Научная статья на тему 'Обеспечение комплексной безопасности объектов медицинского назначения с источниками ионизирующего излучения'

Обеспечение комплексной безопасности объектов медицинского назначения с источниками ионизирующего излучения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
349
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / PROJECT DOCUMENTATION / ОБЪЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / OBJECTS OF MEDICAL PURPOSE / ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ / SOURCES OF IONIZING RADIATION / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / OPERATION LIFE / ОБЪЕКТ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ / OBJECT OF NUCLEAR ENERGY / ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ / DESIGN REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Теличенко Валерий Иванович, Дорогань Игорь Александрович

Определены требования к организации размещения и проектирования медицинских объектов с источниками ионизирующего излучения. Представлен подробный механизм действия для осуществления проектирования таких объектов, описаны этапы их жизненных циклов. Особое внимание уделено проблематике неэффективной реализации проектов: указаны причины их возникновения, разработана модель обеспечения безопасного функционирования объектов, рационального использования денежных средств и ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Теличенко Валерий Иванович, Дорогань Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring integrated security for the objects of medical purpose with ionizing sources

In the article the authors set the requirements to placement and design of medical objects with sources of ionizing radiation. The detailed action mechanism for design of such objects is presented, stages of their operating life are described. Special attention is paid to the problems of inefficient projects implementation: their causes are enumerated, the model of ensuring the objects’ safe operation and efficient use of available funds and resources is developed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексной безопасности объектов медицинского назначения с источниками ионизирующего излучения»

УДК 725.1.055:614.21+621.039.8

В.И. Теличенко, И.А. Дорогань*

ФГБОУВПО «МГСУ», *ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Определены требования к организации размещения и проектирования медицинских объектов с источниками ионизирующего излучения. Представлен подробный механизм действия для осуществления проектирования таких объектов, описаны этапы их жизненных циклов. Особое внимание уделено проблематике неэффективной реализации проектов: указаны причины их возникновения, разработана модель обеспечения безопасного функционирования объектов, рациональному использованию денежных средств и ресурсов.

Ключевые слова: проектирование, проектная документация, объекты медицинского назначения, источники ионизирующего излучения, жизненный цикл, объект атомной энергии, требования к разработке.

Ядерные технологии, в части использования радионуклидов — ядер атомов, распадающихся с испусканием элементарных частиц, нашли свое наиболее изящное применение в медицине, где используется практически весь арсенал концепций, результатов и методов ядерной физики: радиоактивность, ядерные реакции, взаимопревращения элементарных частиц, ускорители. На основе этих методов создаются источники ионизирующего излучения (ИИИ) — объекты, содержащие радиоактивный

V.I. Telichenko, I.A. Dorogan'

ENSURING INTEGRATED SECURITY FOR THE OBJECTS OF MEDICAL PURPOSE WITH IONIZING SOURCES

In the article the authors set the requirements to placement and design of medical objects with sources of ionizing radiation. The detailed action mechanism for design of such objects is presented, stages of their operating life are described. Special attention is paid to the problems of inefficient projects implementation: their causes are enumerated, the model of ensuring the objects' safe operation and efficient use of available funds and resources is developed.

Key words: design, project documentation, objects of medical purpose, sources of ionizing radiation, operation life, object of nuclear energy, design requirements.

Nuclear technologies with regard to the use of radionuclides — atomic centers decaying with emission of elementary particles — found their most smart application in medicine, where almost the whole armory of concepts, results and methods of nuclear physics is applied: radioactivity, nuclear reactions, interconversion of elementary particles, accelerators. Basing on these methods ionizing radiation sources (IRS) are developed — the objects containing radioactive material or technical device, which emits or under certain conditions is able to emit ionizing radiation. They help to diagnosticate and cure various diseases. At present time there are no clinics in Russia or abroad, in which various radioactive elements, medicines

материал или техническое устройство, испускающее или способное в определенных условиях испускать ионизирующее излучение. С их помощью ведется диагностика и лечение различных заболеваний. В настоящие время нет ни одной клиники в России или за рубежом, в которой при постановке диагноза заболевания не использовались бы различные радиоактивные элементы, препараты и меченые ими соединения. Учитывая большие перспективы использования радионуклидной диагностики и лечения, растет и расширяется число методов исследования как давно зарекомендовавших себя — рентгеновские аппараты, так и совершенно новых технологий, ранее не встречавшихся в клинической практике, таких как позитронно-эмиссионная томография и протонная терапия [1].

Обратная сторона использования атомной энергии заключается не только в том, что существует угроза загрязнения окружающей среды в результате аварии, но и в том, что даже при работе в нормальном режиме производятся радиоактивные отходы, а пациенты с введенными радиофармпрепаратами на какое-то время становятся ИИИ. Вопрос организации работы по обеспечению безопасности радиационных источников исследован в [2—4].

Постановлением Правительства России от 15.04.2014 № 294 [5] утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на срок до 2020 г., одной из задач которой является создание инфраструктуры для диагностики и лечения заболеваний с использованием технологий ядерной медицины.

Приоритетным направлением программы является формирование инфраструктуры (сети объектов) ранней диагностики социально значимых заболеваний, включающей в себя:

создание сети отделений радиоизотопной диагностики (проектирование, строительство, оснащение оборудованием — ОФЭКТ, ОФЭКТ/КТ);

or compounds tagged by them are not applied. Taking into account the great opportunities of radionuclide diagnostics and treatment, the quantity of research methods grows and expands, both long-established — X-ray, and absolutely new technologies, such as positron-emission tomography and proton therapy [1].

