Научная статья на тему 'Обеспечение готовности промышленных объектов ТОО "Талды Сервис" к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Обеспечение готовности промышленных объектов ТОО "Талды Сервис" к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
173
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ / РИСК / ОЦЕНКА / ОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНЦИДЕНТ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / ОХРАНА ТРУДА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Имангазин М.К., Мурзатаева Д.Е.

В настоящей работе проведен исследование готовности промышленных объектов ТОО «Талды Сервис» к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установлено, что нефтеперерабатывающий комплекс (НПК) ТОО «Талды Сервис» соответствует всем требованиям безопасности. Мероприятия разработанные и внедрённые на НПК соответствуют нормам безопасной эксплуатации. Описаны основные мероприятия для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение готовности промышленных объектов ТОО "Талды Сервис" к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2017. - 255 с. С. 36 - 38.

3. Бутузов В. Гелиотехника в России. Перспективы развития. / Бутузов В. // Здания Высоких Технологий. -2016.-№4. -С. 60-65.

4. Возобновляемые источники энергии / Твайделл Дж., Уэйр А. - М.: Перевод на русский язык Издательский центр «Энергоатомиздат», 1990. - 94 с.

© Игумнов М.А., Жигалов Н.А., 2019

УДК 331.45:669.1

М.К. Имангазин

к.т.н., профессор Казахско-Русский Международный Университет Актобе, Республика Казахстан Мурзатаева Д.Е. магистрант

Казахско-Русский Международный Университет г.Актобе, Республика Казахстан

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ТОО «ТАЛДЫ СЕРВИС» К ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация

В настоящей работе проведен исследование готовности промышленных объектов ТОО «Талды Сервис» к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Установлено, что нефтеперерабатывающий комплекс (НПК) ТОО «Талды Сервис» соответствует всем требованиям безопасности. Мероприятия разработанные и внедрённые на НПК соответствуют нормам безопасной эксплуатации. Описаны основные мероприятия для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова

Авария, риск, оценка, опасность, чрезвычайная ситуация, безопасность, инцидент, нефтеперерабатывающий комплекс, охрана труда, загрязнение.

Общие сведения о промышленном объекте

Производственной деятельностью нефтеперерабатывающего комплекса - НПК ТОО «Талды Сервис» являются получение нефтепродуктов: бензина, керосина, дизельного топлива, технических масел, мазута. Вышеназванная установка расположена в промышленной зоне города Актобе. В состав промышленного объекта входят

1. НПУ(нефтеперерабатывающая установка): атмосферная установка; вакуумная установка; блок компаундирования; блок регенерации масел; блок подготовки нефти; блок смешения нефти; котельная; терминал №1; терминал №2; терминал №3; блок осветвления;

2. Ж/д эстакада №1;

3. Ж/д эстакада №2;

4. Ж/д эстакада №3;

5. Автомобильная эстакада;

6. Насосная. Проектная мощность:

- по исходному сырью: min 300 т/сутки; max 350 т/сутки.

- по готовому продукту: нестабильный бензин 3,653 т/час; керосин 1,461 т/час; полуфабрикат 8,475 т/ч; дизельное топливо 3,642 т/час; легкое масло 0,730 т/ч; мазут 3,647 т/час.

По штатному расписанию числится 43 человека из них: ИТР - 9 человек, рабочих - 29 человек, служащих - 5 человек.

Специфика производственной деятельности НПК ТОО «Талды Сервис» связана с применением опасных веществ - сырой нефти, деэмульгатора, дизельного топлива, бензина, мазута, керосина, лёгких масел, подверженных образованию взрывопожарной концентрации смеси углеводородов при эксплуатации резервуарного парка, установок слива нефти и нефтепродуктов, перекачивающих насосов, эстакад слива-налива нефти и нефтепродуктов для отгрузки потребителям.

Обеспечение готовности к ЧС

На НПК в целях обеспечения безопасности при эксплуатации технологического оборудования, осуществляются технические решения, в том числе:

1) решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ, для чего:

- дыхательные патрубки резервуаров защищенными огнепреградителями;

- поверхности резервуаров для сырья утеплены, оборудованы обогревающими устройствами

(змеевиковые подогреватели емкостей, передвижные подогреватели наливных устройств

железнодорожной эстакады и спутники трубопроводов) с помощью горячей воды 1=80°С;

- поверхность резервуаров и трубопроводов покрыта антикоррозийной изоляцией;

- на РВС установлены дыхательные и предохранительные клапаны типа НКДМ-150, КПГ-150, а также замерные лючки типа ЛЗ-150;

- на РГС установлены предохранительные клапаны типа СМДК-100, КПГ-100, замерные лючки типа ЛЗ-150;

- на всех резервуарах установлены задвижки и сливные сифонные патрубки с кранами;

- резервуарный парк нефтепродуктов обвалован земляным валом;

- в целом резервуарный парк и каждый резервуар оборудованы устройством защитного заземления от статического электричества и молниезащитой.

