УДК 351 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-73-78
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА Е-ЦУК
доктор экономических наук, декан факультета политологии, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
старший преподаватель кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена четырехуровневая модель интеграции системы публичного управления, отражающая риски технического уровня. В качестве инструмента нивелирования и устранения вышеуказанных проблем и рисков предлагается использовать авторский программный продукт Е-ЦУК, обеспечивающий синергетический эффект взаимодействия технологической системы и интеллектуального потенциала представителей социума.
Ключевые слова: публичное управление, центр управления компетенциями, авторский программный продукт е-ЦУК.
В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества, определяющим фактором устойчивого развития экономического роста, поскольку конкурентные преимущества социально-экономических систем во многом достигаются за счет знаний, информации, инноваций, носителем которых является человек. В целях повышения эффективности публичного управления в условиях реализации государственной политики информатизации нами предлагается использовать функциональные возможности центра управления компетенциями посредством применения авторского программного продукта.
По нашему мнению, в уточнение категории публичного управления в контексте действенного инструмента «Центр управления компетенциями», последний можно интерпретировать как особое структурное подразделение, обеспечивающее управление поступлением и использованием общественного интеллектуального потенциала в виде знаний, направленных на решение социально значимых задач, посредством реализации полного цикла процедур интерактивного взаимодействия трех групп акторов - институционально организованных представителей государства, гражданского общества и бизнеса, предусмотренных процессом управления знаниями [1, с. 98].
В мировой практике принята четырёхуровневая модель обеспечения способности к взаимодействию в межведомственной межуровневой и одноуровневой интеграции министерств и ведомств в условиях применения информационного обеспечения публичного управления [2; 8, с. 165]
Все вышеперечисленные уровни обладают определенным набором проблем и ограничений, которые проявляются в процессе разработки и внедрения различных информационных систем. В данных условиях, в целях нивелирования рисков и проблем технического уровня, предлагается рассмотреть возможность внедрения программного продукта, обеспечивающего функционирование центра управления компетенциями. Результатом внедрения предлагаемого авторского программного продукта «Е-ЦУК» должен явиться синергетический эффект взаимодействия технологической системы и интеллектуального потенциала представителей социума, принимающих участие в публичном взаимодействии субъектов системы управления.
Черкасова
Татьяна
Павловна
Моисеенко
Оксана
Игоревна
Вся информация, фигурирующая в программном продукте центра управления компетенциями, должна храниться в базах данных MySQL. Это обеспечит наиболее быструю работу с большими объемами документации, высокую степень безопасности и удобство при обработке информации [3, с. 471]. Учитывая системный характер программы и ее предрасположение к масштабному допуску пользователей, предлагается осуществить доступ через веб-интерфейс.
Клиентскую часть программы можно разграничить на два больших сегмента: информационную и функциональную часть. Информационная часть несет ознакомительно-сопроводительный характер, позволяет клиентам получать ответы на возникающие вопросы по деятельности центра управления компетенциями, функциональная часть, в свою очередь, выступает в качестве формы обратной связи со вспомогательной информацией (рис. 1).
Центр управления
компетенциями
заявка на О ЦУК Часто задаваемые Связь с ЦУК
экспертизу вопросы
\ЛЛ
Единый реестр проблемных вопросов Нормативные акты Лучшие практики
Рис. 1. Интерфейс основного раздела клиентской части
Одной из основополагающих возможностей функциональной части является форма обратной связи эксперта с представителями центра управления компетенциями. Именно при помощи данной коммуникации осуществляется отправка заявки на экспертизу, а также предложения для внесения в проект разрабатываемого управленческого решения.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность центра управления компетенциями, как правило, насыщены профессиональной юридической терминологией сложной для восприятия экспертного сообщества. Данная проблема обуславливает необходимость создания публичного контента - проработанных блоков информации, позволяющих более доступно передавать содержимое документов-первоисточников. Для решения данной проблемы программный продукт Е-ЦУК содержит разделы «Часто задаваемые вопросы» и «Связь с ЦУК» (рис. 2).
Цешр управления компетенциями г оцук чкиишвимыешпрош свозьсцу:
Рис. 2. Интерфейс функционального раздела клиентской части
Большой массив сведений клиентской части представлен в разделе «О ЦУК», который включает информацию о руководстве центра управления компетенциями, документы, регламентирующие деятельность центра управления компетенциями, фото и видеоматериалы деятельности отделов и др. (рис. 3).