The reverse side of the nuclear energy use is not only in the danger of environmental pollution as a result of an accident, but also in the fact that even in case of regular operation radioactive waste us produced, and patients with injected radiopharmaceutical agents for some time become the sources of ionizing radiation. The question about work management on radioactive sources security has been investigated in the works [2—4].

The government degree of the Russian Federation from 15.04.2014 No 294 [5] adopted the state program of the Russian Federation "Health Development" for the term up to 2020, one of the aims of which is infrastructure development for diagnostics and treatment with the help of nuclear medicine technologies.

The focal areas of the program

are:

Infrastructure development (network of objects) for early detection of socially significant diseases, which includes:

network development of radiation detection departments (design, construction and equipment — SPECT, SPECT/CT);

design, construction and equipment of positron emission tomography centers (cyclotrons, radio-pharmaceutical synthesis modules,

проектирование, строительство и оснащение центров позитронно-эмисси-онной томографии (циклотроны, модули синтеза РФП, защитные блоки для модулей синтеза, ПЭТ-сканеры);

проектирование, строительство и оснащение высокотехнологичных центров медицинской радиологии;

проектирование, строительство и оснащение отделений радионуклидной терапии открытыми источниками.

Градостроительный кодекс Российской Федерации [6] объекты использования атомной энергии относит к особо опасным объектам. В связи с тем, что радиологические отделения клиник, в которых используется ИИИ, расположены в населенных пунктах, как правило, в составе лечебных учреждений, особо остро встает вопрос обеспечения безопасности персонала, населения и окружающей среды в течение полного жизненного цикла объекта использования атомной энергии.

Полный жизненный цикл объекта использования атомной энергии — это размещение, проектирование (включая изыскания), строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие) (рис.).

guard block for synthesis modules, PET-scanners);

design, construction and equipment of high-technology centers of medical radiology;

design, construction and equipment of the departments of radio-nuclide diagnostics by unsealed source.

Town-Planning Code of the Russian Federation [6] treats the objects of nuclear energy use as high consequence facilities. As far as radiological clinical departments, where ionizing radiation sources are used, are usually situated in populated areas as part of health care centers, the question on ensuring the security of the staff, population and environment throughout the whole operation life of a nuclear energy using object is very important.

The whole operating life of a nuclear energy using object includes placement, design (including research), construction (including erection, adjustment and putting into service), operation, reconstruction, major repairs, decommissioning (closing) (pic.).

Инвестиционный цикл Investment cycle

Прединвестиционный этап Pre-investment stage Предпроектный этап (ОИ) Pre-design stage (justification of investment)

+ * 1 1

Л

Схема жизненного цикла объекта использования атомной энергии

Operation life scheme of a nuclear energy using object

Право принятия решения о месте размещения объектов использования атомной энергии установлено Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [7] и, в зависимости от принадлежности объектов, дано Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо органам местного самоуправления, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов. Решения о размещении и сооружении объектов использования атомной энергии принимаются в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, законодательством об охране окружающей среды и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Порядок принятия решения о размещении и сооружении объектов использования атомной энергии регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 306 [8].

Для обоснования решений о размещении и сооружении объектов заказчик, который на основании потребностей регионов, выявленных в схемах развития и размещения отраслей народного хозяйства, или исследований ситуации на рынке продукции и услуг составляет ходатайство о намерениях. Ходатайство содержит информацию о целях, источниках и возможностях инвестирования, вариантах местоположения, сроках строительства и ввода объекта в эксплуатацию, технико-экономических показателях, радиационной и экологической безопасности объекта.

The right to decide where to place objects of nuclear energy use is specified by Federal Law from 21.11.1995 No 170-03 "On Nuclear Energy Use" [7] and depending on the objects' belonging it is granted to Government of the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation or self-governing authorities, on the territories of which placement and construction of such objects is supposed. The decisions on placement and construction of nuclear energy using objects are taken with regard to land laws, laws on urban planning activity, laws on environmental protection and regarding expert opinions by non-governmental organizations.

Decision making procedure on placement and construction of nuclear energy using objects is subject to Decree of the Government of the Russian Federation from 14.03.1997 No 306 [8].

In order to justify the decision on placing or constructing the objects the ordering customer should make a notice of intent basing on the regions' needs, which were discovered in the development and placement schemes of sectors of national economy, or basing on the situation on the market of products and services. The notice should contain the information on the aims, investment sources and possibilities, location variants, terms of construction and putting into operation, technical and economical indicators, radiation and ecological safety of the object.

The notice is considered by the federal executive authorities, which administer nuclear energy use, and by the executive government bodies of the constituent entities of the Russian Federation, on the territories of which the placement of the object is supposed, — for the objects of federal and regional significance, and by self-governing au-

Ходатайства рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление использованием атомной энергии, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых намечается размещение объекта, — для объектов федерального и регионального значений, и органами местного самоуправления, на территории которых намечается размещение объекта, — для объектов местного значения.

По результатам положительного рассмотрения ходатайства о намерениях заказчик должен разработать обоснование инвестиций (ОИ). ОИ в строительстве является самостоятельным предпроектным материалом (стадией), в котором излагаются требования, приводятся исходные данные и основные технико-экономические показатели.

В настоящее время при осуществлении инвестиционной деятельности действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимость разработки предпроектной документации для объектов капитального строительства не установлена. Кроме того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 [9] постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»1 признано утратившим силу.

1 О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации : Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 // Правовой портал «Поиск Закона». Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/157595.html. Дата обращения: 20.08.2014.

thorities, on the territories of which the placement of the object is supposed, — for the objects of local significance.

As a result of favorable attitude towards the notice of intent the ordering customer should develop the justification of investment. The justification of investment in construction is an independent pre-design material (stage), in which the requirements are stated, initial data and basic technical and economic indicators are listed.