2) решения, направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализацию выбросов опасных веществ:

- РВС-400, РВС-1000, 2000 оборудованы пенными генераторами типа ГПСС-600, по 2 единицы на каждом;

- разработан «План ликвидации возможных аварий», в котором учтены возможные аварии и разработаны мероприятия по их локализации и ликвидации.

3) решения по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности:

- на всех ёмкостях резервуарного парка установлены огневые предохранители;

- на всех резервуарах нефтеперерабатывающего комплекса и электродвигателях насосных станций установлены средства молниезащиты и заземление;

- используются электродвигатели во взрывобезопасном исполнении;

- применяется трубопровод для подачи пены на тушение пожара, который подведён на сливо-наливную эстакаду, в насосную и так же на каждый резервуар, сеть пенотушения закольцована; на сети установлены пожарные гидранты, соединительные головки для подключения пожарной техники, установлены противопожарные щиты; источником питания водопровода высокого давления служит существующая на территории завода сеть водоснабжения высокого давления;

- все технологические процессы протекают в герметичных аппаратах;

- для промывки аппаратов перед вскрытием на ремонт, осмотр или очистку организованы стояки с горячей водой 1=80°С.

- наружная поверхность водопроводных и канализационных колодцев для защиты от воздействия агрессивных грунтовых вод покрывается битумной мастикой; на колодцы сети дождевой-производственной

канализации установлены гидрозатворы с огнепреградителями.

Меры безопасности, вытекающие из специфики технологического процесса на НПК

Для обеспечения безопасного ведения технологического процесса разделения нефтяных отходов промышленный персонал должен строго соблюдать нормы технологического режима и правила эксплуатации оборудования.

При эксплуатации основных аппаратов установки (рекуператорная колонна, емкости, теплообменники) технологического процесса, находящиеся под давлением.

Высокая температура нагрева нефти в системе требует особого внимания к работе всех узлов установки. Важное значение при эксплуатации НПУ имеет герметичность трубопроводов и аппаратов, находящихся под давлением, особенно, опасным будет нарушение герметичности рекуператорной колонне, работающей под давлением. Малейшие неплотности соединений в оборудовании и коммуникациях приводит к подсосу (забору) воздуха внутрь колонны, что нарушает процесс демеркаптанизации нефти и разлив. При нарушении необходимо выявить и устранить источник подсоса воздуха, проверить работу системы.

Необходимо периодически очищать колонну от грязи, солей, кокса и других отложений, проверять герметичность всех аппаратов и трубопроводов.

Также, важное значение имеет наблюдение за эксплуатацией технологических насосов. Для предотвращения аварий, связанных с остановкой насосов, необходимо всегда иметь в резерве исправные дублирующие насосы.

Основным требованием безопасной эксплуатации насосов это обеспечение их герметичности, особенно, сальниковых устройств и ответственной операцией при эксплуатации насоса является его запуск в работу.

Пуск центробежных насосов проводится при закрытой задвижке на нагнетающем трубопроводе, т.е. сначала дается неполная нагрузка, что значительно облегчает запуск электродвигателя, а затем постепенно открывая задвижку на нагнетательной линии, переводят насос на нормальный режим.

При пуске поршневых насосов нужно убедиться в том, чтобы задвижки на всасывающей и нагнетательной линиях были открыты иначе может произойти разрыв деталей насоса или нагнетательной линии, и внимательно следить за показаниями манометра, допустимого значения по красной черте на ее шкале. Причинами повышения давления могут быть падение плашек на задвижке со стороны нагнетания, забивка или непредусмотренное перекрытие нагнетательной линии по ходу движения продукта и т.д.

При проведении технологического процесса обслуживающий персонал обязан точно соблюдать нормы технологического режима, требования техники безопасности, противопожарной безопасности и промсанитарии.

На территории резервуарного парка

Территория резервуарного парка должна быть спланирована и должен быть уклон для отвода ливневых вод в сборные колодцы; для входа на территорию по обе стороны обвалования или ограждающей стены следует установить лестничные переходы с перилами: для отдельно стоящего резервуара - не менее двух; переходить через обвалование в иных местах запрещается.

На территории резервуарного парка и у отдельно стоящих резервуаров курить, пользоваться любым источником открытого огня и света запрещается, об этом должны предупреждать четкие надписи, знаки безопасности, как в резервуарном парке, так и у входа на территорию.

