Научная статья на тему 'Обеспечение информационной безопасности обучающихся'

Обеспечение информационной безопасности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
502
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INFORMATION SECURITY / TRAINING / INTERNET ADDICTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Роина Ольга Валентиновна, Постоева Елена Станиславовна, Загуменных Нина Александровна

В данной статье обращается внимание на проблему обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики Интернет-зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Роина Ольга Валентиновна, Постоева Елена Станиславовна, Загуменных Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INFORMATION SAFETY OF STUDENTS

This article draws attention to the problem of ensuring information security of students, including the prevention of the Internet addiction

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационной безопасности обучающихся»

УДК 371

13.00.00 Педагогические науки

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Роина (Завалишина) Ольга Валентиновна

к.п.н., доцент кафедры развития образовательных

систем

РИНЦ SPIN-код: 2621-4153 [email protected]

Постоева Елена Станиславовна

к.п.н., зав. кафедрой, доцент кафедры развития

образовательных систем

postoevaes@yandeх.ru

Загуменных Нина Александровна к.псих.н., доцент кафедры развития образовательных систем zagnina@yandeх.ru

ОГБУДПО «Курский институт развития образования»

305004, Россия, г. Курск, ул. Садовая, 31

В данной статье обращается внимание на проблему обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики Интернет-зависимости

Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Рок 10.21515/1990-4665-129-019

UDC 371

Pedagogical sciences

ENSURING INFORMATION SAFETY OF STUDENTS

Roina (Zavalishina) Olga Valentinovna Cand.Ped.Sci., assistant professor of the Development of Educational Systems department RSCI SPIN-code: 2621-4153 [email protected]

Postoeva Elena Stanislavovna Cand.Ped.Sci., assistant professor of the Development of Educational Systems department postoevaes@yandeх.ru

Zagumennyh Nina Aleksandrovna

Cand.Psi.Sci., assistant professor of the Department of

Development of Educational Systems

zagnina@yandeх.ru

Institute for Educational Development,

Kursk, Russia

This article draws attention to the problem of ensuring information security of students, including the prevention of the Internet addiction

Keywords: INFORMATION SECURITY, TRAINING, INTERNET ADDICTION

В настоящее время проблема информационной безопасности многоаспектна и ей уделяется большое внимание в связи с массовым вступлением обучающихся в «группы смерти» в социальных сетях, пропагандой насилия в интернете и т.д.

По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов.

Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания.

Ь^У/д .kubagro.ru/2017/05фёШ9^

В Концепции информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. №2471-р) информационная безопасность детей - защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия [2].

В Доктрине информационной безопасности обращается внимание на необходимость обеспечения защищенности граждан от информационных угроз, за счет формирования их личной культуры информационной безопасности [1].

В Курской области в ОО уделяется большое внимание на следующие ключевые моменты обеспечения информационной безопасности, в том числе профилактики Интернет-зависимости:

- на сайтах образовательных организаций Курской области постоянно обновляется информация, касающаяся данной проблематики;

- проходят лекции, семинары, тренинги, круглые столы, конференции и других мероприятия по проблемам профилактики Интернет-аддикции, в том числе вступления школьников в «группы смерти» для всех участников образовательного процесса. Например, в МБОУ «Обоянская СОШ №2» Курской области педагогами проведены следующие мероприятия: «Что мы знаем о безопасности в Интернете?» (для учащихся 4 кл, Лопина М.Н.), беседа «Интернет и Я» (для учащихся 3кл, Кошевая С.Н.), классный час в 8-х классах «Безопасное общение в сети Интернет» (Фурсова Н.А.), классный час в 11-м классе «Безопасный Интернет» (Манаенко С.Г.);

.kubagro.ru/2017/05^/19^

- в 2016 г. комитетом образования и науки Курской области совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области и ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» был проведен конкурс программ по созданию безопасной информационной среды в образовательных организациях Курской области среди педагогических работников ОО, на который была представлена 21 программа из 15 районов и городов Курской области. В ходе проведения конкурса выявлены творчески работающие педагоги, имеющие определенные достижения в создании безопасной информационной среды. Все программы, представленные на конкурс, имели целью реализацию идей обновления содержания и технологий по информационной безопасности в соответствии с актуальными требованиями современности;

