УДК 004.9
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВУЗА НА БАЗЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© И.В. Орлова1, А.В. Мартынюк2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследована возможность реализации проекта по обеспечению интерактивного доступа к учебной литературе вуза на базе облачных технологий. Рассмотрены основные преимущества облачных технологий, проведен опрос студентов, направленный на выявление у них заинтересованности в реализации проекта, проанализированы возможности доступа к учебной литературе студентов вуза; описан принцип работы облачного сервиса применительно к кафедре информатики на основе Google.Диск. Ил. 8. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: облачные технологии; анализ; реализация; опрос; методическое обеспечение.
PROVIDING ONLINE ACCESS TO UNIVERSITY COURSE BOOKS THROUGH CLOUD TECHNOLOGIES I.V. Orlova, A. V. Martynyuk
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper studies the possibility to implement the project on providing the interactive access to university course books through cloud technologies. The authors consider the key advantages of the cloud technologies, carry out a survey in order to find out if students are interested in realization of the project; analyze the availability of students' access to the training literature; and describe the operation principle of the cloud computing based service as applied to the Information Science Department based on Google.Disk. 8 figures. 6 sources.
Key words: cloud technologies; analysis; implementation; inquiry survey; methodological support.
Возможность получения информации расширяется с каждым годом, и постепенно мы от чтения книг в печатном виде переходим к чтению их на электронных носителях. Безусловно, будущее за технологиями, одной из которых является облачный сервис.
Внедрение облачных технологий начинает повсеместно использоваться во всех областях, в том числе и в образовании. На данный момент в ряде университетов облачные сервисы строятся для хранения данных и проведения аудиторных занятий, которые позволяют работать в различных приложениях и получать информацию на конкретном АРМ.
Данная технология может помочь разрешить еще одну проблему организации учебного процесса, а именно: своевременное книгообеспечение дисциплины в полном объеме. В настоящее время во многих вузах доступ к электронным базам собственного методического обеспечения достаточно затруднен. Причины этого различны: невозможность организации открытого доступа, недостаточное количество АРМ для одновременного доступа к учебным пособиям большого количества студентов и многое другое. Итак, разрабатываемый проект направлен на организацию свободного доступа студентов вуза к учебной методической литературе преподавателей с любого устрой-
ства, подключенного к сети интернет, что позволит значительно расширить возможности методического обеспечения учебного процесса.
На начальном этапе был проведен опрос студентов, направленный на выявление их заинтересованности в реализации проекта. Количество опрошенных - 150 студентов первого - третьего курсов.
Опрос состоял из следующих вопросов:
1.Пользуетесь ли вы электронными учебно-методическими ресурсами из фонда библиотеки ИрГТУ?
2.Хотели бы вы иметь возможность открытого доступа к учебно-методической литературе преподавателей ИрГТУ?
3.Какой способ получения доступа к учебно-методической литературе преподавателей ИрГТУ вы считаете самым удобным?
На основании опроса мы получили следующие результаты (рис. 1, 2, 3).
При ответе «Нет» или «Очень редко» студентам также было предложено указать причину.
Часто студенты указывают на следующие причины редкого использования или неиспользования ресурсов:
1Орлова Ирина Витальевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики, тел.: (3952) 405183, е-mail: [email protected]
Orlova Irina, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, е-mail: soobshenie_1 @mail.ru
2Мартынюк Алексей Владимирович, студент, тел.: 89246083472, e-mail: [email protected] Martynyuk Aleksei, Student, tel.: 89246083472, e-mail: [email protected]
Рис.1. Результаты опроса. Вопрос 1
Пользуетесь ли вы электронными учебно-методическими ресурсами из фонда библиотеки ИрГТУ?
Хотели бы вы иметь возможность открытого доступа к учебно-методической литературе преподавателей ИрГТУ?
Рис.2. Результаты опроса. Вопрос 2
- Неудобное время работы библиотеки до 17:00 (объяснение: неудобно, так как одновременно с учебным процессом и нет возможности посещать).
- Нехватка рабочих мест в читальном зале библиотеки (в университете учится около 30 000 студентов, а рабочих мест в библиотеке - 50).
- Незнание предоставляемых библиотекой услуг (незнание из-за того, что большая часть опрашиваемых студентов - первокурсники).
На вопрос «Хотели бы вы иметь возможность открытого доступа к учебно-методической литературе преподавателей ИрГТУ?» утвердительно ответил 121 студент; не определились с ответом 23 студента; 6 -ответили отрицательно.
На последний вопрос из 3 предложенных вариантов ответов (именно тех, которые можно реализовать на базе вуза) предпочтение было отдано доступу через интернет с любого устройства. Как видно из диаграммы, удобствами в получении доступа к учебно-методическим ресурсам хотят воспользоваться 134 студента, что вполне оправдано, так как сегодня практически любой студент имеет возможность выхода в
интернет с телефона, планшета, ноутбука, компьютера. Получать доступ не из библиотеки, а из компьютерных классов хотят 15 студентов; оставить все без изменения принял решение 1 студент.
