Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION / INTERNATIONAL COMPARATIVE STUDIES / ACCREDITATION (STATE / PUBLIC / PROFESSIONAL PUBLIC / INTERNATIONAL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финько М.В.

The relevance of this work is due to a number of factors: the presence of global external challenges and the need for international integration of the educational system of Russia, as well as changes in the formats of activities of structures and public organizations that take part in assessing the quality of education. It is analyzed the conditions for the implementation of an independent all-Russian and international system for assessing the quality of education, as well as the activities of relevant organizations and structures. In the process of historical analysis, the author identified the key stages of institutionalization, formation and development of an independent system for assessing the quality of education in Russia. The article presents the experience of implementing projects for an independent assessment of the quality of education at the international, federal and regional levels, and analyzes the activities of organizations that form the methodological, research and resource base for the formation of an independent system for assessing the quality of education. The author focuses on scientific and theoretical approaches developed by the system of intergovernmental agreements of European states and the experience of practical implementation of projects in Russian educational systems (general and higher education). An assessment of the processes of implementation of forms of accreditation (national, public, professional-public, international) is given and a comparative analysis of the concepts is carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE QUALITY OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL INTEGRATION

The relevance of this work is due to a number of factors: the presence of global external challenges and the need for international integration of the educational system of Russia, as well as changes in the formats of activities of structures and public organizations that take part in assessing the quality of education. It is analyzed the conditions for the implementation of an independent all-Russian and international system for assessing the quality of education, as well as the activities of relevant organizations and structures. In the process of historical analysis, the author identified the key stages of institutionalization, formation and development of an independent system for assessing the quality of education in Russia. The article presents the experience of implementing projects for an independent assessment of the quality of education at the international, federal and regional levels, and analyzes the activities of organizations that form the methodological, research and resource base for the formation of an independent system for assessing the quality of education. The author focuses on scientific and theoretical approaches developed by the system of intergovernmental agreements of European states and the experience of practical implementation of projects in Russian educational systems (general and higher education). An assessment of the processes of implementation of forms of accreditation (national, public, professional-public, international) is given and a comparative analysis of the concepts is carried out.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-87-4-250-264

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37 М.В. Финько

Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия mvfinko@mail .ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

[Margarita V. Finko Ensuring the quality of Russian education in the context of international integration]

The relevance of this work is due to a number of factors: the presence of global external challenges and the need for international integration of the educational system of Russia, as well as changes in the formats of activities of structures and public organizations that take part in assessing the quality of education. It is analyzed the conditions for the implementation of an independent all-Russian and international system for assessing the quality of education, as well as the activities of relevant organizations and struc -tures. In the process of historical analysis, the author identified the key stages of institutionalization, formation and development of an independent system for assessing the quality of education in Russia. The article presents the experience of implementing projects for an independent assessment of the quality of education at the international, federal and regional levels, and analyzes the activities of organizations that form the methodological, research and resource base for the formation of an independent system for assessing the quality of education. The author focuses on scientific and theoretical approaches developed by the system of intergovernmental agreements of European states and the experience of practical implementation of projects in Russian educational systems (general and higher education). An assessment of the processes of implementation of forms of accreditation (national, public, professional-public, international) is given and a comparative analysis of the concepts is carried out.

Key words: assessment of the quality of education, independent assessment of the quality of education, effectiveness of educational institutions, quality management of education, international comparative studies, accreditation (state, public, professional public, international).

Проблема оценки качества образования по-прежнему является одной из самой актуальной для развития мировых образовательных систем, а продолжающиеся процессы глобализации актуализируют перспективы непрерывности обучения и требуют формирования общих, универсальных подходов к

оценке качества образования. Для достижения этой цели необходимо создание единого образовательного пространства и выстраивания эффективного взаимодействия всех его субъектов.

В последнее время именно качество образования не только определяет общий уровень социально-экономического развития стран, но и становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и формирование потенциала развития за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, объединяющий все этапы становления личности, условия и результаты учебного процесса, такие как эффективность деятельности образовательного учреждения, соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В тоже время для высшего профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования и выстраивание единой, универсальной модели независимой экспертизы образовательной системы, в этом случае, рассматривается как ключ к решению многих проблем в социальной сфере, экономике страны.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью реагирования на новые международные интеграционные вызовы и появлением нормативно закрепленных аккредитационных процедур оценки качества образования, с другой стороны, - отсутствием четкого смыслового понимания и значения процедур, сопровождающих процессы независимой оценки качества. Если в отношении государственной аккредитации, осуществления оценки качества и условий организации учебного процесса, установления соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, сформировалось понимание, то по отношению к процедурам независимой оценки качества по-прежнему возникает ряд вопросов, прежде всего понятийных.

