Научная статья на тему 'Обеспечение качества аудита'

Обеспечение качества аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества аудита»

© А.С. Худякова, 2005

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТА

А. С. Худякова

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество услуг. Еще в X в. Гегель в своей «Энциклопедии философских наук» писал: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»1. В современной литера-

туре и практике существуют различные трактовки категории «качество» (см. табл.).

Данные определения обобщают и дают представление о категории «качество», в то время как понятие «качество аудита» не стандартизировано .

На основании таблицы и работ зарубежных и отечественных ученых можно утверждать, что качество аудита определяют три основных элемента: свойства, характеристики, удовлетворение потребностей.

Свойства и характеристики — это отличительные черты работы аудиторских организаций, их можно охарактеризовать такими процессами, как контакты с проверяемым

Динамика понятий качества

Автор Формулировка определения качества

Аристотель (III в. до н. э.) Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший - плохой»*

Гегель (IX в. н. э.) Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество

Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятиям «высококлассный», «дорогой»

Шухарт (1931 г.) Качество имеет два аспекта: 1) объективные физические характеристики; 2) субъективная сторона: насколько вещь хороша

Исикава К. (1950 г.) Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей

Джуран Дж. (1979 г.) Пригодность для использования (соответствие назначению); субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)

ГОСТ 15467-79 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением * *

Международный стандарт ИСО 8402-86 Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности ***

* Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. Метафизика. М.: Мысль, 1976. ** http://www.cert.obninsk.ru/gost/1083/1083.html.

*** http://www.cert.obninsk.ru/gost/1543/1543.html.

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 4. 2005. Ч. 2

121

Окончание таблицы

Международный стандарт ИСО 8402-94 Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности *

Международный стандарт ИСО 9000 Качество - совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей **

Швец В.Е. Качество в узком смысле - соответствие специфическим требованиям, в широком смысле - степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон

Огвоздин В.Ю. (1999 г.) Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при ее создании с целью удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей ***

Лифиц И.М. (2004 г.) Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям ****

* http://www.corpus-q.ru/Statya2.htm.

** Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами КО семейства 9000). СПб.: Бизнес-пресса, 2000.

*** Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. М., 1999.

**** Лифиц И.М. Стандартизация, квалиметрия, сертификация. М., 2004.

субъектом, другими организациями, проверка документов, сбор доказательств и т. д.

Все отличительные характеристики должны удовлетворять предполагаемым или обусловленным потребностям, и прежде всего — в достоверной и полной информации. Основными потребителями являются акционеры, инвесторы, кредиторы, а основной источник информации — это аудиторское заключение. Именно заключение аудитора должно отвечать обусловленным (надежность, своевременность, достоверность) и предполагаемым (менее низкая цена, большая подробность, наличие дополнительной информации) требованиям.

Таким образом, качество аудита — это совокупность процессов, выполняемых аудитором при проведении проверки или оказании услуг, обеспечивающих удовлетворение пользователей в своевременной, достоверной и полной информации, содержащейся в аудиторском заключении или отчете.

Схематично можно изобразить формирование качества аудита в следующем виде (рис. 1).

На формирование качества аудита оказывает влияние множество факторов, и если попытаться выявить и перечислить все факторы, то окажется, что практически вся деятельность предприятия и все то, что ее обеспе-

Рис. 1. Процесс формирования качества аудита

122

А. С Худякова. Обеспечение качества аудита

чивает, прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование качества. Поэтому для того, чтобы ясно представить себе общие принципы обеспечения качества, необходимо выделить основные факторы, влияющие на качество, а точнее — основные группы таких факторов.

Отечественными и зарубежными экономистами предлагаются разные группировки факторов, и все они относятся к качеству. Основные — это экономические, технические, социальные и организационные факторы.

В международном стандарте ИСО 9000 отмечают три — технические, административные и человеческие. Эти же факторы выделены у ряда российских авторов. Применительно к аудиту, основываясь на рассмотренной выше классификации, можно сказать, что для обеспечения качества аудиторских услуг требуется:

1) необходимая материальная база (здания, сооружения, транспорт, рабочие материалы, информационное обеспечение);

2) человеческий фактор (квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе);

3) организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности (подбор, расстановка кадров, организация обучения персонала, повышение квалификации, организация работы с клиентами, наличие системы внутрифирменного контроля) (рис. 2).

Два из этих факторов — активный квалифицированный персонал и материальная база — определяют необходимую основу для оказания аудиторских услуг на высоком качественном уровне. Поэтому эти факторы считают фундаментом, базой качества.

Третий необходимый фактор качества — организация и управление предприятием — дополняет этот фундамент, позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором.

При этом основным фактором, на который необходимо обратить внимание, яв-

ляется человеческий фактор, а в нем — заинтересованность работников в повышении качества услуг. Это объясняется тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже с отличной материальной базой, а заинтересованный будет искать возможные пути достижения и повышения качества. Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества.

Как известно, интерес работников к качественному труду зависит от того, способствует ли такой труд удовлетворению их индивидуальных целей и стремлений. Поэтому цели и стремления работников должны быть предметом постоянного внимания администрации. Без заинтересованности работников борьба за качество будет обречена на неудачу.

Третий фактор, оказывающий влияние на качество, непосредственно связан с обеспечением функционирования фирмы. В этом блоке основной задачей является качество руководства и управления.

Под управлением следует понимать процесс целеполагания и деятельность по достижению поставленной цели.

Управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации. Своевременная и полная информация — необходимое условие принятия правильного управленческого решения. Кроме того, управление качеством тесно связано со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки качества.

Система управления качеством базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества. Для любой фирмы важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

Качество аудиторских услуг

и

Персонал

Управление

Материальная база

Рис. 2. Факторы, формирующие качество аудита Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 4. 2005. Ч. 2

В России регулируют аудиторскую деятельность и обеспечивают качество аудита федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Эти стандарты (правила) были разработаны в составе трех очередей, первая из которых включала 6 правил, вторая и третья — по 5. Кроме того, разработаны федеральные стандарты четвертой очереди, которые находятся на согласовании, и

утвержден план создания стандартов пятой и шестой очередей. Их принятие и применение организациями будет способствовать повышению качества аудита.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1. Наука логики.

124

А. С Худякова. Обеспечение качества аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.