At the present time in frames of investment activity the necessity of pre-design documentation development for capital construction projects is not specified by Town-Planning Code of the Russian Federation. Moreover, the Decree of the Government of the Russian Federation from 27.12.2000 No 1008 "On the Procedure of State Examination and Approval of Town-planning, Pre-design and Project Documentation"1 was deemed to have lost force by item 7 of the Decree of the Government of the Russian Federation from 05.03.2007 No 145 "On the Procedure of Organization and Execution of State Examination of Project Documentation and Results of Engineering Research [9].

At the same time the obligatory presence of pre-design documentation such as investment justification is required due to the "Rules for Making Decisions on Placement and Construction of Nuclear Facilities, radiation sources

1 O poryadke provedeniya gosudarstvennoy ekspertizy i utverzhdeniya gradostroitel'noy, pred-proektnoy i proektnoy dokumentatsii : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2000 № 1008 [On the Procedure of State Examination and Approval of Town-planning, Pre-design and Project Documentation : Decree of the Government of the Russian Federation from 27.12.2000 # 1008]. Pravovoyportal «Poisk Zakona» [Legal Web Portal "Search of Law"]. Available at: http://poisk-zakona.ru/157595.html. Date of access: 20.08.2014.

Вместе с тем, обязательное наличие предпроектной документации в виде ОИ, требуется согласно «Правилам принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации [8].

Действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих состав, содержание и объем предпроектных разработок не существует, а используемые ранее СП 11-101—952 и СНиП 11-01—953 могут использоваться только в качестве рекомендуемых положений в части, не противоречащей федеральным законам и постановлениям Правительства Российской Федерации. Таким образом, состав и полнота предпроектных разработок определяется только заказчиком. Целесообразно также оформлять и комплектовать предпроектную документацию в соответствии с положениями ГОСТ Р 21.1101—2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» [10]. Если в составе предпроектной документации присутствует техническая документация по инженерным изысканиям, то к ней должны быть применены общие правила выполнения и комплектования графической

2 СП 11-101—95. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений // Портал Снипов. нет. Режим доступа: http://snipov.net/c_4810_ snip_96071.html. Дата обращения: 20.08.2014.

3 СНиП 11-01—95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений // Портал Снипов.нет. Режим доступа: http:// snipov.net/c_4810_snip_96071.html. Дата обращения: 20.08.2014.

and storage facilities" approved by Regulation of the Government of the Russian Federation [8].

There are no existing laws and regulations regulating the content, composition and the quantity of pre-design works, and the regulations, which have been applied before, SP 11-101—952 and SNiP 11-01—953 may be used only as recommended positions to the extend not contradictory to Federal laws and Decrees of the Government of the Russian Federation.

Therefore, the content and completeness of pre-design operations is determined only by a customer. It is also rational to execute and complete pre-design documentation in accordance with Russian State Standards GOST P 21.1101—2009 "System of Project Documentation for Construction. Basic Requirements to Project and Construction Documentation" [10]. If there is technical documentation on engineering research in pre-design documentation, general rules of execution and compilation of graphical and text documentation should be applied, which are speci-

2 SP 11-101—95. Poryadok razrabotki, soglasovaniya, utverzhdeniya i sostav obosnovaniy investitsiy v stroitel'stvo predpriyatiy, zdaniy i sooruzheniy [Requirements SP 11-101—95. Procedure of Development, Agreement, Approval and Justification of Investments in Construction of Enterprises, Buildings and Structures]. Web Portal snipov.net. Available at: http://snipov. net/c_4810_snip_96071.html. Date of access: 20.08.2014.

3 SNiP 11-01—95. Instruktsiya o poryadke razrabotki, soglasovaniya, utverzhdeniya i sostave pro-ektnoy dokumentatsii na stroitel'stvo predpriyatiy, zdaniy i sooruzheniy [Construction Norms and Requirements SNiP 11-01—95. [Instruction on the Procedure of Development, Agreement, Approval and Project Documentation for Construction of Enterprises, Buildings and Structures]. Web Portal snipov.net. Available at: http://snipov.net/c_4810_snip_96071.html. Date of access: 20.08.2014.

и текстовой документации, установленные в подразделе 4.1 и в разделах 5 и 8 ГОСТ Р 21.1101—2009 [11] (см. раздел 1 ГОСТ Р 21.1101—2009). Но очевидно, что состав и содержание ОИ должны быть достаточными для принятия положительного решения о размещении и сооружении объектов использования атомной энергии и последующего проектирования.

Разработка и согласование намеченных в ОИ решений по сооружению объекта и условий предварительно согласованного места его размещения производится заказчиком или по его поручению разработчиками ОИ.

ОИ с приложениями материалов согласований и решение о предварительном месте размещения объекта, соответствующих коммуникаций, а также при необходимости его санитарной (охранной) зоны направляются заказчиком в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оформления акта выбора земельного участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Утверждение ОИ заказчиком должно осуществляться на основе, заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о согласовании места размещения объекта.

Материалы ОИ могут использоваться заказчиком для проведения социологических исследований, опросов общественного мнения и референдумов о возможности сооружения объекта, разработки бизнес-плана,

fied in subsection 4.1 and in sections 5 and 8 of Russian State Standard GOST P 21.1101—2009 [11] (ref. section 1 GOST P 21.1101—2009). But it is evident that the content of investment justification should be enough for approving the placement and construction of the nuclear energy using objects and their further design.

The development and approval of the decisions on object constructing for investment justification as well as the conditions of the pre-agreed location is executed by the customer or on his instruction by the investment justification developers.

