лей удаленных населенных пунктов // Человек в XXI веке: Материалы X Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов (2015). - Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2015. - С. 272-273.
Ключевые слова: мобильный мониторинг здоровья, CALS-технологии, интероперабельность виртуального здравоохранения.
Keywords: mobile health monitoring, CALS-technologies, interoperability of virtual healthcare.
УДК613.2:614.31:642.5
7 2
Л.В. Белова , Н.П. Стрежнева , Т.Ю. Пилькова1, И.М. Федотова1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГОПИТАНИЯ3
1 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.ИМечникова, Санкт-Петербург, Россия, profnutr07@mail.ru Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области
Развитая и оптимально функционирующая сеть общественного питания, особенно в густонаселенных территориях, играет значительную роль в обществе и требует того, чтобы были созданы условия для современных передовых технологий, развития средств доставки, условий хранения и реализации продукции. Для населения общественное питание является социально-значимой услугой, и совершенствование деятельности по улучшению качества продукции требует того, чтобы персонал предприятий общественного питания соблюдал должный санитарно-эпидемиологический режим труда. Каждый объект общественного питания должен гарантировать потребителям приготовление пищи из продуктов высокого качества, обеспечивать чистоту, гигиену, эстетичность, а также четкое обслуживание (компетентность, вежливость персонала), личную безопасность имущества клиентов, а также санитарную, техническую, пожарную безопасность. Основные группы показателей качества услуг общественно-
Q
L.V. Belova, N.P. Strezhneva, T.Yu. Pilkova, I.M. FedotovaQuality assurance and safety of services of public catering.
го питания по характеризуемым или потребительским свойствам включают следующие показатели: информативность, социальное назначение, качество (культура) обслуживания, точность и своевременность исполнения, профессиональная подготовленность, соответствие целевому назначению и, что особенно важно для сохранения здоровья - безопасность[1].
Органами Роспотребнадзора в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводятся плановые и внеплановые проверки объектов общественного питания, в том числе на автодорогах федерального и регионального значения. Результаты проведения проверок на объектах Ленинградской области за последние годы (2014-2015г.г.) выявили многочисленные нарушения действующего санитарного законодательства, распространяющиеся на определенные разделы деятельности предприятий питания. Не соблюдаются условия содержания территорий, сбора, хранения и вывоза отходов, поддержания должного порядка и правил дезинфекции транспорта, перевозящего сырье и пищевые продукты. На самих объектах общественного питания часто выявляется следующее: не соблюдаются условия хранения пищевой продукции, отсутствуют документы, подтверждающие ее качество и безопасность, нарушаются условия приготовления как полуфабрикатов, так и готовой к употреблению кулинарной продукции. Вместе с тем, фиксируются случаи отсутствия маркировки разделочного инвентаря, не соблюдения кратности проведения работ по дезинсекции и дератизации, и выявляются такие нарушения, как отсутствие условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом объектов общественного питания. Все сказанное свидетельствует о нарушении организации и проведения как производственного контроля на пищевых объектах, так и не соблюдения принципов системы ХАССП (системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции с учетом критических контрольных точек) [2]. Отбираемые и исследуемые пробы продукции на соответствие требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [3] и других специальных технических регламентов, анализируются, так же как и смывы с разделочного инвентаря, оборудования предприятий общественного питания. Зафиксированы при этом случаи выявления БГКП (бактерий группы кишечной палочки).
По результатам проводимых контрольно-надзорных мероприятий сотрудники, специалисты Роспотребнадзора, применяют меры административного воздействия, выдают предписания о нарушении требований как технических регла-
ментов Таможенного союза, так и санитарно-гигиенических правил. Зачастую пищевая продукция, несоответствующая требованиям, забраковывает-ся.Хозяйствующим субъектам в сфере общественного питания необходимо перед началом осуществления деятельности тщательно изучать санитарное законодательство и законодательство в сфере защиты прав потребителей, а при необходимости обращаться за консультацией к действующим специалистам Рос-потребнадзора и организациям, внедряющим систему ХАССП. Правильно разработанные и выполняемые программы производственного контроля и реализуемые принципы ХАССП позволяют избегать частых нарушений в работе предприятий питания, а последовательный контроль всех производственных и технологических процессов обеспечит выпуск продукции общественного питания должного качества и безопасности.
Литература:
1. Л.А. Цопкало, Л.Н. Рождественская. Контроль качества продукции и услуг в общественном питании, Новосибирск, 2013.
2. Методические рекомендации «Методические подходы к организации процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП». МР 5.1.0098-14.
3. ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
Ключевые слова: предприятия общественного питания, показатели качества услуг, система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Keywords: catering establishments, service quality indicators, system of quality assurance and safety of food products.