Рис. 3. Интерфейс информационного раздела клиентской части
Клиентская часть тесно взаимодействует с агентской частью программы Е-ЦУК. Специалисты центра управления компетенциями контролируют составление конкретного клиентского контента, наличие в информационном разделе актуальных нормативно-правовых документов, обрабатывают, поступающие экспертные предложения, заявки и вопросы. Агентская часть используется в соответствии с разграничением должностных обязанностей сотрудников центра управления компетенциями. Доступ к информации предоставляется посредством аутентификации в «аккаунтовой системе». Аккаунт - профиль пользователя, обладающий набором характеристик, определяющих уровень доступа и права использования функций системы данного пользователя [4, с. 15].
Так, директор центра управления компетенциями имеет неограниченные права в получении любого рода информации, касающуюся экспертов, экспертных заключений, сотрудников центра управления компетенциями, а также итоговых проектов решений социально значимых проблем.
Реализация функций внутри программы для профиля «Директор» основывается на первоочередных направлениях деятельности директора центра управления компетенциями, а именно:
• взаимодействие с органами государственного управления;
• осуществление контроля и организации работы, направленной на выявление и дифференцированный учет лиц, обладающих определенными знаниями необходимыми для решения социально значимых проблем;
• осуществление контроля формирования и управления базами знаний;
• осуществление контроля за деятельностью начальников структурных подразделений и специалистов центра управления компетенциями;
• обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;
• организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы, стимулированию участия экспертного сообщества в разработке проектов решений;
• принятие мер по обеспечению учреждения квалифицированными специалистами;
• организация проведения работ по повышению квалификации, обучению, переподготовке специалистов учреждения;
• проведение работ по укреплению трудовой и производительной дисциплины сотрудников учреждения [5, с. 35; 7, с. 380].
На главной странице профиля представлен начальный экран с основными элементами управления программы. В верхней части страницы обозначены такие вкладки, как «Личные дела сотрудников», «Личные дела экспертов», «Реестр экспертных заключений». Все элементы управления аккаунтом программы, в том числе, элементы расположенные на ленте «Основное», становятся доступны после авторизации в программе. На рис. 4 отображен интерфейс главной страницы рабочей среды пользователя, который проходит авторизацию согласно должности директора центра управления компетенциями.
ТТн чнцд деда
Центр управления компетенциями Личные дам яаирт« Рмпр эижртны III клюя евин
сструдндшв
Основное
УпраБлепне Управление
УщгавленЕЕ кадрами Сгашсшка
проекции догеминшш
решении
Рис. 4. Интерфейс пользователя «Директор центра управления компетенциями»
В разделе «Личные дела сотрудников» директор имеет полный доступ к личной информации и пакету документов принятых на работу сотрудников. Каждый документ имеет минимализированный вид, при нажатии на который открывается модальное окно с полноразмерной версией документа, функциями скачивания и печати. По аналогичному принципу в системе размещена информация об экспертах, принявших участие в разработке проекта решения социально значимой проблемы. В данном реестре личных дел, также сделаны отметки об экспертах, попавших в список недобросовестных экспертов (экспертов, неоднократно предоставивших информацию не соответствующую регламенту предоставления экспертного заключения). Все личные дела хранятся в централизованной конфиденциальной базе данных. Это позволяет ограничить доступ к редактированию или удалению внутриор-ганизационных документов всем пользователям системы, оставляя данный функционал для высшего управленческого состава центра управления компетенциями и кадровых служб.
В разделе «Управление проектами решений» отображены записи, о принятых на рассмотрение в центр управления компетенциями экспертных предложениях. Предложения, направленные экспертами, к которым имеет доступ директор учреждения, уже проанализированы сотрудниками центра управления компетенциями и имеют связку с заявкой на подготовку проекта управленческого решения социально значимой проблемы. Директор центра управления компетенциями имеет возможность оставить комментарий к каждому отдельному предложению эксперта.
В разделе «Управление кадрами» отображается информация о вакансиях на должности учреждения, требованиях к должностям, прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки сотрудников учреждения, награждениях и поощрениях сотрудников.