По итогам опроса был сделан вывод о востребованности студентами доступа к учебно-методическим материалам преподавателей посредством выхода в интернет с помощью различных устройств, обеспечивающих этот выход.
Следующим этапом был сбор пожеланий и предполагаемых требований преподавателей к проекту. Отметим основные из них:
• Размещение отдельных методических пособий только на уровне вуза.
• Возможность размещения кратких материалов, таких как отдельные лабораторные работы, тезисы к конкретной лекции или семинару, варианты заданий к курсовым проектам, что невозможно разместить на уровне библиотеки в целом.
• Возможность быстрого добавления необходимого материала, удаление материалов или закрытие полного доступа затруднительно при размещении на
Какой способ получения доступа к учебно-методической литературе преподавателей ИрГТУ вы считаете самым удобным?
Доступ через интернет с любого устройства (ПК, ноутбук, планшет, телефон, смартфон и т.п.)
Компьютерные классы ИрГТУ
Доступ на АРМ в библиотеке ИрГТУ
15
134
0 20 40 60 80 Рис. 3. Результаты опроса. Вопрос 3
100 120 140 160
1
сервере библиотеки или в системе дистанционного обучения.
Также было отмечено, что многие преподаватели пытаются реализовать такой доступ своими силами, например, организовывая закрытые группы в социальных сетях, отправка сообщений на электронный адрес группы, закрытый сайт и т.д. Но все эти реализации предназначены либо только для конкретного преподавателя, либо для конкретной дисциплины.
Далее были проанализированы различные возможности доступа к учебной литературе:
1. Хранение на сервере вуза или сервере библиотеки.
Недостаток данного способа в том, что для получения доступа к материалам нужно обращаться к АРМ в библиотеке. Помимо этого, присутствуют трудности для организации разграничения доступа*.
2. Базы данных общего доступа, такие как «Универсальная библиотека Онлайн» (biblioclab.ru), ЕВВДКУ и многие другие.
Недостаток - возможность размещения только строго рецензируемых материалов; трудности для организации разграничения доступа; нет возможности интерактивного добавления или удаления материалов.
3. Размещение в сети интернет.
Недостаток - трудности размещения большого числа данных «в одном месте»; трудности для организации ограниченного доступа.
Все недостатки, указанные в данных способах реализации, можно устранить с помощью облачных технологий.
Исходя из результатов опроса, анализа различных видов доступа и выдвинутых пожеланий и требований, можно сделать вывод, что студентам и преподавателям нужен открытый и удобный доступ к учебно-методическим материалам. Обеспечить единство хра-
Разграничение доступа - обеспечение разнопланового доступа к материалам для студентов, определяемое предоставлением полного доступа, либо частичным ограничением, либо непредоставлением доступа к учебно-методическим ресурсам для студентов определенных специальностей.
нения, предоставления, разграничения доступа к учебно-методическим материалам (причем обеспечение круглосуточное) можно за счет технологий, которые предоставляет облачный сервер. Данный высокотехнологичный сервис выполняет более полный спектр задач, чем вышеперечисленные ресурсы. К примеру, с помощью него можно осуществить размещение материалов, как на уровне общего, так и внут-риорганизационного доступа, причем при выполнении последнего, можно разграничить доступ различного характера (полный, только чтение и редактирование, только чтение и др.) на каждого конкретного участника.
«Облачные» технологии - технологии распределенной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервисы. То есть облачный сервис - это удаленный и очень мощный сервер, который предоставляет доступ к нему из любой точки мира, главное - наличие сети интернет. Конкурентными преимуществами облачных сервисов являются предустановленные в сервере операционные системы, программное обеспечение, виртуальная инфраструктура и т.д., которые позволяют работать с файлами, приложениями в режиме реального времени (при этом ПО не обязательно устанавливать на своем устройстве), сохранять их на сервере (экономя место на устройстве) и получать доступ к ним в любое время, в любом месте.
Преимущества облачных технологий
• Возможность получения быстрого и удобного доступа через любое устройство, имеющее доступ к сети интернет.
• Надежность «облаков», особенно находящихся в специально оборудованных центрах обработки данных (ЦОД), очень высока, поскольку такие ЦОД имеют резервные источники питания, охрану, профессиональных работников, регулярное резервирование данных, высокую пропускную способность интернет-канала.
• Простота взаимодействия. «Облачные» технологии обеспечивают более простую и удобную связь с пользователем.
• Экономия средств в связи с отсутствием
необходимости размещения новых АРМ для доступа к учебным пособиям.
• Возможность размещения практически любых материалов на усмотрение преподавателя. Возможность организации многочисленного числа «редакторов», что позволит преподавателям напрямую добавлять, изменять и отслеживать доступ к конкретным материалам.
• Низкие первоначальные издержки. Вместо того чтобы покупать программное обеспечение, пользователи берут его в аренду за небольшую месячную плату. Больше не нужно думать об оплате обновлений используемого ПО: в «облаке» всегда можно получить доступ к последней версии используемого ПО без каких-либо дополнительных затрат.