- проведение информационного просвещения специалистов муниципальных районов и городских округов Курской области по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Например, сотрудниками ОГБУ ДПО «Курского института развития» проводятся серия круглых столов по обеспечению информационной безопасности обучающихся в районах Курской области, на которых обсуждаются вопросы: профилактики Интернет-аддикции у школьников, психолого-педагогические аспекты обеспечения информационной безопасности;

- в программы повышения квалификации для педагогических работников внесены вопросы профилактики Интернет-зависимости и обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- многие классные руководители образовательных организаций в рамках социального партнерства для участия в родительских собраниях приглашают сотрудников органов внутренних дел, Роскомнадзора, социально-психологических служб для организации бесед по данной проблематике;

- проведение круглых столов для специалистов социально-психологических служб по вопросам обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики вступления школьников в «группы смерти»;

- в рамках недели Интернета многие образовательные организации Курской области проводят тестирование по безопасности в сети Интернет для школьников, затем обучающиеся делятся своими впечатлениями, положительными и отрицательными эмоциями.

Особое внимание уделяется, конечно, не только теоретическим занятиям, но и практическим (групповым и тренинговым занятиям) с

родителями, педагогами и школьниками.

Несомненно, важным аспектом проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся является разработка необходимой нормативно-правовой базы в образовательных организациях. Перечислим примерные документы, входящие в данный перечень, по-нашему мнению:

1. Все документы, касающиеся данного вопроса и утвержденные на федеральном и региональном уровне, например, законы, концепции и т.д.

2. Правила использования сети Интернет в образовательной организации.

3. Инструкция по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.

4. Инструкция для педагогических работников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися Интернета в ОО.

5. Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу.

6. Регламент работы с электронной почтой в образовательной организации.

7. Положение о сайте образовательной организации.

8. Инструкция по организации антивирусной защиты в ОО.

9. Положение о школьном центре дистанционного обучения школьников.

Особое внимание по обеспечению информационной безопасности в ОО следует уделять разработке памяток по данной проблематике для участников образовательного процесса. Приведем пример некоторых из них.

Памятка педагогам об обеспечении информационной безопасности детей

1. Повышайте свой собственный уровень пользования компьютером и Интернетом, для того, чтобы быть авторитетом, советчиком для своих учеников.

2. Проводите различные мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках и способов преодоления.

3. Рассказывайте обучающимся о правилах поведения в Сети, и их личной реальной, а не виртуальной

ответственности.

4. Научите как правильно себя вести при столкновении с нарушением закона во Всемирной паутине.

5. Приучайте соблюдать подростков авторские права, и обязательно расскажите об ответственности за их нарушение.

6. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщите родителям о проблемах их детей.

7. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета, их отличать правду от лжи.

8. Старайтесь больше проводить интересных мероприятий в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), для того, чтобы показать ученикам, что она намного интереснее виртуальной.

9. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

10. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью обращайтесь к психологам, в различные специализированные центры.

Памятка школьникам по обеспечению информационной

безопасности

1. При использовании Интернета помните о том, что реальная жизнь намного интересней виртуальной.

2. При общении в Сети пользуйтесь правилами конфиденциальности (не рассказывайте незнакомым людям о месте своего проживания, составе семьи и т.д.).

3. Соблюдайте авторские права, так как их несоблюдение карается законом.

4. Помните, о риске общения в приватном режиме, не верьте на слова виртуальным «друзьям».

5. Работу в Интернете старайтесь чередовать с другими занятиями (уборкой по дому, прогулкой).

6. Помните о том, что встреча с виртуальными «друзьями» может быть небезопасной, поэтому подумайте, прежде чем соглашаться на нее.

7. Если у Вас возникает проблема, не следует пытаться решить ее в виртуальном пространстве, попросите помощи у своих родителей, педагогов,

«реальных» друзей.

8. Если Вы ощущаете, что ваша увлеченность Сетью Интернет начинает доминировать над другими увлечениями, поделитесь этим со своими

родителями, или обратитесь за помощью к психологу, в специализированные центры.

Таким образом, в современном мире необходимо уделять особое внимание обеспечению информационной безопасности обучающихся, так как, к сожалению, подростки каждый день подвергаются угрозам, которые связанны с рассмотренной проблемой.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646).

2. Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. №2471-р).

References

1. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utverzhdena ukazom Prezidenta RF ot 5 dekabrja 2016 g. №646).

2. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej (utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 2 dekabrja 2015 g. №2471-r).

http://ej .kubagro.ru/2017/05/pdf/19.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.