Investment justification accompanied by the materials of approval and the decision on preliminary location of the object, main utilities as well as, if required, its buffer zone are sent by the customer to executive government body of the constituent entity of the Russian Federation for drawing up of an act of selecting land lot under Land Law of the Russian Federation, Laws of the Russian Federation Concerning Subsurface Resources, laws and other laws and regulations of the Russian Federation.

Investment justification should be approved by the customer basing on the opinions of the corresponding federal executive bodies and the decisions of executive government bodies of the constituent entities of the Russian Federation on the approval of the object location.

The investment justification materials may be used by the customer for carrying out sociological investigations, public opinion polls and referenda on the possibility to construct the object, business plan development, which shall approve loan guarantees, paying capacity and financial stability of an enterprise or another investment object for creditor or organization concerning the

обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантии по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования в части возможности выполнения инвестором своих обязательств [11].

Следующий этап жизненного цикла объекта использования атомной энергии — проектирование (включая изыскания).

Задачей проектирования отделений лучевой диагностики и терапии является исключение воздействия вредных факторов, т.е. в первую очередь создание защиты от ионизирующего излучения. Это обеспечит радиационную безопасность пациентов и персонала при выполнении ими своих должностных обязанностей.

Подготовка задания на проектирование является одной из важнейших стадий разработки проектной документации. От полноты требований к объекту капитального строительства зависит конечный результат всего инвестиционного проекта.

Прежде всего, нужно правильно выбрать место, где будет размещаться оборудование. Требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов содержатся в СанПиН 2.6.1.1192—03 [12], а к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ — в СанПиН 2.6.1.2573—2010 [13]. В этих документах также закреплены требования по расчету защиты помещений, где располагается оборудование, и приведены методики контроля ее достаточности. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности изложены в СП 2.6.1.2612—10 [14].

Так, по общему правилу нельзя размещать ИИИ в жилых домах и

possibility of the investor to meet his obligations [11].

The next operation life stage of the nuclear energy using object is design (including investigations).

The aim of radiodiagnosis and therapy departments' design is exclusion of harmful factors influence, which means first of all the defense from the ionizing radiation. This will ensure nuclear safety for the patients and the staff in the process of executing their official duties.

The development of the project assignment is one of the most important stages of project documentation development. The end result of the whole project depends on the fullness of the requirements to the capital construction object.

First of all, it is necessary to choose the location correctly, where the equipment will be placed. The requirements to the arrangement and operation of X-ray rooms can be found in Sanitary Norms and Requirements SanPiN 2.6.1.1192—03 [12], and to the placement and operation of electron accelerators with the energy up to 100 MeV — in SanPiN 2.6.1.2573—2010 [13]. In these documents there can also be found the requirements for calculating room defense, where the equipment is situated, and the methods of its quality control are offered. The main sanitary rules for providing radiation safety are stated in SanPiN 2.6.1.2612—10 [14].

For example, according to the general rule it is not allowed to place the ionizing radiation sources in residential units and childcare centers. The only exclusion is X-ray rooms in health centers, if vertically and horizontally adjacent rooms are not living rooms. Another exclusion is presupposed for X-ray dentist rooms. They can be located in residential houses, if the norms for radiation safety are observed.

детских учреждениях. Исключение составляют рентген-кабинеты в поликлиниках, если смежные с кабинетом помещения и по вертикали, и по горизонтали не являются жилыми. Также исключение предусмотрено для рент-геностоматологических кабинетов. Их можно размещать в жилых зданиях, если обеспечены нормы радиационной безопасности для населения.

Проектирование размещения ИИИ должно осуществляться в несколько этапов, в т.ч.:

1) подбор основного оборудования;

2) функциональное зонирование;

3) проектирование зданий и сооружений (в т.ч. к входящим в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), с учетом требований [1, 15—17]:

механической безопасности; пожарной безопасности; радиационной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

энергетической эффективности зданий и сооружений;

безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

На первом этапе заказчик может самостоятельно определить требуемое ему основное оборудование, вплоть до марки, или поручить это

The design of ionizing radiation sources placement should undergo several stages, which includes:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) selection of the main equipment;

2) functional zoning;

3) design of buildings and structures (including networks of engineering infrastructure), with reference to the requirements [1, 15—17] to:

mechanical safety; fire safety; radiation safety;

safety in case of dangerous nature processes and phenomena and (or) man-made impacts;

safe for human health living and staying conditions in buildings and structures;

safety for the users of buildings and structures;

availability of the buildings and structures for the disabled and other physically challenged groups of people;

energy efficiency of buildings and structures;

safe level of environmental impact of buildings and structures.

On the first stage the customer can independently determine the main equipment he needs, up to the brand, or authorize design organization to do it, specifying the tasks of using the ionizing radiation sources in medical technological assignment.

If the new device is installed in spite of overage one in operating room, it is necessary to examine the radiation defense state (barium plaster, leads) of the walls and floor, and also to examine the bearing capacity of the structures in the place of IRS installation.

The specified approach to design organization is possible in case of one IRS installation (X-ray device, accelerator, etc.).

проектной организации, указав в медико-технологическом задании задачи, для которых будет использоваться ИИИ.

Если новый аппарат монтируется взамен устаревшего в действующем помещении, то необходимо проведение обследования состояния защиты от радиации (баритовой штукатурки, свинцовых листов) стен и перекрытия, а также обследование несущей способности конструкций в месте установки ИИИ.

Указанный подход к организации проектирования возможен при размещении одного ИИИ (рентген-аппарат, ускоритель и т.п.).

