Научная статья на тему 'Обеспечение функционирования единого экономического пространства к 1 января 2015 года без изъятий и ограничений'

Обеспечение функционирования единого экономического пространства к 1 января 2015 года без изъятий и ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / COMMON ECONOMIC SPACE / REGIONAL INTEGRATION UNIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валовая Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы заключения Договора о Евразийском экономическом союзе, преодоления изъятий и ограничений существующих в Едином экономическом пространстве, что является одной из главных задач деятельности Евразийской экономической комиссии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Securing the functioning of the Common economic space by January 1, 2015 without exceptions or limitations (Russia, Moscow)

The article focuses on the Agreement of the Eurasian Economic Union and overcoming exceptions and limitations existing in the Common economic space as the major tasks of the Eurasian Economic Commission

Текст научной работы на тему «Обеспечение функционирования единого экономического пространства к 1 января 2015 года без изъятий и ограничений»

а

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

На сегодняшний день снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан Казахстана и России, в частности отменены:

— квотирование;

— тест на экономическую целесообразность;

— обязательные разрешения на работу трудовым мигрантам.

Кроме того, увеличен срок временного пребывания тру-дящихся-мигрантов и членов их семей на территориях двух стран без регистрации до 30 суток.

Данные шаги способствуют повышению качества экономического взаимодействия и темпов роста экономик наших государств. В дальнейшем нам предстоит напряженная работа по ликвидации оставшихся бюрократических барьеров на пути свободного передвижения наших граждан.

Вместе с тем, следует признать, что вопросы социального и медицинского обеспечения трудящихся-мигрантов, посещения их детьми дошкольных учреждений в соответствии с договоренностями в рамках ЕЭП регулируются законодательством государства трудоустройства и поэтому не обеспечивают равных условий при их реализации. Не урегулированы на уровне «тройки» и вопросы, связанные с пенсионным обеспечением трудящихся-мигрантов, яв-

ляющихся гражданами Сторон, взаимным признанием их документов об образовании, работой по патенту (на основе гражданско-правового договора) и некоторые другие.

Мы видим эти проблемы и относим их к числу барьеров на пути свободного передвижения рабочей силы. Однако для решения большинства из них требуются финансовые затраты принимающих государств и, в этой связи, соответствующие предложения по их урегулированию нуждаются в серьезной проработке.

Снятие внутренних формальностей, мешающих гражданам действовать в рамках ЕЭП так же, как они действуют на отечественном внутреннем рынке, высвобождает ресурсы для экономического роста, способствует увеличению занятости и развитию крупномасштабных производств. Все это в широком смысле означает существенное повышение благосостояния наших народов, ведет к развитию контактов и общения, служит дальнейшему сближению простых граждан государств-партнеров.

Сегодня нет альтернативы региональной интеграции. Меры, предпринимаемые странами ТС и ЕЭП по углублению взаимодействия и формированию в ближайшем будущем Евразийского экономического союза, становятся важным фактором их устойчивого развития в перспективе.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА К 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА БЕЗ ИЗЪЯТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ

Т.Д. Валовая,

Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике

Евразийской экономической комиссии (г Москва), доктор экономических наук zuev@eecommission.org

В статье рассматриваются вопросы заключения Договора о Евразийском экономическом союзе, преодоления изъятий и ограничений существующих в Едином экономическом пространстве, что является одной из главных задач деятельности Евразийской экономической комиссии.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская экономическая комиссия, Единое экономическое пространство, региональные интеграционные объединения

ББК У9(2)80,3

С 1 января 2015 года должен начать функционирование Евразийский экономический союз — полноценное экономическое региональное объединение, которое будет эффективным, привлекательным и даст позитивные результаты, которых ждут не только наши экономики, но и наши народы.

Президенты интеграционной «тройки» поставили перед Евразийской экономической комиссией несколько жестких, серьезных, но абсолютно реалистичных задач. Подробнее остановлюсь на двух, на мой взгляд, наиболее актуальных.

Во-первых, подготовить к 1 мая 2014 года текст единого кодифицированного договора о Евразийском экономическом союзе, который будет состоять из нескольких частей: институциональная часть и часть Таможенного союза, часть Единого экономического пространства и часть тех договоренностей, которые сейчас есть в рамках Евразийского экономического сообщества, касающиеся более широкого круга вопросов, в том числе и социальных, и гуманитарных, которые необходимо перенести в новый договор.

Во-вторых, обеспечить к 1 января 2015 года функционирование Единого экономического пространства, преимущественно, без изъятий и ограничений (обеспечив тем самым благоприятный задел для развертывания Евразийского экономического союза).

Говоря о дальнейшем развитии евразийской экономической интеграции, у ряда экспертов возникает вопрос, продолжать активное движение вперед, идти темпом, заданным с момента формирования Таможенного союза в конце 2000-х годов, или напротив, затормозиться, осмотреться и обустроиться на достигнутом этапе?

Если сравнивать развитие интеграции с восхождением в гору, то разбивать лагерь на нашем «пути на Джомолунгму» нам нельзя. Мы не можем себе этого позволить, потому что в настоящее время не преодолели необходимую контрольную отметку — не сформировали до конца Единое экономическое пространство, на этапе которого мы и находимся.