В качестве проверки возможностей реализации
проекта (пробной реализации) было решено создать облачный сервис для одной кафедры нашего вуза, а именно кафедры информатики, на примере трех из более 50 преподаваемых дисциплин: «Информатика», «Программные средства разработки Web-страниц и презентаций» и «Конфигурирование программирование платформы 1С: Предприятие». Сервис создан на базе Google Диск (бесплатное облачное хранилище данных, с ограничением по объему до 5Гб), на котором были размещены методические разработки кафедры, для каждого размещенного ресурса описаны возможности доступа, назначены пароли для нескольких групп 1 и 3 курса по конкретным преподавателям кафедры. Часть учебных пособий, по просьбе преподавателей, имеют доступ только к чтению, без права копирования (рис.4-8).
Рис. 4. Ввод пользовательских данных
Рис. 5. Основное рабочее пространство «Google.Диск» при общем доступе
Рис. 6. Основное рабочее пространство «Google.Диск» при доступе конкретной группы на примере группы ИСТ
Рис. 7. Открытие нужного документа из списка имеющихся
В данный момент производится наполнение сервиса материалами, предоставленными преподавателями для методического обеспечения и других дисциплин кафедры.
Отметим положительные стороны реализации предлагаемого проекта:
1. Возможность получения быстрого и удобного доступа через любое устройство, имеющее доступ в интернет (ПК, ноутбук, планшет, телефон, смартфон и т.д.).
2. Простота взаимодействия с пользователем, как студентом, имеющим ограниченные права, так и преподавателем с широким кругом прав и возможностей.
3. Экономия средств в связи с отсутствием необходимости размещения новых АРМ для доступа к учебным материалам.
4. Возможность размещения различных материалов на усмотрение преподавателя.
5. Возможность организации многочисленного числа «редакторов», что позволит преподавателям
напрямую добавлять, отслеживать и разграничивать доступ к конкретным материалам с рабочего или домашнего компьютера, а также любого другого устройства, подключенного к сети интернет.
6. Возможность одновременного доступа к материалам для большого числа студентов.
7. В заключение подведем предварительный итог и обозначим особенности и отличие предлагаемого проекта. Доступ открыт только для студентов нашего вуза, так как многие преподаватели против размещения своих материалов в открытом доступе в сети интернет, а также предпочитают временный доступ для конкретных групп студентов. Предусмотрена возможность размещения «кратких» материалов, таких как отдельные лабораторные работы, тезисы к конкретной лекции, варианты заданий к курсовым проектам и т.п. Также стоит отметить, что использование облачного сервиса позволяет каждому преподавателю принимать участие в формировании доступа студентов к своим пособиям и материалам.
Рис.8. Открытие совместного доступа другим пользователям
Перспективы и дальнейшая реализация проекта
• Выбор наиболее экономически выгодного облачного сервиса, с возможностью реализации всех заявленных требований.
• Внедрение облачного сервиса на уровне всего вуза в целом, с возможностью получения доступа к электронным изданиям из фонда библиотеки ИрГТУ и учебно-методическим комплексам дисциплин по усмотрению преподавателей.
Библиографический список
1. drive.google.com- Google^i/icK.
2. http://russiacloud.ru/cr2012/ - Вторая международная конференция RussiaCloud 2012.
3. http://www.osp.ru/2012/01/13012475/ - Облачные вычисления - №01, 2012 | Журнал сетевых решений LAN|№-дательство «Открытые системы».
4. http://slon.ru/future/microsoft_otkryvaet_ofis_v_oblakah-137269.xhtml - Microsoft открывает офис в «облаках» -
Slon.ru
5. http://webtun.com/webservices/3061 -oЫachnye-semsy-izme-nyayut-nashe-videnie-mira-dannyh.html - Облачные сервисы изменяют наше видение мира данных.
6. http://winter.lvee.org/en/reports/LVEE_2011_03 - Облачные вычисления и сервисы: классификация, основные функции, преимущества и недостатки.
УДК 373.1.02:372.8
МЕСТО МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
© К.Ю. Плотников1
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.
Поднимается актуальная проблема современного информатического образования - поиск оптимальных средств и методик школьного обучения информатике в секторе аудиовизуальной информации. Проведён анализ актуальных документов Минобрнауки РФ (как действующих, так и проектов, подготовленных для реализации в ближайшем будущем). Приведены факты обоснования положительного эффекта, ожидаемого от применения музыкально-компьютерных технологий для обучения информатике в общеобразовательной школе. В качестве организационного и методического ресурса автор предлагает идею создания самими учащимися учебных пособий по музыке.
Табл. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии (МКТ); информатика и ИКТ; информатическое образование; аудиовизуальная информация; общее образование.
Плотников Константин Юрьевич, соискатель, учитель музыки МАОУ ЦО №47 г. Иркутска, муз.рук. анс. «Калина» НИ ИрГТУ, тел.: 89027664883, e-mail: [email protected]
Plotnikov Konstantin, Competitor for a scientific degree, Teacher of Music (Center of Education \ Secondary School no.47, Irkutsk); Musical Director of Ensemble "Kalina" of the National Research Irkutsk State Technical University, tel.: 89027664883, e-mail: [email protected]