Въезд транспорта в обвалование резервуаров допускается по специально оформленному разрешению, согласованному с пожарной охраной, и только с искрогасителями на выхлопной трубе; подъезжать автотранспорту к эксплуатируемому резервуару следует не ближе чем на 20 метров.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности РК резервуарный парк должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения, которые должны быть в исправном состоянии и находиться в предназначенных местах.

В случае замерзания запорной арматуры резервуаров для их разогревания должны применять пар или

горячую воду.

Во избежание возможного взрыва в результате накопления зарядов статического электричества резервуар необходимо заполнять под уровень подаваемой жидкости (не падающей струей). Для предотвращения деформации резервуара скорость заполнения должна соответствовать пропускной способности дыхательных клапанов.

Оборудование резервуаров необходимо систематически проверять в соответствии с правилами его эксплуатации. Открывать и закрывать задвижки резервуара следует плавно, без применения рычагов. Замерять уровни и отбирать пробы нефти исправными приборами.

Кольцо замерного штока и лот мерной ленты должны быть исправными и выполненными из материала, не дающего искр. Запрещается отбирать пробы нефти из резервуаров во время закачки (откачки) нефти, а также замерять вручную уровень нефти во время грозы и силе ветра, превышающей установленную для данного района.

Действующий резервуар должен быть немедленно, выведен из работы, освобожден от нефти в случае появления течи непосредственно в резервуаре.

На железнодорожной сливо-наливной эстакаде

При эксплуатации ж/д эстакады необходимо содержать в исправном состоянии сливо-наливные устройства, откидные мостики; пар и горячая вода на эстакаде должны быть постоянно.

На расстоянии 20 м по обе стороны от сливо-наливной эстакады или отдельно, стоящих стояков необходимо установить знаки безопасности, запрещающие проезд локомотивов; локомотивы, подающие ж/д вагоны-цистерны для слива (налива) нефти, на территории эстакады должны работать только на жидком топливе; слив (налив) нефти следует начинать только после того, как локомотив будет выведен за пределы наливного фронта.

Железнодорожные вагоны-цистерны необходимо выводить и подавать плавно без толчков и рывков, для торможения вагонов-цистерн следует использовать деревянные подкладки; применять металлические башмаки для этой цели не допускается; ж/д вагоны-цистерны необходимо сцеплять и расцеплять вне пунктов налива нефти; вагоны-цистерны следует передвигать лебедкой в пределах эстакады; не допускаетя в качестве рычагов применять лом и другие стальные предметы для сдвига и подкатки вагонов-цистерн к месту налива нефти.

Сифонную колонку следует поворачивать лебедкой, стальной трос которой прикрепляют к выступающей верхней части колонки; запрещается использовать для этой цели сливной шланг или трубу; при наливе нефти в вагоны-цистерны люк необходимо плотно закрыть брезентовым чехлом.

Наконечники шлангов, а также используемый при наливе инструмент должны быть изготовлены из металла, исключающего искрообразование при ударах; температура подогрева нефти в ж/д вагонах-цистернах должна быть ниже температуры ее вспышки на 15 °С и не превышать 90 °С.

На автомобильной сливо-наливной эстакаде

При эксплуатации эстакады необходимо содержать в исправном состоянии сливо-наливные устройства; на расстоянии 6 м по обе стороны от сливо-наливной эстакады или отдельно, стоящих стояков необходимо установить знаки безопасности.

Слив (налив) нефти следует начинать только после того, как автонефтевозы будут заземлены и двигатели заглушены; при наливе нефти люк автоцистерны необходимо плотно закрыть брезентовым чехлом.

Наконечники шлангов, а также используемый при наливе инструмент должны быть изготовлены из металла, исключающего искрообразование при ударах.

На грузоподъёмных машинах и механизмах, обозначены их предельная грузоподъёмность и срок следующего технического освидетельствования.

Выполняется график технического обслуживания и ремонта оборудования.

Проводится ежесменный визуальный осмотр грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Ремонт оборудования производится подразделениями, имеющими на это соответствующую лицензию.

Ультразвуковая дефектоскопия конструкций кранов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, выполняется специализированной организацией.

Для ликвидации возможных аварий на НПК разработан план ликвидации аварий, с которым ознакомлены все работники.

Применение производственного оборудования, удовлетворяющего требованиям нормативной документации и не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний.

Применение надёжно действующих и регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения и переработки информации.

Применение быстродействующих средств локализации опасных и вредных производственных факторов.

Эксплуатация оборудования в соответствии с его техническими характеристиками.

Рациональное размещение производственного оборудования и рабочих мест.

Профессиональный отбор, обучение работников, проверка их знаний и

навыков безопасности труда.