Раздел «Управление документами» интегрируется с системой электронного документооборота учреждения, что позволяет в любой момент осуществить переход к необходимым документам, провести их анализ и подписание. Раздел «Статистика» позволяет получить достоверную картину обстоящих дел по количеству и качеству экспертных заключений, поступивших в центр управления компетенциями, в том числе наиболее качественных, которые включены в базу знаний учреждения.
Пользователи, занимающие должности специалистов и начальников отделов, специализированных по управлению компетенциями в соответствии с градацией социально значимых вопросов, имеют схожие права доступа с ограничением на какие-либо действия с личными делами и документами. Данные должностные лица имеют доступ к личным делам и предложениям экспертов. Специалисты отделов имеют функцию внесения изменений и удаления информации, полученной от экспертов. Удаление информации из базы данных осуществляется специалистом в том случае, если представленные сведения не соответствуют тематике рассматриваемой проблемы или составлены не в соответствии с регламентом предоставления экспертного заключения. В случае если представленная экспертом информация проходит проверку специалистом подразделения центра управления компетенциями, она используется для составления проекта решения социально значимой проблемы и направляется в реестр экспертных заключений (рис. 5).
Центр управления компетенциями Лнчньк д£.и Лпчжьк д£11 жакртта Реепр жшертиыз 1 нклмченнж ■
В!
Управление документами Статистика
Предложения эыспертог Про екгы управленческкс
решений
II—I г
Рис. 5. Интерфейс пользователя начальника отдела, специализированного по управлению компетенциями в соответствии с градацией социально значимых вопросов
Начальники отделов помимо доступа к разделам указанным в интерфейсе сотрудника отделов, специализированных по управлению компетенциями в соответствии с градацией социально значимых вопросов, имеют функцию просмотра личных дел сотрудников, которые находятся в их подчинении. Также раздел «Управление документами» позволяет начальнику отдела работать в системе электронного документооборота учреждения [6, с. 93].
Таким образом, программный продукт «Е-ЦУК» позволит разграничить степень влияния работников центра управления компетенциями согласно должностным обязанностям, обеспечит обратную связь между работниками разных уровней и представителями экспертного сообщества. Совершенствование функционирования центра управления компетенциями посредством представленного ИТ-инструментария позволит модернизировать процессы организации, планирования, управления и контроля деятельности учреждения, упростит и качественно улучшит работу с интеллектуальными ресурсами экспертного сообщества и кадрами учреждения.
Литература
1. Черкасова Т.П., Архипова О.И., Аксенов Е.А. Интегральная оценка эффективности функционирования центра управления компетенциями как инструмента публичного управления // Journal of Economic Regulation. 2017. № 1 - С. 96-103.
2. Дрожжинов В. Аналитика по отрасли // Электронное правительство. -URL:http://www.pk6.eos.ru/analitics/detail.php?ID=121653 (дата обращения: 30.09.2017).
3. Холдин Р.С., Кукарцев В.В. Менеджмент предприятия на основе сетевых информационных технологий - интранет // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. Т. 1. № 7. С. 471-472.
4. Fang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of The Computer. - 2002. - №10. - С. 13-25.
5. Кайль Я.Я., Зудина Е.В., Плиев Г.А., Епинина В.С., Ламзин Р.М., Великанов В.В. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность. Коллективная монография / Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2017. - 244 с.
6. Юртаев А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения системы электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 3.
7. Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Институциональные основания и когнитивные модели повышения качества и эффективности предоставления государственных услуг / Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. Ч. 1. С. 374-382.
8. Игнатова Т.В., Калинина А.Г. Технологии учета экономических предпочтений населения в государственном управлении // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2015. № 1. С. 163-169.
Cherkasova Tatiana Pavlovna, Ph.D., dean of faculty of political science, Associate Professor, Department of Economics and Business, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Moiseenko Oksana Igorevna, senior lecturer of the department of political science and ethnopoli-tics, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ENSURING INSTITUTIONAL AND TECHNOLOGICAL INTEGRATION IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION THROUGH THE INTRODUCTION OF SOFTWARE E-CCM (CENTER OF COMPETENCE MANAGEMENT) PRODUCT
Abstract
The article presents a four-level model of integration of the public management system, reflecting the risks of the technical level. As an instrument for leveling and eliminating the above problems and risks, it is proposed to use the author's software product E-CCM, which provides a synergistic effect of interaction between the technological system and the intellectual potential of society representatives. Keywords: public administration, center of competence management, author's software product E-CCM.