Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аммятов И.Р., Айзатуллова А.Ш.

Проблема информационной безопасности на транспорте имеет глобальный характер, однако данный факт не исключает проектирования определенных правил, которые могут применяться внутри отдельного государства. Кроме того, исследование зарубежного опыта может значительно повысить эффективность, во время формирования национальной методики в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аммятов И.Р., Айзатуллова А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INFORMATION SECURITY IN TRANSPORT

The problem of information security in transport is global, but this fact does not exclude the design of certain rules that can be applied within a particular state. In addition, the study of foreign experience can significantly increase efficiency during the formation of national methodology in this area.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ»

УДК 433(93)

Аммятов И.Р.

курсант «Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева» гр. П-20-1.

Г. Ульяновск, Россия. Научный руководитель: Айзатуллова А.Ш. кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГиСЭД) «Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева»

Г. Ульяновск, Россия.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Аннотация

Проблема информационной безопасности на транспорте имеет глобальный характер, однако данный факт не исключает проектирования определенных правил, которые могут применяться внутри отдельного государства. Кроме того, исследование зарубежного опыта может значительно повысить эффективность, во время формирования национальной методики в этой сфере.

Ключевые слова

Кибербезопасность, информационная безопасность, техническая защита информации, авиационный

транспорт, транспортные предприятия.

Ammyatov I.R.

cadet of the Higher Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B. P. Bugaev

group P-20-1. Ulyanovsk, Russia. Scientific adviser: Aizatullova A.SH. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines Higher Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B. P. Bugaev

Ulyanovsk, Russia.

ENSURING INFORMATION SECURITY IN TRANSPORT Abstract

The problem of information security in transport is global, but this fact does not exclude the design of certain rules that can be applied within a particular state. In addition, the study of foreign experience can significantly increase efficiency during the formation of national methodology in this area.

Key words

Cyber security, information security, technical protection of information, air transport, transport companies.

Аэропорты и авиакомпании уделяют большое внимание информационной безопасности, в связи, с чем она остаётся основным направлением инвестиций в информационные технологии. Однако, определенные инициативы по предотвращению угроз информационной безопасности, а также развитию системы кибербезопасности осуществляются не так быстро, как того требуют обстоятельства. Данные выводы содержатся в исследовании 2018 Air Transport Cybersecurity Insights компании SITA, глобального поставщика ИТ-решений для авиации. Как показывает обзор, 89% директоров по информационным технологиям авиакомпаний планируют реализовать крупные программы по кибербезопасности в ближайшие три года. В прошлом году таких было меньше - 71%. Аэропорты озадачены вопросами безопасности еще сильнее: 95% из них намерены реализовать подобные программы к 2023 году. Непрерывность бизнеса по-прежнему остается приоритетом для топ-менеджеров авиакомпаний и аэропортов: 57% из них инвестируют в решения по защите операционных систем и процессов [1].

Применению информационных технологий с целью обеспечения безопасности на транспорте уделено особое внимание со стороны мирового сообщества.

В ноябре 2015 г. в ходе проведения Всемирной конференции по радиосвязи в Женеве было принято решение о распределении радиочастотного спектра с целью осуществления глобального слежения за рейсами гражданской авиации. Данные меры были предприняты в связи с исчезновением в марте 2014 г. самолета Boeing 777, рейс МН 370 Малазийских авиалиний, на борту которого находились 239 человек [2, с.6]. Учитывая большую важность укреплению кибербезопасности, Еврокомиссия прикладывает все возможные усилия в данном направлении, как на территории стран Евросоюза, так и на международной арене. Это обуславливает непрерывность процесса усовершенствования нормативно-правовой базы Евросоюза в области кибербезопасности на транспорте.

Основным документом, который определяет приоритетные направления, а также цели и задачи в области кибербезопасности в Евросоюзе является «Стратегия кибербезопасности Евросоюза».

Согласно данному документу, основные усилия ЕС сосредоточены на решении пяти приоритетных

задач:

- повышение устойчивости информационно-коммуникационных систем, а также критически важных объектов транспортной инфраструктуры к кибератакам;

- кардинальном снижении уровня киберпреступности, как на территории объектов транспортной инфраструктуры, так и в государствах Евросоюза в целом;

- развитие политики ЕС в области киберобороны;

- создание производственной и научно-исследовательской базы обеспечения кибербезопасности;

- участие в формировании международной политики информационной безопасности и продвижении интересов Евросоюза в этой области на мировой арене.

На данный момент уже предприняты некоторые мероприятия в этом направлении. В рамках Евросоюза сформирован экспертный форум по сетевой информационной безопасности (Network and Information Security Platform). В его структуре сформированы три профильные рабочие группы:

- по кризисному управлению в сфере кибербезопасности;

- по обмену информацией и технологиями между заинтересованными субъектами ЕС;

- по координации подходов к проведению научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, внедрению инноваций в сфере ИКТ и кибербезопасности.

В наши дни все авиакомпании, которые прошли регистрацию в Евросоюзе, могут передавать данные исключительно при наличии соответствующих двусторонних соглашений. Евросоюз заключил соглашения такого рода с США и Австралией. Также подобный документ был подписан с Канадой, но на уровне Еврокомиссии, его легитимность была оспорена в Суде ЕС.

Таким образом, применению информационных технологий с целью обеспечения безопасности на

транспорте уделено особое внимание со стороны мирового сообщества. В Евросоюзе важное место отводится развитию собственного потенциала обеспечения надежной защиты критически особо значимых объектов транспортной инфраструктуры ЕС от киберугроз.

Опираясь на требования законодательства о хранении персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России, предлагается создать российский GDS на основе информационных ресурсов системы «Сирена», разработанной ОАО «РЖД». Создание российской системы единого билета может стать системообразующим проектом, направленным на импортозамещение программного обеспечения. Это позволит преодолеть глобальную монополию Соединенных Штатов Америки в сфере информационной безопасности на транспорте. Новой перспективной сферой деятельности в области обеспечения информационной безопасности на транспорте станет разработка беспилотных летательных аппаратов.

Список использованной литературы:

1. Исследование 2018 Air Transport Cybersecurity Insights компании SITA// [электронный ресурс]. URL: https://www.sita.aero/resources/type/surveys-reports/air-transport-cybersecurity-insights-2018 (дата обращения: 18.02.2020);

2. Зворыкина, Ю.В. Обеспечение безопасности на транспорте // Транспорт Российской Федерации - 2018г. №1 С.62.

© Аммятов И.Р., 2022

УДК 004.428.2

Некрасов А.А.

Аспирант, Инженер, АО НПЦ Элвис г. Москва, РФ Черкасов Н.А. Бакалавр, Инженер, АО НПЦ Элвис г. Москва, РФ Титов И.В.

Магистр, Инженер, АО НПЦ Элвис г. Москва, РФ Богданов В.В.

Бакалавр, Разработчик, ООО Вымпелком-ИТ

г. Москва, РФ

ОБЗОР МЕТОДИКИ И ПРОГРАММНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ДЕТЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Аннотация

Статья содержит обзор разработанного программно-аппаратного комплекса для детектирования и анализа транспортных потоков, который выполняет анализ WiFi голографии и применяет алгоритмы машинного зрения для детекции и получения данных о транспортном потоке.

Ключевые слова

Дорожное движение, Голография, Искусственный интеллект, Транспортные потоки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.