной базы. СПб., 2019.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

151

3. Подцероб М. Почему российские вузы не поднимаются высоко в международных рейтингах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/10/17/738144-vuzi-ne-podnimay-Шхуа (дата обращения 28.02.2020).

4. Свистунова В. Почему ведущие российские вузы не могут пробиться в первую сотню мирового рейтинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.dp.ru/a/2015/09/15/Pochemu_SPbGU_i_MGU_ne_mog (дата обращения 28.02.2020).

5. Татьяна Голикова открыла 12-е заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/38200 (дата обращения 28.02.2020).

6. Фирова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Оптимизация кадрового потенциала государственных учреждений // Интеграция науки и производства. 2019. № 6. С. 146-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.