При проектировании комплексов, включающих в себя не только диагностические или лечебные аппараты, но и лаборатории по производству радиофармпрепаратов, в т.ч. контроль их качества, отделения лечения изотопами и т.п., необходимо организовать группу проектирования, в которую должны входить врачи, архитекторы, инженеры, специалисты по радиационной защите и представители поставщиков оборудования. Эта группа должна определить методики диагностики и лечения, которые будут применяться в проектируемом объекте, необходимое для этого оборудование и технологии использования ИИИ.

После получения технических условий по размещению оборудования, согласно требованиям завода-изготовителя; определения номенклатуры помещений и пространства с учетом задач, которые будут выполняться в каждом помещении; потоков движения персонала и пациентов, в т.ч. с введенным радиофармпрепаратом («активных»); транспортировки сырья, радиоактивных препаратов и радиоактивных отходов; требований

In case of designing complexes, including not only diagnostic and treatment devices, but also the laboratories producing radiopharmaceutical agents, their quality control, isotope treatment departments etc, it is necessary to organize the design group, which should include doctors, architects, engineers, specialists in radiation defense and representatives of the equipment suppliers. This group should define the diagnostic and treatment methods, which would be applied ob the designed object, the equipment required for it and technologies of IRS use.

After receiving technical conditions on equipment placement according to the requirements of the manufacturing plant, specifying the list of rooms and space with account for the tasks that will be fulfilled in each room, streams of the staff the and patients, which includes the patients with injected radiopharmaceuti-cal ("active"), raw material, radioactive medicine and radioactive waste handling, requirements to "clean rooms" it is necessary to define functional zoning and to develop floor plans regarding it. The plans should be approved by all the members of the project group.

As far as the calculation of structural reliability, fixed defense from ionizing radiation, as well as determining channels and shafts, where the utility lines will be situated, and the achievement of the required parameters of temperature and moisture modes are required in the project, it is necessary to have regard to the following initial data:

maximal electron energy for electron irradiation and bremsstrahlung radiation modes;

radiation intensity of bremsstrahlung in isocenter;

radiation intensity of bremsstrahlung outside isocenter;

к «чистым помещениям» необходимо определить функциональное зонирование, с учетом которого разработать поэтажные планы. Планы должны быть согласованы всеми участниками проектной группы.

Так как в проекте требуется расчет конструктивной надежности, стационарной защиты от ионизирующего излучения, определение каналов и шахт, в которых будут проложены инженерные коммуникации, достижение требуемых параметров темпера-турно-влажностного режима, необходимо исходить из следующих исходных данных:

максимальная энергия электронов для режима облучения электронами и режима облучения тормозным излучением;

мощность дозы тормозного излучения в изоцентре;

мощность дозы тормозного излучения вне изоцентра;

отношение мощности дозы нейтронов утечки к мощности дозы тормозного излучения в изоцентре;

размеры пучка излучения и возможные его направления; расстояние до изоцентра; конструктивные особенности ИИИ и вспомогательного оборудования;

требования к источнику и сети электроснабжения;

требования к чистоте помещений и температурно-влажностному режиму;

тепловыделения от основного и вспомогательного оборудования;

режим работы ИИИ (рабочая нагрузка за неделю, равная произведению средней дозы за время облучения одного пациента на число пациентов в неделю, число смен в сутки, чисто рабочих дней в неделю, в год).

relation of leakage neutron dosage rate to the bremsstrahlung dosage rate in isocenter;

radiation beam size and its possible directions;

distance to isocenter; constructive features of IRS and accessory equipment;

requirements to the electrical source and network;

requirements to the room cleanness and temperature and moisture mode in it;

heat emission from the main and accessory equipment;

IRS working mode (workload a week, which is equal to the product of average dosage during radiation of one patient and the total number of patients a week, relief quantity per day, number of working days a week, a year).

In case of creating a medical object using nuclear energy employing federal or regional budget funds, the performer for developing investment justification and project documentation should be chosen on competition basis. If the tenders on developing project documentation are held basing on the approval (normative legal act) on financing the project, design assignment, approved by the general administrator of budget funds, then the procedure of financing the works on investment justification development is not specified by the budget legislation. Federal law "On the contract system in the sphere of products purchase, works, services for meeting state and municipal requirements" No 44-FZ from 22.03.2013 [18] presupposes holding of tender in the form of open competition.

In the process of tender response consideration price and quality criteria are taken into account, such as experience of project organization while designing the specified objects, the specialists qualification, presence of quality

В случае создания медицинского объекта использования атомной энергии с привлечением средств федерального или регионального бюджетов выбор исполнителя на разработку ОИ и проектной документации должен проводиться на конкурсной основе. Если торги на разработку проектной документации проводятся на основе наличия подтверждения (нормативно-правового акта) о выделении финансирования на проектирование, задания на проектирование, согласованного главным распорядителем бюджетных средств, то порядок финансирования работ по разработке ОИ бюджетным законодательством не определен. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 22.03.2013 [18] предусматривает проведение торгов в форме открытого конкурса.

При рассмотрении конкурсных заявок претендентов учитываются ценовые и качественные критерии, такие как опыт проектной организации при проектировании указанных объектов, квалификация специалистов, наличие в организации системы контроля качества и др. При этом качественные критерии при оценке победителя имеют максимальный вес всего 20 %, в то время как ценовые критерии (цена конкурсного предложения, сроки выполнения работ) имеют вес 80 %.

Выполнение проектных работ в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации [6] и Федерального закона № 170-ФЗ от 21.11.1995 [7] может осуществляться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на основании:

control system in the organization, etc. In this case qualitative criteria at estimating the winner are of maximum 20 % importance, but the price criteria (price of tender offer, period of work execution) have 80 % importance.