Анализ показывает, что мы не можем его сформировать до конца, если не будем идти дальше, углубляя интеграционные договоренности: если не будем говорить о согласованной или единой политике в ряде ключевых отраслей, о гармонизации национального законодательства и, соответственно, о передаче национальных компетенций в новых сферах на наднациональный уровень. Все это, по сути, элементы, которые необходимы для завершения формирования единого экономического пространства и плавного перехода к созданию экономического союза.

22

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

а

Решение данных вопросов не может быть отложено в дальний ящик, поскольку если мы не будем ничего делать, то те изъятия и ограничения, которые у нас есть сегодня, будут чувствоваться с каждым днем сильнее. Они будут провоцировать раздражение и недовольство, будут создавать экономические помехи, потому что когда изъятий становится меньше, то каждое из них начинает действовать гораздо сильнее, соблазн использовать существующие ограничения возрастает. В этой связи стоит повторить фразу, сказанную в девяностые годы председателем Европейской комиссии Жаком Делором, в которой он сравнил интеграцию с ездой на велосипеде, подразумевая, если перестаешь крутить педали, то — падаешь. Поэтому мы вынуждены постоянно крутить педали и закрывать те изъятия, те дыры, которые могут, как раковые клетки, начать разъедать интеграционный механизм. Для того, чтобы этого не допустить, мы должны постоянно идти вперед.

Есть еще один очень интересный фактор, который говорит, почему нам сейчас надо очень активно заниматься именно развитием интеграции. На наших глазах в последние два-три года картина глобального мирового устройства стала меняться. Посткризисное развитие приводит к пониманию, что глобальная экономика, которую мы считали глобальной, по сути, таковой и не являлась, поскольку не было элементов глобального управления. По сути, была глобальная экономика на микроуровне: кризисы были глобальные, чего нельзя сказать о методах их преодоления. Только начиная с последнего кризиса, пришло понимание, что многие вещи на глобальном уровне в формате будь то ВТО или МВФ решать сложно, их легче решать в формате интеграционных объединений и каких-либо союзов между этими интеграционными объединениями. Как реакция на кризисные явления в экономике, как грибы после дождя, стали появляться новые форматы — это и Трансатлантический альянс, и Транстихоокеанское партнерство, и Тихоокеанский альянс.

Все это как раз свидетельствует о том, что мир сейчас делится на некие региональные интеграционные объединения, которые в будущем будут устанавливать между собой новые правила игры. И у Белоруссии, Казахстана и России был выбор: войти в те объединения, которые уже существуют, принять их правила игры, их «монастырь», пойти к их уставу или создать свое интеграционное объединение со своими

правилами игры, полностью соответствующее передовому международному опыту, но учитывающее специфику наших государств, их интересы. Такая возможность есть у очень ограниченного количества государств в мире, и мы в их числе. Сейчас мы можем создать новое интеграционное процветающее объединение, от которого получим большие экономические перспективы. В противном случае, придется рассматривать возможность присоединения к более сильным региональным игрокам. В этом глобальном мире одному не удастся выжить.

Если обратить внимание на статистические данные, то действительно, сейчас звучат совершенно справедливые цифры о том, что и в прошлом году темпы взаимной торговли сократились по сравнению с 2011 и 2010 гг., и в начале этого года у нас произошло некое замедление темпов взаимной торговли. Все это так, но цифры надо анализировать. Если взять статистику 2010-2011 годов, когда взаимная торговля росла очень высокими темпами (30-35%), мы увидим, что взаимная торговля росла темпами ниже, чем торговля Таможенного союза с третьим миром. То есть наша торговля в целом с третьим миром росла опережающими темпами примерно на 1/5. А в 2012 году, когда темпы взаимной торговли у нас упали, достигли только 9% против 30%, они были в 3 раза выше, чем темпы роста нашей торговли с внешним миром.

Та же самая картина, если мы возьмем первый квартал 2013 года. Да, действительно, там был ряд объективных факторов, которые привели к падению нашего товарооборота. Но если мы очистим нашу торговлю, взаимную торговлю и внешнюю торговлю от нефти и газа (это, в общем-то, постоянная константа), то мы увидим, что наша взаимная торговля, наш взаимный экспорт увеличился где-то на 5-7%. То есть у нас продолжает наращиваться наш неминеральный экспорт и это очень позитивно. Поэтому можно уже сейчас констатировать, что рынок государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства является хорошим рынком для наших предприятий именно в ключевых сферах нашей экономики, прежде всего в машинотехнической. И неслучайно доля машинотехнической продукции, если мы берем внешнюю торговлю, составляет всего 2%, а в рамках нашей взаимной торговли — 20%. Это, в общем-то, неплохая величина.

О ЗАДАЧАХ И ФУНКЦИЯХ СУДА ЕВРАЗЭС ПО ПОИСКУ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ И УРАВНОВЕШИВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮщИХ СУБЬЕКТОВ В ХОДЕ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

А.М. Соколовская,

Председатель Суда Евразийского экономического сообщества (г. Минск)

info@sudevrazes.org

В статье рассматриваются задачи и содержание деятельности Суда ЕврАзЭС, заключающиеся в поиске баланса интересов и уравновешивании ценностей, лежащих в основе евразийской интеграции. Показано, что Суд ЕврАзЭС фактически осуществляет международное правосудие на пространствах Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Ключевые слова: Суд ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз

ББК Х062.05я73

От имени Суда Евразийского экономического сообщества хочу поблагодарить за приглашение принять участие в работе сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Суд ЕврАзЭС является судебным органом, осуществляющим международное правосудие на пространстве Сообщества, а также в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.