Анализ истории возникновения и развития выбранной нами темы позволил выделить несколько знаковых моментов в эволюции системы оценки качества образования в России. Нормативно-правовой отправной точкой, принято считать принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании», с последующим развитием и детальной проработкой темы государственной регла-

ментацией образовательной деятельности в области оценки качества, принимаемых позже. Важно, что именно с появлением федерального закона в стране появилась общенациональная задача: сохранение и укрепление единого образовательного пространства, создание единой универсальной системы требований к оценке качества обучения. В программном документе появилось понятие государственной аккредитации вузов, которая, кстати, не была на тот момент обязательной, позже государство закрепило за собой главную роль в оценке качества образования. И несмотря на то что в принятом законе изначально была прописана позиция получения общественно-профессиональной аккредитации в иностранных и российских организациях, эта возможность не была реализована в связи с отсутствием проработанных и утвержденных регламентов. Спустя несколько десятилетий, в двенадцатой главе федерального закона появилось новое понятие - «независимая оценка качества образования», направленная на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На международном уровне очередная волна внимания к данной проблеме обусловлена в первую очередь тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки его качества. Для продвижения в этом направлении национальные системы образования всех европейских стран, в том числе и России, прорабатывают общие для всех проблемы - распределение ответственности по обеспечению качества образования между государством и образовательными учреждениями; внедрение национальных систем оценки качества образования, включая внутреннюю оценку в образовательных организациях (включая внутривузовские системы менеджмента качества) с привлечением обучающихся и публикацией результатов в СМИ; разработка системы сопоставимых контрольно-оценочных материалов и процедур, их сертификацию, аккредитацию программ и образовательных учреждений.

Государственная и независимая оценка качества образования

В этой связи считаем необходимым переделить общее терминологическое поле оценки качества образования и сопоставить наиболее часто используемые

понятия: «аккредитация», «государственная аккредитация», «общественная аккредитация» «профессионально-общественная аккредитация», «международная аккредитация». В нормативно-правовых документах, действующих сегодня под термином «аккредитация», понимаются общие процессы признания качества образования соответствующим стандартам определенной организации и, если эти нормы определяются государством, этот процесс называется «государственная аккредитация». Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших определённые образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Процедура международной аккредитации предполагает признание обретённой авторитетной международной организацией соответствия высшего учебного заведения, набора его программ или отдельной образовательной программы определенным международным стандартам качества образования.1

Изменения, вносимые в федеральный закон, обусловлены внешними вызовами продолжающейся глобализации и необходимостью интеграционных процессов, вхождением России в мировой образовательное пространство. После подписания министрами европейских стран Сорбонского многостороннего соглашения «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», российское образование, включившись в глобальные процессы, претерпело значительные изменения. Были изменены приоритеты, структура и содержание образования, введены новые образовательные стандарты, инициирован запуск независимой системы оценки результатов обучения и качества образования на основных этапах получения образования, включая высшее. В современных университетах на уровне принятия и утверждения локальных

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 30.04.2021).

нормативных актов формируется система внутренней оценки качества образовательной деятельности, направленной на совершенствование образовательных программ, создания оптимальных условий их освоения и возможности корректировки (оценивание образовательной среды, качества учебной деятельности, кадрового состава, организации обратной связи).

Осуществление независимой оценки качества образования напрямую зависят от создания условий, под которыми мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих целевым образом осуществлять деятельность, направленную на достижение запланированных результатов. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования включают в себя: наличие административной команды, владеющей программно-целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением; наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию; наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования. Также предполагается использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые востребованные компетенции. Важно наличие материально-технического и научно-методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам, а также использование в образовательном процессе современных технологий, позволяющих реализовывать федеральный государственные образовательные стандарты; наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении. В основе функционирования системы обеспечения и управления качеством образования в образовательных организациях заложены следующие принципы: учет потребностей системы образования; ориентация на требования внешних пользователей; учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов; стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

Российские и международные независимые организации, обеспечивающие исследования качества образования

Современные исследователи отмечают актуализацию темы независимой оценки качества образования и отмечают, что призывы к реализации принципов

независимости остаются по-прежнему декларативными и не находят методологического подкрепления. В частности, реализация проектов в реформировании системы контроля в сфере образования слабо учитывает мировой опыт, не принимаются во внимание кейсы известных авторитетных экспертных организаций, позволяющих оптимально адаптировать российскую модель образования, «малочувствительной» к используемым в международном сообществе процедурам [4].