Project works in accordance with the requirements of Town planning Codex of the Russian Federation [6] and Federal Law No 170-FZ from 21.11.1995 "On nuclear energy use" [7] may be executed by individual entrepreneurs or legal bodies basing on:

competency certificate issued by a self-regulated organization for the works on project documentation development on the objects of nuclear energy use;

license of the Federal Service for Ecological, Technological and Atomic Supervision in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation from 14.07.1997 No 865 "On Licensing of the Activities in the Field of Nuclear Energy Use" [19].

licenses of Federal Supervision Agency for Customer Protection and Human Welfare on design and construction of radiation-dangerous object in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation from 25.02.2004 No 107 "On Licensing of the Activities in the Field of Ionizing Radiation Sources Use" [20].

In town-planning and licensing laws there are no requirements to the organizations executing pre-design engineering studies.

Such a system of estimating tender responses upon choosing the bidders for developing investment justification and project documentation of the medical objects with radiation source does not always allow choosing correctly the project organization and already on the early stage it creates backgrounds for inefficient project implementation as a whole.

выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации на объектах использования атомной энергии;

лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 865 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» [19].

лицензии Роспотребнадзора на проектирование и конструирование радиационно-опасных объектов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 № 107 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» [20].

В градостроительном и лицензионном законодательстве отсутствуют требования к организациям, выполняющим предпроектные проработки.

Такая система оценки заявок при выборе претендента на разработку ОИ и проектной документации объектов медицины с радиационным источником часто не позволяет правильно подобрать проектную организацию и уже на ранней стадии создает предпосылки для неэффективной реализации проекта в целом.

Оценивая описанные выше этапы размещения и подготовки к проектированию медицинских объектов с ИИИ следует ответить, что модель обеспечения системы безопасности функционирования указанных объектов и рационального использования денежных средств на сегодняшний день отсутствует. Разработка такой модели позволит:

исключить появление ошибок на уровне размещения, проектирования

Estimating the above described stages of medical objects with IRS placement and preparation for design it is important to note, that the model of safety system support for the mentioned objects and of rational use of available funds doesn't exist today. The development of such model will allow:

excluding mistakes in placing, design and construction and providing efficient use of budgetary provisions on all the stages of the object's operating life;

providing efficient and safe operation of objects, which includes safe implementation of new methods of diagnosis and treatment, basing on various radiation types use;

providing environmental safety; creating efficient technology of operating life using radiation on the stages of design and construction using modern construction materials and technical solutions.

It is important to note that creation of such a technology is a complex system task based on interaction of all the components of the security system.

References

1. Kostylev V.A. Kak luchshe organizo-vat' protsess modernizatsii i razvitiya luche-voy terapii? [How to Organize the Process of Modernization and Development of Radiological Therapy in the Better Way?]. Medit-sinskaya fizika [Medical Physics]. 2010, no. 2 (46), pp. 5—10.

2. Kamalov I.I., Tuisheva E.V., Zigan-shina L.F., Begicheva E.V. Organizatsiya raboty po obespecheniyu bezopasnosti radi-atsionnykh istochnikov v otdelenii radiologii GAUZ RKB MZ RT [Organization of the Work on Radiation Sources Safety in Radiology Department in Autonomous Public Health Care Institution]. Vestnik sovremen-noy klinicheskoy meditsiny [Proceedings of Modern Clinical Medicine]. 2012, vol. 5, no. 3, pp. 32—37.

и строительства и обеспечить эффективность использования бюджетных ассигнований на всех этапах жизненного цикла объекта;

обеспечить эффективную и безопасную эксплуатацию объектов, в т.ч. безопасное внедрение новых методов диагностики и лечения, основанных на использования различных видов излучения;

обеспечить охрану окружающей среды;

создать эффективную технологию жизненного цикла объекта с использованием радиационного излучения на стадиях проектирования и строительства с применением современных строительных материалов и технических решений.

Следует отметить, что создание подобной технологии является комплексной и системной задачей, основанной на взаимодействии всех компонентов системы безопасности.

Библиографический список

1. Костылев В.А. Как лучше организовать процесс модернизации и развития лучевой терапии? // Медицинская физика. 2010. № 2 (46). С. 5—10.

2. Камалов И.И., Туишева Е.В., Зиганшина Л.Ф., Бегичева Е.В. Организация работы по обеспечению безопасности радиационных источников в отделении радиологии ГАУЗ РКБ МЗ РТ // Вестник современной клинической медицины. 2012. Т. 5. Вып. 3. С. 32—37.

3. Костылев В.А. Горькая правда о «модернизации» нашей атомной медицины // Медицинская физика. 2010. № 4 (48). С. 82—93.

4. Костылев В.А. Азбука и арифметика системной модернизации радиационной онкологии // Медицинская физика. 2010. № 1 (45). С. 5—23.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохране-

3. Kostylev VA. Gor'kaya pravda o «modernizatsii» nashey atomnoy meditsiny [Bitter Truth on "Modernization" of our Nuclear Medicine]. Meditsinskayafizika [Medical Physics]. 2010, no. 34 (48), pp. 82—93.

4. Kostylev V.A. Azbuka i arifme-tika sistemnoy modernizatsii radiatsionnoy onkologii [Alphabet and Arithmetics of System Modernization of Radiation Oncology]. Meditsinskaya fizika [Medical Physics]. 2010, no. 1 (45), pp. 5—23.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Raz-vitie zdravookhraneniya» : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 294 g. Moskva [On the Approval of the Governmental Program of the Russian Federation "Healthcare Development" : Decree of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 No 294]. Internet-portal «Rossiyskoy Gazety». 24 aprelya 2014 g. [Internet portal of the "Russian Newspaper". April 24, 2014]. Available at: http://www.rg.ru/2014/04/24/zdravooxr-site-dok.html. Date of access: 20.08.2014.

6. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2004 g. № 190-FZ (s izmeneniyami na 21 iyulya 2014 goda) [Town-Planning Code of the Russian Federation from December, 29, 2004 No 190-FZ (with the changes from July 21, 2014)]. Ele-ktronnyy fond pravovoy i normativno-tekh-nicheskoy dokumentatsii [Electronic Fund of Legal and Technical Norm Documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ gradostroitelnyj-kodeks. Date of access: 20.08.2014.

7. Ob ispol'zovanii atomnoy energii : Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 1995 g. № 170-FZ [On Nuclear Energy Use : Federal Law from 21.11.1995 No 170-FZ]. Informatsionno-pravovoy portal «Garant» [Informative Legal Portal "Garant"]. Available at: http://base.garant.ru/10105506. Date of access: 20.08.2014.

8. O pravilakh prinyatiya resheniy o razmeshchenii i sooruzhenii yadernykh ustanovok, radiatsionnykh istochnikov i punk-tov khraneniya : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14.03.1997 № 306 (red. ot 01.02.2005 g.) [On the Rules of Deci-

ния» : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 г. Москва // Интернет-портал «Российской Газеты». 24 апреля 2014 г. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/04/24/zdravooxr-site-dok.html. Дата обращения: 20.08.2014.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изменениями на 21 июля 2014 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/gradostroitelnyj-kodeks. Дата обращения: 20.08.2014.

7. Об использовании атомной энергии : Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/10105506. Дата обращения: 20.08.2014.

8. О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения : Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 № 306 (в ред. от 01.02.2005 г.) // Правовой портал «Поиск Закона». Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/208379. html. Дата обращения: 20.08.2014.

9. О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий : Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 г. Москва // Интернет-портал «Российской Газеты». 15 марта 2007. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2007/03/15/ekspertiza-dok.html. Дата обращения: 20.08.2014.

10. ГОСТ Р 21.1101—2009. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации // Портал Снипов.нет. Режим доступа: http://snipov. net/c_4620_snip_57874.html. Дата обращения: 20.08.2014.

11. Теличенко В.И., Малыха Г.Г., Павлов А.С. Воздействие строительных объектов на окружающую среду. М. : Архитектура-С, 2009. 263 с.

sion Making on Placement and Construction of Nuclear Facilities, Radiation Sources and Storages : Decree of the Government of the Russian Federation from 14.03.1997 No 306 (edited 01.02.2005)]. Pravovoy portal «Poisk Zakona» [Legal Portal "Search of Law"]. Available at: http://poisk-zakona.ru/208379. html. Date of access: 20.08.2014.

9. O poryadke organizatsii i provedeniya gosudarstvennoy ekspertizy proektnoy doku-mentatsii i rezul'tatov inzhenernykh izyskaniy : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Fed-eratsii ot 05.03.2007 g. № 145 [On the Procedure of Organization and Execution of State Examination of Project Documentation and Results of Engineering Research : Decree of the Government of the Russian Federation from 05.03.2007 No 145]. Internet-Portal «Rossiyskoy gazety». 15 marta 2007 [Russian Newspaper. March 15, 2007]. Available at: http://www.rg.ru/2007/03/15/ekspertiza-dok. html. Date of access: 20.08.2014.

10. GOST R 21.1101—2009. Sistema proektnoy dokumentatsii dlya stroitel'stva. Osnovnye trebovaniya k proektnoy i rabo-chey dokumentatsii [Russian State Standards GOST R 21.1101—2009. System of Project Documentation for Construction. Basic Requirements to Project and Construction Documentation]. Web portal snipov.net. Available at: http://snipov.net/c_4620_snip_57874. html. Date of access: 20.08.2014.

11. Telichenko V.I., Malykha G.G., Pavlov A.S. Vozdeystvie stroitel'nykh ob"ektov na okruzhayushchuyu sredu [Influence of Construction Objects on the Environment]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2009, 263 p.

12. SanPiN 2.6.1.1192—03. Gigien-icheskie trebovaniya k ustroystvu i eksplua-tatsii rentgenovskikh kabinetov, apparatov i provedeniyu rentgenologicheskikh issle-dovaniy [Sanitary Norms and Requirements SanPiN 2.6.1.1192—03. Hygienic Requirements to Arrangement and Operation of X-ray Rooms, Devices and Carrying Out Radiologic Investigations]. docload.ru. Available at: http://www.docload.ru/Bas-esdoc/11/11657/index.htm. Date of access: 20.08.2014.

13. SanPiN 2.6.1.2573—2010. Gigien-icheskie trebovaniya k razmeshcheniyu i

12. СанПиН 2.6.1.1192—03. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований // docload.ru. Режим доступа: http://www. docload.ru/Basesdoc/11/11657/index. htm. Дата обращения: 20.08.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. СанПиН 2.6.1.2573—2010. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ // SnipHelp.ru. Режим доступа: http://sniphelp.ru/constructing/004.006/ SanPiN_2.6.1.2573- 2010_57920/. Дата обращения: 20.08.2014.

14. СП 2.6.1.2612—10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/ 902214068. Дата обращения: 20.08.2014.

15. Теличенко В.И. Комплексная безопасность строительства // Вестник МГСУ 2010. № 4. Т. 1. С. 10—17.

16. Пергаменщик Б.К., Теличенко В.И., Темишев Р.Р. Возведение специальных защитных конструкций АЭС. М. : Изд-во АСВ, 2011. 240 с.