Применение средств защиты работников.

Соблюдение установленного порядка и организованности на каждом

рабочем месте, высокой технологической и трудовой дисциплины.

Производство работ повышенной опасности осуществляется в соответствии с инструкцией, устанавливающей требования к организации и безопасному проведению этих работ.

Предусмотренные мероприятия по технике безопасности и промышленной санитарии позволяют до минимума сократить и исключить воздействие оборудования и химических веществ на персонал.

Для уменьшения влияния травмоопасных факторов и неблагоприятных погодных условий трудящиеся обеспечиваются соответствующей спецодеждой.

Проектирование освещенности рабочих мест выполнено с учетом требований действующих нормативных документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все поверхностные здания и сооружения должны быть выполнены с учетом сейсмических воздействий, снеговой и ветровой нагрузки в соответствии с действующими нормами и размещены на надежном основании.

Для обеспечения безопасной работы грузоподъёмных механизмов (ГПМ) и предупреждения аварийных ситуаций обслуживание ГПМ осуществляется обученным и аттестованным персоналом, производится регулярный контроль за безопасной эксплуатацией ГПМ, регулярно и своевременно проводится техническое освидетельствование и спец обследование ГПМ, все ГПМ находятся на учете.

В целях предупреждений аварий грузоподъемных механизмов следует принимать все необходимые меры, направленные на качество ремонта кранов и их отдельных узлов и механизмов, а также своевременное устранение дефектов и повреждений, возникающих при эксплуатации кранов.

При эксплуатации стационарно установленных грузоподъемных механизмов должны осуществляться:

- выполнение графика технического обслуживания и ремонта оборудования;

- ежесменный визуальный осмотр грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

- еженедельный осмотр грузоподъемных механизмов и декадный осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары с записью в журнал лицами, ответственными за их исправное состояние;

- ремонт подразделениями, имеющими на это соответствующую лицензию;

- ультразвуковая дефектоскопия конструкций кранов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, выполняемая специализированной организацией.

Сосуды компрессорной станции, работающие под давлением, подвергаются техническому освидетельствованию (наружному, внутреннему

осмотру и гидравлическому испытанию) после монтажа допуска в работу, а также периодически в процессе эксплуатации.

Аварийная остановка сосудов компрессорной станции: сосуд должен быть немедленно остановлен в случаях:

- если давление в сосуде поднялось выше разрешенного и не снижается, несмотря на меры, принятые персоналом;

- при выявлении неисправности предохранительных клапанов;

- при обнаружении в сосуде и его элементах, работающих под давлением, не плотностей, выпучин, разрыва прокладок;

- при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;

- при снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;

- при выходе из строя всех указателей уровня жидкости;

- при неисправности предохранительных блокировочных устройств;

- при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду, находящемуся под давлением.

Причины аварийной остановки сосуда должны записываться в сменный журнал. Каждый сосуд снабжен предохранительными устройствами от повышения давления выше допустимого значения.

Для предотвращения постороннего вмешательства в деятельность объекта предусмотрена охрана. Безопасность людей обеспечивается:

- своевременной и беспрепятственной эвакуацией из помещений;

- защитой людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

В соответствии с нормами помещения имеют необходимое количество выходов, отвечающих требованиям эвакуационных. При наличии двух и более выходов они расположены рассредоточено. Двери эвакуационных выходов открываются по направлению выходов из зданий, имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.

Длина путей эвакуации принята в соответствии с нормами, в зависимости от функциональной и конструктивной пожарной опасности, категории по взрывопожароопасности помещений и зданий, а также степени огнестойкости зданий или пожарных отсеков.

Высота в свету путей эвакуации, в том числе дверей, не менее 2 м. Полы, потолки и стены, в том числе облицовка на путях эвакуации, приняты из негорючих материалов.

Уклон лестниц на путях эвакуации, принят не более 1:1. Лестницы 3-го типа размещаются у глухих частей стен с огнестойкостью не менее 0,5 часа. Эвакуационные лестничные клетки имеют естественное освещение и нормированную огнестойкость несущих и ограждающих конструкций.

4) Описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации:

- пожарная сигнализация;

- сигнализация об аварии производится сиреной, радиотелефоном;

- бензовозы оборудованы сигнализаторами заднего хода. Список использованной литературы

1. Правила пожарной безопасности в РК. Основные требования ППБ РК 08-97. Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям РК № 35 от 08.02.2006г.

2. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: Учеб. издание / Под общ. ред. В.А. Котляревского. - М.: Изд-во Ассоциации строительных ВУЗов, 2003. - кн.6. - 251 с.

© Имангазин М.К., Мурзатаева Д.Е.,2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.