В качестве позитивного примера реализации в российском образовательном пространстве международных программ можно привести проекты, связанные с независимой оценкой обучения общего и среднего образования. Результаты итогов анкетирования и аналитические материалы с определенной периодичностью размещают несколько международных организаций. Среди них PISA - программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), проводится организацией экономического сотрудничества и развития. Данная программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность. способность решать различные проблемы.

TIMSS как международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). PIRLS -международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.

TALIS - международное сравнительное исследование педагогического корпуса (Teaching and Learning International Survey). Проводится под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). TALIS реализует следующие задачи: налаживание сотрудничества между прави-

тельством, ОЭСР, профессиональными объединениями учителей и международным консорциумом; опрос с использованием самозаполняемых анкет по репрезентативной выборке; восполнение ключевых информационных пробелов в вопросах национальной и международной образовательной практики (условий и качества преподавания, влияния учителя на эффективность обучения). PIAAC - международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies), которая проводится по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данное исследование помогает правительствам осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях.

Среди государственных и научных организаций, занимающихся проблемой оценки качества образования можно назвать следующие: федеральный институт развития образования (ФИРО), который организует исследовательскую и экспертную деятельность, обеспечивающую разработку и научно-методологическую поддержку стратегических направлений образовательной политики. Федеральный институт педагогических измерений, разрабатывающий стандартизованные измерительные материалы, а также осуществляет повышение квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования. Федеральный центр тестирования осуществляет технологическое и информационное обеспечение организации и проведения единого государственного экзамена в России. В Российской академии образования проблемами оценки качества образования напрямую занимаются Институт содержания и методов обучения (Центр оценки качества образования) и Институт управления образованием. Центр оценки качества образования ИСМО РАО принимает участие в организации и проведении международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, SITES) в России, участвует в разработке научно-методического обеспечения единого государственного экзамена, а также в разработке системы оценки достижения образовательных стандартов второго поколения. Институт управления образованием РАО ведёт прикладные исследования по вопросам использования результатов оценки образовательных достижений школьников и качества работы образовательных учреждений и систем для управления качеством образования.

Независимая общероссийская система оценки качества образования в России

Для России создание независимой общероссийской системы оценки качества образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля, обозначаются ведущими приоритетами национальной образовательной политики. Модель общероссийской системы оценки качества образования создана с целью совершенствования системы управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития. Независимость в данном контексте понимается как способность экспертных организаций самостоятельно, без политического и административного влияния принимать решения на основании объективных данных. В связи с этим среди ключевых принципов реализации независимости особо выделяются: социальная ответственность и политическая автономия. Вместе с этим некоторыми исследователями определяется оптимальным такое направление развития, которое предполагает оставить за государством институциональную оценку высшей школы, а оценку профессиональных программ сделать независимой, что позволит вовлечь в оценку качества подготовки сообщество работодателей. Что в свою очередь потребует создания внятной и обоснованной системы независимой оценки качества профессиональных образовательных программ высшего образования повышению качества [1].

Если с трактовкой термина и постановки общих задач в академическом сообществе достигнуто понимание, то по способам их решения, внедрения определённых моделей, реализации конкретных механизмов независимой общероссийской системой оценки качества образования по-прежнему идут дискуссии. В 2020 и 2021 гг. нормативно-правовая базы пополнилась приказами Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, определяющих условия, механизмы, индикаторы оценки качества осуществления образовательной деятельности организациями. Итак, под независимой общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их

систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг. Создание независимой общероссийской системой оценки качества образования направлено на решение следующих задач: обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; формирование единого образовательного пространства; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней; создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования1,2.

Исследователи отмечают, что осуществление независимой оценки качества образования напрямую зависят от создания условий, разработки единой модели оценки качеств образования и универсальной форматов ее обеспечения независимости экспертных организаций. Создание независимой общероссийской системой оценки качества образования направлено на решение

1Приказ Минобрнауки России от 8 октября 2020 г. № 1289 «Об организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работы по проведению независимой оценки качества условий осуще -ствления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам»; Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2020 г. № 1156 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»; Приказ Минобрнауки России от 31 июля 2020 г. № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования»

2Приказ Минпросвещения России от 25 марта 2021 г. № 124 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 789 «Об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; Приказ Минпросвещения России от 29 декабря 2020 г. № 853 «Об утверждении Порядка рассмотрения результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федераль -ного бюджета по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 13 марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями»

следующих задач: обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; формирование единого образовательного пространства; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней; создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области оценки качества образования [3; 5].