17. Доможилов Ю.Н., Кокосадзе Э.Л., Колтун О.В., Крыжановский А.Л., Теличенко В.И. Организация и технология строительства атомных станций / под ред. В.И. Теличенко. М. : МГСУ, 2012. 400 с.

18. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ // Интернет- портал «Российской газеты». 6 июня 2014. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/06/06/zakupki-dok.html. Дата обращения: 20.08.2014.

19. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии :

eks-pluatatsii uskoriteley elektronov s energiey do 100 MeV [Sanitary Norms and Requirements SanPiN2.6.1.2573—2010. Hygienic Requirements to Placement and Operation of the Electron Accelerators with the Energy up to 100 MeV]. SnipHelp.ru. Available at: http://sniphelp.ru/constructing/004.006/San-PiN_2.6.1.2573-2010_57920/. Date of access: 20.08.2014.

14. SP 2.6.1.2612—10. Osnovnye sani-tarnye pravila obespecheniya radiatsionnoy bezopasnosti (0SP0RB-99/2010) [Requirements SP 2.6.1.2612—10. Main Sanitary Requirements for Providing Radiation Safety (0SP0RB-99/2010)]. Elektronnyy fond pravo-voy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [Electronic Fund of Legal and Technical Norm Documentation]. Available at: http://docs. cntd.ru/document/902214068. Date of access: 20.08.2014.

15. Telichenko V.I. Kompleksnaya bezo-pasnost' stroitel'stva [Complex Security of Construction]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2010, no. 4, vol. 1, pp. 10—17.

16. Pergamenshchik B.K., Telichenko VI., Temishev R.R. Vozvedenie spetsial'nykh kon-struktsiy AES [Construction of Special Structures of NPP]. Moscow, ASV Publ., 2009, 240 p.

17. Domozhilov Yu.N., Kokosadze E.L., Koltun O.V., KryzhanovskiyA.L., Telichenko VI. Organizatsiya i tekhnologiya stroitel'stva at-omnykh stantsiy [Orzanization and technology of Nuclear Stations Construction]. Moscow, MGSU Publ., 2012, 400 p.

18. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O kontraktnoy sisteme v sfere zaku-pok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» : Federal'nyy zakon ot 4 iyunya 2014 g. № 140-FZ [On Amendments to Federal law "On the Contract System in the Sphere of Products Purchase, Works, Services for Meeting State and Municipal Requirements" : Federal Law from June 4, 2014 # 140-FZ]. Rossiyskaya gazeta. 6 iyunya 2014 [Russian Newspaper. June 6, 2014. Available at: http://www.rg.ru/2014/06/06/zak-upki-dok.html. Date of access: 20.08.2014.

19. Ob utverzhdenii Polozheniya o litsenzirovanii deyatel'nosti v oblasti ispol'zovaniya atomnoy energii : Postanov-

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 865 // Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/11901279. Дата обращения: 20.08.2014.

20. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения : Постановление Правительства РФ от 25.02.2004 № 107 (ред. от 24.09.2010) // Референт Информер. Режим доступа: http://www. referent.rU/1/69446. Дата обращения: 20.08.2014.

Поступила в редакцию в августе 2014 г.

Об авторах: Теличенко Валерий Иванович — доктор технических наук, профессор, академик, первый вице-президент РААСН, президент МГСУ, заведующий кафедрой строительства объектов тепловой и атомной энергетики, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 67828-83, PRESIDENT@mgsu.ru;

ДороганьИгорьАлександрович— заместитель директора по капитальному строительству, Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина Российской академии медицинских наук (ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН), 115478, г. Москва, Каширское шоссе, д. 23, 8 (499) 323-5466, idorogan@list.ru.

Для цитирования: Теличенко В.И., Дорогань И.А. Обеспечение комплексной безопасности объектов медицинского назначения с источниками ионизирующего излучения // Вестник МГСУ 2014. № 8. С. 136—152.

lenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 1997 g. № 865 [On Provision Approval about Licensing of the Activities in the Field of Nuclear Energy Use : Decree of the Government of the Russian Federation from 14.07.1997 № 865]. Informatsionno-pravovoy portal Garant [Informational Legal Portal "Garant"]. Available at: http://base.garant.ru/11901279. Date of access: 20.08.2014.

20. Ob utverzhdenii Polozheniya o litsen-zirovanii deyatel'nosti v oblasti is-pol'zovaniya istochnikov ioniziruyushchego izlucheniya : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.02.2004 № 107 (red. ot 24.09.2010 g.) [On Provision Approval about Licensing of the Activities in the Field of Ionizing Radiation Sources Use : Decree of the Government of the Russian Federation from 25.02.2004 No 107 (edited 24.09.2010)]. Referent Informer. Available at: http://www.referent.ru/1/69446. Date of access: 20.08.2014.

About the authors: Telichenko Valeriy Ivanovich — Doctor of Technical Sciences, Professor, member and first vice-president Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, Chair, Department of Construction of Thermal and Nuclear Power Plants, President of MGSU, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 678-28-83, PRESI-DENT@mgsu.ru;

Dorogan' Igor' Aleksandrovich —Deputy Director on Capital Construction, Russian Cancer Research Center of N.N. Blokhin of Russian Academy of Medical Sciences (RONTs im. N.N. Blokhina RAMN), 23 Kashirskoe shosse, Moscow, 115478, Russian Federation; +7 (499) 323-54-66, idorogan@ list.ru.

For citation: Telichenko VI.,Dorogan' I.A. Obespechenie kompleksnoy bezopasnosti ob"ektov meditsinskogo naznacheniya s is-tochnikami ioniziruyushchego [Ensuring Integrated Security for the Objects of Medical Purpose with Ionizing Sources]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Structural Engineering]. 2014, no. 8, pp. 136—152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.