В отношении выбора стратегических направлений и механизмов реализации задач системы независимой оценки качества представляется важным мнение В.И. Болотова, одного из идеологов и разработчиков общих подходов к понимаю проблемы качества образования в России. По его мнению, проблемными являются следующие составляющие оценочной системы: прежде всего ситуация разноуровневого развития региональных систем оценки качества образования и отсутствие на федеральном уровне четкой координации деятельности региональных центров, не соответствующих международным стандартам; во-вторых, недостаточное количество квалифицированных кадров в области педагогических измерений, технологий их организации и проведения, не всегда адекватная интерпретация результатов оценивания. Для решения вышеперечисленных проблем необходима разработка общих, универсальных принципов оценки качества, позволяющих адекватно использовать результаты проводимых мониторинговых исследований для принятия управленческих решений (в ходе проведения международных и национальных исследований качества образования), способствовать также комплексному использованию результатов, полученных в ходе различных измерений для стимулирования деятельности как системы образования, так и отдельных образовательных учреждений.1

В реализации идеи системы оценки качества высшего образования, начиная с двухтысячных, получили развитие государственная и независимая профессионально-общественная аккредитация. Задачи государственной оценки решаются институтами государственной власти в лице Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, также задействован

'Болотов: качество образования нужно оценивать независимо от органов власти (2017). Режим доступа: https://sn.ria.ru/20170518/1494511128.html

Общественный совет при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, принимающий принимают активное участие в формировании и реализации государственной образовательной политики, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования в регионах Российской Федерации, а также проводит аккредитацию и лицензирование образовательных учреждений.

К общественной аккредитации, с учетом европейских принципов качества, закрепленных болонскими соглашениями в России, в самом начале непосредственное отношение имели: агентство по контролю качества образования и развития карьеры, национальный центр профессионально-общественной аккредитации; аккредитационный центр ассоциации инженерного образования. На сегодняшний день, перечень организаций значительно расширился, в 2019 г. их количество составляло более ста, в качестве независимых организаций в этом списке обозначены общероссийские, межотраслевые, межрегиональные объединения, ассоциации работодателей, автономные некоммерческие организации, институты развития образования различных уровней, экспертные центы и т.д. Можно сделать несколько выводов: во-первых, из вышеобозначенного количества чаще всего востребованы и задействованы до десяти организаций (АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации», ООО «Ассоциация инженерного образования России», АНО «Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры», ООО «Опора России», АНО «Ассоциации юристов России», НКО «Русский Регистр», ООО «Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» и т.д.); во-вторых, у большинства из них отсутствуют положения, порядок применения технологии проведения профессионально-общественной аккредитации [2]. Также анализ количественных данных показывает, что в современном образовательном поле процесс появления аккредитующих организаций является стихийным, их количество, дискредитируя идею добровольной независимой аккредитации, может привести к «аккредитационному пузырю [7].

Кроме этого, в области высшего образования на территории России в международную экспертную оценку, помимо Российского аккредитационно-го агентства, активно вовлечены такие организации: ENQA, INQAAHE,

APQN и др. Внедрение европейских стандартов качества по-прежнему находится в центре внимания образованных организаций, а сформированные в 2015 г. рекомендации используются субъектами образовательного пространства для формирования и развития собственных систем оценки качества («Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования в Европейском пространстве» (ESG - European Standards and Guidelines) разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования ENQA (European Network for Quality Assurance). Добровольная независимая аккредитация является востребованной, включая группу ведущих вузов России, так как организации, включенные в европейский реестр гарантий качества, вынуждены соответствовать достаточно жестким требованиям, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень доверия и признания. Экспертами отмечаются общемировые тенденции независимой экспертизы, не включаются в процессы внешней экспертизы образовательных программ и условий их реализации заинтересованные субъекты, включая представителей государства, партнеры, конкурирующие организации и т.д. [6].

Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, формирующих ценную информационную базу о реальном состоянии образования, осуществлять мониторинг качества образования в мире. Россия совместно с европейскими организациями заинтересована в реализации программ мониторинга качества образования и повышении открытости проводимых процедур и результатов. Вместе с тем анализ исследований показывает, что отечественная система образования достаточно медленно переходит на отвечающую современным мировым требованиям в постиндустриальном информационном обществе. На уровне общего образования еще предстоит преодолеть характерные для российской образовательной системы крайности в реализации школьных программ, так как обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, обучение не всегда способствует формированию у них умений выходить за пределы учебных ситуаций и эффективно использовать имеющиеся представления.

В отношении высшего образования и увеличения конкуренции среди университетов, выделение среди них ранжированных вузовских групп, а также в связи с расширением экспорта образования, дальнейшим развитием интерна-

ционализации и международного сотрудничества актуализируется тема независимой добровольной оценки в форме международной аккредитации. Чтобы обеспечить соответствующее качество образовательных программ и услуг в области высшего профессионального образования, необходимо увеличение количества общественных организаций в целях объективности фиксации результатов и надежности в оценивании учебной деятельности на всех уровнях образования. Помимо действующих общественных советов при Министерстве науки и высшего образования, Министерстве просвещения, необходимо усиление влияния независимой общероссийской системы оценки качества образования, так как ее деятельность не зависит от действующих официальных органов управления образованием и администрации учебных учреждений, что позволяет быть действенным и надежным инструментом повышения эффективности и ответственности субъектов образования, индикатором состояния всей образовательной системы России.

Полагаем, что оценка качества образования в целом напрямую связана с развитием независимой общероссийской системы оценки качества образования как совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений школьников и студентов, может значительно повлиять на образовательные эффекты. Таким образом, целом построение общероссийской системы оценки качества образования должно способствовать реализации принципов объективности и справедливости в непрерывном процессе получения образования, укреплению единого образовательного пространства страны; повышению информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству; разработке и принятию обоснованных управленческих решений по обеспечению повышения качества образования. Реализация эффективной общероссийской системы оценки качества образования должна также включать разработку и внедрение обновленной модели, обеспечивающей взаимодействие федеральных и региональных официальных структур, структур НКО, общественных независимых организаций.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Дрондин А.Л. Независимая оценка качества российского высшего образования: зачем она нужна и что можно улучшить // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 41-49.

2. Матвеева О.А. Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №2 7. С. 19-28.

3. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 87-96.

4. Рубин Ю.Б., Соболева Э.Ю. Независимость оценки качества высшего образования: критерии, принципы, реалии // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 26-42.

5. Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Барахсанова Е.А., Варламова Л.Ф. Качество образования как гарантия эффективности вуза// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2017. № 2. - URL: https://science-education.ru/pdf/2017/2/26227.pdf

6. Jordana J., Juanatey A.G., Duran I.P., Royo D.S. An Independence Index of Quality Assurance Agencies in Higher Education: European and Latin American countries compared. 2020 // European Journal of Higher Education. D0I:10.1080/21568235.2020.1850309

7. Motova, G.N. Evolution of the Accreditation System in Russia Higher Education // Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. 2017. No. 10 (216). Pp. 13-25.

R E F E R E N C E S

1. Drondin A.L. An independent assessment of the quality of Russian higher education: why is it needed and what can be improved // Higher education in Russia. 2020.Vol. 29.No. 2.P. 41-49.

2. Matveeva O.A. Development of voluntary accreditation of educational programs in Russia // Higher education in Russia. 2019.Vol. 28. No. 7.P. 19-28.

3. Ratner F.L., Tikhonova N.V. Quality of education: pedagogical aspect // Higher education in Russia. 2019.Vol. 28. No. 12.P. 87-96.

4. Rubin Yu.B., Soboleva E.Yu. Independence of assessing the quality of higher education: criteria, principles, realities // Higher education in Russia. 2021.Vol. 30. No. 3.P. 26-42.

5. Tretyakova T.V., Ignatiev V.P., Barakhsanova E.A., Varlamova L.F. The quality of education as a guarantee of the effectiveness of the university // Electronic scientific journal "Modern problems of science and education." 2017. No. 2. URL: https://science-education.ru/pdf/2017/2/26227.pdf

6. Jordana J., Juanatey A.G., Duran I.P., Royo D.S. An Independence Index of Quality Assur-ance Agencies in Higher Education: European and Latin American countries compared. 2020 // European Journal of Higher Education. DOI: 10.1080 / 21568235.2020.1850309

7. Motova G.N. Evolution of the Accreditation System in Russia Higher Education // Higher Education Today. 2017. No. 10 (216). Pp. 13-25.

11 июля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.